Дело № 2-267\2017. копия
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации.
03 октября 2017 г. р.п. Сосновское,
Нижегородская область.
Сосновский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Охтомова А.В., при секретаре судебного заседания Андроновой О.М., с участием заместителя прокурора Сосновского района Нижегородской области Матвеевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Сосновского района Нижегородской области, в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, о признании информации размещенной на Интернет странице, информацией, распространение которой запрещено, о реализации продуктов питания из Финляндской Республики,
установил:
Прокурор Сосновского района Нижегородской области обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, о признании запрещенной к распространению информации размещенная на Интернет страницах, о реализации продуктов питания из Финляндской Республики.
В судебное заседание не явился представитель заинтересованного лица от Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, от которых поступило заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
Прокурор не возражала о рассмотрении дела в отсутствие представителей заинтересованных лиц.
Суд, в соответствии с ч.5 ст.167 ГПК Российской Федерации, с учетом письменных заявлений представителя заинтересованного лица, считает возможным рассмотреть данное дело в их отсутствие.
В заявлении прокурор Сосновского района указал, что проведённой прокуратурой Сосновского района проверкой исполнения законодательства в сфере выявления и пресечения деятельности по ввозу на территорию РФ сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в отношении которых установлены ограничения, установлен факт размещения в сети Интернет для свободного доступа неограниченного круга лиц на странице сайта с доменным именем http://finnmart.ru информации о реализации сыров, масла сливочного, творога, колбасных изделий в ассортименте, страной происхождения которых является Финляндская Республика. Сведения на данном сайте распространяются бесплатно с не лимитированным сроком пользования. Выход на указанный сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием данного информационного сайта и скопировать материалы в электронном варианте может любой интернет- пользователь, ограничения на передачу, копирование и распространение отсутствует, тем самым размещенные на страницах указанного сайта материалы направлены на неограниченный круг лиц, в обход установленным законодательством требованиям для ведения и реализации такой деятельности.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники. В соответствии с ч. ч. 1 и 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена административная или уголовная ответственность.
В силу ч. 5 ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Статьей 9 Федерального закона № 149-ФЗ, предусмотрена возможность ограничения доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Президентом Российской Федерации издан Указ от 06 августа 2014 г. № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации», согласно п. 1 которого, в течение одного года со дня вступления в силу настоящего подзаконного акта запрещается либо ограничивается осуществление внешнеэкономических операций, предусматривающих ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению.
Указом Президента Российской Федерации от 24 июня 2015 г. № 320 действие указанных экономических мер продлено на один год, начиная с 06 августа 2015 г., Указом Президента Российской Федерации от 29 июня 2016 г. № 305 действие указанных экономических мер продлено по 31 декабря 2017 г.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 августа 2014 г. № 778 « О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. № 560, от 24 июня 2015 г. № 320 и от 29 июня 2016 года № 305», утвержден перечень видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, запрещенных к обороту на территории России, страной происхождения которых, является в том числе, Финляндская Республика (страна, входящая в Европейский союз).
Согласно Приложению к Постановлению Правительства Российской Федерации от 07 августа 2014 г. № 778, в перечень видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, запрещенных к обороту на территории России, включены товары, имеющие код товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности 0406 «Сыры и творог»,0405 «Сливочное масло и прочие жиры и масла, изготовленные из молока», 160100 «Колбаса и аналогичные продукты из мяса, мясных субпродуктов или крови; готовые пищевые продукты, изготовленные на их основе».
В силу общих требований к порядку контроля за осуществлением внешнеэкономических операций с товарами и технологиями, подлежащими экспортному контролю, утвержденных Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 21 сентября 2004 г. № 190 - внешнеэкономические операции - внешнеторговые, инвестиционные и иные операции в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность).
В соответствии с п.3 ст.4 Таможенного Кодекса Таможенного союза, ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза - это совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы, в результате которых, товары прибыли на таможенную территорию Таможенного союза любым способом, включая пересылку в международных торговых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до их выпуска таможенными органами.
Согласно п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 29 июля 2015 г. № 391 «Об отдельных специальных экономических мерах, применяемых в целях безопасности Российской Федерации» ввезенные на территорию Российской Федерации сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению, и которые запрещены к ввозу на территорию Российской Федерации (далее - товары), подлежат уничтожению с 6 августа 2015 года.
Статьей 14.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за незаконную продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством.
Анализ вышеприведенных норм позволяет сделать вывод, что на сайте http://finnmart.ru в сети Интернет, любому пользователю в рамках публичного договора купли-продажи дистанционным способом предлагается приобрести продукцию, запрещенную к ввозу из стран, принявших решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившихся к такому решению. Размещенные на странице сайта материалы направлены на неограниченный круг лиц (потребителей), в обход установленным законодательством требованиям для приобретения продукции, запрещенной к ввозу из стран, принявших решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившихся к такому решению. Доступ к сайту, где размещены выше указанные информационные материалы, в соответствии с законодательством РФ должен быть закрыт, поскольку распространение указанной информации противоречат целям и задачам действующего законодательства в сфере выявления и пресечения деятельности по ввозу на территорию РФ сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в отношении которых установлены ограничения. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации. Обращаясь с заявлением о признании информации, распространяемой в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, прокурор выступает в интересах, как неопределенного круга лиц, так и Российской Федерации в целях защиты основ конституционного строя и нравственности, а также прав и законных интересов других лиц, и охраняемых интересов общества и государства в целом.
