По делу № 2-848/2022
73RS0002-01-2022-001278-56
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ульяновск 30 марта 2022 года.
Засвияжский районный суд г. Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Дементьева А.Г.,
при секретаре Сидоровой Е.Л.,
с участием прокурора Макейкиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Клейн Аллы Викторовны к муниципальному образованию «город Ульяновска» в лице Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска, обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания» Наш город» о компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Клейн Алла Викторовна обратилась в суд с иском к МО « город Ульяновска» в лице Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска о компенсации морального вреда в сумме 450 000 руб.
Иск обоснован тем, что истец Клейн А.В. 17.11.2021 г., около 20 час., проходя по тротуару в районе первого подъезда дома ( с его тыльной стороны ) № 16 по проезду Полбина в г. Ульяновске, поскользнулась на льду и упала, получила травму правой руки ( в исковом заявлении ошибочно указано о травме левой руки), обращалась в трамвпункт ГУЗ ЦК МСЧ, ей был постановлен диагноз « <данные изъяты> Она проходила амбулаторное лечение, была временно нетрудоспособна. В период лечения ей была наложена на поврежденную руку гипсовая повязка, которая была снята в соответствии с назначением врача ДД.ММ.ГГГГ по окончании периода временной нетрудоспособности. В связи с лечением полученной травмы она проходила лечение - ФТЛ, ЛФК.
До настоящего времени она испытывает ноющие боли в поврежденной части руки.
Причиной ее падения на тротуаре послужило то, что такой тротуар имел наледь, которая была припорошена снегом. Тротуар не был обработан специальными средствами, в частности пескосоляной смесью, иными реагентами, что указывает на ненадлежащее содержание ответственным лицом за содержание тротуара.
Искусственного освещения в месте падения не было.
Тем самым истцу были причинены физические, нравственные страдания в связи с получением травмы и ее последствий, то есть в соответствии со ст. 151 ГК РФ ему был причинен моральный вред в соответствии со ст. 151 ГК РФ.
Указанный дом находится в управление управляющей организации - ООО «Управляющая компания» Наш город» ( третье лицо по дулу).
Истец полагает, что место падения - тротуар является частью дороги вдоль домов по проезду Полбина в г. Ульяновске, а поэтому в соответствии с законодательством относится к ведению МО « город Ульяновска», которое отвечает в силу закона за причиненный истцу моральный вред.
В ходе производства по данному делу суд привлек для участия в процессе по ходатайству истца в качестве второго ответчика - общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания» Наш город», освободив от дальнейшего участия в процессе в качестве третьего лица в порядке ст. 43 ГПК РФ.
Суд также привлек для участия в процессе по данному делу в качестве третьего лица в порядке ст. 43 ГПК РФ - МБУ «Дорремстрой».
Истец Клейн А.В. в судебном заседании поддержала иск. Суду она дала объяснения, изложив доводы и факты, указанные в исковом заявлении.
Ответчик - муниципальное образование «город Ульяновска» в лице Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска о месте и времени судебного разбирательства извещено, его представитель в судебное заседание не явился, причин неявки суду не сообщил.
В предыдущем судебном заседании представитель названного ответчика не признал иск. Суду с учетом доводов письменного отзыва пояснил следующее.
Указанный истцом тротуар возле дома № 16 по проезду Полбина в г. Ульяновске находится в ведении управляющей организации, обслуживающей данный дом - ООО «УК «Наш город».
При таком положении иск Клейн А.В. к Администрации города Ульяновска предъявлен необоснованно и подлежит отклонению.
Ответчик - общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания» Наш город» о месте и времени судебного разбирательства извещено, его представитель в судебное заседание не явился, причин неявки суду не сообщил.
Третье лицо МБУ «Дорремстврой» о месте и времени судебного разбирательства извещено, его представитель в судебное заседание не явился, причин неявки суду не сообщил.
