РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 ноября 2012 года с. Агинское
Федеральный Саянский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Морозовой Л.М.
с участием помощника прокурора Саянского района Красноярского края Величевой Е.Н.
при секретаре Астаниной Т.С.
с участием представителя органа, чьи действия обжалуются – представителя администрации Агинского сельсовета Саянского района Красноярского края
Синевой О.А.
Заинтересованных лиц - представителя администрации Саянского района Пушковой К.В., директора МПУ УК ЖКХ «Агинское» Третьякова В.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-381/2012 по иску прокурора Саянского района Красноярского края в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Агинского сельского совета в части непринятия мер к ликвидации мест несанкционированных свалок твердых бытовых отходов и понуждении к совершению действий по ликвидации мест незаконных свалок твердых бытовых отходов
УСТАНОВИЛ
Прокурор Саянского района Красноярского края в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с исковыми требованиями к Администрации МО Агинский сельсовет о признании бездействия администрации Агинского сельсовета в части непринятия мер по ликвидации свалок, расположенных на территории с. Агинское, незаконным, и об обязании ликвидировать несанкционированные свалки, расположенные внутри поселения, а также с требованием обязать администрацию Агинского сельсовета Саянского района провести рекультивацию земельных участков (кроме канавы, расположенной вдоль ул. Советской с. Агинское Саянского района Красноярского края, напротив д.д. 104, 106) в течение 1 месяца с момента вступления решения суд
в законную силу.
В обоснование требований указал, что в результате проведенной выездной проверки исполнения законодательства об охране окружающей среды и отходах производства и потребления, проведенной 14.09.2012 выявлены места несанкционированного складирования твердых бытовых отходов, а именно
1) Земельный участок, расположенный в 25 м от д. № 2 по ул. Стаханова мкр. Балдара с. Агинское Саянского района Красноярского края, захламлен бытовыми отходами, отходами древесной растительности и прочим мусором на площади 30 м * 50 м. На ул. Стаханова мкр. Балдара контейнеры для сбора мусора не установлены.
2) Земельный участок, расположенный в 7 м от здания котельной «Малая ЦРБ» по ул. Энергетиков с. Агинское Саянского района Красноярского края, захламлен бытовыми отходами, строительный мусором на площади 7м* 10 м. Контейнеры для сбора мусора не установлены.
3) Земельный участок, расположенный по адресу: ул. Спортивная, 3 с. Агинское Саянского района Красноярского края, захламлен строительным мусором на площади 20 м * 50 м.
4) Земельный участок, расположенный в непосредственной близости от построек д. 5 ул. Спортивной с. Агинское Саянского района Красноярского края, захламлен бытовыми отходами на площади 10 м * 20 м, высотой до 1,5 м. Контейнеры для сбора мусора не установлены.
5) Земельный участок, расположенный по адресу: ул. Красноармейская, 143 с. Агинское Саянского района Красноярского края, захламлен строительным мусором на площади 30 м * 30 м.
6) Земельный участок, расположенный на пересечении улиц Советская и Зеленая с. Агинское Саянского района Красноярского края в непосредственной близости от оврага с проточным ручьем захламлен бытовыми отходами, строительный мусором, остатками древесной растительности. Контейнер для сбора мусора вблизи указанного участка установлен, возле которого также размещены бытовые отходы.
7) Земельный участок, расположенный в 50 м от д. 23 по ул. Давыденко с. Агинское Саянского района Красноярского края, захламлен бытовыми отходами и прочим мусором на площади 20 м * 70 м. Мусор сгуртован в кучи, на которых произрастает конопля.
8) Земельный участок, расположенный по с левой стороны ул. Южная, с. Агинское Саянского района Красноярского края, вблизи д. 21, захламлен бытовым мусором на площади 20 м * 60 м. Мусор сгуртован в кучи, на которых произрастает конопля.
9) Земельный участок, расположенный на пересечении улиц Трактовой и Первомайской с. Агинское Саянского района Красноярского края, вблизи д. 21, захламлен бытовым мусором на площади 20 м * 30 м.
10) Земельный участок, расположенный в 40 м через дорогу от д. 35 А по ул. Приречной с. Агинское Саянского района Красноярского края, захламлен бытовым мусором на площади 5м* 10 м.
