Дело №2-3175/2016г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 декабря 2016 года город Орел
Заводской районный суд города Орла в составе
председательствующего судьи Кальной Е.Г.,
при секретаре Махутдиновой Н.А.,
рассмотрев в судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Администрации г.Орла к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Орловской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация г.Орла обратилась в суд с вышеуказанным иском. В обоснование требований указывалось, что решением Советского районного суда города Орла от (дата обезличена) на администрацию города Орла возложена обязанность предоставить Фамилия В.Н. благоустроенное жилое помещение в г.Орле по договору найма специализированного жилого помещения, общей площадью не менее 28-33 кв.м.на состав семьи один человек. Апелляционным определением Орловского областного суда (дата обезличена) решение Советского районного суда города Орла от (дата обезличена) оставлено без изменения, апелляционная жалоба администрации рода Орла - без удовлетворения.
(дата обезличена) Межрайонным отделом судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП по Орловской области было возбуждено исполнительное производство (номер обезличен)-ИП.
(дата обезличена) администрация г.Орла обратилась в Советский районный суд г.Орла с заявлением об отсрочке исполнения решения суда от (дата обезличена). Определением Советского районного суда г.Орла от (дата обезличена) администрации г.Орла отказано в предоставлении отсрочки исполнения указанного решения суда.
(дата обезличена) судебным приставом - исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП по Орловской области вынесено постановление о взыскании с администрации города Орла исполнительского сбора в размере 50000 руб.
Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
(дата обезличена) уведомлением о бюджетных ассигнованиях на 2015 год (номер обезличен)-л от (дата обезличена) доведены лимиты бюджетных обязательств для муниципального образования «Город Орел» в размере 37423 123 руб. С учетом предусмотренного из бюджета области финансирования администрацией г.Орла принято постановление от (дата обезличена) (номер обезличен) «О приобретении жилья для детей-сирот».
В соответствии с доведенными лимитами бюджетных обязательств для муниципального образования «Город Орёл» на 2015 год в размере 37 423 123 руб. администрацией города Орла заключены: 1) (дата обезличена) с МКУ «Управление капитального строительства г.Орла» муниципальный контракт участия в долевом строительстве жилья (номер обезличен) на строительство 1 квартиры по адресу: (адрес обезличен)А; 2) (дата обезличена). с ОАО «Орелстрой» заключен муниципальный контракт участия в долевом строительстве жилья (номер обезличен) на строительство 27 квартир адресу: (адрес обезличен), согласно которым во исполнение принятых в 2014 году 28 судебных решений Советского районного суда (адрес обезличен) администрацией (адрес обезличен) в мае 2016 года предоставлены 28 квартир лицам указанной категории.
Однако решения 2015 года, в том числе решение от (дата обезличена) по иску Фамилия В.Н. в их число не вошли ввиду отсутствия финансирования из бюджета Орловской области на исполнение переданных администрации г.Орла государственных полномочий.
Поскольку выделенных денежных средств из бюджета Орловской области в 2015 году оказалось недостаточно для надлежащего и своевременного исполнения в полном объеме администрацией г.Орла переданных полномочий по обеспечению лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, администрацией г.Орла (дата обезличена), (дата обезличена), (дата обезличена) и (дата обезличена) направлены обращения Губернатору Орловской области Фамилия В.В. с просьбой о выделении дополнительных денежных средств на исполнение переданных государственных полномочий, в том числе на исполнение решения суда по иску Фамилия В.Н.
(дата обезличена) до МО «Город Орел» доведены лимиты бюджетных обязательств на 2016 год на исполнение переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот в размере 59 557 200, 00 руб.
Согласно письму Департамента строительства, ТЭК, ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области от 05.02.2016г. (номер обезличен) Орловской областью было осуществлено погашение кредиторской задолженности для исполнения муниципального контракта 2015 года на приобретение жилых помещений для лиц из числа детей-сирот за счет лимитов, доведенных на 2016 г.
На оставшиеся денежные средства в размере 34 459 656,00 рублей 31.03.2016г. на официальном сайте (информация скрыта) администрацией г.Орла размещен электронный аукцион (номер обезличен) на определение поставщика для осуществления закупки 29 жилых помещений (квартир) для детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.
В связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе не подано ни одной заявки, аукцион признан несостоявшимся, что подтверждается протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от (дата обезличена).
08.06.2016г. на официальном сайте (информация скрыта) администрацией г.Орла повторно был размещен электронный аукцион (номер обезличен) на определение поставщика для осуществления закупки 40 жилых помещений (квартир) для детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.
В связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе не подано ни одной заявки, аукцион признан несостоявшимся, что подтверждается протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от (дата обезличена).
18.07.2016г. на официальном сайте (информация скрыта) администрацией г.Орла в третий раз размещен электронный аукцион (номер обезличен) на определение поставщика для осуществления закупки 40 жилых помещений (квартир) для детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.
В связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие е электронном аукционе не подано ни одной заявки, аукцион признак несостоявшимся, что подтверждается протоколом рассмотрения заявок т участие в электронном аукционе от 05.08.2016г.
В связи с указанными обстоятельствами, (дата обезличена) администрация г.Орла повторно обратилась в Советский районный суд г.Орла с заявлением об отсрочке исполнения решения суда от (дата обезличена) до (дата обезличена) Определением от (дата обезличена) администрации г.Орла было отказано в предоставлении отсрочки исполнения решения суда. 21.09.2016г. на официальном сайте (информация скрыта) администрацией г.Орл; в четвертый раз размещен электронный аукцион (номер обезличен) на определение поставщика для осуществления закупки 20 жилых помещений (квартир) для детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц и их числа.
В связи с тем, что по окончании подачи заявок на участие в электронном аукционе не подано ни одной заявки, аукцион признан несостоявшимся.
(дата обезличена) на официальном сайте zakupki.gov.ru администрацией г.Орла в пятый раз размещены 40 электронных аукционов на определение поставщика для осуществления закупки 40 жилых помещений (квартир) для детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.
После проведения публичных процедур, заключения муниципального контракта и оформления прав муниципальной собственности на приобретении квартиры, решение Советского районного суда (адрес обезличен) от (дата обезличена) будет исполнено в полном объеме.
Вышеуказанные обстоятельства не позволяют администрации г.Орла в установленный для добровольного исполнения срок, исполнить решение суда о предоставлении Фамилия В.Н. благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Просили освободить от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя от (дата обезличена) в размере 50 000 рублей.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица привлечен судебный пристав-исполнитель МОСП по ОИП УФССП России по Орловской области Конюхов В.А.
В судебном заседании представитель истца администрации г.Орла по доверенности Карасева Е.В. заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении, просила иск удовлетворить. Указала, что администрацией г. Орла были предприняты все зависящие от нее меры, направленные на своевременное исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе. Однако их своевременное выполнение являлось невозможным, так как исполнение подобной категории решений суда связано с необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат, поскольку законодательством предусмотрена особая процедура предоставления жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Согласно аукционной документации, на торгах предполагалась закупка 40 новых благоустроенных однокомнатных квартир, однако, объявленные аукционы не состоялись по причине отсутствия заявок, проводится работа по организации очередных торгов.
Неисполнение требований исполнительного документа в установленный срок связано с наличием объективно непреодолимых чрезвычайных обстоятельств, находящихся вне контроля администрации г. Орла.
Представитель ответчика УФССП России по Орловской области, третьего лица судебного пристава-исполнителя Конюхова В.А. по доверенности Поцелуева А.В. возражала против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что должник - администрация г. Орла не исполнила в установленный законом срок решение суда, в связи с чем в отношении нее было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора. Поскольку должник не подтвердил, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, не представил доказательств действий, направленных на исполнение требований исполнительного документа, в связи с чем, просила в удовлетворении заявленного иска отказать.
Выслушав объяснения сторон, исследовав доказательства, представленные по делу, материалы исполнительного производства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее Закон №229-ФЗ) судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
На основании ч. 8 указанной статьи судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства, либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.
В силу ч. 11 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 Федерального закона.
Согласно п. 1 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 данной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ч.2 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере 50000 руб. Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Пунктом 7 ст. 112 Закона №229-ФЗ суду предоставлено право с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 этой статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30.07.2001 г. №13-П, исполнительский сбор относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, т.е. санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Освобождение должника от взыскания исполнительского сбора допускается при подтверждении должником доказательств того, что нарушение установленного срока добровольного исполнения требований исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязательств.
В пунктах 74, 75 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 г. №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного ч. 3 ст. 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
При применении положений п. 7 ст. 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (п. 3 ст. 401 ГК РФ).
Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения, содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
При разрешении спора судом установлено, что решением Советского районного суда г. Орла от (дата обезличена), оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от (дата обезличена), постановлено обязать администрацию г.Орла предоставить Фамилия В.Н. благоустроенное жилое помещение в г.Орле, общей площадью не менее 28-33 кв.м, по договору найма специализированного жилого помещения на состав семьи один человек. (л.д. 9-13).
