Дело №2-433/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Нижний Ломов 07 ноября 2019 года
Нижнеломовский районный суд Пензенской области
в составе председательствующего судьи Богдановой О.А.,
при секретаре Евтеевой А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Марковой И. М. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Нижнем Ломове Пензенской области (межрайонному) о признании права на досрочную страховую пенсию по старости, включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной страховой пенсии по старости,
Установил:
Маркова И.М. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ в г. Нижнем Ломове Пензенской области (межрайонное) о признании права на досрочную страховую пенсию по старости, включении периодов в специальный страховой стаж и назначении досрочной страховой пенсии, указав, что она с 01 января 1995 года по 27 декабря 2018 года работала в учреждении здравоохранения в должностях, дающих право для назначения досрочной страховой пенсии по старости. В связи с этим, 28 декабря 2018 года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой по старости. Для назначения досрочной страховой пенсии ею были заявлены следующие периоды работы: с 01 января 1995 года по 31 октября 2006 года в должности заведующей Засеченским ФАП-фельдшер; с 01 ноября 2006 года по 27 декабря 2018 года в должности заведующей - фельдшера Сорокинского ФАП. Решением УПФР в г. Нижнем Ломове Пензенской области (межрайонное) от 11 февраля 2019 года из заявленных ей периодов ответчиком не приняты к зачёту: период работы с 01 января 1995 года по 31 октября 2006 года в качестве заведующей Засеченским ФАП, так как данная должность не предусмотрена Номенклатурой, утверждённой Минздравом России от 15 октября 1999 года и на даёт права на учёт данного периода в специальный стаж; с 17 ноября 2003 года по 17 марта 2004 года, с 04 декабря 2006 года по 04 января 2007 года, с 24 февраля 2009 года по 24 апреля 2009 года, с 04 апреля 2011 года по 16 апреля 2011 года, с 08 сентября 2014 года по 07 ноября 2014 года - периоды нахождения на курсах по подготовке и переквалификации кадров с отрывом от производства, так как Правилами подсчёта специального стажа, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года №516 и Постановлением Минтруда России от 22 мая 1996 года №29 определён, исчерпывающий круг периодов, подлежащих зачёту в специальный стаж для назначения трудовой пенсии по старости. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации в их числе не предусмотрены. Всего продолжительность специального стажа истца Марковой И.М. по подсчёту ответчика составляет 11 лет 05 месяцев 29 дней, что не даёт ей права на назначение досрочной страховой пенсии. Истец Маркова И.М. считает, что ответчик необоснованно не принял к зачёту вышеуказанные периоды, поскольку период её работы в должности заведующей ФАП-фельдшера подтверждается имеющимися у неё документами: дипломом о получении специальности фельдшера, трудовой книжкой с указанием её должности, должностной инструкцией и т.д. Указывает на то, что не по её вине в приказе №3 от 03 января 1995 года не указана её должность заведующей ФАП-фельдшера. Истец считает, что возложение обязанностей заведующего медпунктом не освобождало фельдшера от исполнения его основных обязанностей, непосредственно связанных с деятельностью по охране здоровья населения, а лишь дополняло их. По данным штатных расписаний в Засеченском ФАП имелась только одна единица среднего медицинского персонала, которую она занимала и которую не мог исполнять никто кроме неё. Также в ФАПе были 05, единицы младшего медицинского персонала и 0,5 единицы - прочие (истопник). То есть истец был единственным работником с медицинским образованием, который в указанный период мог оказывать медицинскую помощь населению. Работая в Засеченском ФАПе, Маркова И.М. оказывала доврачебную медицинскую помощь, организовывала и осуществляла патронаж детей, беременных женщин, проводила профилактические мероприятия, осуществляла иную медицинскую деятельность. Другого лица, осуществляющего все эти функции, в Засеченском ФАПе не имелось. Данные обстоятельства указывают на то, что в период работы в Засеченском ФАПе истец непосредственно осуществлял лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, а потому, по мнению Марковой И.М., данный период подлежит включению в специальный стаж. В соответствии со ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Находясь на курсах повышения квалификации, Маркова И.