дело № 2-2132/2021
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 ноября 2021 года г. Вязьма Смоленской области
Вяземский районный суд Смоленской области в составе:
председательствующего, – судьи Вяземского районного суда Смоленской области Воронков Р.Е.,
при секретаре Григорьевой О.О.,
рассматривая в открытом судебном заседании гражданское дело по иску о Лучкиной Т. В. и Борисовой С. В. к администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области о признании права собственности на нежилое помещение в порядке наследования,
УСТАНОВИЛ:
Лучкина Т.В. и Борисова С.В. обратились в суд с иском к администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области о признании права собственности на нежилое помещение в порядке наследования.
В судебном заседании истец Лучкина Т.В. и ее представитель Кузьмин С.А. исковые требования поддержали.
В судебное заседание истец Борисова С.В., представитель администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области и третье лицо – конкурсный управляющий Лаврентьева С.С. не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом.
В своих возражениях третье лицо – конкурсный управляющий Лаврентьева С.С. возражала против удовлетворения иска, указав на неподсудность дела Вяземскому районному суду.
В ходе рассмотрения дела по существу судом вынесен на обсуждение вопрос об оставлении иска без рассмотрения.
Представитель истца Кузьмин С.А. возражал против оставления иска без рассмотрения, поскольку спорный объект недвижимости не обременен правами застройщика.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Определением Арбитражного суда Смоленской области от 25.09.2017 (резолютивная часть определения объявлена 18.09.2017) в отношении общества с ограниченной ответственностью «Вязьмажилстрой» (ОГРН 1026700857809, ИНН 6722014370) введена процедура банкротства – наблюдение, временным управляющим общества с ограниченной ответственностью «Вязьмажилстрой» утверждена Лаврентьева С.С. Сообщение опубликовано в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации (газета «Коммерсантъ») в соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» 30.09.2017 (далее – Закон о банкротстве), включено в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве 25.09.2017, сообщение № 2107550.
Учитывая, что должник ООО «Вязьмажилстрой» обладает признаками организации-застройщика в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", при возбуждении дела о банкротстве судом применены правила § 7 главы IX Закона о банкротстве, регулирующие особенности банкротства застройщиков. Решением Арбитражного суда Смоленской области от 17.07.2019 (резолютивная часть решения объявлена 10.07.2019) общество с ограниченной ответственностью «Вязьмажилстрой» признано несостоятельным, в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утверждена Лаврентьева С. С.. Сообщение опубликовано в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации (газета «Коммерсантъ»), сообщение №77033063678, включено в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве 18.07.2019, сообщение № 3974322.
Лучкина Т.В. и Борисова С.В. 07.10.2021 обратились в суд с заявлением о признании за ними права собственности в порядке наследования на нежилое помещение, общей проектной площадью 16,7 кв.м., расположенное в здании магазина непродовольственных товаров с офисными помещениями по адресу: <адрес>, переданный А.В. на основании договора участия в долевом строительстве здания магазина непродовольственных товаров с офисными помещениями по <адрес>.
Учитывая, что в соответствии с пунктом 13 статьи 25 Федерального закона от 29.07.2017 № 218-ФЗ "О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Закона о банкротстве в редакции данного Федерального закона применяется арбитражными судами при рассмотрении дел о банкротстве, производство по которым возбуждено после 01.01.2018, суд области правомерно не применил редакцию закона от 29.07.2017 № 218- ФЗ.
В соответствии со статьей 32 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) и частью 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
В силу пункта 1 статьи 201.8 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в редакции закона от 18.06.2017 года с даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения в отношении застройщика, в ходе проведения наблюдения и всех последующих процедур, применяемых в деле о банкротстве застройщика, только в рамках дела о банкротстве с соблюдением установленного законом порядка подлежат предъявлению и рассмотрению требования других лиц к застройщику или застройщика к другим лицам, в том числе, о признании наличия или отсутствия права собственности или иного права либо обременения в отношении недвижимого имущества, в том числе объектов незавершенного строительства.
Заявленное Лучкиной Т.В. и Борисовой С.В. требование о признании за ними права собственности на нежилое помещение в порядке наследования основано на договоре об участии в долевом строительстве здания торгового центра от 27.06.2013.
Из материалов дела следует, что 27.06.2013 между А.В. и ООО «Вязьмажилстрой» заключен договор участия в долевом строительстве здания магазина непродовольственных товаров с офисными помещениями по <адрес>.
По условиям данного договора должник - застройщик обязался после постройки и введения в эксплуатацию не позднее четвертого квартала 2013 года здания магазина непродовольственных товаров с офисными помещениями по <адрес>, передать А.В. - участнику долевого строительства объект - торгово-офисное помещение, общей проектной площадью 16,7 кв.м., расположенное на втором этаже магазина непродовольственных товаров с офисными помещениями, расположенного на <адрес>.
