Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-205/2019 (2-4146/2018;) ~ М-3686/2018 от 01.11.2018

Гражданское дело № 2- 205/19

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

г. Тамбов 31 января 2019 года

Октябрьский районный суд г.Тамбова в составе:

председательствующего судьи Беловой Н.Р.,

при секретаре Плашкиной Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чужиковой Надежды Ивановны к Управлению социальной защиты и семейной политики Тамбовской области о признании права на предоставление мер социальной поддержки,

УСТАНОВИЛ:

Чужикова Н.И. обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты и семейной политики Тамбовской области с требованиями о признании ее членом семьи, потерявшего кормильца из числа инвалидов вследствие Чернобыльской катастрофы - Чужикова Владимира Федоровича - инвалида 2-ой группы, вследствие аварии на ЧАЭС. Просила обязать ответчика выдать удостоверение члена семьи, потерявшего кормильца, из числа инвалидов вследствие Чернобыльской катастрофы, взамен ранее полученного и признать за ней право на предоставление социальной поддержки и назначения выплат в возмещении вреда здоровью по случаю потери кормильца в соответствии с п. 15 ст. 14 ФЗ-179 от 24.11.1995 года.

В обоснование привела, что является вдовой участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС Чужикова В.Ф. инвалида 2-ой группы, вследствие аварии на ЧАЭС. Полагает, что в апреле 2018 года ей было незаконно отказано в выдаче соответствующего удостоверения по надуманным основаниям, поскольку на момент смерти мужа ФИО2 они совместно проживали и вели общее хозяйство, с 18.08.2008 он являлся инвалидом 2-ой группы с установлением причины инвалидности: «Заболевание связано с выполнением обязанностей военной службы связанных с аварией на ЧАЭС», она с 26.02.2018 является гражданкой РФ, пенсионером и ее возраст на момент смерти мужа был старше 55 лет, в связи с чем в силу п. 2 ст. 1088 ГК РФ, она является нетрудоспособным лицом, состоявшем на иждивении умершего. Факт нахождения на иждивении подтверждается также наличием страховой пенсии, которая назначена с момента приобретения гражданства РФ. Проживая на Украине, она имела удостоверение члена семьи, потерявшего кормильца, из числа инвалидов вследствие Чернобыльской катастрофы. Считает, что имеет право на получение удостоверение члена семьи, потерявшего кормильца, из числа инвалидов вследствие Чернобыльской катастрофы, взамен ранее полученного и выплат в возмещение вреда здоровью и мер социальной поддержки по случаю потери кормильца.

В судебном заседании истица Чужикова Н.И. и ее представитель Яркин А.Н. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области по доверенности Авдеева И.В. в судебном заседании просила оставить требования Чужиковой Н.И. без удовлетворения, мотивируя тем, что В.Ф. Чужиков на момент смерти являлся гражданином Украины, решение экспертного совета и справка об инвалидности выданы ведомствами Украины, соответственно В.Ф. Чужиков не пользовался мерами социальной поддержки на территории Российской Федерации, на основании данного факта Н.И. Чужиковой было отказано в выдаче удостоверения. Нормативно-правовыми актами, регулирующими возмещение вреда, причиненного катастрофой на ЧАЭС, не предусматривается признание на территории Российской Федерации выданных на территории других государств документов, удостоверяющих причинную связь заболеваний с вредом, причиненным указанной катастрофой.

Представитель третьего лица Минтруд России в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, изложив отношение к заявленным требованиям в письменных пояснениях, из которых следует, что Чужиковой Н.И. в орган социальной защиты населения представлены удостоверения супруга и ее, выданные в 2008 и 2009 годах на территории Украины (г.Луганск), и решение Донецкого регионального межведомственного совета, выданное в 2009 году. При этом указанный межведомственный экспертный совет, являвшийся государственным органом Украины, к органам, уполномоченным законодательством Российской Федерации на установление причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС, не относится. В связи с чем требования Чужиковой Н.И. не поддержал.