М. проходила теоретические и практические занятия, прохождение данных курсов является неотъемлемой частью работы в лечебных учреждениях. На период прохождения указанных курсов за ней сохранялось постоянное место работы, а также выплачивалась средняя заработная плата, с которой производились страховые отчисления. Считает, что неправомерным отказом комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Государственном учреждении - Управлении Пенсионного фонда РФ по Нижнеломовскому району Пензенской области было нарушено её право на досрочное пенсионное обеспечение. Просит обязать ГУ УПФ РФ в г. Нижнем Ломов Пензенской области (межрайонное) включить в специальный страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости следующие периоды: работы с 01 января 1995 года по 31 октября 2006 года в качестве заведующей Засеченским ФАП - фельдшера ГБУЗ «Нижнеломовская МРБ»; с 17 ноября 2003 года по 17 марта 2004 года, с 04 декабря 2006 года по 04 января 2007 года, с 24 февраля 2009 года по 24 апреля 2009 года, с 04 апреля 2011 года по 16 апреля 2011 года, с 08 сентября 2014 года по 07 ноября 2014 года - нахождения на курсах по подготовке и переквалификации кадров с отрывом от производства, назначить ей страховую пенсию по старости с 28 декабря 2018 года, взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В судебном заседании истец Маркова И.М. исковые требования поддержала, сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что в период с 01 января 1995 года по 31 октября 2006 года в качестве заведующей Засеченским ФАП - фельдшера она выполняла обязанности и заведующей ФАП, и фельдшера. В указанный период в медпункте в штате, кроме неё, состояла только санитарка и истопник, то есть она была единственным работником с медицинским образованием, который в указанный период мог оказывать медицинскую помощь населению. Работая в Засеченском ФАП, она оказывала доврачебную медицинскую помощь, организовывала и осуществляла патронаж детей, беременных женщин, проводила профилактические мероприятия, осуществляла иную медицинскую деятельность, в медицинских (амбулаторных) картах ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, Полбинцевой (в последующем «Щербакова») Е.А. имеются записи, сделанные её рукой, которые подтверждают, что она осуществляла патронаж новорождённого (ФИО5), проводила его периодические осмотры, осуществляла прививочную работу, в том числе других детей. Кроме того, осуществляла патронаж, приём больных в медпункте, посещала больных на дому (ФИО4), проводила назначенное врачом лечение, сама назначала лечение. После того, как 01 ноября 2006 года она была переведена на должность заведующей - фельдшера Сорокинского фельдшеро-акушерского пункта, то её функциональные обязанности не изменились.
Представитель ответчика Федунец Н.М., действующая на основании доверенности №08/4783 от 21 ноября 2018 года, с исковыми требованиями не согласилась, просила в их удовлетворении отказать, сославшись на доводы, изложенные в решении об отказе в установлении пенсии №190000001285/710614/18 от 11 февраля 2019 года.
Представитель третьего лица ГБУЗ «Нижнеломовская МРБ» в судебное заседание не явился, о времени и месте его рассмотрения дела извещён надлежаще, представил в суд заявление о рассмотрении дела в своё отсутствие, одновременно поддержав исковые требования истца.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившегося представителя третьего лица ГБУЗ «Нижнеломовская МРБ».
Выслушав объяснения сторон, исследовавматериалы дела, суд приходит к следующему:
Согласно ст. 39 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии со ст. 19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации.
В силу ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», действующей в период возникновения спорных правоотношений до 01 января 2019 года, право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет.
Подпунктом 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», действующей в период возникновения спорных правоотношений до 01 января 2019 года, предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно п/п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», применяемого до 01 января 2015 года, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Как видно из материалов дела, 01 марта 1991 года ФИО6 (в последующем «Маркова», фамилия изменена на основании свидетельства о заключении брака серии <данные изъяты> №) И. М. выдан диплом серии <данные изъяты> №, согласно которому решением Государственной квалификационной комиссии Пензенского медицинского училища №1 от 01 марта 1991 года она окончила курс по фельдшерской специальности, ей присвоена квалификация фельдшера (л.д. 12,13).
Из трудовой книжки серии <данные изъяты> № следует, что Маркова И. М. 01 января 1995 года принята на должность заведующей Засеченским ФАП - фельдшера (приказ №3 от 03 января 1995 года); 01 ноября 2006 года переведена на должность заведующей-фельдшера Сорокинского фельдшеро-акушерского пункта (приказ №210-л от 31 октября 2006 года); с 01 января 2012 года МУЗ «Нижнеломовская ЦРБ» переименовано в ГБУЗ «Нижнеломовская Центральная районная больница» (распоряжение Правительства Пензенской области №822рП от 23 декабря 2011 года); с 03 марта 2014 года ГБУЗ «Нижнеломовская ЦРБ» переименовано в ГБУЗ «Нижнеломовская межрайонная больница» на основании Постановления Правительства Пензенской области от 03 марта 2014 года №136пП «О переименовании государственного бюджетного учреждения здравоохранения Нижнеломовская Центральная районная больница», где истец работает по настоящее время (л.д. 9-11).