11) Земельный участок, расположенный за огородом дома 14 ул. Приречной с. Агинское Саянского района Красноярского края, захламлен бытовым мусором на площади 5 м * 20 м.
12) Забетонированная канава вдоль ул. Советской с. Агинское Саянского района Красноярского края, напротив д.д. 104, 106, захламлена бутылками и прочим мусором.
Органы местного самоуправления осуществляют организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований. К вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, что создает последующую обязанность Администрации МО Агинский сельсовет по ликвидации несанкционированных свалов твердых бытовых отходов, находящихся внутри поселения, а также обязанность проведения рекультивации указанных земельных участков.
В судебном заседании прокурор поддержал требования по изложенным в иске основаниям.
Представитель администрации Агинского сельсовета Саянского района Красноярского края Синева О.А. требования не признала по тем основаниям, что в бюджете имеются денежные средства на очистку свалок, имеются договоры с организациями на осуществление очистки свалок, утверждены Правила по обеспечению чистоты и порядка, озеленения, содержания территорий и строений поселений Агинского сельсовета складированные в указанных местах твердые бытовые отходы не принадлежа муниципальному образованию, складированы населением поселения.
Заинтересованное лицо - представитель администрации Саянского района Пушкова К.В. считает заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Заинтересованное лицо - директор МПУ УК ЖКХ «Агинское» Третьяков В.Н. возражает против заявленных требований по тем основаниям, что согласно графику указанные прокурором несанкционированные свалки будут ликвидированы.
Суд, выслушав явившихся, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Статьей 42 Конституции РФ гарантировано: каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В силу ст. 51 ФЗ "Об охране окружающей среды", с учетом положений ч. 1 ст. 22 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 21 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", регулирующего отношения, возникающие в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Положениями ч. 2 ст. 13 ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека (ч. 3 ст. 13 указанного Федерального закона).
Согласно пункту 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статье 7 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и статье 8 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к вопросам местного значения городского округа относятся организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В соответствии с Уставом Муниципального образования Агинского сельсовета Саянского района Красноярского края (статья 7 п. 19) к полномочиям органа местного самоуправления сельского поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Статьей 30 Устава МО Агинский сельсовет предусмотрено, что администрация сельсовета является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Красноярского края.
В п. 7.8 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001 N 607-ст) отражено, что собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.
Однако согласно примечанию к п. 7.8 ГОСТа 30772-2001 в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Как видно из материалов дела и установлено судом, на территории сельского поселения выявлены места несанкционированных свалок, расположенные
1) Земельный участок, расположенный в 25 м от д. № 2 по ул. Стаханова мкр. Балдара с. Агинское Саянского района Красноярского края, захламлен бытовыми отходами, отходами древесной растительности и прочим мусором на площади 30 м * 50 м. На ул. Стаханова мкр. Балдара контейнеры для сбора мусора не установлены.
2) Земельный участок, расположенный в 7 м от здания котельной «Малая ЦРБ» по ул. Энергетиков с. Агинское Саянского района Красноярского края, захламлен бытовыми отходами, строительный мусором на площади 7м* 10 м. Контейнеры для сбора мусора не установлены.
3) Земельный участок, расположенный по адресу: ул. Спортивная, 3 с. Агинское Саянского района Красноярского края, захламлен строительным мусором на площади 20 м * 50 м.
4) Земельный участок, расположенный в непосредственной близости от построек д. 5 ул. Спортивной с. Агинское Саянского района Красноярского края, захламлен бытовыми отходами на площади 10 м * 20 м, высотой до 1,5 м. Контейнеры для сбора мусора не установлены.
5) Земельный участок, расположенный по адресу: ул. Красноармейская, 143 с. Агинское Саянского района Красноярского края, захламлен строительным мусором на площади 30 м * 30 м.
626027
6) Земельный участок, расположенный на пересечении улиц Советская и Зеленая с. Агинское Саянского района Красноярского края в непосредственной близости от оврага с проточным ручьем захламлен бытовыми отходами, строительный мусором, остатками древесной растительности. Контейнер для сбора мусора вблизи указанного участка установлен, возле которого также размещены бытовые отходы.
7) Земельный участок, расположенный в 50 м от д. 23 по ул. Давыденко с. Агинское Саянского района Красноярского края, захламлен бытовыми отходами и прочим мусором на площади 20 м * 70 м. Мусор сгуртован в кучи, на которых произрастает конопля.
8) Земельный участок, расположенный по с левой стороны ул. Южная, с. Агинское Саянского района Красноярского края, вблизи д. 21, захламлен бытовым мусором на площади 20 м * 60 м. Мусор сгуртован в кучи, на которых произрастает конопля.
9) Земельный участок, расположенный на пересечении улиц Трактовой и Первомайской с. Агинское Саянского района Красноярского края, вблизи д. 21, захламлен бытовым мусором на площади 20 м * 30 м.
10) Земельный участок, расположенный в 40 м через дорогу от д. 35 А по ул. Приречной с. Агинское Саянского района Красноярского края, захламлен бытовым мусором на площади 5м* 10 м.
11) Земельный участок, расположенный за огородом д. 14 ул. Приречной с. Агинское Саянского района Красноярского края, захламлен бытовым мусором на площади 5 м * 20 м.
12) Забетонированная канава вдоль ул. Советской с. Агинское Саянского района Красноярского края, напротив д.д. 104, 106, захламлена бутылками и прочим мусором.
Из сообщения администрации Саянского района от 22.09.2012 года следует, что указанные земельные участки относятся к землям населенных пунктов, согласно сообщению Россреестра отсутствуют сведения о собственнике обозначенных земельных участков.
Собственник отходов не установлен, доказательств, что таковым не является ответчик, не представлено. Исходя из вышеуказанного примечания к п. 7.8 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2011, а также положений ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, в силу которой сторона ответчика обязана доказать свои возражения, суд приходит к выводу, что размещенные отходы являются собственностью муниципального образования.
Указанные обстоятельства подтверждаются соответствующими справками осмотра вышеуказанных территорий, и не оспариваются ответчиком. Из материалов дела не следует, что указанные территории отведены под размещение санкционированной свалки для сбора отходов.
Бездействие ответчика подтверждается следующими документальными доказательствами. Так, 02.11.2011 прокуратурой района главе Агинского сельсовета внесено представление прокурора № 7-1-2011 с требованием принять меры по организация рациональной системы сбор и вывоза твердых бытовых отходов и уборки вышеуказанных территорий, однако до настоящего времени ответчиком мер к организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза тверды бытовых отходов и уборки территорий, а также действенных мер к устранению несанкционированных мест свалок, указанных в представлении, не принято, бытовые отходы и в настоящее время складируются на тех же земельных участках, расположенных на территории с. Агинское.
Таким образом, администрацией Агинского сельсовета надлежащим образом не обеспечено выполнение обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов, допускается захламление вышеуказанных земельных участков. Указанное может привести к деградации земельных участков.
Поскольку неисполнение обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора - фактически ликвидации несанкционированной свалки администрацией МО Агинский сельсовет нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, имеющих право на благоприятную окружающую среду, суд полагает удовлетворить исковые требования прокурора в части возложения обязанности ликвидировать несанкционированным свалки путем очистки указанных территорий от твердых бытовых отходов.
Ссылка ответчика на то, что в силу «Правил по обеспечению чистоты и порядка, озеленения, содержания территорий и строений поселений Агинского сельсовета» обязанность по вывозу отходов лежит на юридических и физических лицах, осуществляющих свою деятельность на территории МО Агинского сельсовета, также признается несостоятельной, так как в нарушение статьи 56 ГПК РФ, согласно которой обязанность доказывания лежит на каждой стороне гражданского процесса, объективных и достоверных доказательств того, что земельные участки, на территории которых расположены вышеуказанные несанкционированные свалки, закреплены за какими-либо юридическими или физическими лицами ответчиком не представлено.
В силу части 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить, в том числе мероприятия по: сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот; сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
Порядок проведения работ по рекультивации земель определен в Постановлении Правительства Российской Федерации от 23.02.1994 N 140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы", в котором установлено, что рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении всех видов строительных, геолого-разведочных, мелиоративных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, а также при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.