В целях ограничения доступа к странице сайта в сети Интернет необходимо внести данный сайт в информационную систему «Единый реестр доменных имён», указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Полномочия по созданию, формированию и ведению Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с п.5.1.7. Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16 марта 2009 г. №228 «О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций».
Согласно ч. 1, 5 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено". Одним из оснований для включения в реестр сведений, указанных в ч.2 настоящей статьи является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Просят суд признать информацию размещенную на странице сайта с доменным именем http://finnmart.ru, информацию о реализации сыров, масла сливочного, творога, колбасных изделий в ассортименте, страной происхождения которых является Финляндская Республика, запрещенной к распространению в Российской Федерации.
В судебном заседании заместитель прокурора Матвеева А.В. требования, изложенные в заявлении поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить.
Согласно письменного отзыва, представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу Васильев Е.С. указал, что возражений относительно иска прокурора не имеют, изложив свое мнение в письменном заявлении, которое приобщено к материалам дела (л.д. 15-16).
Выслушав заключение прокурора, исследовав материалы гражданского дела, суд пришел к следующему заключению.
Согласно ст.2 ФЗ от 27 июля 2006 г. № 149 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» информационно – телекоммуникационная сеть технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
В соответствии с ч.1 ст.15 ФЗ № 149 ФЗ на территории РФ использование информационного – телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства РФ в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов РФ.
Согласно п.5 ст.15 Федерального закона № 149 ФЗ, передача информации посредством использования информационно – телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Частями 1, 6, ст.10 ФЗ №149 ФЗ установлено, что в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии со ст. 12 ГК Российской Федерации, защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре, иными способами, предусмотренными законом.
В силу п. 2 ст. 150 ГК Российской Федерации, нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и тех пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, прокуратурой Сосновского района Нижегородской области, была проведена проверка исполнения законодательства, с целью выявления сайтов, допускающих размещение материалов с информацией, распространение которой противоречит целям и задачам действующего законодательства о реализации сыров, масла сливочного, творога, колбасных изделий в ассортименте, страной происхождения которых является Финляндская Республика, запрещенной к распространению в Российской Федерации.
Частью 6 ст.10 Закона № 149-ФЗ предусмотрен запрет распространения информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Как указывалось выше, установлено, что в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В ч. 6 ст. 10 Закона №149-ФЗ содержится запрет на распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 07 августа 2014 г. № 778 « О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. № 560, от 24 июня 2015 г. № 320 и от 29 июня 2016 года № 305», утвержден перечень видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, запрещенных к обороту на территории России, страной происхождения которых, является в том числе, Финляндская Республика, как страна, входящая в Европейский союз.
Согласно Приложению к Постановлению Правительства Российской Федерации от 07 августа 2014 г. № 778, в перечень видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, запрещенных к обороту на территории России, включены товары, имеющие код товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности 0406 «Сыры и творог»,0405 «Сливочное масло и прочие жиры и масла, изготовленные из молока», 160100 «Колбаса и аналогичные продукты из мяса, мясных субпродуктов или крови; готовые пищевые продукты, изготовленные на их основе».
В соответствии с п.3 ст.4 Таможенного Кодекса Таможенного союза, ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза - это совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы, в результате которых, товары прибыли на таможенную территорию Таможенного союза любым способом, включая пересылку в международных торговых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до их выпуска таможенными органами.
Согласно п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 29 июля 2015 г. № 391 «Об отдельных специальных экономических мерах, применяемых в целях безопасности Российской Федерации» ввезенные на территорию Российской Федерации сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению, и которые запрещены к ввозу на территорию Российской Федерации (далее - товары), подлежат уничтожению с 6 августа 2015 года.
Статьей 14.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за незаконную продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством.
Суд считает, что нахождение в открытом доступе информации с доменным именем http://finnmart.ru, о реализации сыров, масла сливочного, творога, колбасных изделий в ассортименте, страной происхождения которых является Финляндская Республика, запрещенной к распространению в Российской Федерации, что влечет совершение административных правонарушений и уголовно наказуемых деяний.
Статьей 15.1 Федерального закона № 149 ФЗ предусмотрено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», в который включаются, в том числе сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основанием для включения в реестр сведений, указанных в ч.2 ст. 15.1 Федерального закона № 149 ФЗ, является, в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В соответствии с п.3 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 г. № 1101, формирование и ведение единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра – организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации, которая может привлекаться к формированию и ведению единого реестра в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Таким образом, признание информации в сети Интернет в качестве информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено, необходимо заявителю в целях защиты публичных интересов Российской Федерации и права неопределенного круга лиц – путем включения адреса вышеуказанной страницы сайта в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
С учетом выше изложенного, суд приходит к выводу, что требования Сосновского районного прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 264 – 268; 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
заявление прокурора Сосновского районного Нижегородской области - удовлетворить.
Признать информацию, размещенную на Интернет странице сайта с доменным именем http://finnmart.ru, с предложениями о реализации сыров, масла сливочного, творога, колбасных изделий в ассортименте, страной происхождения которых является Финляндская Республика, в качестве информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Данное решение является основанием для внесения указанного Интернет сайта в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Решение Сосновского районного суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Сосновский районный суд, в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в законную силу не вступило.
Судья ОХТОМОВ А.В.