В письменном отзыве сообщается, что МБУ "Дорремстрой" выполняет муниципальное задание и отвечает за качество и объём выполненных работ перед Управлением дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска. На основании утвержденного муниципального задания МБУ «Дорремстрой» выполняет только работы в пределах установленных лимитов и предусмотренные план - графиком работ на текущий год 2022 г., в том числе на текущий месяц, утвержденного Управлением дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска -Учредителем. В Перечень автомобильных дорог и искусственных сооружений г.Ульяновска, являющееся приложением к муниципальному заданию на 2022 г., входят автомобильные дороги, искусственные сооружения и тротуары, соответствующей протяженностью.
МБУ «Дорремстрой» осуществляет работы в пределах финансирования, предусмотренного соглашением о порядке и условиях предоставлениях субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания.
Предметом соглашения является определение порядка и условий предоставления Учредителем Учреждению субсидий из бюджета города на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание услуг (выполнение работ).По итогам выполненных работ учреждение сдает результаты Учредителю, который контролирует ход работ и качество работ в процессе их выполнения. Виды работ и дефектная ведомость перед началом работ согласовывается с Учредителем. При отсутствии вышеперечисленной документации учреждение не вправе приступать к выполнению муниципального задания. Городские автомобильные дороги, в том числе тротуары, являются собственностью муниципального образования «город Ульяновск».
Городские дороги и ливневая сеть, тротуары включены в реестр муниципальной собственности. Балансодержателем дорог, тротуаров и колодцев МБУ «Дорремстрой» не является.
В соответствии со ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества,
К числу полномочий администрации г.Ульяновска согласно Устава муниципального образования "город Ульяновск" относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 16 ФЗ -131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.
Наличие у собственника договорных отношений с другими лицами по обслуживанию принадлежащему ему на праве собственности имущества не освобождает его от обязанности по надлежащему содержанию этого имущества.
В соответствии с муниципальным заданием деятельность МБУ «Дорремстрой» ограничена выделенными финансовыми средствами, объемами, видами работ и графиками работ на текущий месяц, утвержденными Учредителем. Контроль за исполнением входит в обязанность Заказчика.
Данный тротуар, расположенный в районе первого подъезда ( с его тыльной стороны) № 16 по проезду Полбина в зону обслуживания МБУ «Дорремстрой» не входит, так как не включен в муниципальное задание на текущий 2022 год и плановый 2023-2024 г.г.
Предписания и поручения от ГИБДД и Управления дорожного хозяйства об устранении снега и наледи на указанном участке в январе 2022 года не направлялись.
Очистка тротуаров от снега и льда силами МБУ «Дорремстрой» проводится ежедневно в круглосуточном режиме специализированной техникой и ручным способом на тротуарах, указанных в муниципальном задании с соответствующей протяженностью.
В соответствии Правилами благоустройства территории муниципального образования "город Ульяновск" арендаторы, собственники помещений и т.д, должны содержать прилегающую территорию в нормативном состоянии.(п.3.1.).
Пунктом 3.2. Правил предусмотрено, что границы прилегающей территории определяются от внешних границ здания, строения, сооружения, ограждения строительной площадки, некапитального нестационарного сооружения по периметру на расстояние:
для отдельно стоящих нестационарных торговых объектов, нестационарных объектов бытового обслуживания (включая киоски, торговые остановочные комплексы, павильоны) - 25 м;
для индивидуальных жилых домов -10 м от периметра внешнего ограждения, а со стороны въезда (входа) - до проезжей части дороги.
Прокурор (помощник прокурора ФИО7) в судебном заседании по существу спора дал заключение, указав на обоснованность иска к муниципальному образованию «город Ульяновска» в лице Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска.
Суд определил рассмотреть дело при данной явке.
Суд, рассмотрев иск Клейн А.В., выслушав истца, допросив свидетеля, исследовав материалы настоящего гражданского дела, изучив фотографии, получив указанное выше заключение прокурора по существу спора, пришел к следующему.
