№
№ 2-1871/2021
Решение
Именем Российской Федерации
г.Оренбург 23 июля 2021 года
Промышленный районный суд г.Оренбурга в составе:
председательствующего судьи М.Е.Манушиной,
при секретаре судебного заседания Ю.В. Богатыревой,
с участием истца Алеханова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алеханова А.В., Захаркиной Е.А., Сапожниковой О.А., Назина Д.Д., Волженцевой Л.П., Ананьева А.Н., Малова А.П., Пустобаевой О.Н., Селиванова Н.С. к администрации г.Оренбурга, ООО «Оренбург Водоканал» о восстановлении права,
установил:
истцы обратились в суд с названным иском, указав, что они являются собственниками жилых домов № по <адрес>, жилых домов № по <адрес>, жилого <адрес>, их дома подключены к водопроводной сети <адрес>, проходящей по муниципальным землям от <адрес> до <адрес> (участок примерно 300 метров). Точки врезки в существующие централизованные водопроводные сети были произведены в местах, определенных в технических условиях и проектной документации.
Вышеуказанный участок водопроводной сети от <адрес> <адрес> до <адрес> (участок примерно 300 метров) на балансе Администрации <адрес> не находится, как бесхозяйное имущество на учет Администрацией не поставлен, по этой причине данный участок водопроводной сети в эксплуатацию ООО «Оренбург Водоканал» не передавался и им не обслуживается.
Вместе с тем, вышеуказанный участок водопроводной сети является аварийным на протяжении многих лет, неоднократно ремонтировался на деньги собственников жилых домов по <адрес>.
В настоящее время указанный участок водопроводной сети находится в аварийном состоянии.
Исходящим письмом № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Оренбург Водоканал» сообщило, что в состав муниципального имущества указанный участок водопроводной сети не включен, на обслуживание Обществу не передавался.
Неопределенность балансовой принадлежности указанного объекта недвижимости, отсутствие у него собственника, а, следовательно, и отсутствие у кого-либо обязанности по содержанию данного объекта, приводит к его разрушению.
Органы местного самоуправления, уполномоченные управлять муниципальным имуществом, обязаны принимать меры по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества - канализационных сетей, тем самым создавать необходимые условия для контроля и надзора за ними.
Истцы просят:
1. обязать Администрацию г. Оренбурга принять на баланс участок водопроводной сети, проходящий по муниципальным землям от <адрес> до <адрес> (участок примерно 300 метров);
2. обязать Администрацию г. Оренбурга в течение 3 (Трех) месяцев со дня вступления решения в законную силу подготовить необходимую техническую документацию и обратиться в <данные изъяты> по <адрес> с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества участка водопроводной сети, проходящего по муниципальным землям от <адрес> до <адрес> (участок примерно 300 метров);
3. обязать ООО «Оренбург Водоканал» с момента постановки на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества участок водопроводной сети, проходящий по муниципальным землям от <адрес> до <адрес> (участок примерно 300 метров) принять на обслуживание данный участок водопроводной сети по указанным выше улицам.
Истец Алеханов А.В. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил их удовлетворить по основаниям и обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении.
Истцы Захаркина Е.А., Сапожникова О.А., Назин Д.Д., Волженцева Л.П., Ананьев А.Н., Малов А.П., Пустобаева О.Н., Селиванова Н.С., представитель ответчиков администрации г.Оренбурга, ООО «Оренбург Водоканал» в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.
В письменном отзыве на исковое заявление представитель ответчика администрации г.Оренбурга и третьего лица КУИ г.Оренбурга - Бичевник Е.В., действующая по доверенностям от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, указала что спорный участок водопроводной сети построен жителями домов, проживающих на <адрес>. именно по их инициативе были собраны денежные средства для строительства спорной водопроводной сети. Соответственно, собственниками спорной водопроводной сети являются жители домов по <адрес> данный момент при наличии собственников спорной водопроводной сети и отсутствии государственной регистрации права на нее, данная сеть является самовольным сооружением и не может быть поставлена на учет как бесхозяйная.
Представитель ООО «Оренбург Водоканал» Камалеева Н.М., действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ в отзыве по делу от ДД.ММ.ГГГГ указала, что спорный участок водопроводной сети на обслуживание ООО «Оренбург Водоканал» в качестве бесхозяйного не передавался. Порядок передачи бесхозяйных сетей урегулирован законом и не требует судебного порядка урегулирования. Просила в иске отказать.
Руководствуясь ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав истца, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно п.5 ст.2 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», для целей настоящего Федерального закона водопроводная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения.
На основании п.1 ст.6 названного закона к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся, в том числе:
- организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;
- определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации;
- утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов.
Согласно п.4 ч.1 ст.16 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся - организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.5 ст.8 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с ч.ч.1,3 ст.225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей утвержден приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 №931. Согласно пункту 2 указанного Порядка принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют территориальные органы федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
В соответствии с п.5 Порядка принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований
Согласно ст. 130 Гражданского кодекса РФ, к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Согласно письмам ООО «Оренбург Водоканал» № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, абонентский водопровод по <адрес> находится в аварийном состоянии. Содержание и техническое обслуживание сетей водоснабжения возлагается на собственников такого имущества. В состав муниципального имущества указанный участок водопроводной сети не включен, на обслуживание Обществу не передавался. ООО «Оренбург Водоканал» готово выполнить работы по перекладке водопровода, стоимость работ составляет 2057000 рублей.
Согласно разрешениям <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, Козлову и др., Жданову и др. разрешена прокладка постоянного водопровода в усадьбы № по <адрес>, согласно проектам составленным в ДД.ММ.ГГГГ. В разрешениях указан диаметр, материал труб, длина и глубина их заложения.
В соответствии с письмом ООО «Оренбург Водоканал» от ДД.ММ.ГГГГ, водопровод по <адрес> на участке от <адрес> до <адрес> был построен силами и за счет средств домовладельцев, проживающих в данном районе, согласно выданной разрешительной документации.
Как следует из вышеуказанных разрешений, перечень лиц, которым эти разрешения выдавались, установить не представляется возможным.
Согласно Уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ, в ЕГРН отсутствуют информация об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости – участок водопроводной сети, проходящий по муниципальным землям от <адрес> до <адрес> (примерно 300 метров).
Таким образом, собственник указанного участка водопроводной сети неизвестен, что является основанием для отнесения указанного недвижимого имущества к бесхозяйному. При этом, поскольку на прокладку водопровода выдавалось разрешение со ссылкой на проекты, такой объект не является самовольным. В этой части доводы администрации г.Оренбурга, изложенные в вышеуказанном отзыве на иск, являются необоснованными.
При этом, учитывая вышеуказанные положения законодательства, администрация г.Оренбурга как орган местного самоуправления обязана принять меры по организация водоснабжения населения и, соответственно, по постановке на учет бесхозяйных сетей водоснабжения и по передаче их гарантирующей организации, т.е. ООО «Оренбург Водоканал». В этой части требования истцов являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В части требований, предъявленных к ООО «Оренбург Водоканал», суд не усматривает оснований для их удовлетворения, поскольку указанным ответчиком не допускались какие-либо действия (бездействие), нарушающие права истцов. Производить какие-либо действия по обслуживанию и ремонту сетей водоснабжения указанная организация вправе только после соответствующей передачи ей таких сетей. При этом доказательств того, что спорный участок сети передавался ответчику, но ООО «Оренбург Водоканал» отказалось от их принятия или иным образом уклонилось от выполнения обязанностей гарантирующей организации суду не предоставлено. Напротив, из материалов дела следует, что указанное имущество никогда не передавалось на обслуживание ответчику.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ <░░░░░> ░░ <░░░░░> (░░░░░░░ ░░░░░░░░ 300 ░░░░░░).
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ <░░░░░> ░░ <░░░░░> (░░░░░░░ ░░░░░░░░ 300 ░░░░░░).
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ 06.08.2021.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>