Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-571/2012 ~ М-572/2012 от 01.08.2012

                                                          

дело № 2-571/2012                                           

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

21 сентября 2012 года                                    г. Талица

Талицкий районный суд Свердловской области в составе:

судьи Анохина С. П.,

при секретаре Сидоровой М. П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дмитриева С.Н. к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Талицком районе Свердловской области о зачислении периодов работы в специальный трудовой стаж для начисления пенсии по старости и назначении пенсии с момента возникновения права на нее,

установил:

Дмитриев С.Н. ДД.ММ.ГГГГ обратился с заявлением в           ГУ - Управление пенсионного фонда Российской Федерации по Талицкому району о назначении трудовой пенсии по старости как лицу, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, представив этому соответствующие документы, претендуя на педагогический стаж для назначения пенсии в 26 лет 6 месяцев 29 дней.

Решением от ДД.ММ.ГГГГ ГУ - Управление пенсионного фонда Российской Федерации по Талицкому району Свердловской области посчитало, что стаж педагогической работы Дмитриева С.Н. подтверждается и составляет только 21 год 11 месяцев 28 дней. Не подлежат зачету в специальный стаж 5 лет 13 дней - период службы в составе Вооруженных Сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 6 месяцев 13 дней), а также период работы в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ тренером-преподавателем на 0,5 ставки по совмещению в Муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Троицкая детско-юношеская спортивная школа» (3 года 5 месяцев 20 дней).

    Не согласившись с решением ГУ - Управление пенсионного фонда Российской Федерации по Талицкому району, Дмитриев С.Н. обратился в суд с иском, просил зачесть в трудовой стаж (с учетом уточнений), связанный с педагогической деятельностью, период его службы по призыву в составе Вооруженных Сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в кратном (двойном) размере (3 года 26 дней), а также период работы в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с совмещением с ДД.ММ.ГГГГ работы тренером-преподавателем на 0,5 ставки в Муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Троицкая детско-юношеская спортивная школа» (3 года 5 месяцев 20 дней), обязать ответчика назначить ему пенсию с момента возникновения права на нее, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

    В обоснование иска Дмитриев С.Н. указал, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он работал в образовательных учреждениях Талицкого района, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в Вооруженных Силах СССР по призыву.

При обращении в ГУ - Управление пенсионного фонда РФ в Талицком районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью ему было отказано во включении в специальный трудовой стаж следующих периодов:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - служба в составе Вооруженных Сил СССР;

- ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работа в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе;

- с ДД.ММ.ГГГГ - работа в должности тренера-преподавателя на 0,5 ставки по совместительству в МОУ ДОД «Троицкая детско-юношеская спортивная школа».

С исключением ГУ - Управление пенсионного фонда РФ в Талицком районе указанных периодов работы из специального трудового стажа он не согласен, так как военной службе по призыву предшествовала его работа в школе в качестве учителя физкультуры, после военной службы он продолжил свою педагогическую деятельность. Срок военной службы по призыву на основании ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих» засчитывается в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за два дня работы.

С учетом положений Федеральных законов «О статусе военнослужащих», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»,     «О государственных пенсиях в Российской Федерации», Постановления Правительства Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ, Постановления Конституционного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ считает, что период службы по призыву в составе Вооруженных Сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в двойном размере, период работы в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с совмещением с ДД.ММ.ГГГГ работы тренером-преподавателем на 0,5 ставки в Муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Троицкая детско-юношеская спортивная школа» должны быть включены в его стаж педагогической деятельности.

    Представитель ответчика ГУ - Управление пенсионного фонда Российской Федерации по Талицкому району возражал против удовлетворения заявленных истцом требований, приведя этому соответствующее обоснование.

По мнению ответчика, заявитель претендует на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», либо на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» с применением положений Постановления Конституционного суда Российской Федерации № 2-П от 29.01.2004.

    По утверждению представителя ответчика, стаж работы Дмитриева С.Н., который подлежит зачету в специальный трудовой стаж, составляет только 21 год 11 месяцев 28 дней.

    Не подлежит зачету в специальный трудовой стаж истцу срок его службы по призыву в составе Вооруженных Сил СССР в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как согласно пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» включается в педагогический стаж только педагогическая работа в учреждениях для детей.

    Работа в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе в МОУ ДОД «Троицкая детско-юношеская спортивная школа» за период работы с 01.11.1999 не даёт право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, так как на основании пп. «в» п. 8 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в стаж работы засчитывается работа в должности заместителя директора учреждения дополнительного образования только за период до ДД.ММ.ГГГГ, истец же работал в должности заместителя директора по               учебно-воспитательной работе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

    Также не подлежит включению в специальный трудовой стаж и время работы истца в должности тренера-преподавателя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по совмещению на 0,5 ставки в объеме 9 часов в неделю.