В силу пунктом 5 Положения о рекультивации земель рекультивации подлежат земли, нарушенные при: разработке месторождений полезных ископаемых открытым или подземным способом, а также добыче торфа; прокладке трубопроводов, проведении строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, геолого-разведочных, испытательных, эксплуатационных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением почвенного покрова; ликвидации промышленных, военных, гражданских и иных объектов и сооружений; складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов; строительстве, эксплуатации и консервации подземных объектов и коммуникаций (шахтные выработки, хранилища, метрополитен, канализационные сооружения и др.); ликвидации последствий загрязнения земель, если по условиям их восстановления требуется снятие верхнего плодородного слоя почвы; проведении войсковых учений за пределами специально отведенных для этих целей полигонов.
Пунктом 6 Положения о рекультивации предусмотрено, что условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, а также порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы, устанавливаются органами, предоставляющими земельные участки в пользование и дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе проектов рекультивации, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы.
В соответствии с Постановлением Правительства Красноярского края от 6 апреля 2010 года N 162-п "Об утверждении Порядка выдачи разрешений на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова на землях сельскохозяйственного назначения", выдача разрешений на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова на землях сельскохозяйственного назначения, осуществляется Министерством сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края.
Отказывая в удовлетворении исковых требований в части выполнения рекультивации, суд полагает, что вышеуказанные земельные участки не относится к категории сельскохозяйственных, рекреационных, природоохранных санитарно-оздоровительных земель, а потому вопросы определения необходимости проведения рекультивации земли, относятся к компетенции органов природоохранного надзора, прокурором не представлено суду доказательств необходимости проведения рекультивации земель, то есть наступление такого загрязнение земель, при котором по условиям их восстановления требуется снятие верхнего плодородного слоя почвы.
На основании ст. 192-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Удовлетворить требования прокурора Саянского района Красноярского края частично:
Признать бездействие администрации Агинского сельсовета Саянского района Красноярского края в части непринятия мер к ликвидации мест несанкционированных свалок твердых бытовых отходов незаконным.
Обязать администрацию Агинского сельсовета Саянского района произвести ликвидацию несанкционированных свалок, путем очистки территорий от твердых бытовых отходов по следующему местоположению:
1) земельный участок, расположенный в 25 метрах от дома № 2 по ул. Стаханова мкр. Балдара с. Агинское Саянского района Красноярского края;
2) земельный участок, расположенный в 7 метрах от здания котельной «Малая ЦРБ» по ул. Энергетиков с. Агинское Саянского района Красноярского края;
3) земельный участок, расположенный по адресу: ул. Спортивная дом 3 с. Агинское Саянского района Красноярского края;
4) земельный участок, расположенный в непосредственной близости от построек дома 5 ул. Спортивная с. Агинское Саянского района Красноярского края;
5) земельный участок, расположенный по адресу: ул. Красноармейская дом 143 с. Агинское Саянского района Красноярского края;
6) земельный участок, расположенный на пересечении улиц Советская и Зеленая с. Агинское Саянского района Красноярского края в непосредственной близости от оврага с проточным ручьем;
7) земельный участок, расположенный в 50 метрах от дома 23 ул. Давыденко с. Агинское Саянского района Красноярского края;
8) земельный участок, расположенный по с левой стороны ул. Южная, с. Агинское Саянского района Красноярского края, вблизи дома 21 площадью 20 м * 60 м;
9) земельный участок, расположенный на пересечении улиц Трактовая и Первомайская с. Агинское Саянского района Красноярского края;
10) земельный участок, расположенный в 40 метрах через дорогу от дома 35 А ул. Приречная с. Агинское Саянского района Красноярского края;
11) земельный участок, расположенный за огородом дома 14 ул. Приречная с. Агинское Саянского района Красноярского края;
12) забетонированная канава вдоль ул. Советская с. Агинское Саянского района Красноярского края, напротив домов №№. 104, 106.
Срок исполнения решения установить в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд. Апелляционная жалоба может быть подана в течение 1 месяца со дня вынесения решения в окончательной форме через Саянский районный суд.
Председательствующий