Как следует из выписки из приказа Нижнеломовской ЦРБ №3 от 04 января 1995 года Маркова И.М. - фельдшер по образованию, окончившая Пензенское медицинское училище №1, принята на должность заведующей Засеченским ФАП с 01 января 1995 года (л.д. 16).
Согласно приказу Нижнеломовской ЦРБ №210-л от 31 октября 2006 года Маркова И.М., заведующая Засеченским ФАП-фельдшер с 01 ноября 2006 года переведена на должность заведующей ФАП-фельдшер Сорокинского ФАП с совмещением заведующей Засеченским ФАП на 0,5 ставки и оплату за увеличение объёма работ в размере 50% (л.д. 17).
Аналогичные сведения содержатся в справке ГБУЗ «Нижнеломовская МРБ» №49 от 27 ноября 2018 года, акте по результатам документальной проверки специального трудового стажа, дающего право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и за выслугу лет №110 от 06 декабря 2018 года (л.д. 14, 101-103).
Считая, что ею выработан специальный страховой стаж, Маркова И.М. 28 декабря 2018 года обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости (л.д. 108-110).
Решением УПФР в г. Нижнем Ломове Пензенской области (межрайонное) №190000001285/710614/18 от 11 февраля 2019 года Марковой И.М. было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по причине недостаточного специального стажа работы - менее 25 лет.
В подсчёт продолжительности специального стажа работы истца не включены следующие периоды:
- работы в должности заведующей Засеченским ФАП с 01 января 1995 года по 31 октября 2006 года, так как данная должность не предусмотрена Номенклатурой, утверждённой Минздравом России от 15 октября 1999 года;
- нахождения на курсах повышения квалификации с 17 ноября 2003 года по 17 марта 2004 года (04 месяца 01 день) в период работы заведующей Засеченским ФАП; с 04 декабря 2006 года по 04 января 2007 года (01 месяц 01 день), с 24 февраля 2009 года по 24 апреля 2009 года (02 месяца 01 день), с 04 апреля 2011 года по 16 апреля 2011 года (13 дней), с 08 сентября 2004 года по 07 ноября 2014 года (02 месяца 00 дней) в период работы в должности заведующей Сорокинским ФАП - фельдшер;
- отпуска без сохранения заработной платы с 25 июня 2014 года по 23 июля 2014 года, с 24 июля 2014 года по 07 сентября 2014 года (общей продолжительностью 02 месяца 13 дней).
Продолжительность специального стажа без учёта указанных периодов составляет (по состоянию на 28 декабря 2018 года) 11 лет 05 месяцев 29 дней (л.д. 8).
Однако вывод УПФР в г. Нижнем Ломове Пензенской области (межрайонное), изложенный в решении от 11 февраля 2019 года о том, что период работы истца с 01 января 1995 года по 31 октября 2006 года в качестве заведующей Засеченским ФАП и периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации не подлежат зачёту в специальный стаж работы, суд считает сделанным без учёта всех конкретных обстоятельств дела и нормативных актов.
Так, в силу ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии со ст. 9 ГК РФ граждане по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права (осуществление прав охватывает и реализацию права на защиту).
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путём восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу п. 16 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 настоящей статьи, правила исчисления периодов соответствующей работы (деятельности) утверждаются Правительством Российской Федерации.
В силу ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400 «О страховых пенсиях» периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 ст. 30, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ).
Частью 5 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» в случае изменения организационно-правовой формы и (или) наименований учреждений (организаций), предусмотренных пунктами 19-21 части 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Аналогичные положения закреплены и в п.п. 20 п. 1, п. 2 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781, утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения..., а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
В соответствии с п.п. «а» п. 5 названных Правил, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в городе, сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года №2-П, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретённые права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
В спорный период работы истца Марковой И.М. пенсионное обеспечение медицинских работников до 01 января 2002 года регулировалось Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года №1066 «Об утверждении Списка должностей, работа которых засчитывается в выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения».
Так, Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года №1066, было установлено, что исчисление сроков выслуги работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, один год работы в сельской местности или посёлке городского типа (рабочем посёлке) считать за один год и 3 месяца.
В стаж засчитывались все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях и должностях, предусмотренных Списком, то есть врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности, лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Вышеназванным Списком предусмотрены должности среднего медицинского персонала, в том числе заведующий: фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (фельдшер, медицинская сестра), фельдшерским здравпунктом - фельдшер (медицинская сестра) и учреждения: больницы всех наименований, фельдшерско-акушерский пункт.
Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утверждённой Приказом Минздрава Российской Федерации от 15 октября 1999 года №377, должность «заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшер» отнесена к среднему медицинскому персоналу.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781 утверждены Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, и Правила исчисления этого стажа. Указанные Списки также состоят из двух разделов, предусматривающие конкретные наименования должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в льготный стаж.