А.В. условия договора исполнены полностью, объект строительства оплачен в сумме 322 000 руб., данное обстоятельство подтверждено справкой от 10.04.2014.
Разрешение на ввод в эксплуатацию № RU67502000-272/2015 выдано ООО «Вязьмажилстрой» 17.03.2015 на объект - магазин непродовольственных товаров с офисными помещениями по <адрес>.
Распоряжением главы Администрации Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области от 03.06.2013 № 232-р вновь построенному зданию магазина и земельному участку присвоен почтовый адрес: <адрес>.
Нежилое помещение фактически передано А.В. (акт приема - передачи торгово-офисного помещения от 20.03.2015). Договор в установленном порядке в соответствии с пунктом 3 статьи 4, статьей 17 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" не зарегистрирован.
дд.мм.гггг. А.В. умер, истцы являются наследниками первой очереди.
В ситуации, когда застройщик начинает испытывать финансовые трудности и впадает в несостоятельность, алгоритм исполнения обязательств перед дольщиками изменяется с учетом специального банкротного регулирования, в том числе в зависимости от того, какой вид помещения (жилое или нежилое) являлся предметом договора. Законодательством о несостоятельности (в редакции, применяемой к спорным отношениям) предусмотрены определенные механизмы, в результате применения которых к дольщикам в итоге должно будет перейти право собственности на оплаченные жилые помещения (передача участникам строительства объекта незавершенного строительства, передача жилых помещений в уже построенном доме и т.д. - статьи 201.10 - 201.11 Закона о банкротстве). В отношении нежилых помещений подобные законодательные механизмы не установлены (в редакции закона, применяемой к спорным правоотношениям). Лица, заключившие договор участия в долевом строительстве, предметом которого является передача нежилого помещения, вправе заявить о включении в реестр своего денежного требования на общих основаниях. Такое требование подлежит включению в четвертую очередь реестра (подпункт 4 пункт 1 статья 201.9 Закона о банкротстве).
По смыслу пункта 2 статьи 2, статьи 4 Федерального закона от 30.12.2004 № 214- ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон № 214-ФЗ) участниками долевого строительства являются лица, перед которыми у застройщика возникла обязанность передать в будущем как жилые, так и нежилые помещения. Соответственно, положения статей 12.1 и 13 названного Закона об обеспечении исполнения обязательства застройщика перед такими лицами применяются независимо от конкретного вида (жилое или нежилое помещение) объекта долевого строительства.
В соответствии с частью 2 статьи 27 Федерального закона от 30.12.2004 № 214- ФЗ его действие распространяется на отношения, связанные с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, разрешения на строительство которых получены после его вступления в силу - начиная с 01.04.2005. Договоры участия в долевом строительстве таких домов (объектов недвижимости), заключенные в соответствии с данным Законом, подлежат государственной регистрации в силу части 3 статьи 4 названного закона также начиная с указанной даты. При этом отсутствие государственной регистрации договора не может являться основанием для неисполнения достигнутого сторонами соглашения (данная правовая позиция отражена в постановлении Пленума ВАС РФ «О внесении дополнений в постановление Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 № 73»). Однако отсутствие регистрации договора долевого участия в строительстве означает не то, что добросовестный участник долевого строительства, оплативший помещение, не может требовать от застройщика выполнения договора, а то, что у такого участника долевого строительства не возникает права залога, предусмотренного статьей 13 Закона № 214-ФЗ (определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.04.2013 № ВАС-15510/12).
В силу пункта 8 статьи 201.11 Закона о банкротстве в случае, если застройщиком в установленном федеральным законом порядке получено разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома или жилого дома блокированной застройки и застройщиком и участником строительства до даты принятия заявления о признании застройщика банкротом подписан передаточный акт или иной документ о передаче жилого помещения, арбитражный суд по заявлению участника строительства выносит определение о признании права собственности участника строительства на жилое помещение в порядке, установленном статьей 201.8 названного Федерального закона.
При отсутствии определенных пунктом 8 статьи 201.11 Закона о банкротстве условий признание в рамках процедуры банкротства, проводимой в целях соблюдения пропорционального удовлетворения требований кредиторов застройщика, за отдельным инвестором права на помещение в объекте незавершенного строительства, не введенном в эксплуатацию, может повлечь нарушение закрепленного законодательством о банкротстве принципа равенства кредиторов должника и воспрепятствовать включению объекта незавершенного строительства в конкурсную массу общества с целью удовлетворения требований кредиторов.
