Производство № 2-228/2020
№
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
село Красный Чикой 25 августа 2020 года
Красночикойский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Рязанова А.И.,
при секретаре Перминовой О.О.,
с участием старшего помощника прокурора Красночикойского района Капустина Д.В.,
представителя ответчика муниципального унитарного предприятия «Районное жилищно-коммунальное хозяйство» Шишмарёвой Н.Н., действующей на основании доверенности от 13.03.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Красночикойского района к Муниципальному унитарному предприятию "Районное жилищно-коммунальное хозяйство", Администрации Муниципального района "Красночикойский район" об обязании провести капитальный ремонт аварийного участка сетей канализации ГУЗ «Красночикойская ЦРБ»,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Красночикойского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к МУП «РЖКХ», Администрации муниципального района «Красночикойский район» об обязании провести капитальный ремонт аварийного участка сетей канализации ГУЗ «Красночикойская ЦРБ», указав, что Прокуратурой района по обращению директора МУП «Районное жилищно-коммунальное хозяйство» (далее - МУП «РЖКХ») об аварийном состоянии теплотрассы котельной ГУЗ «Красночикойская ЦРБ» проведена проверка, в результате которой установлено следующее.
Согласно обращению директора МУП «РЖКХ» Кривошеева А.Г. в ходе подготовки к осенне-зимнему периоду выявлен порыв трубы, канализационного коллектора на территории ГУЗ Красночикойская ЦРБ. Дальнейшее использование канализационного коллектора в связи с порывом невозможно.
Согласно акту обследования коллектора, находящегося на территории ГУЗ Красночикойская ЦРБ, <адрес> от 17.07.2020 комиссией произведен осмотр вскрытого аварийного участка канализационного коллектора, принадлежащего MP «Красночикойский район» находящегося у входа в здание прачки ГУЗ Красночикойская ЦРБ. При обследовании данного участка, находящегося по адресу <адрес>, было выявлено, что труба канализационного коллектора полностью разрушена, происходит скопление воды на вскрытом участке, что нарушает санитарные нормы, дальнейшая эксплуатация и использование невозможно, в противном случае данная ситуация может привести к возникновению чрезвычайной ситуации.
Таким образом, аварийное состояние сетей водоотведения ЦРБ может повлечь нарушения прав граждан, в том числе несовершеннолетних родильного и детского отделений, на охрану здоровья.
Администрация муниципального района «Красночикойский район» является учредителем МУП «РЖКХ», для осуществления, деятельности которого последнему передано имущество на праве хозяйственного ведения.
Распоряжением главы Красночикойского района от 14.04.2005 № в хозяйственное ведение МУП «РЖКХ» передано недвижимое имущество, а именно, здание котельной ЦРБ, теплотрасса и трубопровод котельной НРБ протяженностью 1675 м, водонапорная башня ЦРБ, здание водонасосной станции и другое имущество.
Ссылаясь на ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), нормы Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», просил обязать МУП «Районное жилищно-коммунальное хозяйство» и администрацию муниципального района «Красночикойский район» в срок до 01 октября 2020 года провести капитальный ремонт аварийного участка сетей канализации ГУЗ «Красночикойская ЦРБ», находящегося по адресу <адрес> в соответствии с требованиями МДК 3-02.2001. «Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации», утвержденного Приказом Госстроя РФ от 30.12.1999 № 168.
Старший помощник прокурора Красночикойского района Капустин Д.В. в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенном в исковом заявлении. Дополнительно пояснил что ГУЗ «Красночикойская ЦРБ» является важным объектом социальной инфраструктуры.
Представитель ответчика муниципального унитарного предприятия «Районное жилищно-коммунальное хозяйство» Шишмарёва Н.Н., действующая на основании доверенности от 13.03.2020, в судебном заседании указала, что канализационные сети в с. Красный Чикой находятся в аварийном состоянии, надлежащего финансирования от собственника имущества – Администрации муниципального района «Красночикойский район» не осуществляется. В настоящий момент Администрацией муниципального района «Красночикойский район» начаты работы по ремонту канализационного коллектора.
Представитель ответчика Администрации муниципального района «Красночикойский район», будучи надлежащим образом уведомленным о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил, об отложении дела не ходатайствовал.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на стороне ответчика Государственного учреждения здравоохранения «Красночикойская Центральная районная больница», будучи надлежащим образом уведомленным о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил, об отложении дела не ходатайствовал,
Руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса (далее – ГПК РФ), суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав пояснения стороны истца, представителя ответчика МУП «РЖКХ», исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 4 ст. 14 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Согласно пункту 4.3 части 1 статьи 17 названного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района, в том числе, относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
Согласно ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться, в частности, имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14, частью 3 статьи 16 и частями 2 и 3 статьи 16.2 настоящего Федерального закона.
Частями 1 и 2 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
В силу пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Таким образом, в силу приведенных норм права органы местного самоуправления муниципального района в любом случае обязаны обеспечить бесперебойное и качественное водоснабжение и водоотведение населения на подконтрольной им территории, в том числе организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию систем, сетей и сооружений водоснабжения и водоотведения.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Одним из основных принципов охраны здоровья согласно ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» являются соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий, ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья.
В силу ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» интересы детей осуществляются, в частности, на принципе ответственности юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.
Согласно пунктам 2, 9, 23 и 28 статьи 2 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения. Централизованная система водоотведения (канализации) - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения. Также канализационная сеть - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод. Под сточными водами централизованной системы водоотведения понимаются принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод.