Данным Списком предусмотрены аналогичные должность и наименование структурного подразделения организации «заведующая фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшер» (также «заведующая фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (или фельдшер)».
В соответствии с разъяснениями, изложенными в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж определённый период его работы, судам необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учётом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций в которых он работал и т.п.).
В соответствии с Постановлением СМ СССР от 17 декабря 1959 года №1397 (утратившим силу на территории Российской Федерации в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 года №953 с 1 октября 1993 года), пенсии за выслугу лет работникам здравоохранения (врачам и другим работникам здравоохранения - при стаже работы по специальности не менее 25 лет в сельских местностях и поселках городского типа (рабочих поселках) и не менее 30 лет в городах) назначались по Перечню учреждений, организаций и должностей согласно Приложения (п. 1 пп. "б").
В приложенном к Постановлению Перечне учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, поименованы врачи, фельдшеры, медицинские сестры - независимо от наименования должности, а также амбулаторно-поликлинические учреждения всех типов и наименований (здравпункты, медицинские кабинеты и пункты).
Пунктом 6 данного Постановления установлено, что лица, имеющие право на пенсию за выслугу лет согласно настоящему Постановлению, могут обращаться за назначением пенсии в любое время после возникновении права на пенсию без ограничения каким-либо сроком и независимо от места последней работы.
Как следует из Положения о фельдшерско-акушерском пункте, утверждённого приказом Министра здравоохранения СССР от 27 июля 1973 года №566 и действовавшего до 21 марта 2003 года, фельдшерско-акушерский пункт является амбулаторно-поликлиническим учреждением в сельских населённых пунктах и на объектах строительства вне населённых пунктов, открытие и закрытие которого производится органом здравоохранения в установленном порядке.
Фельдшерско-акушерский пункт находится в ведении сельского Совета депутатов трудящихся.
Руководство деятельностью фельдшерско-акушерского пункта осуществляет больничное или амбулаторно-поликлиническое учреждение, которому он подчинён.
На фельдшерско-акушерский пункт возлагается: проведение мероприятий, направленных на: а) профилактику и снижение заболеваемости, в том числе инфекционной; профилактику и снижение паразитарных и профессиональных заболеваний, травматизма и отравлений среди колхозников, работников совхозов и других предприятий; б) снижение смертности, в том числе детской и материнской; в) повышение санитарно-гигиенической культуры населения; оказание населению доврачебной медицинской помощи; участие в текущем санитарном надзоре за учреждениями для детей и подростков, коммунальными, пищевыми, промышленными и другими объектами, водоснабжением и очисткой населенных мест; проведение подворных обходов по эпидемическим показаниям с целью выявления инфекционных больных, контактных с ними лиц и подозрительных на инфекционные заболевания; извещение территориальной санитарно-эпидемиологической станции в установленном порядке об инфекционных, паразитарных и профессиональных заболеваниях, отравлениях населения и выявленных нарушениях санитарно-гигиенических требований.
В соответствии с Положением о заведующем фельдшерско-акушерском пунктом - фельдшере, утверждённого приказом Министра здравоохранения ССР от 27 июля 1973 года №566 и действовавшего до 21 марта 2003 года, на должность заведующего фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшера назначается специалист, окончивший среднее медицинское учебное заведение с присвоением квалификации фельдшера или фельдшера-акушерки.
Заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшер: несёт ответственность за организацию и уровень лечебно-профилактической и санитарно-профилактической работы, осуществляемой персоналом в соответствии с Положениями о фельдшерско-акушерском пункте и его должностных лицах. При возложении на фельдшерско-акушерский пункт функций аптечного пункта по продаже населению готовых лекарственных форм и других аптекарских товаров - несёт ответственность за обеспечение населения лекарственными средствами и другими изделиями медицинского назначения в соответствии с Положением об аптечном пункте; составляет и представляет на утверждение план работы фельдшерско-акушерского пункта в установленном порядке; руководит работой персонала фельдшерско-акушерского пункта, контролируя его деятельность и оказывая ему необходимую помощь; оказывает доврачебную медицинскую помощь населению на территории деятельности фельдшерско-акушерского пункта.
В этих целях заведующий фельдшерско-акушерским пунктом: ведёт амбулаторный приём на фельдшерско-акушерском пункте; ведёт больных на дому; оказывает первую неотложную медицинскую помощь при острых заболеваниях и несчастных случаях (ранения, кровотечения, отравления и др.) с последующим вызовом врача к этому больному или направлением его в соответствующее ближайшее лечебно-профилактическое учреждение, независимо от ведомственной подчиненности, сопровождая больного в необходимых случаях лично.