Выслушав мнения сторон, исследовав материалы дела и оценив доказательства по делу в их совокупности, суд оставляет требования Чужиковой Н.И. без удовлетворения на основании следующего:

Способы социальной защиты, ее конкретные меры, критерии дифференциации и адресности устанавливаются каждым государством в соответствии с его национальным законодательством.

В Российской Федерации отношения, связанные с катастрофой на Чернобыльской АЭС, регулируются Законом Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - Закон № 1244-1), действующим законодательством Российской Федерации в части норм, не противоречащих Закону, и другими актами законодательства Российской Федерации, издаваемыми в соответствии с ними.

Выдача удостоверений «инвалидов-чернобыльцев» с надписью «Посмертно» членам семей осуществляется в соответствии с Порядком и условиями оформления и выдачи гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, утвержденным приказом МЧС России, Минздравсоцразвития России и Минфина России от 08.12.2006 № 728/832/166н (далее - Порядок).

В соответствии с Порядком для оформления и получения удостоверения члены семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, указанные в части 4 статьи 14 Закона № 1244-1, обращаются в уполномоченные органы с письменным заявлением, к которому, согласно его пункту 5, прилагаются следующие документы:

удостоверение умершего гражданина, выданное ранее или в соответствии с Порядком;

свидетельство о смерти;

свидетельство о браке;

документ, подтверждающий факт совместного проживания (при необходимости).

Учитывая изложенное, специальные удостоверения «инвалида- чернобыльца» выдаются членам семей (указанным в подпункте «г» пункта 2 Порядка), потерявшим кормильца из числа граждан, статус которых был подтвержден специальными удостоверениями «получившего или перенесшего лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; ставшего инвалидом». То есть, специальное удостоверение инвалида, выданное ранее или в соответствии с данным Порядком, имевшееся у умершего кормильца, является одним из оснований для оформления членам семьи такого же удостоверения, дающего им право на предоставление мер социальной поддержки.

Как следует из материалов дела, Чужикова Н.И. является вдовой участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС Чужикова В.Ф. инвалида 2-ой группы, вследствие аварии на ЧАЭС.

Документально подтверждено их совместное проживание и ведение общего хозяйств.

С 18.08.2008 Чужиков В.Ф. являлся инвалидом 2-ой группы с установлением причины инвалидности: «Заболевание связано с выполнением обязанностей военной службы связанных с аварией на ЧАЭС».

Проживая в Украине, истица имела удостоверение члена семьи, потерявшего кормильца из числа инвалидов вследствие Чернобыльской катастрофы.

С 26.02.2018 Чужикова Н.И. является гражданкой РФ, пенсионером и ее возраст на момент смерти мужа был старше 55 лет.

Между тем, суд оставляет исковые требования Чужиковой Н.И. без удовлетворения, поскольку в орган социальной защиты населения ею представлены удостоверения супруга и ее, выданные в 2008 и 2009 годах на территории Украины (г.Луганск), и решение Донецкого регионального межведомственного совета, выданное в 2009 году.

Умершему Чужикову В.Ф. при жизни удостоверение «получившего или перенесшего лучевую болезнь и другие заболевания- стланные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС: ставшего инвалидом» на территории Российской Федерации не выдавалось.

При этом указанный межведомственный экспертный совет, являвшийся государственным органом Украины, к органам, уполномоченным законодательством Российской Федерации на установление причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС, не относится.

