Дело № 2а-112/2021
УИД 28RS0011-01-2021-000276-08
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 июня 2021 года село Новокиевский Увал
Мазановский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Потапова А.А.
при секретаре Суровской А.Н.,
рассмотрев в открытом судебномзаседаниигражданскоедело по административному исковому заявлению администрации Мазановского района к отделу судебных приставов по Мазановскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Амурской области об освобождении администрации Мазановского района от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя ФССП по Амурской области от 21.05.2021 № 1497/21/28012-ИП,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Мазановского района обратилась в суд с административным исковым заявлением, указав следующее.
Мазановским районным судом 26.06.2020 года вынесено решение по делу № 2-224/2020, которым обязало администрацию Мазановского района выделить финансирование муниципальному образовательному бюджетному учреждению «Сапроновской средней общеобразовательной школе» для осуществления мероприятий по ремонту и введению в эксплуатацию внутренних туалетов и системы водоснабжения в помещении школы, а муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение расположенной по адресу -- в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу с момента осуществления администрацией Мазановского района финансирования мероприятий по ремонту и введению в эксплуатацию внутренних туалетов и системы водоснабжения в помещении школы.
На основании исполнительного листа № ФС 022532326 от 26.01.2021 отделом судебных приставов по Мазановскому району УФССП по Амурской области возбуждено исполнительное производство № 1497/21/28012-ИП от 21.05.2021.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 21.05.2021 «О взыскании исполнительского сбора» постановлено - взыскать с должника администрации Мазановского района исполнительский сбор в размере - 50000,00 тыс. руб., за нарушение установленного 5 дневного срока для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, по осуществлению администрацией Мазановского района финансирования мероприятий по ремонту и введению в эксплуатацию внутренних туалетов и системы водоснабжения в помещении Сапроновской СОШ до 01.05.2021.
Администрацией Мазановского района в 2020 году решение суда № 2-224/20 не могло быть исполнено, по причине того, что при формировании бюджета на 2020 год в декабре 2019 года данный вид расходов не мог быть предусмотрен.
В период исполнения районного бюджета в 2020 году в решение о бюджете на 2020 год было внесено изменение и соответственно внесены изменения в муниципальную программу «Развитие образования Мазановского района на 2015-2022 гг.» при поступлении дополнительных доходов, и постановлением администрации района от 25.09.2020 № 505 «О внесении изменений в постановление администрации района от 30.09.2014 № 753, в приложении «Объемы и направления финансирования программы» в строке 1.8 «Расходы на обеспечение деятельности (оказание услуг) муниципальных учреждений» ГРБС 001РзПР0702ЦСРВР 011,011,0590 предусмотрены ассигнования всего в сумме- 657757,0 тыс. руб. на 2020 год – 97756,1 руб. (на приобретение материалов).
В 2021 году денежные ассигнования на исполнение решения суда № 2-224/20 были предусмотрены в муниципальной программе «Развитие образования Мазановского района», постановлением от 03.02.2021 № 27 в приложении «Объемы и направления финансирования программы» в строке 1.8 «Расходы на обеспечение деятельности (оказание услуг) муниципальных учреждений – на 2021 год – 106457,0 тыс. руб.
Администрация района в феврале 2021 года обращалась в Мазановский районный суд о предоставлении отсрочки исполнения решения в части финансирования предстоящих работ (приобретение септика, сантехнического оборудования, строительных материалов, оплата строительных и монтажных работ и т.д.), и определением районного суда от 01.03.2021 № 13-9/2021 отсрочка была предоставлена до 01.05.2021 года.
В связи с произошедшей аварийной ситуацией 12.04.2021 в здании Сапроновской СОШ, принято распоряжение администрации Мазановского района от 12.04.2021 № 210-р «О временном приостановлении образовательного процесса в здании муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения Сапроновской средней общеобразовательной школе на период проведения ремонтных работ», согласно которого с 13.04.2021 процесс образования, в здании МОБУ Сапроновской СОШ с 8-00 приостановлен.
Образовательный процесс в настоящее время организован в -- на базе филиала МОБУ Сапроновской СОШ -- --.
В связи с тем, что ситуация сложилась критическая и эксплуатация данного здания без проведения капитального ремонта всего здания Сапроновской СОШ невозможна, администрация Мазановского района в лице главы района совместно с начальником управления образования района вышлис ходатайством на ПравительствоАмурской области о выделенииденежных средств на все необходимые виды работ, включая и работы в рамках исполнения решения суда по делу № 2-224/2020 от 26.06.2020 за счет областной государственной программы, на основании строительно-технической «экспертизы проведенной ООО «Амурский проектный институт «Колизей» от 24.04.2021 №24/04/2021.
Следовательно, выделение финансовых средств из районного бюджета только на исполнение ремонтных работ в рамках исполнения судебного решения от 26.06.2020 № 2-224/2020 не целесообразно, так как ремонту подлежит все здание школы, и делать ремонт только в части установки септика, туалетов и замены полов не ремонтируя все остальные конструкции, включая электропроводку, без замены которой технически невозможно приступить к ремонтным работам во исполнение решения суда, так как электричество до проведения ремонта в части замены проводки отключено внутри здания школы.
Обществом с ограниченной ответственностью «Амурский проектный институт «КОЛИЗЕЙ» проведена Строительно-техническая экспертиза -объекта обследования систем электроснабжения и отопления здания школы расположенного по адресу: --, согласно чего в экспертном заключении сделан вывод экспертами:«Длительная эксплуатация без своевременного проведения текущего и капитального ремонтов привели к снижению общей работоспособности».
На основании проведенного обследования можно сделать вывод о том, что существующие санитарно - технические системы не отвечают действующим нормативным документам по проектированию и требуют полной замены.
Для этого требуется разработка проектно-сметной документации для реконструкции санитарно-технических систем здания школы».
Управление образования администрации Мазановского района после получения строительно-технической экспертизы, сопроводительным письмом от 13.05.2021 № 750 направило на согласование в ГКУ «Строитель» локальные сметы на ремонтно-строительные работы на общую сумму – 10 041 224рубля 72 копеек, по всем видам работ, включая установку септика, ремонт полов и др. (в рамках исполнения решения суда от 26.06.2020 № 2-224/2020).Копия письма от 13.05.2021 № 750 прилагается и сметы по видам работ на л. в 1 экз.
После согласования локальных смет, будет решаться вопрос на уровнеПравительства Амурской области о выделения денежных средств в бюджет Мазановского района, на июньской сессии законодательного собрания Амурской области в конце июня 2021 года и при поступлении лимитов в районный бюджет, будет объявлен открытый аукцион по всем видам работ, в соответствии с экспертизой от 24.04.2021 и решением суда от 2020 по делу № 2-224/2020.
Данная информация о сложившейся ситуации в Сапроновской СОШ в апреле 2021 года была доведена до сведения судебных приставов поМазановскомурайонуинформационным письмом от 21.05.2021 № 2448 (прилагается) в 1 экз.
Согласно ч.2 ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, а так же законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Исходя из действий по законному исполнению решения суда, следует, что администрацией Мазановского района проявлена необходимая степень заботливости и осмотрительности, приняты меры для надлежащего исполнения своего обязательства по исполнению документа.
Применение в данном случае суммы 50 000 рублей исполнительского сбора противоречит принципу соразмерности наказания тяжести и характеру правонарушения. Отсутствие виновных действий со стороны должника также позволяет судебномуприставу освободить должника от штрафных санкций в виде исполнительского сбора.
21.05.2021 года начальником отделения -старшим судебным приставом - ОСП по Мазановскому району Рыбаковым Я.И. службы судебных приставов УФССП по Амурской области в Мазановском районе, признавая причину неисполнения должником исполнительного документа неуважительной, принято постановление о взыскании с администрации Мазановского района исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
Администрации Мазановского района для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, (в постановлении о взыскании исполнительского сбора от 21.05.2021 и/п № 1497/21/28012- ИП установлен срок 5 дней.
В соответствии с п.6 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Представитель администрации Мазановского района Чернышова О.А. просит суд освободить администрацию Мазановского района от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением Судебного пристава исполнителя Федеральной службы судебных приставов по Амурской области от 21.05.2021 № 1497/21/28012- ИП полностью в размере 50 000 рублей.
На основании ст. 150 КАС РФ, дело рассмотрено в отсутствие не явившихся представителя ОСП по Мазановскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Амурской области, представителя администрации Мазановского района, о времени и месте судебного разбирательства уведомленных надлежащим образом и не просивших об отложения судебного заседания.
Исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему:
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Согласно частям 1 и 3 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя овозбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера с должника-организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей.
В силу ст. 6 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Таким образом, согласно приведенным положениям, в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения указанного документа, судебный пристав-исполнитель выносит постановление, на основании которого с должника взыскивается исполнительский сбор.
Исходя из системного толкования законодательства об исполнительном производстве, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, возлагая на должника обязанность, произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры ответственности, возникающей в процессе исполнительного производства.
При этом должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6 статьи 112 названного Федерального закона).
С учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств суд вправе отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7 статьи 112 названного Федерального закона).
Согласно п.1 ст.401 Гражданского кодекса РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 ст.401 Гражданского кодекса РФ).
По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в ПостановленииКонституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года № 13-П, в качестве уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа. К таким обстоятельствам относятся непреодолимая сила (если добровольному исполнению препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое обстоятельство), предоставление должнику отсрочки, рассрочки исполнения требований исполнительного документа.
Согласно разъяснениям Конституционного суда РФ, изложенным в Определении от 05.02.2009 г. № 250-О-П, наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться только законодателем – федеральным или субъекта Российской Федерации и только в форме закона с учетом установленного Конституцией Российской Федерации разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов РФ (ст. 71,72,73)
Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации».
В соответствии с ч. 6 ст. 19 названного Закона наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов РФ осуществляется законами субъектов РФ, которые в обязательном порядке должны содержать: 1) вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями;2) перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий; 3) способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации для осуществления соответствующих полномочий, включая федеральные или региональные государственные минимальные социальные стандарты; 4) перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня; 5) порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий; 6)порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль;7) условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.
В развитие указанных предписаний Бюджетный кодекс РФ устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом, решение Мазановского районного суда 26.06.2020 года вынесенное по делу № 2-224/2020, согласно которому на администрацию Мазановского района возложена обязанность выделить финансирование муниципальному образовательному бюджетному учреждению «Сапроновской средней общеобразовательной школе» для осуществления мероприятий по ремонту и введению в эксплуатацию внутренних туалетов и системы водоснабжения в помещении школы, а на муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Сапроновская СОШ» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу с момента осуществления администрацией Мазановского района финансирования мероприятий по ремонту и введению в эксплуатацию внутренних туалетов и системы водоснабжения в помещении школы, вступило в законную силу 30 июля 2020 года.
На основании исполнительного листа № ФС 022532326 от 26.01.2021 отделом судебных приставов по Мазановскому району УФССП по Амурской области возбуждено исполнительное производство № 1497/21/28012-ИП от 21.05.2021.
Согласно постановлению судебного пристава от 21.05.2021 «О взыскании исполнительского сбора» постановлено - взыскать с должника администрации Мазановского района исполнительский сбор в размере - 50000,00 тыс. руб., за нарушение установленного 5 дневного срока для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе по осуществлению администрацией Мазановского района финансирования мероприятий по ремонту и введению в эксплуатацию внутренних туалетов и системы водоснабжения в помещении Сапроновской СОШ до 01.05.2021.
В связи с произошедшей аварийной ситуацией 12.04.2021 в здании Сапроновской СОШ, принято распоряжение администрации Мазановского района от 12.04.2021 № 210-р «О временном приостановлении образовательного процесса в здании муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения Сапроновской средней общеобразовательной школе на период проведения ремонтных работ», согласно которого с 13.04.2021 процесс образования, в здании МОБУ Сапроновской СОШ с 8-00 приостановлен.Образовательный процесс в настоящее время организован в -- на базе филиала МОБУ Сапроновской СОШ -- --.
В связи с тем, что ситуация сложилась критическая и эксплуатация данного здания без проведения капитального ремонта всего здания Сапроновской СОШ невозможна, администрация Мазановского района в лице главы района совместно с начальником управления образования района вышли с ходатайством на Правительство Амурской области о выделении денежных средств на все необходимые виды работ, включая и работы в рамках исполнения решения суда по делу № 2-224/2020 от 26.06.2020 за счет областной государственной программы, на основании строительно-технической «экспертизы проведенной ООО «Амурский проектный институт «Колизей» от 24.04.2021 № 24/04/2021.
Обществом с ограниченной ответственностью «Амурский проектный институт «КОЛИЗЕЙ» проведена Строительно-техническая экспертиза - объекта обследования систем электроснабжения и отопления здания школы расположенного по адресу: Амурская область Мазановский района, с. Сапроново, пер. Школьный, 14, согласно чего в экспертном заключении сделан вывод экспертами: «Длительная эксплуатация без своевременного проведения текущего и капитального ремонтов привели к снижению общей работоспособности».
Управлением образования администрации Мазановского района 13.05.2021 № 750 направлены локальные сметы на ремонтно-строительные работы на общую сумму – 10 041 224 рубля 72 копеек, по всем видам работ, включая установку септика, ремонт полов и др.
Исследовав представленные суду доказательства суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований администрации Мазановского района об освобождении от взыскания исполнительского сбора, поскольку администрация Мазановского района принимает меры для исполнения исполнительного документа, решениеМазановского районного суда Амурской области от 26 июня 2020 года не было исполнено до конца в срок в силу объективных причин.
Таким образом, суд считает установленным, что администрацией Мазановского района предприняты меры для надлежащего исполнения обязательства. Обстоятельств, повлекших невозможность исполнения указанного исполнительного документа по вине должника, которое можно расценивать как бездействие по исполнению решения суда, судом не установлено.
Представленные в материалы дела доказательства оценены судом в соответствии с требованиями 84 КАС РФ, достоверно подтверждают отсутствие у истца возможности своевременно исполнить требования исполнительного документа по не зависящим от него причинам.
В силу ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Согласно пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются, в том числе, государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
Из материалов дела усматривается, что орган местного самоуправления - Администрация Мазановского района, освобожден от уплаты государственной пошлины, вместе с тем, согласно Налоговому Кодексу РФ государственный орган УФССП по Амурской области, также освобожден от ее уплаты. В данном случае применяются правила части 3 ст.114 КАС РФ, согласно которой судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административные исковые требования администрации Мазановского района к отделу судебных приставов по Мазановскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Амурской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора, удовлетворить.
Освободить администрацию Мазановского района от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением Судебного пристава-исполнителя Федеральной службы судебных приставов по Амурской области от 21 мая 2021 № 1497/21/28012-ИП, полностью в размере 50 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Мазановский районный суд Амурской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий А.А. Потапов