(дата обезличена) судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИП УФССП России по Орловской области Конюховым В.А. на основании исполнительного листа ФС (номер обезличен) от (дата обезличена) в отношении администрации г. Орла возбуждено исполнительное производство (номер обезличен)-ИП, предмет исполнения: обязать администрацию (адрес обезличен) предоставить Фамилия В.Н. благоустроенное жилое помещение не менее 28-33 кв.м на состав семьи 1 человек. Согласно данному постановлению должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления. Указанное постановление получено администрацией г.Орла (дата обезличена) (л.д. 14 ).
Обосновывая свои исковые требования, истец ссылался на то, что ими приняты все возможные меры к исполнению решения суда.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
В том числе, к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации относятся дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение (п. 8 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ).
Согласно ст. 5 Закона Орловской области от 06.12.2007 №727-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом Орловской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
В силу п. 3 ст. 20 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
В соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с (дата обезличена) приобретение жилых помещений возможно только путем открытых аукционов в электронной форме.
Обращаясь с настоящим иском в суд и заявляя требования об освобождении от взыскания исполнительского сбора, администрация г. Орла ссылается на то, что нарушение установленных сроков исполнения требований исполнительного документа обусловлено отсутствием их вины, поскольку администрацией г. Орла были предприняты все зависящие от них меры, направленные на своевременное исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, и решение суда не было исполнено в связи с тем, что администрация г. Орла является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования «Город Орел», собственного свободного жилищного фонда и финансовых средств не имеет, предоставление жилых помещений осуществляется путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» за счет субвенций, предоставляемых из областного бюджета, на основании муниципального контракта, заключение которого требует соблюдения установленных процедур, порядка и сроков, то есть требует существенных временных затрат, истцом проведена определенная работа по предоставлению соответствующего финансирования с целью приобретения жилья для указанной категории лиц.
Проверяя обоснованность заявленных истцом требований и доводов, на которых они основаны, суд полагает, что представленными истцом доказательствами, оцененными по правилам ст. 67 ГПК РФ, бесспорно подтверждается, что в течение установленного пятидневного срока реальное исполнение решения суда о предоставлении жилого помещения было невозможно, при этом истцом были предприняты все необходимые и зависящие от них меры.
Приходя к такому выводу, суд исходит из следующего.
(дата обезличена) администрацией г.Орла в Советский районный суд г.Орла подано заявление об отсрочке исполнения решения суда от (дата обезличена).
(дата обезличена) администрацией г. Орла в адрес судебного пристава-исполнителя направлено письмо о невозможности исполнения решения суда в установленные сроки.
Определением Советского районного суда (адрес обезличен) от (дата обезличена) администрации г.Орла отказано в предоставлении отсрочки исполнения решения Советского районного суда (адрес обезличен) от (дата обезличена).
Из материалов дела следует, что (дата обезличена) судебным приставом исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП по Орловской области вынесено постановление о взыскании с администрации г.Орла исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
В тот же день, судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об установлении должнику Администрации г.Орла нового срока для исполнения требований исполнительного документа до (дата обезличена).
Между тем, в ст. 5 Закона Орловской области от 06.12.2007г. № 727-ОЗ предусмотрено, что расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет и в пределах средств, предусмотренных на указные цели Законом об областном бюджете на соответствующий год.
Так, на 2014 год до муниципального образования город Орел на предоставление жилых помещений лицам из числа детей-сирот был доведен лимит бюджетных обязательств в размере 40 177 600 рублей, на выделенные денежные средства администрацией заключен муниципальный контракт на строительство 35 квартир для лиц данной категории по адресу: (адрес обезличен), согласно которому во исполнение 35 судебных решений Советского районного суда (адрес обезличен) в соответствии с постановлениями администрации г. Орла от (дата обезличена) предоставлены (адрес обезличен) лицам из числа детей-сирот.
В соответствии с доведенными лимитами бюджетных обязательств для муниципального образования (адрес обезличен) на 2015 год в размере 37 423 123 рубля администрацией города Орла заключены муниципальные контракты участия в долевом строительстве жилья, согласно которым во исполнение принятых в 2014 году 28 судебных решений Советского районного суда (адрес обезличен) администрацией г. Орла в мае 2016 года предоставлены 28 квартир лицам указанной категории.
Таким образом, выделенные муниципальным образованием «Город Орел» в 2015 году денежные средства были освоены должником на исполнение 28 решений суда за 2014 год.
(дата обезличена) в адрес Губернатора Орловской области администрацией (адрес обезличен) было направлено обращение, в которому указывалось, что на осуществление переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до муниципального образования «(адрес обезличен)» доведены лимиты бюджетных обязательств на 2015 г. в размере 37423123 руб. (дата обезличена) с МУП «Управление капитального строительства (адрес обезличен)» в соответствии с протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе заключен муниципальный контракт (номер обезличен) участия в долевом строительстве жилья на 1 однокомнатную квартиру по адресу: (адрес обезличен)А. (дата обезличена) с ОАО «Орелстрой» заключен муниципальный контракт (номер обезличен) участия в долевом строительстве жилья на строительство 27 квартир по адресу: (адрес обезличен). Таким образом, после передачи в марте 2016 г. построенных жилых помещений администрации города и регистрации права муниципальной собственности, будут исполнены решения суда, принятые в интересах 28 лиц из детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако, остаются не обеспеченными финансированием из бюджета Орловской области еще 30 решений суда в отношении лиц указанной категории граждан (2 решения приняты в 2014 г. и 28 решений – в 2015 г.). Кроме того, 116 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, состоящих на учете в муниципальном образовании «(адрес обезличен)», должны быть обеспечены специализированными жилыми помещениями в 2015 г. В связи с чем администрация г.Орла просила решить вопрос о выделении дополнительных денежных средств на указанные цели.
(дата обезличена) Губернатору Орловской области было направлено аналогичное обращение с указанием на то, что в соответствии с дополнительно выделенными Управлению муниципального имущества и землепользования администрации г. Орла лимитами бюджетных обязательств (уведомление от (дата обезличена) (номер обезличен) в размере 6915,3 т.р.) были размещены муниципальные заказы на приобретение 5 однокомнатных квартир. Однако, электронные аукционы по приобретению жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, размещенные в соответствии с планом-графиком от (дата обезличена) из-за отсутствия заявок (дата обезличена) не состоялись. Управлению муниципального имущества и землепользования администрации г. Орла справкой об изменении уведомления о лимитах бюджетных обязательств на 2015 г. от (дата обезличена) (номер обезличен) для указанной категории граждан дополнительно доведены денежные средства в размере 9355780 руб. Муниципальные заказы повторно размещены (дата обезличена) на общую сумму 17985200 руб., предусмотрев закупку 14 квартир. Однако в настоящее время необходимо приобрести 41 жилое помещение для исполнения решений судом, в том числе, принятых в отношении Фамилия В.Н. В связи с чем, администрацией г. Орла вновь был поставлен вопрос о выделении дополнительных денежных средств на реализацию переданных государственных полномочий.
(дата обезличена) Главой администрации г. Орла Губернатору и Председателю Правительства Орловской области было направлено обращение с просьбой решить вопрос о выделении дополнительных денежных средств на приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в котором было указано, что (дата обезличена) муниципальное образование «Город Орел» в соответствии с условиями контракта приняло квартиры по актам приема-передачи. Ранее был оплачен аванс в сумме 10385540,55 руб. Для окончательно расчета с ОАО «Орелстрой» была направлена заявка от (дата обезличена) (номер обезличен) на финансирование оставшейся суммы муниципального контракта в размере 24134299,82 руб. Однако, данное обязательство своевременно исполнено не было, в связи с чем, на (дата обезличена) сложилась кредиторская задолженность. Уведомлением от (дата обезличена) до Управления муниципального имущества и землепользования администрации г. Орла доведены бюджетные назначения на 2016 г. в размере 59557200 руб. на обеспечение жилищных прав лиц указанной категории. Согласно письму Департамента строительства, ТЭК, ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области от (дата обезличена) (номер обезличен) за счет этих средств будет осуществлено погашение кредиторской задолженности. На оставшиеся денежные средства в размере 34459656 руб. Управлением муниципального имущества и землепользования администрации г.Орла в соответствии с планом-графиком, предусмотрено в марте 2016 г. проведение электронного аукциона на приобретение 29 квартир. Все приобретенные жилые помещения будут предоставлены лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в отношении которых приняты судебные решения в 2014-2015 гг. Однако остаются не обеспеченные финансированием еще 24 судебных решения, вступивших в законную силу. Кроме того, 147 лиц этой категории, состоящих на учете в администрации г.Орла, должны быть обеспечены жильем в 2016 г.