Своевременно направляет больных, нуждающихся во врачебной медицинской помощи, в соответствующие лечебно-профилактические учреждения. Выполняет врачебные назначения. Подготавливает больных к приему врачом на фельдшерско-акушерском пункте. Участвует в диспансеризации населения. Проводит: а) простейшие лабораторные исследования; б) лечебный массаж и физиотерапевтические процедуры, для отпуска которых имеется необходимая аппаратура; в) профилактические прививки и диагностические пробы взрослому населению; г) противоэпидемические и противопаразитарные мероприятия; д) подворные обходы по эпидемическим показаниям с целью выявления инфекционных больных, контактных с ними лиц и подозрительных на инфекционные заболевания; е) санитарно-просветительную работу среди населения.
Обеспечивает медицинскую помощь детям в детских яслях, садах, яслях-садах, детских домах, школах, расположенных на территории деятельности фельдшерско-акушерского пункта и не имеющих в своих штатах соответствующих средних медицинских работников.
Участвует в текущем санитарном надзоре за объектами санитарного надзора.
Сообщает в установленном порядке соответствующим учреждениям здравоохранения района о выявленных санитарных нарушениях, инфекционной, паразитарной и профессиональной заболеваемости и отравлениях на территории деятельности ФАПа.
Заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшер имеет право: в пределах своей компетенции и профессиональных прав обследовать население, устанавливать диагноз, назначать и проводить лечение, выполнять медицинские манипуляции и профилактическую работу; выписывать рецепты в дозах, не превышающих высших приемов, установленных фармакопеей. Право на прописывание лекарств, содержащих ядовитые и сильнодействующие вещества, может быть предоставлено заведующему фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшеру министерством здравоохранения союзной или автономной республики, краевым или областным отделом здравоохранения по территориальной принадлежности; выдавать больничные листы, справки и другие документы медицинского характера в порядке, установленном Министерством здравоохранения СССР; давать указания и распоряжения подчиненному ему среднему и младшему медицинскому персоналу.
Аналогичные положения закреплены в должностной инструкции заведующей фельдшеро-акушерским пунктом фельдшера, утверждённой главным врачом Нижнеломовского района (л.д. 21-22).
При этом отсутствие в ней конкретной даты её утверждения главным врачом Нижнеломовского района (имеется только год - 2002) не свидетельствует о её недействительности.
Штатными нормативами медицинского персонала фельдшерско-акушерских пунктов, утверждённых приказом Министерства здравоохранения СССР от 26 сентября 1978 года №900 «О штатных нормативах медицинского, фармацевтического персонала и работников кухонь центральных районных и районных больниц сельских районов, центральных районных поликлиник сельских районов, городских больниц и поликлиник (амбулаторий) городов и поселков городского типа с населением до 25 тыс. человек, участковых больниц, амбулаторий в сельской местности и фельдшерско-акушерских пунктов» установлено, что должность заведующего (фельдшера, акушерки, медицинской сестры) вводится при обслуживании от 700 до 900 жителей - 1 единица, при обслуживании свыше 900 до 1300 жителей - 1 единица, при обслуживании свыше 1300 до 1800 жителей - 1 единица, при обслуживании свыше 1800 до 2400 жителей - 1 единица, при обслуживании свыше 2400 до 3000 жителей - 1 единица, должность среднего медицинского персонала (акушерки, патронажной медицинской сестры) вводится: при обслуживании от 700 до 900 жителей - 0 единиц, при обслуживании свыше 900 до 1300 жителей - 0,5 единицы, при обслуживании свыше 1300 до 1800 жителей - 1 единица, при обслуживании свыше 1800 до 2400 жителей - 1,5 единицы, при обслуживании свыше 2400 до 3000 жителей - 2 единицы, должность медсестры по физиотерапии вводится из расчета 1 должность на 15 тыс. условных физиотерапевтических единиц в год, отпускаемых в медицинских профилакториях (специально оборудованные и оснащенные помещения, предоставляемые колхозами и совхозами, имеющими не менее 200 доярок, животноводов и механизаторов сельского хозяйства; должность санитарки вводится при обслуживании от 700 до 900 жителей - 0,5 единицы, при обслуживании свыше 900 до 1300 жителей - 1 единицы, при обслуживании свыше 1300 до 1800 жителей - 1 единица, при обслуживании свыше 1800 до 2400 жителей - 1 единица, при обслуживании свыше 2400 до 3000 жителей - 1 единица.
