КОПИЯ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 июня 2016 года Советский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи К. А. Деминой,
при секретаре Т. М. Скороходовой,
с участием:
представителя истца П. по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (сроком на 3 года), паспорт
представителя ответчика Д. по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ (сроком до ДД.ММ.ГГГГ), удостоверение
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело №2-2471/2016
по иску Ч.
к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в г.Томск Томской области
о включении периодов работы в специальный страховой стаж в связи с лечебной деятельностью, досрочном назначении пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью,
УСТАНОВИЛ:
Ч. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в г.Томск Томской области (далее – ГУ – УПФ РФ в г.Томск Томской области, Учреждение) об обязании включить в льготном исчислении в специальный страховой стаж в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании пункта 20 части 1 статьи 30 ФЗ «О страховых пенсиях» №400-ФЗ от 28.12.2013 года, периоды:
с 29.12.1993 года по 06.07.1994 года – работы медбратом–анестезистом ... в ...
с 07.07.1994 года по 31.12.1994 года, с 01.02.1995 года по 28.02.1995 года, с 16.03.1995 года по 29.01.1996 года – работы по совместительству медбратом–анестезистом ... на 0,5 ставки в ...;
Кроме того, просил обязать ответчика назначить страховую пенсию по старости на основании пункта 20 части 1 статьи 30 ФЗ «О страховых пенсиях» №400-ФЗ от 28.12.2013 года с даты возникновения права на ее назначение, а именно, с 02.11.2015 года.
В обоснование требований Ч. указал, что спорные периоды работы не были учтены ему при подсчете специального страхового стажа в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, так как работа протекала в структурных подразделениях, не дающих право на исчисление указанных периодов в льготном порядке. Между тем, фактически необходимые условия для назначения пенсии по заявленному основанию соблюдены (л.д.5-10).
ГУ – УПФ РФ в г.Томск Томской области в возражениях на исковое заявление иск не признало. По мнению ответчика, в пенсионный орган при обращении за назначением пенсии истцом необходимые документы, подтверждающие основания для учета спорных периодов в льготном исчислении, представлены не были.
В судебное заседание истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте его проведения, не явился.
Согласно статье 167 ГПК РФ дело рассматривается при имеющейся явке.
Представитель истца поддержала заявленные требования, настаивала на их удовлетворении.
Представитель ответчика иск не признала, указала, что решение пенсионного органа было принято исходя из представленных ему документов, в соответствии с требованиями закона.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Государственные пенсии, как важнейший элемент социального обеспечения, в соответствии с частью 2 статьи 39 Конституции РФ устанавливаются законом.
В соответствии со статьями 8, 35 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон о страховых пенсиях), вступившего в силу с 01.01.2015 года, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии не менее 6 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6.
Согласно пункту 20 части 1 статьи 30 указанного Федерального закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 статьи 30, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Закона о страховых пенсиях).
В подпункте «н» пункта 1 постановления Правительства РФ от 16.07.2014 года №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» указано, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в том числе, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно.
Пунктами 1-3 Правил предусмотрено, что они регулируют порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в части, не урегулированной настоящими Правилами, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516. В стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При этом наличие в наименовании указанных в списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Таким образом, названным нормативным актом регулируется порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в должностях и учреждениях, указанных в соответствующем списке, при соблюдении определенных условий.
В силу Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 № 2-П исчисление стажа, дающего право на пенсию за выслугу лет медицинских работников, может производиться по условиям и нормам, установленным в нормативных актах, действовавшим до вступления в силу Закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Аналогичный смысл имеет статья 30 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», предполагающая возможность при оценке пенсионных прав застрахованных лиц применять порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, действовавший до дня вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
К таким нормативным правовым актам, в частности, относятся: Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», определяющее право медицинских работников на пенсию за выслугу лет по Закону СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях»; Постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет»; Постановление Правительства РФ от 22.09.1999 № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслугу для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», регулировавшие пенсионное обеспечение медицинских работников за периоды до 01.11.1999 и после указанной даты соответственно.
Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» предусмотрено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 01.11.1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего постановления.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 утвержден Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как год и шесть месяцев, согласно которого медбраты-анестезисты, работающие в отделении (группе, палате, выездной бригады скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии имеют право на включение периодов работы в данной должности и в данном отделении в свой специальный рудовой стаж в льготном исчислении, как 1 год за 1 год 6 месяцев.
В перечне структурных подразделений здравоохранения, должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых дает право один год работы считать за один год шесть месяцев, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1066 предусмотрены отделения (группы, палаты, выездные бригады скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии, в разделе должности поименована должность брата-анестезиста.
Пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» установлено, что исчисление сроков выслуги производится по следующим правилам:
врачам и среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии - реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии, один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев.
В соответствии с Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1066, Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, право на льготное исчисление стажа лечебной деятельности - один год работы за один год и 6 месяцев предоставлено врачам анестезиологам-реаниматологам отделения (групп, палаты, выездные бригады скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Ч. обратился в ГУ – УПФ РФ в г.Томск Томской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013 года.
Решением ГУ – УПФ РФ в Томске Томской области от ДД.ММ.ГГГГ № Ч. отказано в назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ « О страховых пенсиях» ввиду отсутствия специального стажа необходимой продолжительности. В специальный стаж в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения Ч.. засчитано ..., исключено из специального стажа в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья ... (л.д. 11-16).
В частности, из решения следует, что в специальный стаж работы, в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья не включены периоды работы Ч. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медбрата-анестезиста ..., и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинского брата-анестезиста отделения плановой и экстренной помощи на 1 ставку и по совместительству медбратом – анестезистом ... на 0,5 ставки в ... засчитаны в календарном порядке, поскольку работа протекала в структурном подразделении, не дающим право на исчисление стажа в льготном порядке.
Полагая указанные выводы ответчика необоснованными, истец обратился с настоящими требованиями в суд.
Согласно диплому СТ №, выданному Ч., он в 1991 поступил в ..., которое окончил в ..., получив специальность по диплому «сестринское дело»(л.д.67).
Как следует из трудовой книжки Ч. №, с ДД.ММ.ГГГГ он переведен на должность медбрата-анестезиста ... (запись №), с ДД.ММ.ГГГГ переведен на должность медбрата-анестезиста в отделение ... №); в записи № во изменение пр. №-к от ДД.ММ.ГГГГ переведен медбратом – анестезистом в отделение плановой и экстренной помощи (запись №). (л.д. 17-18).
Аналогичная информация содержится в уточняющей справке от ДД.ММ.ГГГГ №, представленной Ч. ( л.д.19-21).
Как следует из приказа № от ДД.ММ.ГГГГ с целью улучшения квалифицированной реанимационной помощи больным с острыми отравлениями главному врачу ... приказано организовать токсикологическое отделение мощностью 10 коек на базе реанимационного отделения, с возложением на него функции токсикологического центра (л.д.52).
На основании приказа №-к от ДД.ММ.ГГГГ был организован ... с включением в его состав 10 токсикологических коек, 9 из них коек интенсивной терапии и реанимации) ( л.д.53).
На основании приказа №-к от ДД.ММ.ГГГГ ... переименован в ... (л.д.63-64).
Из должностной инструкции медсестры-анестезиста (медбрата-анестезиста) ... палаты интенсивно терапии и реанимации следует, что на должность медсестры-анестезиста назначается лицо, имеющее среднее медицинское образование и прошедшее специализацию по анестезиологии и реаниматологии. Специальная подготовка может быть проведена после зачисления на должность ( л.д.65).
Оценив представленные доказательства в совокупности, подтверждающие работу истца в спорные периоды медбратом–анестезистом центра детоксикации стационара в областной клинической больнице, суд приходит к выводу, что данные периоды подлежат включению в специальный стаж в льготном исчислении, поскольку цели и задачи, функции указанного центра, трудовые и служебные обязанности истца были направлены на оказание лечебной, медицинской и иной помощи населению, истец выполнял обязанности аналогичные обязанностям, предусмотренным для медсестры-анестезиста (медбрата-анестезиста) отделений анестезиологии-реанимации, реанимации и интенсивной терапии.
В силу пунктов 1, 2 статьи 22 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
С заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» Ч. обратился 02.11.2015 года. Поскольку на дату принятия решения (ДД.ММ.ГГГГ) Ч. достиг установленного законом возраста, имел (с учетом включения спорных периодов) необходимый для назначения досрочной страховой пенсии стаж, суд считает требование Ч. об обязании ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст. 30 Закона РФ «О страховых пенсиях» с 02.11.2015 года обоснованным и подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ч. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томск Томской области удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Томск Томской области включить Ч. период с 29.12.1993 года по 06.07.1994 года – работы медбратом–анестезистом ..., период с 07.07.1994 года по 31.12.1994 года, с 01.02.1995 года по 28.02.1995 года, с 16.03.1995 года по 29.01.1996 года – работы по совместительству медбратом–анестезистом ... на 0,5 ставки в ... в специальный страховой стаж в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года №400-ФЗ.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Томск Томской области назначить Ч. досрочно страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года №400-ФЗ с 02.11.2015 года.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г.Томска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья К.А. Демина
Копия верна.
Судья К.А. Демина
На дату публикации решение не вступило в законную силу
Решение вступило в законную силу «____»____________ 2016г.
Судья:
Секретарь:
Оригинал находится в деле № 2-2471/2016 Советского районного суда г. Томска.