Таким образом, возможность исполнения решения суда была поставлена в прямую зависимость от перечисления должнику из бюджета Орловской области денежных средств в необходимом размере. Реальная возможность приобретения жилого помещения с использованием установленных законом процедур закупок (аукциона) к моменту истечения указанного срока отсутствовала.
Также судом установлено, что по состоянию на текущую дату, администрацией г. Орла в целях соблюдения процедуры приобретения жилого помещения, осуществляемой в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 г № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» с соблюдением сроков, установленных Законом, были проведены публичные процедуры приобретения жилого помещения - объявление торгов.
Согласно аукционной документации, имеющейся в материалах дела, по состоянию на 02.11.2016г. Управлением муниципального имущества и землепользования администрации г. Орла было проведено 4 электронных аукциона по закупке жилых помещений, начиная с (дата обезличена), предполагалась закупка 40 новых благоустроенных квартир на денежные средства в размере 47530560 руб.
Как следует из протоколов рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе №(номер обезличен) от (дата обезличена)., 0(номер обезличен)-1 от (дата обезличена)., (номер обезличен)-1 от (дата обезличена)., 0(номер обезличен)-1 от (дата обезличена).), объявленные аукционы не состоялись по причине отсутствия заявок от застройщиков.
В настоящее время проводится работа по организации очередных торгов, о чем свидетельствует ответ начальника Управления муниципального имущества и землепользования Фамилия М.А. от 11.11.2016г. (номер обезличен), о размещении (дата обезличена). 40 электронных аукционов на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) для осуществления закупки: «Приобретение одной однокомнатной благоустроенной квартиры в целях обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.»
Однако, по состоянию на 01.11.2016г. не исполнено 74 решения суда, вступивших в законную силу, из которых: 2 – в 2014 году, 45 – в 2015г., 27- в 2016г., в том числе в интересах Фамилия В.Н.
Кроме этого, еще 90 лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны быть обеспечены жильем в 2016 году и в 2017 году приобретут право на предоставление специализированного жилого помещения еще 54 человека.
(дата обезличена) размещено 40 электронных аукционов на определение поставщика для осуществления закупки: «приобретение одной однокомнатной благоустроенной квартиры в целях обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа» на приобретение жилья, в том числе, на вторичном рынке.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
На основании ст. 67 ГПК РФ суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Разрешая возникший спор, суд, учитывая разъяснения, данные в п. 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», выясняя вопрос о степени вины администрации г. Орла в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства, приходит к выводу, что представленными истцом доказательствами, оцененными по правилам ст. 67 ГПК РФ, бесспорно подтверждается, что должник не уклонялся от исполнения решения суда, в предоставленный срок реально исполнить решение суда не мог вследствие объективных причин, вызванных не только отсутствием финансирования в необходимом объеме, но и тем, что исполнение решения суда, связанное с приобретением жилого помещения для Фамилия В.Н. возможно только при соблюдении требований, установленных Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», что, в свою очередь, требует значительного времени, при этом, должником предпринимались все зависящие от него меры, направленные на своевременное исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе.
При этом суд учитывает, что заместителем Председателя Правительства Орловской области по строительству, топливно-энергетическому комплексу, жилищно-коммунальному хозяйству, транспорту и дорожному хозяйству письмами от (дата обезличена), (дата обезличена), (дата обезличена), администрации г. Орла запрещалось приобретение жилья для вышеуказанной категории граждан на рынке вторичного жилья.
Таким образом, суд пришел к выводу о том, что истцом представлены достоверные доказательства, свидетельствующие о том, что к моменту истечения пятидневного срока для добровольного исполнения решения суда, реальная возможность приобретения жилого помещения для Фамилия В.Н. с использованием установленных законом процедур закупок (аукциона) отсутствовала.
Доводы представителя ответчика о том, что истец не совершил своевременных действий по предотвращению наступления неблагоприятных для себя последствий в виде взыскания исполнительского сбора, являются несостоятельными.
Согласно ч. 8 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 №-229-ФЗ «Об исполнительном производстве» решение суда о полном или частичном удовлетворении требований об уменьшении размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора обращается к немедленному исполнению.
В связи, с чем исковые требование администрации г. Орла об освобождении ее от взыскания от исполнительского сбора подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования администрации г.Орла к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Орловской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора - удовлетворить.
Освободить администрацию г.Орла от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 (пятьдесят тысяч) рублей, наложенного постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области Конюхова В.А. от (дата обезличена) по исполнительному производству (номер обезличен)-ИП.
Решение суда обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Заводской районный суд г. Орла в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме 25.12.2016 года.
Судья Е.Г.Кальная