Дело № 2-4260/3-2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 мая 2014 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Маловой Н.Б.,
при секретаре Павловой Е.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Игониной Г. П. к Администрации Петрозаводского городского округа о признании не законным отказа в предоставлении земельного участка и обязании предоставления в первоочередном порядке земельных участков под индивидуальное жилищное строительство и для строительства хозяйственных построек,
установил:
Истец обратился в суд с иском по тем основаниям, что Администрация Петрозаводского городского округа отказала ему в удовлетворении заявления о предоставлении в первоочередном порядке земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства. Ссылаясь на положения ст.ст. 11, 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», п.п. 7, 17 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 года № 901, истица просила признать отказ Администрации незаконным, обязать Администрацию предоставить ей свободный от любых видов вещного права земельный участок в одном из кадастровых кварталов № участок в собственность; обязать Администрацию предоставить места для строительства гаража или стоянки для технических и других средств передвижения вне очереди вблизи места жительства, возместить судебные расходы.
В судебное заседание истец не явился, извещен судом о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. Представитель истца – Поташева П.Г., действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала заявленные требования о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, остальные требования не поддерживала.
Представитель Администрации Петрозаводского городского округа в судебное заседание не явился, извещен судом о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в представленном отзыве просил рассмотреть настоящее дело в его отсутствие. В представленном отзыве Администрация не согласилась с заявленными требованиями, указала, что истец не является лицом, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Заслушав пояснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд считает заявленные требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что Игонина Г. П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения является инвалидом <данные изъяты> группы, что подтверждается справкой филиала ГБ МСЭ по РК от ДД.ММ.ГГГГ года.
Истец на основании ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» неоднократно обращался в Администрацию Петрозаводского городского округа с заявлением о предоставлении ей земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Администрация Петрозаводского городского округа в ответах от 25.09.2013 года, 06.12.2013 года, 07.03.2014 года сообщила истцу, что в настоящее время возможность предоставления земельных участков в районах существующей индивидуальной жилой застройки гражданам, имеющим право на получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства без торгов, практически исчерпана. Администрация планирует использовать перспективные территории жилой застройки, в том числе район Кукковка- III. Инвалиды и семьи, имеющие в своем составе ребенка-инвалида, в том числе заявитель, могут обратиться в Администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства после опубликования информации о предстоящем предоставлении земельных участков на главной странице официального сайта Администрации. Кроме того Администрация указывала на невозможность предоставления испрашиваемых истцом участков.
Истец, считая отказы незаконными обратился в суд с требованием о понуждении Администрации Петрозаводского городского округа к предоставлению земельного на территории Петрозаводского городского округа для индивидуального жилищного строительства, а также для размещения стоянки.
В соответствии с положениями статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
К числу таких гарантий относятся и положения части 14 статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закрепляющие право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Вместе с тем статья 17 указанного Федерального закона поименована как «Обеспечение инвалидов жилой площадью» и регламентирует способы реализации права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.
В соответствии с Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г. № 901, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями настоящих Правил.
Исходя из системного анализа приведенных норм закона, право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, соответственно, связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий.
Таким образом, первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, для индивидуального жилищного строительства является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, а на тех относящихся к этой категории лиц, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, состоящих на жилищном учете или имеющих основания для постановки на жилищный учет.
Данный подход соответствует принципу справедливости как соразмерности предоставления прав субъектам правоотношений.
С учетом изложенного по делам, связанным с правами инвалидов на первоочередное обеспечение земельными участками, одним из юридически значимых обстоятельств, имеющих юридическое значение и подлежащих установлению, является наличие или отсутствие нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий.
Установление данного юридически значимого обстоятельства включает в себя как исследование вопроса состояния инвалида на жилищном учете, так и проверку наличия у инвалида оснований для постановки на учет нуждающихся в жилом помещении.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и порядок постановки их на учет в качестве нуждающихся урегулирован ст.ст. 51-52 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом, Игонина Г. П. зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>. Указанная квартира находится в ее собственности, что подтверждается справкой ГУП РК РГЦ «Недвижимость» от ДД.ММ.ГГГГ года.
В соответствии с Решением Петрозаводского городского Совета от 27.12.2005 № XXV/XXV-256 «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения в г. Петрозаводске» учетная норма площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в городе Петрозаводске в размере 10 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Согласно сведениям Администрации Петрозаводского городского округа истец не состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
При таких обстоятельствах доказательств нуждаемости в улучшении жилищных условий истцом в нарушение порядка, определенного ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суду не представлено.
На основании изложенного суд приходит к выводу о необоснованности заявленных истцом требований, ввиду отсутствия у него оснований для получения льготы, предусмотренной ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Согласно ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» места для строительства гаража или стоянки для технических и других средств передвижения предоставляются инвалидам вне очереди вблизи места жительства с учетом градостроительных норм. При этом указанный федеральный закон не определяет порядок предоставления таких участков, что свидетельствует о необходимости применения к указанным отношениям общий положений ЗК РФ. Согласно приведенной норме закона участок предоставляется инвалиду для размещения технических или иных средств передвижения инвалида, в то время как доказательств наличия таких средств у истца и необходимости их использования суду не представлено. Истцом не указано конкретное место, в котором испрашивается такой участок, в Администрацию с таким требованием истец не обращался.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым в удовлетворении всех заявленных требований отказать.
При этом суд полагает возможным разъяснить истцу, что в случае изменения порядка и условий их проживания, приобретения оснований для признания его нуждающимся в жилых помещениях, истец не лишен возможности настаивать на реализации положений ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
В связи с отказом в удовлетворении заявленных требований понесенные истцом судебные расходы не подлежат взысканию с ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 55, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.Б.Малова
Мотивированное решение изготовлено 14 мая 2014 года.