Государственным стандартом Союза ССР ГОСТ 19185-73 «Гидротехника. Основные понятия. Термины и определения», утвержденным и введенным в действие постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 31 октября 1973 года № 2410, а также Государственным стандартом Союза ССР ГОСТ 25150-82 (СТ СЭВ 2085-80) «Канализация. Термины и определения», введенным в действие постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 24 февраля 1982 года № 805, установлено рекомендованное к применению определение термина «канализация»: отведение бытовых, промышленных и ливневых сточных вод.
Из приведенных норм следует, что водоотведение подразумевает прием, транспортировку и очистку, в том числе, ливневых сточных вод, для чего предназначена ливневая канализация, представляющая собой канализационную сеть для отведения ливневых сточных вод.
Действующими «СанПиН 2.1.5.980-00. 2.1.5. Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод. Санитарные правила и нормы» установлены государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы по водоотведению в населенных местах, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
В силу п.3.1.1. МДК 3-02.2001. Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации», утвержденного Приказом Госстроя РФ от 30.12.1999 №168 основными задачами служб эксплуатации систем водоотведения являются: обеспечение бесперебойной, надежной и эффективной работы всех элементов систем канализации - канализационных сетей и сооружений на них, очистных сооружений, насосных станций; обеспечение проектных параметров очистки сточных вод; осуществление лабораторно-производственного контроля за работой всех элементов системы; технический надзор за строительством, капитальным ремонтом и реконструкцией объектов канализации и ввод их в эксплуатацию; осуществление пробной или временной эксплуатации сооружений; контроль за сбросом в городскую канализацию сточных вод промышленными абонентами.
В соответствии с п. 3.2.41 указанных Правил капитальный ремонт сети включает - устройство новых или реконструкцию действующих колодцев (камер) и перекладку или реновацию участков трубопроводов с заменой труб или их санацию (чулок).
В судебном заседании установлено, что пунктом 1 государственного контракта № 95-04/2020 на оказание услуг для нужд на водоотведение от 16.03.2020 заключенного между Муниципальным унитарным предприятием «Районное жилищно-коммунальное хозяйство» с одной стороны и ГУЗ «Красночикойская ЦРБ» предусмотрено, что исполнитель (МУП «РЖКХ») принимает на себя обязательства по централизованному водоотведению от нежилого помещения ГУЗ «Красночикойская ЦРБ», расположенного по адресу: <адрес>.
Из обращения директора МУП «РЖКХ» Кривошеева А.Г. следует, что в ходе подготовки к осенне-зимнему периоду был выявлен прорыв трубы канализационного коллектора на территории ГУЗ «Красночикойская ЦРБ» у входа в здание прачки. В результате проведенного обследования данного участка по адресу: <адрес>, было выявлено, что труба канализационного коллектора полностью разрушена, происходит скопление воды на вскрытом участке. На устранение прорыва необходимо 230964 рубля и дальнейшее использование канализационного коллектора в связи с прорывом невозможно.
Указанные обстоятельства подтверждаются: обращением директора МУП «РЖКХ» А.Г. Кривошеева № от ДД.ММ.ГГГГ; актом обследования коллектора от 17.07.2020; фототаблицами; локальным сметным расчетом, сторонами по делу не оспариваются.
Спорный коллектор находящийся в собственности муниципального образования «Красночикойский район» Забайкальского края, распоряжением главы Красночикойского района от 14.04.2005 № был передан на праве хозяйственного ведения МУП «РЖКХ» в связи с его созданием, что подтверждается распоряжением Главы Красночикойского района № от 14.04.2005; передаточным актом от 14.04.2005 с приложением списка переданного имущества.
Обстоятельств, опровергающих установленные факты, равно как и обстоятельств устранения выявленных нарушений законодательства о водоотведении, стороной ответчиков в нарушении ст. 56 ГПК РФ, суду представлено не было.
Аварийное состояние сетей водоотведения ГУЗ «Красночикойская ЦРБ» может повлечь нарушения прав граждан, в том числе пациентов родильного и детского отделений, на охрану здоровья.
Таким образом, учитывая, что канализационный коллектор находится в муниципальной собственности муниципального района «Красночикойский район» Забайкальского края, а также был передан на праве хозяйственного ведения МУП «РЖКХ», суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора к ответчикам в полном объеме в целях устранения нарушения прав граждан, в том числе пациентов родильного и детского отделений, на охрану здоровья.
В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учётом вышеизложенного, суд полагает разумным и достаточным установить ответчику срок для исполнения решения суда до 01 октября 2020 года.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в соответствующий бюджет.
Таким образом, в соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с ответчика МУП «РЖКХ» в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6000 рублей, определенная в соответствии с требованиями абз. 1 подп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Красночикойского района к Муниципальному унитарному предприятию «Районное жилищно-коммунальное хозяйство», Администрации Муниципального района «Красночикойский район» об обязании провести капитальный ремонт аварийного участка сетей канализации ГУЗ «Красночикойская ЦРБ», удовлетворить.
Обязать МУП «Районное жилищно-коммунальное хозяйство» и администрацию муниципального района «Красночикойский район» в срок до 01 октября 2020 года провести капитальный ремонт аварийного участка сетей канализации ГУЗ «Красночикойская ЦРБ», находящегося по адресу <адрес> в соответствии с требованиями МДК 3-02.2001. Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации», утвержденного Приказом Госстроя РФ от 30.12.1999 №.
Взыскать с МУП «Районное жилищно-коммунальное хозяйство» в пользу бюджета муниципального образования «Красночикойский район» государственную пошлину в размере 6000 (шесть тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через Красночикойский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.И. Рязанов
Мотивированное решение изготовлено 25 августа 2020 года.