Наименование должности заведующего и других должностей средних медицинских работников (акушерка, патронажная медицинская сестра) определяется органом, утверждающим штатное расписание фельдшерско-акушерского пункта.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что на заведующего фельдшерско-акушерским пунктом возложены основные обязанности по охране здоровья населения обслуживаемого населённого пункта, остальные же должности среднего медицинского персонала (акушерка, патронажная медицинская сестра) вводятся в штат ФАПа при обслуживании населения численностью свыше 900 жителей. При этом право наименования должности заведующего ФАП предоставлено органу, утверждающему штатное расписание.
При этом отсутствие в приказе о приёме истца на работу №3 от 04 января 1995 года указания должности среднего медицинского персонала не свидетельствует об обратном.
В частности, в судебном заседании установлено неточное ведение кадровой и бухгалтерской документации по Засеченскому ФАП, в чём вины истца не имеется. Так, в приказе №23-л от 23 июня 2001 года отражено, что Марковой И.М. - фельдшеру Засеченского ФАП разрешено заместительство на время болезни фельдшера Сорокинским ФАП с 27 июня 2001 года; в имеющихся приказах о предоставлении очередных отпусков Маркова И.М. значится: приказы №420 от 15 июля 2003 года, №468 от 15 июля 2004 года, №424 от 01 июля 2005 года - заведующей Засеченским ФАП, в приказе №447-о от 01 августа 2006 года - заведующей Засеченским ФАП-фельдшер. В тарификационных списках Маркова И.М. значится с 1998 года по 2000 год, за 2002 год, 2004 год, 2006 год - заведующей Засеченским ФАП. За 2006 год имеются два лицевых счёта на Маркову И.М., где указано: 1) графа «должность» - заведующая Засеченским ФАП, в графе «совмещение» - март 1 340 рублей, апрель - 11/737, с 01 марта 2005 года за отпуск Плотниковой, декабрь - 1 710 рублей 62 копейки, с 01 августа начислены отпускные - 7 852 рубля 20 копеек (45 дней); 2) в графе «должность» - фельдшер, в графе «совмещение» просматривается начисление заработной платы с июля по декабрь, август - отпуск, в декабре начислено 1 773 рубля 55 копеек, за отпуск с 01 августа - 45 дней (акт по результатам документальной проверки специального трудового стажа, дающего право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и за выслугу лет №110 от 06 декабря 2018 года).
Из справки ГБУЗ «Нижнеломовская МРБ» №109 от 24 октября 2017 года следует, что тарификационные списки на Засеченский ФАП за 1995 год, 1996 год, 1997 год, 2001 год, 2003 год, 2005 год в архив ГБУЗ «Нижнеломовская МРБ» не сохранились (л.д. 19).
Как следует из справки администрации Кувак-Никольского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области №417 от 26 ноября 2018 года в лицевых счетах за 1996-2002 годы, 2004 год и платёжных ведомостях за 1995 год Маркова И.М. значится в должности заведующей медпунктом. Данных за 2003 год, 2005 год в администрации Кувак-Никольского сельсовета не имеется (л.д. 107).
Из ответа ГБУЗ «Нижнеломовская МРБ» №91 от 01 ноября 2019 года следует, что лицевые счета на Сорокинский ФАП за 2006-2011 годы утеряны в связи с переездом (л.д. 90).
В ответе ГБУЗ «Нижнеломовская МРБ» №487 от 11 ноября 2010 года отражено, что штатные расписания, тарификационные списки по фельдшеро-акушерским пунктам за 1987-2000 годы, 2002 год, 2005 год пришли в негодность в связи с прорывом водопровода в подвальном помещении ГБУЗ «Нижнеломовская МРБ», штатные расписания за 2001 год, 2002 год, 2003 год, 2004 год, 2005 год не сохранились (л.д. 30).
Согласно выписке из тарификации ГБУЗ «Нижнеломовская МРБ» в 1998-2006 годах предусматривалась 1,0 ставка заведующей Засеченским ФАП, в 2007 году - 1,0 ставка заведующей Сорокинским ФАП (л.д. 18).
Как следует из расчёта штатной численности по фельдшеро-акушерским пунктам в Засеченском ФАПе утверждены: 1,0 ставка среднего медицинского персонала, 0,5 ставки младшего медицинского персонала, 0,5 ставки истопник (л.д. 23).
Согласно расчёта штатной численности по фельдшеро-акушерским пунктам Нижнеломовского района на 2003 год в Засеченском ФАПе утверждены: 1,0 ставка среднего медицинского персонала, 0,5 ставки младшего медицинского персонала, 0,5 ставки истопник (л.д. 25-26).
Как следует из штатного расписания медицинского, фармацевтического, педагогического и другого персонала ФАП Нижнеломовского района на 1996 год в Засеченском ФАПе имеется 1 единица среднего медицинского персонала, 0,5 единицы младшего медицинского персонала, 0,5 единицы прочий (л.д. 27).
Согласно штатному расписанию медицинского, фармацевтического, педагогического и другого персонала ФАП Нижнеломовского района на 1998 год в Засеченском ФАПе имеется 1 единица среднего медицинского персонала, 0,5 единицы младшего медицинского персонала, 0,5 единицы прочий (л.д. 28).
Из штатного расписания медицинского, фармацевтического, педагогического и другого персонала ФАП Нижнеломовского района на 2006 год в Засеченском ФАПе имеется 1 единица среднего медицинского персонала, 0,5 единицы младшего медицинского персонала, 0,5 единицы прочий, в Сорокинсом ФАПе имеется 1 единица среднего медицинского персонала, 1 единица младшего медицинского персонала, 0,5 единицы прочий (л.д. 29).
В списке лиц, имеющих право на льготное пенсионное обеспечение в связи с особыми условиями труда и выслугу лет по Нижнеломовской ЦРБ по состоянию на 01 января 2006 года, среди прочих под №330 указана Маркова И.М., заведующая Засеченским ФАП-фельдшер (л.д. 31-34).
Из исследованной в судебном заседании медицинской карты амбулаторного больного ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, следует, что с 15 мая 1995 года по 05 ноября 2006 года истец Маркова И.М. осуществляла патронаж малолетнего, проводила его периодические осмотры, как на дому, так и в медпункте, осуществляла прививочную работу. При этом, её должность указана как фельдшер.
Аналогичные сведения содержаться в амбулаторных картах ФИО7 (ранее «ФИО8») Е.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения (период с 09 октября 1995 года февраль 2002 года (в последующем выбыла в д. Федоровка на постоянное место жительства), с ноября 2004 года по август 2006 года), ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения (период с июня 1999 года по апрель 2005 года), ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ рождения (период с 1996 года по июнь 2004 года).
В индивидуальной карте амбулаторного больного ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ рождения, также отражено, что истец Маркова И.М. в период с января 1995 года по октябрь 2006 года осуществляла патронаж на дому, осуществляла прививочную работу. При этом, должность Марковой И.М. также указана как фельдшер.
В требовании в аптеку №146 по Засеченскому ФАП, накладной на отпуск материалов на сторону №1596, накладных от 18 августа 1999 года, 14 сентября 1999 года, накладной на отпуск медикаментов №0161 от 10 июня 2003 года, актах №1 от 16 марта 1995 года, 18 сентября 1996 года, 20 декабря 1996 года должность истца указана как заведующая Засеченским ФАП-фельдшер либо фельдшер (л.д. 35, 36-37, 38-42).
Таким образом, суд приходит к выводу, что ответчиком необоснованно исключён из специального стажа Марковой И.М. период её работы с 01 января 1995 года по 31 октября 2006 года в Засеченском ФАПе, поскольку как установлено в судебном заседании, истец Маркова И.М., работая в указанный период в должности заведующей Засеченским ФАП - фельдшера, являясь единственным работником данного пункта, относящемуся в среднему медицинскому персоналу, осуществляла лечебную деятельность в сельском медицинском пункте при Нижнеломовской ЦРБ, выполняла работу полный рабочий день, а потому этот период должен быть включен в специальный стаж её работы.
В нарушение требований ст. 56 ГПК РФ ответчиком не представлено каких-либо доказательств работы истца в указанной должности неполный рабочий день или выполнения функций фельдшера другим лицом.
В части исключения из специального стажа истца периодов нахождения на курсах повышения квалификации, суд отмечает, что ранее действовавшее законодательство, как и нынешнее, не содержало запрета на включение периодов нахождения на курсах повышения квалификации в страховой стаж.
Так, основами законодательства Союза ССР и союзных республик о труде и КЗоТ РСФСР, действовавшим до 01 февраля 2002 года, предусматривалось направление на курсы повышения квалификации с сохранением заработной платы, из которой производилась уплата взносов на государственное социальное страхование.
В соответствии с ч. 4 ст. 196 Трудового кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.
Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
Соответственно, прохождение курсов повышения квалификации на основании приказа руководителя является обязательной частью трудовой деятельности медицинского работника. При этом, за работником сохранялась заработная плата, и соответственно, производилось перечисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Кроме того, в соответствии с п. 4 ныне действующих Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённых Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года №516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ.
В судебном заседании установлено, и это не оспаривается сторонами, что в периоды нахождения на курсах повышения квалификации за Марковой И.М. сохранялось рабочее место и заработная плата, с которой производились страховые отчисления.
Так, из справки ГБУЗ «Нижнеломовская МРБ» №49 от 27 ноября 2018 года усматривается, что в период: с 17 ноября 2003 года по 17 марта 2004 года (приказ №53 от 15 ноября 2003 года), с 04 декабря 2006 года по 04 января 2007 года (приказ от 27 ноября 2006 года), с 24 февраля 2009 года по 24 апреля 2009 года (приказ №18-п от 26 февраля 2009 года), с 04 апреля 2011 года по 16 апреля 2011 года (приказ №14-п от 01 апреля 2011 года), с 08 сентября 2014 года по 07 ноября 2014 года (приказ №113-о от 04 сентября 2014 года) истец Маркова И.М. находилась на курсах повышения квалификации (л.д. 14).
Прохождение истцом курсов повышения квалификации в указанные периоды подтверждается свидетельствами о повышении квалификации за периоды: с 17 ноября 2003 года по 17 марта 2004 года, с 04 декабря 2006 года по 14 января 2007 года, с 24 февраля 2009 года по 24 апреля 2009 года, удостоверениями о повышении квалификации №6270 от 2011 года, №1118 от 07 ноября 2014 года, сертификатом специалиста №0758240301317 (л.д. 46-51).
Находясь на курсах повышения квалификации, истец Маркова И.М. проходила теоретические и практические занятия. Спорные периоды являются видом работы с сохранением средней заработной платы, о чём свидетельствует выписка из лицевого счёта застрахованного лица от 23 октября 2019 года, согласно которой в спорные периоды за истцом сохранялась заработная плата, производились отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ (л.д. 91-99).
Следовательно, ответчик незаконно исключил из специального страхового стажа Марковой И.М., дающего право на досрочное пенсионное обеспечение, периоды нахождения её на курсах повышения квалификации.
Поскольку в период нахождения работника на курсах повышения квалификации за ним сохраняется заработная плата по месту работы, из которой производятся отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, курсы повышения квалификации имеют цель совершенствования профессиональной подготовки работника, прохождение курсов повышения квалификации является обязательной частью трудовой деятельности медицинского работника, данные периоды подлежат включению в специальный стаж работы, а потому требование Марковой И.М. о включении в стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 17 ноября 2003 года по 17 марта 2004 года, с 04 декабря 2006 года по 04 января 2007 года, с 24 февраля 2009 года по 24 апреля 2009 года, с 04 апреля 2011 года по 16 апреля 2011 года, с 08 сентября 2014 года по 07 ноября 2014 года подлежит удовлетворению.
Согласно материалам дела Маркова И.М. обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии 28 декабря 2018 года (л.д. 108-110).
Включение спорных периодов в специальный стаж работы Марковой И.М. позволяет назначить ей досрочную страховую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью, так как стаж её работы на дату обращения с заявлением о назначении пенсии составлял более 25 лет.
Согласно ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днём обращения за страховой пенсией считается день приёма органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учётом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона. Если указанное заявление пересылается по почте либо представляется в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации, либо подается через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем, днем обращения за страховой пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, либо дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, либо дата приёма заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
Поскольку право на назначение досрочной страховой пенсии по старости с учётом спорных периодов возникло у Марковой И.М. на дату обращения её с заявлением о назначении пенсии (28 декабря 2018 года), именно с этой даты ей и необходимо назначить пенсию по старости.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела (ч. 1 ст. 88 ГПК РФ).
Истцом Марковой И.М. согласно чеку-ордеру от 24 сентября 2019 года понесены расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей, которые в силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ ответчик обязан возместить истцу.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Решил:
исковые требования Марковой И. М. удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Нижнем Ломове Пензенской области (межрайонное) включить в специальный стаж Марковой И. М., дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, следующие периоды:
- работы в качестве заведующей Засеченским ФАП - фельдшера ГБУЗ «Нижнеломовская МРБ» с 01 января 1995 года по 31 октября 2006 года;
- нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с 17 ноября 2003 года по 17 марта 2004 года, с 04 декабря 2006 года по 04 января 2007 года, с 24 февраля 2009 года по 24 апреля 2009 года, с 04 апреля 2011 года по 16 апреля 2011 года, с 08 сентября 2014 года по 07 ноября 2014 года.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Нижнем Ломове Пензенской области (межрайонное) назначить Марковой И. М. досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности с 28 декабря 2018 года.
Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Нижнем Ломове Пензенской области (межрайонное) в пользу Марковой И. М. возврат государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья О.А. Богданова
Решение в окончательной форме принято 11 ноября 2019 года.
Судья О.А. Богданова