В период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ действовало Постановление Правительства РФ от 03.04.2003 г. № 191 «О продолжительности рабочего времени педагогическим работникам», а с ДД.ММ.ГГГГ по дату обращения истца в Управление ПФР в Талицком районе - ДД.ММ.ГГГГ, действует Приказ Министерства образования и науки РФ от 24.12.2012 № 2075 «О продолжительности рабочего времени педагогических работников», которыми установлено тренерам -
преподавателям учреждений дополнительного образования норма преподавательской работы за ставку - 18 часов в неделю.

    Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей,включается в педстаж работа тренером-преподавателем при условии выполнениянормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы (18 учебных часоввнеделю).Истец не выполнял вышеназванную норму рабочего времени ине может претендовать на включение данного периода в специальный педагогический стаж.

    Законодатель дает права пенсионеру выбрать те правовые нормы, действующие в период его работы и иной деятельности, которые улучшают права пенсионера. Это определено в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации № 2-П от 29.01.2004.

Применив ранее действующее пенсионное законодательство - Правила статьи 80 Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1                  «О государственных пенсиях в Российской Федерации», можно зачесть истцу в педагогический стаж период военной службыпри условии, когда время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, засчитывается в стаж работы по специальности, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением,приходится на работу в учреждениях, организациях
и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

    В случае с Дмитриевым С.Н. не выполняется данное условие, то есть истец, который обратился за назначением пенсии ДД.ММ.ГГГГ, должен был иметь на ДД.ММ.ГГГГ для включения указанной работы в стаж не менее 2/3 стажа (16 лет 8 месяцев) требуемого для назначения пенсии.

Поэтому на основании Постановления Конституционного Суда Российской Федерации № 2-П от 29.01.2004 с учетом Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 специального стажа на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью будет недостаточно для назначения пенсии, так как истцом не выработан педагогический стаж на ДД.ММ.ГГГГ - 16 лет 8 месяцев.

           

    Выслушав объяснения истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд находит иск Дмитриева С.Н. подлежащим удовлетворению в части, к такому выводу суд приходит на основании следующего.

    Статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

    В силу подпункта 19 пункта 1 статьи 27 указанного Закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

     

    Как следует из материалов дела, данным трудовой книжки, ДД.ММ.ГГГГ Дмитриев С.Н. был принят в МОУ ДОД «Троицкая детско-юношеская спортивная школа» на должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе, и с ДД.ММ.ГГГГ принят в этом же учреждении на должность тренера-преподавателя на 0,5 ставки по совмещению (л.д. 6-9).

Из уточняющей справки следует, что Дмитриев С.Н. работал с ДД.ММ.ГГГГ в штатной должности тренера-преподавателя по совмещению на 0,5 ставки в объеме 9 часов в неделю (л.д. 28-29).

    СогласноСписку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, включается работа в учреждении дополнительного образования детей в должности тренера-преподавателя с 01.09.2000 при условии соблюдения требований, установленных пунктами 4 (периоды выполнявшейся до 01.09.2000 работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а, начиная с 01.09.2000 - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных настоящими Правилами) и 12 (на 01.01.2001 у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев) названных Правил - выполнение нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), наличие на 01.01.2001 стажа работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет и 8 месяцев и наличие факта работы (независимо от её продолжительности) в период с 01.11.1999 по 31.12.2000 в должностях и учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» и пункте 2 раздела «Наименование учреждений» Списка.

К тому же в период работы Дмитриева С.Н. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ действовалоПостановление Правительства РФ от 03.04.2003 № 191 «О продолжительности рабочего времени педагогическим работникам», а с 24.12.2010 по 02.07.2012 действуетПриказ Министерства образования и науки РФ от 24.12.2012 № 2075 «О продолжительности рабочего времени педагогических работников», которыми установлено тренерам - преподавателям учреждений дополнительного образования норма преподавательской работы за ставку -18 часов в неделю. Согласно п. 4 Правил исчисления периодовработы утвержденных Постановлением Правительства РФ № 781 включается в педагогический стаж работа тренером-преподавателем при условии выполнения нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы (18 учебных часов в неделю).

    Таким образом, у Дмитриева С.Н. на период его работы на ДД.ММ.ГГГГ в МОУ ДОД «Троицкая детско-юношеская спортивная школа» не выполнялись два необходимых условия, то есть не имелось необходимого стажа работы педагогической деятельности продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев на ДД.ММ.ГГГГ, и не выполнялись условия нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), в размере не менее 18 часов в неделю.

На основании изложенного, суд полагает, что требование истца о зачислении периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный трудовой стаж удовлетворению не подлежит.

    Вместе с тем Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2004 № 2-П со ссылкой на Постановление от 24.05.2001 № 8-П и Определение от 05.11.2002 № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Судом установлено, что в указанный истцом спорный период времени (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом «г» пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.