Иск Клейн А.В. к муниципальному образованию «город Ульяновска» в лице Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска подлежит удовлетворению, а иск к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания» Наш город» - подлежит отклонению.
Сторонам была разъяснена норма, содержащаяся в ст. 56 ГПК РФ, согласно которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом были определены юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию сторонами.
В соответствии с п.3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
В соответствии с п. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Согласно п. 1 ст. 150 ГК РФ здоровье гражданина относится к нематериальным благам.
В силу ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса. Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.
Судом установлено, что истец Клейн А.В. 17.11.2021 г., около 20 час., проходя по тротуару в районе первого подъезда дома ( с его тыльной стороны ) № 16 по проезду Полбина в г. Ульяновске, поскользнулась на льду и упала, получила травму правой руки обращалась в трамвпункт ГУЗ ЦК МСЧ, ей был постановлен диагноз « закрытый перелом дистального эпиметафиза правой лучевой кости без смещения».
Она проходила амбулаторное лечение, была временно нетрудоспособна. В период лечения ей была наложена на поврежденную руку гипсовая повязка, которая была снята в соответствии с назначением врача 14.12.2021 г. по окончании периода временной нетрудоспособности. В связи с лечением полученной травмы она проходила лечение - ФТЛ, ЛФК.
До настоящего времени она испытывает ноющие боли в поврежденной части руки.
Причиной ее падения на тротуаре послужило то, что такой тротуар имел наледь, которая была припорошена снегом. Тротуар не был обработан специальными средствами, в частности пескосоляной смесью, иными реагентами, что указывает на ненадлежащее содержание ответственным лицом за содержание тротуара.
Искусственного освещения в месте падения не было.
О данных обстоятельствах суду сообщил истец. Данные факты подтверждаются соответственно выпиской № от ДД.ММ.ГГГГ, в которой зафиксировано указанное в исковом заявлении место падения со слов истицы.
О факте падения истицы при указанных обстоятельствах суду дал показания свидетель ФИО8, которая являлась очевидцем происшествия, оказала помощь истицы после падения.
Место происшествия обозначено истцом на выполненной схеме, усматривается из фотографий.
Тем самым истец испытал физические и нравственные страдания, ему был причинен вред здоровью, то есть истцу был причинен в соответствии со ст. 151 ГК РФ моральный вред.
Определяя лицо, ответственное за причинение истцу такого морального вреда, суд учитывает следующее.
Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Пунктом 5 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» тротуары отнесены к элементам обустройства автомобильных дорог.
Согласно общим положениям Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года №1090, «тротуар» - элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном.
В силу ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения отнесено владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами.
Как указано в п. 1.2 Правил благоустройства территории муниципального образования «город Ульяновск», утвержденных постановлением администрации города Ульяновска от 01 июня 2017 года № 1406, дворовая территория - совокупность территорий, прилегающих к многоквартирным домам, с расположенными на них объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации таких домов, и элементами благоустройства этих территорий, в том числе парковками (парковочными местами), тротуарами и автомобильными дорогами, включая автомобильные дороги, образующие проезды к территориям, прилегающим к многоквартирным домам.
Придомовая территория - земельный участок под многоквартирным домом с расположенными на нем элементами озеленения и благоустройства, иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенными на указанном земельном участке объектами в границах, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации. Если земельный участок под многоквартирным домом не поставлен на кадастровый учет, придомовой территорией является земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, иными объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации этого дома и выездами на дороги общего пользования.
Разделом 3 Правил благоустройства территории муниципального образования «город Ульяновск» установлен Порядок участия собственников зданий, строений, сооружений, помещений в них в благоустройстве прилегающих территорий.
В соответствии с п. 3.1 Правил благоустройства территории муниципального образования «город Ульяновск» благоустройство прилегающих территорий осуществляется собственниками зданий, строений, сооружений, помещений в них, нестационарных торговых объектов, нестационарных объектов бытового обслуживания, а в отношении строящихся объектов капитального строительства (строительных объектов) - застройщиками.
Согласно п. 3.2 Правил благоустройства территории муниципального образования «город Ульяновск» границы прилегающей территории определяются от внешних границ здания, строения, сооружения, ограждения строительной площадки, некапитального нестационарного сооружения по периметру на расстояние для многоквартирных домов - в пределах границ придомовой территории.
Разделом 6 Правил благоустройства территории муниципального образования «город Ульяновск» определены особенности уборки территории в зимний период.
Так, в соответствии с п. 6.1 названных Правил период зимней уборки территории города Ульяновска - с 15 октября по 15 апреля включительно.
В зависимости от погодных условий период зимней уборки сокращается или продляется на основании постановления администрации города Ульяновска.
Пунктом 6.2 Правил благоустройства территории муниципального образования «город Ульяновск» установлено, что выполнение зимней уборки проезжей части автомобильных дорог местного значения, улиц, тротуаров включает в себя: в первую очередь: 1) обработку проезжей части дорог хлоридами и (или) песком; 2) сгребание и подметание снега; 3) формирование снежного вала для последующего вывоза (п. 6.2.1). Во вторую очередь: 1) удаление снега (вывоз); 2) зачистку дорожных лотков после удаления снега; 3) скалывание льда и удаление снежно-ледяных образований (п. 6.2.2).
Согласно п. 14.5.6. названных выше Правил благоустройства территории муниципального образования «город Ульяновск», дорожки, аллеи, тротуары, подходы к переходам должны содержаться в чистоте и порядке, обеспечивающем безопасное и беспрепятственное движение пешеходов.
В соответствии с п.8.1 ГОСТ Р 50597-2017 «Национального стандарта Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» на покрытии проезжей части дорог и улиц не допускаются наличие снега и зимней скользкости.
Состояние обочин, тротуаров и пешеходных дорожек к остановочным пунктам маршрутных транспортных средств на дорогах после окончания работ по их снегоочистке должно соответствовать требованиям ГОСТ.
В соответствии с Классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утв. Приказом Министерства транспорта РФ от 16.11.2012 года за №402, в состав работ по зимнему содержанию работ входят: механизированная снегоочистка, расчистка автомобильных дорог от снежных заносов; борьба с зимней скользкостью; регулярная очистка от снега и льда элементов обустройства, в том числе тротуаров.
Место падения истицы - тротуар расположен с тыльной стороны указанного дома № 16 по проезду Полбина в г. Ульяновске.
Данный тротуар, на котором произошло падение истицы, как усматривается из публичной карты Ульяновска, не входит в земельный участок, который относится к многоквартирному дому № 16 по проезду Полбина в г. Ульяновске.
При таком положении со стороны управляющей компании - ООО «Управляющая компания» Наш город» нет вины в причинении вреда истцу, иск к управляющей компании не имеет под собой оснований и подлежит отклонению.
Содержание указанного тротуара - элемента дороги, на котором имело место падение истца, входит в обязанность ответчика - муниципального образования «город Ульяновска» в лице Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска отвечает по данному иску по следующим основаниям.
То обстоятельство, что указанный тротуар не включен в зону обслуживания МБУ «Дорремстрой», так как не включен в муниципальное задание на текущий 2022 год и плановый 2023-2024 г.г., не освобождает МО «город Ульяновск» от надлежащего содержания данного тротуара.
Суд в данной части также учитывает следующее.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 11 Постановления Пленума ВС РФ от 26.01.2010 г. № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина» установленная ст. 1064 ГК РФ презумпция вины причинителя вреда предполагает, что доказательства отсутствия его вины должен представить сам ответчик. Потерпевший представляет доказательства, подтверждающие факт увечья или иного повреждения здоровья (например, факт причинения вреда в результате дорожно-транспортного происшествия с участием ответчика), размер причиненного вреда, а также доказательства того, что ответчик является причинителем вреда или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.
В соответствии со статьей 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно статье 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Пунктом 3 статьи 125 ГК РФ установлено, что в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Так, на основании подпункта 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий(бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности.
Согласно статье 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что в соответствии со статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации публично-правовое образование (Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование) является ответчиком в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов.
Иными словами, в тех случаях, когда предъявлен иск о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, суд должен установить, кто конкретно в данном случае вправе выступать в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования и, соответственно, является ответчиком.
Таким образом, обязанность по содержанию спорного участка должна быть возложена на отраслевой (функциональный) орган управления администрации города Ульяновска в соответствии с установленными полномочиями.
Пункт 1 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определяет автомобильную дорогу как объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В силу ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения отнесено владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами.
В силу п. 1.1. Положения об Управлении дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска, утверждённого Решением Ульяновской Городской Думы от 24 мая 2006 года № 90 «Об учреждении отраслевых (функциональных) органов администрации города Ульяновска», Управление является отраслевым (функциональным) органом администрации города Ульяновска, осуществляющим в пределах своей компетенции функции по обеспечению решения вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Ульяновской области в области: дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения; капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов в границах муниципального образования «город Ульяновск»; создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах муниципального образования «город Ульяновск»; проектирования, строительства, капитального ремонта, содержания и ремонта объектов наружного освещения, расположенных на территории муниципального образования «город Ульяновск», находящихся в муниципальной собственности.
В настоящее время обязанность по содержанию автомобильных дорог в г. Ульяновска возложена на Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации г. Ульяновска.
Следовательно, данное управление является отраслевым (функциональным) органом управления администрации города Ульяновска, ответственным за содержание дорог, в том числе в зимне-весенний период.
За причиненный истцу вред в данной ситуации ответственность будет нести - муниципальное образование «город Ульяновска» в лице Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска.
Из пояснений истца следует, что тротуар в месте её падения был покрыт наледью, что и явилось причиной падения. Об этом суду также дал показания свидетель ФИО12
Доказательств того, что участок дороги, на котором упала истица, соответствовал условиям безопасности зимнего времени, был очищен от снежно-ледяных образований и обработан песком и реагентами, материалы дела не содержат.
Данный тротуар не был включен в муниципальное задание, соответственно, он не содержался должным образом. Факт отсутствие уборки такого тротуара в судебном заседании не оспаривал представитель ответчика - МО «Город Ульяновск».
Таким образом, суд приходит к выводу, что падение истицы и причинение ей в результате этого телесных повреждений произошло из-за ненадлежащей уборки указанного тротуара, наличия наледи на тротуаре.
Сторона ответчика - муниципальное образование «город Ульяновска» в лице Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска в нарушение требований ст.56 ГПК не представлено доказательств отсутствия вины в причинении вреда здоровью потерпевшего и доказательств наличия обстоятельств, исключающих ответственность причинителя вреда.
Определяя размер компенсации морального вреда, суд учитывает следующее.
Истица получила травму руки, ей был постановлен диагноз - «закрытый перелом дистального эпиметафиза правой лучевой кости без смещения». Истице на поврежденную руку был наложен гипс, что значительно ограничивало двигательную функцию руки и возможности истицы в бытовых вопросах.
Истица в связи с получением травмы испытал боль; она испытала переживания по поводу получения травмы и ее последствий, необходимости прохождения лечения и значительных ограничений в бытовых вопросах и невозможности вести привычный для нее образ жизни.
Оценив указанные выше доказательства в совокупности, суд определяет размер компенсации морального вреда, причиненного истицы, в 200 000 руб.
При таком положении в пользу истца с ответчика - муниципального образования «город Ульяновска» в лице Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска в счет компенсации морального вреда следует взыскать 200 000 руб.
Таким образом, иск Клейн А.В. к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания» Наш город» подлежит отклонению, а иск к муниципальному образованию «город Ульяновска» в лице Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска - подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░.
░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░» ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░» ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ - 200 000 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░.