Однако исходя из толкования норм параграфа 7 главы IX Закона о банкротстве положения пункта 8 статьи 201.11 Закона о банкротстве не применимы к правоотношениям, объектом которых является нежилое помещение. Специального правового регулирования в отношении реализации прав лиц, имеющих требование к застройщику о передаче нежилых помещений, расположенных в многоквартирном жилом доме, являющемся объектом строительства, Закон о банкротстве не содержит (в редакции закона, применяемого к спорным отношениям); в отношении данных кредиторов действует общий режим защиты прав и законных интересов кредиторов, установленный законодательством о банкротстве - при рассмотрении дел о банкротстве, производство по которым возбуждено до 01.01.2018. Поскольку спорные правоотношения урегулированы федеральным законом, то аналогия права не применима. Иное толкование Закона о банкротстве означало бы предоставление инвесторам нежилых помещений преимущества относительно других кредиторов в деле о банкротстве застройщика.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 201.8 Закона о банкротстве с даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения в отношении застройщика, в ходе проведения наблюдения и всех последующих процедур, применяемых в деле о банкротстве застройщика, только в рамках дела о банкротстве с соблюдением установленного законом порядка подлежат предъявлению и рассмотрению требования других лиц к застройщику или застройщика к другим лицам, в том числе, о передаче недвижимого имущества во исполнение обязательства передать его в собственность, в хозяйственное ведение, в оперативное управление или в пользование.
Нормы параграфа 7 главы IX Закона о банкротстве не предусматривают включения в реестр требований о передаче жилых помещений требований лиц о передаче нежилых помещений. Требования кредиторов к должнику по неденежным обязательствам имущественного характера, возникшие до возбуждения дела о банкротстве, с учетом разъяснений, содержащихся пункте 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 № 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве" могут быть в данном случае трансформированы в денежные требования, подлежащие удовлетворению в общем порядке, предусмотренном правилами статей 134, 142 Закона о банкротстве.
Суд отмечает, что истцы не лишены права избрать иной способ защиты с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 № 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве".
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 15 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2018) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018), лица, заключившие договор участия в долевом строительстве, предметом которого является передача нежилого помещения, вправе заявить о включении в реестр своего денежного требования на общих основаниях.
Такое требование подлежит включению в четвертую очередь реестра (подпункт 4 пункта 1 статьи 201.9 Закона о банкротстве). Как следует из Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016) (пункт 2 раздела 1.Практика применения законодательства о банкротстве), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016, по общему правилу с момента признания должника банкротом и открытия в отношении него конкурсного производства требования кредиторов по неденежным обязательствам имущественного характера трансформируются в денежные (абзац седьмой пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве, абзац второй пункта 34 Постановления N 35). Такие требования подлежат денежной оценке, они рассматриваются по правилам статьи 100 Закона о банкротстве и удовлетворяются в общем порядке, предусмотренном статьями 134, 142 названного закона.
Поскольку покупатель, вложивший свои средства в приобретение нежилого помещения, законодательно лишен возможности требовать от застройщика неденежного исполнения имущественного характера (передать нежилые помещения), то фактически его статус совпадает с лицами, отказавшимися от договора (наличие права заявить только денежное требование).
В силу п. 1 ст. 6 ГК РФ в случаях, когда предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
В соответствии с ч. 4 ст. 1 ГПК РФ в случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе гражданского судопроизводства, федеральные суды общей юрисдикции и мировые судьи (далее также - суд) применяют норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действуют исходя из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (аналогия права).
В связи с отсутствием в ГПК РФ норм, предусматривающих оставление исковых требований без рассмотрения в случае, если данные требования подлежат рассмотрению в деле о банкротстве, то в таком случае могут быть применены положения п. 4 ч. 1 ст. 148 АПК РФ, по аналогии закона (ч. 4 ст. 1 ГПК РФ).
Положениями п. 4 ч. 1 ст. 148 АПК РФ установлено, что арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что заявлено требование, которое в соответствии с федеральным законом должно быть рассмотрено в деле о банкротстве.
Поскольку удовлетворение заявления о признании за истцами права собственности на нежилое помещение при установленных обстоятельствах входит в компетенцию Арбитражного суда Смоленской области, производство по настоящему исковому заявлению возбуждено Вяземским районным судом Смоленской области после 25.09.2017, то исковое заявление в силу пункта 5 части 1 статьи 201.8 Закона о банкротстве, на основании аналогии закона (п. 1 ст. 6 ГК РФ) подлежит оставлению без рассмотрения.
Руководствуясь ст. ст. 222, 224, 225 ГПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Исковое заявление Лучкиной Т. В. и Борисовой С. В. к администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области о признании права собственности на нежилое помещение в порядке наследования оставить без рассмотрения.
На определение может быть подана частная жалоба в Смоленский областной суд через Вяземский районный суд Смоленской области в течение пятнадцати дней со дня его вынесения.
Судья Р.Е. Воронков
13.12.2021 вступает в законную силу.