Суд исходит из того, что в момент обращения истца за назначением досрочной трудовой пенсии Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, действовавшее на момент прохождения его военной службы по призыву, утратило силу, следовательно, условие о включении в специальный стаж периода службы в Вооруженных силах СССР при наличии не менее 2/3 стажа работы на тех должностях, которые дают право на назначение такой пенсии, должно быть соблюдено не на момент утраты силы названного Постановления, а на момент обращения гражданина за пенсией.

На период обращения Дмитриева С.Н. за пенсией его стаж педагогической деятельности составлял по данным ГУ - Управление пенсионного фонда Российской Федерации по Талицкому району 21 год 11 месяцев 28 дней, что уже составляет не менее 2/3 (16 лет 8 месяцев) стажа работы на тех должностях, которые дают право на назначение такой пенсии.

           Период службы Дмитриева С.Н. в Советской Армии относится к периодам деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам, предусмотренного Федеральным законом № 173-ФЗ от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

    Таким образом, вышеназванный период службы Дмитриева С.Н. подлежал включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.

    Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

    Суд полагает, что службу в Советской Армии действующее правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж, как трудовой, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления прав истца в области пенсионного обеспечения.

    Согласно копии трудовой книжки и копии военного билета на имя Дмитриева С.Н. до призыва на военную службу работал с ДД.ММ.ГГГГ учителем физкультуры в Н-Катарачской средней школе, Талицкой детско-юношеской спортивной школе Талицкого района, затем проходил военную службу по призыву в Вооруженных Силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а после прохождения службы с ДД.ММ.ГГГГ работал учителем физического воспитания в Троицкой средней школе             (л.д. 11-12).

    Исходя из этого следует, что период службы ФИО5 В Советской Армии относится к периодам деятельности до ДД.ММ.ГГГГ, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам в соответствии с Федеральным законом № 173-ФЗ от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

    В соответствии с абзацем 1 пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности за расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.

    Статьей 2 вышеуказанного Закона предусмотрено, что социальные гарантии и компенсации применяются к гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах Союза ССР, пограничных, внутренних и железнодорожных войсках, войсках гражданской обороны, органах и войсках государственной безопасности, других воинских формированиях СССР, и членам их семей. В абзаце 1 пункта 3 статьи 10 Закона содержится норма о включении в стаж службы по контракту и призыву при нормальных условиях, а абзац 2 пункта 3 статьи закона «О статусе военнослужащих» предусматривает прохождение военной службы военнослужащим на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, которое засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет.

    В целях соблюдения принципа равенства и правовой справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, как правовом и социальном государстве, спорный период (служба в армии) надлежит включить в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ         «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в кратном исчислении.

    При таких обстоятельствах, требование истца о зачислении в специальный трудовой стаж периода прохождения службы в составе Вооруженных сил СССР подлежит удовлетворению из расчета один день службы за два дня работы, поскольку истец находился на военной службе по призыву. Таким образом, в стаж педагогической деятельности Дмитриева С.Н. подлежит зачислению срок его военной службы по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в кратном исчислении, то есть 1 год 6 месяцев 13 дней службы за два дня работы, то есть 3 года 26 дней.

    Таким образом, общий стаж педагогической деятельности Дмитриева С.Н., дающий право для назначения пенсии по старости составляет (21 год 11 месяцев 28 дней + 3 года 26 дней) составляет 25 лет 24 дня.

    С учетом включения в специальный стаж истца периода прохождения службы в составе Вооруженных Сил СССР, он приобрел право на досрочное назначение пенсии по старости с момента обращения с заявлением к ответчику, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

    Руководствуясь ст.ст. 194, 196-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

    Исковые требования Дмитриева С.Н. удовлетворить частично.

    Дмитриеву С.Н. зачислить в специальный трудовой стаж для начисления пенсии по старости период его службы в составе Вооруженных Сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ из расчета один день военной службы за два дня работы, всего 3 года 26 дней.

    Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Талицком районе Свердловской области назначить пенсию Дмитриеву С.Н. со ДД.ММ.ГГГГ.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Талицкий районный суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

    Решение в окончательной форме принято 26.09.2012.

    Судья подпись Анохин С. П.

2-571/2012 ~ М-572/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Дмитриев Сергей Николаевич
Ответчики
ГУ УПФ РФ в Талицком районе
Суд
Талицкий районный суд Свердловской области
Судья
Анохин Сергей Петрович
Дело на странице суда
talicky--svd.sudrf.ru
01.08.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.08.2012Передача материалов судье
05.08.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.08.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.09.2012Подготовка дела (собеседование)
10.09.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.09.2012Судебное заседание
28.09.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее