Дело № 2-20/2020
64RS0027-01-2019-000676-35
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 января 2020 года город Петровск
Петровский городской суд Саратовской области в составе:
председательствующего - судьи Романовой Е.В.,
при секретаре – Хамраевой Е.Н.,
с участием представителя административного истца – помощника Петровского межрайонного прокурора Курмановой Д.М., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя административного ответчика – администрации Пригородного муниципального образования Петровского муниципального района Саратовской области - Шмачина Р.А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Петровского межрайонного прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации Пригородного муниципального образования Петровского муниципального района Саратовской области об обеспечении свободного доступа к информации, размещенной на официальном сайте органа местного самоуправления, лицам, ограниченным по зрению,
установил:
заместитель Петровского межрайонного прокурора, действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанным иском к администрации Пригородного муниципального образования Петровского муниципального района Саратовской области (далее – администрация Пригородного МО, ответчик), в котором просит обязать ответчика привести сайт администрации Пригородного МО - http://prigorodnoe-mo.ru/ в соответствие в пунктом 4 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов по зрению официальных сайтов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сети «Интернет», утвержденного Приказом Минкомсвязи России от 30.11.2015 № 483.
Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проведенного мониторинга официального сайта администрации Пригородного МО - http://prigorodnoe-mo.ru/ установлено, что администрацией Пригородного МО не выполнены требования законодательства по обеспечению условий доступности инвалидов по зрению в сети «Интернет» к официальному сайту, поскольку на сайте отсутствует возможность изменения размеров текстовой информации до 200%, шрифта, интервала между буквами (кернинг), а также цветовой схемы, чем нарушаются права лиц, ограниченных по зрению на свободный доступ к информации, что и послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
В судебном заседании представитель истца - помощник Петровского межрайонного прокурора Курманова Д.М. заявленные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика - администрации Пригородного муниципального образования Петровского муниципального района Саратовской области Шмачин Р.А. в судебном заседании исковые требования признал в полном объеме.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации.
Статьей 9 Конвенции о правах инвалидов, принятой резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года, вступившей в силу для России 25.10.2012 года, провозглашен принцип доступности, который предоставляет возможность инвалидам вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности: на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные службы и экстренные службы.
Согласно ч. 2 ст. 9 Конвенции государства-участники принимают также надлежащие меры к тому, чтобы: развивать другие надлежащие формы оказания инвалидам помощи и поддержки, обеспечивающие им доступ к информации; поощрять доступ инвалидов к новым информационно-коммуникационным технологиям и системам, включая Интернет.
В силу ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) способами защиты гражданских прав является, в том числе, пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения и присуждение к исполнению обязанностей в натуре.
В ходе проведенной Петровской межрайонной прокуратурой проверки сайта администрации Пригородного МО установлено, что Интернет-ресурс ответчика не обеспечивает свободный доступ к информации лицам, ограниченным по зрению.
Так, согласно ст. 10 Федерального закона от 09 февраля 2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть «Интернет», в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информации может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация (п. 1). Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов по зрению официальных сайтов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сети «Интернет» устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п.6).
Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 30.11.2015 года № 483 установлен Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов по зрению официальных сайтов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сети «Интернет» (далее по тесту – Порядок).
В силу п. 2 Порядка органы государственной власти и местного самоуправления в технических заданиях на проектирование и разработку интерфейсов своих официальных сайтов должны предусматривать наличие альтернативных текстовых версий таких сайтов (далее - версия для инвалидов по зрению), переход к которым осуществляется с главной страницы официального сайта в случае, если сам официальный сайт исходно не соответствует требованиям пункта 4 настоящего Порядка.
Согласно п. 4 Порядка версия для инвалидов по зрению должна соответствовать следующим параметрам:
- нетекстовая информация и нетекстовые материалы, представленные на официальных сайтах органов государственной власти и местного самоуправления, должны присутствовать также в версии для инвалидов по зрению в виде краткого описания такой нетекстовой информации, за исключением нетекстовой информации и нетекстовых материалов, используемых только с целью украшения и визуального оформления официальных сайтов органов государственной власти и местного самоуправления;
- графические файлы формата PDF, содержащие документы в графическом виде, представленные в разделах официальных сайтов органов государственной власти и местного самоуправления, должны присутствовать также в версиях для инвалидов по зрению в текстовом формате;
- наличие возможности изменения размеров текстовой информации до 200%, шрифта, интервала между буквами (кернинг), а также цветовой схемы.
В судебном заседании установлено, что Пригородное МО является органом местного самоуправления, что подтверждается Уставом Пригородного МО. Исполнительно-распорядительным органом Пригродного МО является администрация муниципального образования.
Постановлением №-п от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении официального сайта администрации Пригородного муниципального образования Петровского муниципального района Саратовской области МО в качестве источника информации о деятельности органа местного самоуправления определен официальный сайт в сети Интернет.
Постановлением №-П от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление администрации Пригородного муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ №-П «Об определении официального сайта Администрации Пригородного муниципального образования Петровского муниципального района Саратовской области» указано, что информация о деятельности администрации Пригородного МО размещается в сети Интернет на официальном сайте: http://prigorodnoe-mo.ru/.
Актом осмотра сайта в сети «Интернет» от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного помощником Петровского межрайонного прокурора, установлено, что администрацией Пригородного МО не выполняются требования законодательства по обеспечению условий доступности для инвалидов по зрению в сети «Интернет» официального сайта администрации Пригородного МО, в частности, на официальном сайте отсутствует возможность изменения размеров текстовой информации до 200% шрифта, интервала между буквами (кернинг), а также цветовой схемы.
Указанные обстоятельства подтверждаются также представленными истцом скриншотами сайта ответчика.
В целях устранения выявленных нарушений, ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы администрации ПригородногоМО было внесено представление, в котором предложено устранить выявленные недостатки в течение месячного срока.
Из ответа на указанное представление главы администрации Пригородного МО, направленного в адрес Петровского межрайонного прокурора № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что устранение указанных в представлении прокурора нарушений запланировано на 2020 год.
Оценив представленные доказательства, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что неисполнение требований законодательства со стороны ответчика влечет нарушение прав лиц, ограниченных по зрению, т.к. не обеспечивает свободный доступ к информации, размещенной на официальном сайте ответчика, в связи с чем, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд считает необходимым установить ответчикам срок для исполнения судебного решения 2 месяца со дня его вступления в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования заместителя Петровского межрайонного прокурора Саратовской области, удовлетворить.
Обязать администрацию Пригородного муниципального образования Петровского муниципального района Саратовской области в срок, не позднее 02 (двух) месяцев со дня вступления решения в законную силу, привести сайт администрации Пригородного муниципального образования Петровского муниципального района Саратовской области в сети «Интернет» по адресу - http://prigorodnoe-mo.ru/ в соответствие с п. 4 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов по зрению официальных сайтов федеральных органов государственной плати, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сети «Интернет», утвержденного Приказом Минкомсвязи России от 30.11.2015 № 483.
Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента изготовления полного текста решения в Саратовский областной суд путем обращения с апелляционной жалобой в Петровский городской суд.
Полный текст решения изготовлен 17 января 2020 года.
Председательствующий Е.В. Романова