Из Конвенции стран СНГ по правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993 следует, что речь идет о способах защиты уже имеющихся прав и не подразумевает наделение граждан государств- участников конвенции правами граждан конкретного государства, не дает права гражданину требовать на территории РФ предоставления льгот, установленных законодательством другого государства. Лицам, имеющим экспертные заключения, выданные межведомственными экспертными советами стран СНГ и переселившимися на постоянное место жительства в РФ, необходимо подтверждать в российских межведомственных советах в отношении соответствия их решений российскому законодательству. Заключения экспертных советом стран ближнего зарубежья принимаются во внимание, если они выданы до распада СССР, поскольку в тот период действовал общий порядок установления причинной связи заболеваний. Документы по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, полученные после 01.01.1992 года на территории другого государства, на территории РФ не действительны, так как Республика Таджикистан и Российская Федерация с 1991 года являются независимыми и самостоятельными государствами. Основанием для решения вопроса об установлении степени утраты трудоспособности, инвалидности и размеров возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, производится в порядке, устанавливаемом Правительством РФ в соответствии с Положением о межведомственном экспертном совете по установлению причинной связи заболеваний и инвалидности, утвержденным приказом Минздравсоцразвития РФ от 21.04.2005г №289.

Представленное истцом экспертное заключение Украины не может заменить заключение Российского межведомственного экспертного совета по установлению причинной связи в виду того, что Межправительственное соглашение государств - участников СНГ от 09.09.1994 о социальной защите и охране здоровья граждан, подвергшихся воздействию радиации в результате Чернобыльской и других радиационных катастроф и аварий, а также ядерных испытаний не содержит положений о безусловном принятии документов, исходящих от государств - участников указанного Соглашения, подтверждающих статус инвалидов-чернобыльцев, и согласно постановлению Правительства РФ от 24.06.2003 №364 «О намерении Российской Федерации не стать участником некоторых международных договоров, подписанных в рамках Содружества Независимых Государств» Россия вышла из этого соглашения.

В соответствии со ст.49 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан других государств, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы» гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и участникам ликвидации ее последствий, переселившимся с территорий Украины, Республики Беларусь и других государств на территорию Российской Федерации для постоянного проживания, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом.

Вместе с тем, в соответствии со ст.13 «Конвенции о правовой помощи и правых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам», заключенной в Минске 22.01.1993 документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территориях других Договаривающихся Сторон без какого-либо специального удостоверения. Документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон рассматриваются как официальные документы, пользуются на территориях других Договаривающихся Сторон доказательной силой официальных документов.

Однако, в соответствии со ст.24 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» установление причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями чернобыльской катастрофы осуществляется межведомственными экспертными советами и военно-врачебными комиссиями. Положение о межведомственном экспертном совете по установлению причинной связи заболеваний и инвалидности утверждается органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Заключения межведомственных экспертных советов и военно-врачебных комиссий являются основанием для решения вопроса об установлении степени утраты трудоспособности, инвалидности и размеров возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Положение о межведомственном экспертном совете по установлению причинной связи заболеваний и инвалидности утверждено приказом Минздравсоцразвития РФ от 21.04.2005г №289 «Об утверждении Положения о межведомственном экспертном совета по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов». Заключения межведомственных экспертных советов и военно-врачебных комиссий являются основанием для решения вопроса об установлении степени утраты трудоспособности, инвалидности и размеров возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Указанный нормативный акт не содержит указаний на возможность установления причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов, иными органами, кроме Межведомственного экспертного совета по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов, созданному Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации на базе специализированного многопрофильного медицинского учреждения.

На основании изложенного выше, управлением обоснованно отказано истцу в выдаче удостоверения «получившего или перенесшего лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ставшего инвалидом» в виду того, что решение экспертного совета и справка об инвалидности выданы ведомствами Украины.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 31.01.2019.

░░░░░ ░.░.░░░░░░

2-205/2019 (2-4146/2018;) ~ М-3686/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Чужикова Надежда Ивановна
Ответчики
Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области
Другие
Министерство труда и социальной защиты РФ
Суд
Октябрьский районный суд г. Тамбова
Судья
Белова Наталья Робертовна
Дело на сайте суда
sud23--tmb.sudrf.ru
01.11.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.11.2018Передача материалов судье
06.11.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.11.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.11.2018Подготовка дела (собеседование)
22.11.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.12.2018Судебное заседание
31.01.2019Судебное заседание
31.01.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.01.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.06.2019Дело оформлено
28.06.2019Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее