Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-89/2018 (3а-849/2017;) ~ М-728/2017 от 04.09.2017

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ Р. Ф.

<данные изъяты> <данные изъяты>

<данные изъяты>

Московский областной суд в составе:

председательствующего судьи Власовой М.Г.,

при секретаре Чолак Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело <данные изъяты>а– 89/2018 по административному исковому заявлению Тарасова М. С. и Шевеленковой С. А. об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости

у с т а н о в и л:

    Тарасов М.С. и Шевеленкова С.А. обратились в Московский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости принадлежавших им на праве общей долевой собственности в равных долях здания торгово-бытового корпуса с кадастровым номером 50:20:0000000:71911 и земельного участка с кадастровым номером 50:20:0100509:282, расположенных в <данные изъяты>.

    В обоснование своих требований, административные истцы указывают, что кадастровая стоимость указанных объектов недвижимости значительно превышает их рыночную стоимость, что влечет увеличение налогового бремени и, соответственно, нарушает их (истцов) права налогоплательщиков.

    Административные истцы просили суд установить кадастровую стоимость принадлежавших им объектов недвижимости равной их рыночной стоимости, определенной по состоянию на дату государственной кадастровой оценки в отчете об оценке.

    В ходе судебного разбирательства, в связи с оспариванием представителем административного ответчика - Министерства имущественных отношений <данные изъяты> достоверности величины рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, определенной в отчете об оценке, судом назначалась экспертиза для проверки отчета на соответствие законодательству об оценочной деятельности и определения, в случае необходимости, действительной рыночной стоимости спорных объектов (т. 1 л.д. 273-276).

    По результатам судебной экспертизы рыночная стоимость спорных объектов недвижимости была определена в ином размере, отличном от размера рыночной стоимости определенной в отчете об оценке.

В судебном заседании представитель административных истцов – Иконникова Л.В. уточнила требования своих доверителей – просит суд установить кадастровую стоимость спорных объектов недвижимости равной их рыночной стоимости, определенной в заключении эксперта по состоянию на дату их государственной кадастровой оценки, а именно: здания торгово-бытового корпуса в размере 64921912 рублей, земельного участка в размере 8291605 рублей (т.2 л.д. 180).

    Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не обеспечили явку в суд своих представителей.

От представителя административного ответчика – Министерства имущественных отношений <данные изъяты> в суд поступили письменные пояснения в соответствии с которыми, Министерство полагает возможным установить кадастровую стоимость спорных объектов недвижимости равной их рыночной стоимости определенной по результатам судебной экспертизы, полагая данную стоимость экономически обоснованной (т. 2 л.д. 181).

При таких обстоятельствах, суд считает возможным, на основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, рассмотреть дело при имеющейся явке.

    Суд, выслушав объяснения представителя административных истцов, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В силу положений п. 1, 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) п. 1 ст. 390, п. 1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), кадастровая стоимость устанавливается, прежде всего, для целей налогообложения, так как налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектами налогообложения, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

В соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, признаются плательщиками земельного налога.

Согласно п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, указанных в п. 3 данной статьи.

Пункт 3 ст. 66 ЗК РФ предусматривает, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Согласно положениям статьи 24.18 Федерального закона от <данные изъяты> № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (с последующими изменениями) результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если данные результаты затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

В соответствии с названной нормой одним из оснований пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абз. 4 ст. 24.18). Кадастровая стоимость объектов оценки определяется на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки (абз. 2 ст. 24.15 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», п. 8 ФСО <данные изъяты>).

В силу положений ст. 24.19 названного Федерального закона для вновь образованных объектов недвижимости, а также для объектов недвижимости, в отношении которых в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения об изменении качественных или количественных характеристик, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, датой определения кадастровой стоимости является дата внесения сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости.

В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (абз. 5 ст. 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

Таким образом, действующее законодательство допускает возможность пересмотра физическими лицами кадастровой стоимости объекта недвижимости, установленного в результате государственной кадастровой оценки, в случае определения рыночной стоимости данного объекта недвижимости и при условии, что результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.

В силу положений п. 3-7, 16-23 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объекта недвижимости (ФСО <данные изъяты>)», утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от <данные изъяты> <данные изъяты> (в редакции Приказа Минэкономразвития России от <данные изъяты> <данные изъяты>) при проведении государственной кадастровой оценки основным методом определения кадастровой стоимости объектов недвижимости является метод массовой оценки.

В соответствии со статьями 15, 399 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налог на имущество физических лиц является местным налогом, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Согласно ст. 402 НК РФ налоговая база для данного налога в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 ст.402 НК РФ.

Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до <данные изъяты> единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 НК РФ.

<данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты>-ОЗ установлена единая дата начала применения на территории <данные изъяты> порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения – <данные изъяты>.

В соответствии со ст.12, 13 НК РФ налог на доходы физических лиц (НДФЛ) является федеральным налогом, устанавливается НК РФ и обязателен к уплате на всей территории РФ.

В силу положений ст. 13, п. 4, 5 ст. 217-1 НК РФ, в случае если срок владения объектом недвижимого имущества менее пяти лет, а доходы от продажи такого имущества плательщика налога на доходы физических лиц меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на продаваемый объект недвижимого имущества, умноженная на понижающий коэффициент 0,7, в целях налогообложения налогом доходы налогоплательщика от продажи указанного объекта принимаются равными кадастровой стоимости этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на соответствующий объект недвижимого имущества, умноженный на понижающий коэффициент 0,7.

Судом установлено, что с <данные изъяты> по <данные изъяты> Тарасову М. С. и Шевеленковой С. А. на праве общей долевой собственности в равных долях принадлежали 1) здание: торгово-бытовой корпус, назначение: нежилое, 2- этажный, общая площадь 1918,3 кв.м., адрес: <данные изъяты>, д. Чупряково, стр. 7; 2) земельный участок с кадастровым номером 50:20:0100509:282, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для обслуживания здания (торгово-бытовой корпус), площадь 3681 кв.м., адрес: <данные изъяты>, р-н Одинцовский, городское поселение Кубинка, д. Чупряково. <данные изъяты> данные объекты недвижимости были продана истцами Артамоновой Л. В.. Тарасов М.С. и Шевеленкова С.А. продали свои доли земельного участка за 3750000 рублей каждый, а доли здания торгово-бытового корпуса за 5250000 рублей каждый, что меньше кадастровой стоимости данных объектов недвижимости. Государственная регистрация перехода права собственности на спорные объекты недвижимости произошла <данные изъяты>. Указанные обстоятельства подтверждаются соответствующими документами (л.д. 7,8,9,10,18-19,20-21,201,202-203).

Таким образом, учитывая порядок определения налоговой базы по земельному налогу, налогу на имущество и на доходы физических лиц, несоответствие внесенной в Единый государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости их рыночной стоимости затрагивает права и обязанности собственников данных объектов недвижимости.

Бывшие собственники объектов недвижимости, каковыми в отношении спорных объектов недвижимости являются административные истцы, вправе обратиться с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости, если результатами кадастровой оценки затрагиваются права и обязанности таких лиц как налогоплательщиков, в налоговом периоде, в котором подано заявление (п. 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от <данные изъяты> <данные изъяты>).

Учитывая, что с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка и здания Шевеленкова С.А. и Тарасов М.С. обратились в Комиссию по рассмотрению споров о результатам определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по <данные изъяты> <данные изъяты> (т.1 л.д. 233-235), несоответствие кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости их рыночной стоимости, в силу вышеприведенных норм налогового законодательства, затрагивает права административных истцов в сфере налогообложения.

Судом установлено, что на территории <данные изъяты> в 2015 году была проведена государственная кадастровая оценка объектов недвижимости (за исключением земельных участков), расположенных на территории <данные изъяты>, результаты которой утверждены распоряжением Министерства имущественных отношений <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты>ВР-1998 Кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости указанным распоряжением была установлена по состоянию на <данные изъяты> - дату формирования перечня объектов недвижимого имущества, подлежащего кадастровой оценке (т. 1 л.д. 5).

Судом также установлено, что в 2013 году на территории <данные изъяты> была проведена государственная кадастровая оценка земельных участков в составе земель населенных пунктов <данные изъяты>, результаты которой утверждены Распоряжением Министерства экологии и природопользования <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты>-РМ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов <данные изъяты>».

Кадастровая стоимость земельных участков была определена по состоянию на <данные изъяты> (дата формирования перечня земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценке).

Как следует из материалов дела, спорный земельный участок был образован после <данные изъяты>, сведения о нём внесены в Единый государственный реестр недвижимости <данные изъяты>. Кадастровая стоимость спорного земельного участка рассчитана на основе удельных показателей кадастровой стоимости, утвержденных названным распоряжением Министерства экологии и природопользования <данные изъяты> (т.1 л.д. 6).

При таких обстоятельствах, в силу вышеназванных положений ст. 24.19 Федерального закона об оценочной деятельности в Российской Федерации, датой определения кадастровой стоимости спорного земельного участка является <данные изъяты>.

Как следует из выписок из Единого государственного реестра недвижимости, кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости составляет: земельного участка – 17274159,99 и здания – 120405801,82 рубля (т. 1 л.д. 5,6).

Перед обращением в суд данная кадастровая стоимость была оспорена административными истцами в Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <данные изъяты> (дата обращения в Комиссию – <данные изъяты>). Решением данной Комиссии от <данные изъяты> заявление Тарасова М.С. и Шевеленковой С.А. о пересмотре кадастровой стоимости принадлежавших им объектов недвижимости отклонено (т. 1 л.д. 233-235).

Согласно заключению эксперта № СЭ-4/2018 от <данные изъяты> ООО «ИОЛА. Объективная оценка» Липпонен Ю.С., которой судом было поручено проведение экспертизы по проверке отчета об оценке на соответствие законодательству об оценочной деятельности и определению рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, оценщиком при составления отчета об оценке были допущены нарушения законодательства об оценочной деятельности, которые могли повлиять на определение итоговой рыночной стоимости спорного здания и земельного участка. Рыночная стоимость спорного здания торгово-бытового корпуса, определенная экспертом по состоянию на <данные изъяты> составила 64921912 рублей, рыночная стоимость земельного участка, определенная экспертом по состоянию на <данные изъяты>, составляет 8291605 рублей (т. 2 л.д. 4-163).

Исследовав данное экспертное заключение, суд находит его соответствующим требованиям ч. 1-3 ст. 82 КАС РФ. Заключение содержит подробное описание проведенного исследования, выводы, сделанные по результатам исследования и ответ на поставленные судом вопросы.

    Суд, оценив названное экспертное заключение в совокупности с другими доказательствами по делу, приходит к выводу о том, что оснований не доверять заключению эксперта у суда не имеется. Эксперт Липпонен Ю.С. предупреждена об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, обладает достаточным профессиональным стажем и необходимой квалификацией для данной деятельности, что подтверждается соответствующими документами.

    Выводы эксперта лицами, участвующими в деле, не оспариваются.

    Исходя из изложенного, требования Тарасова М. С. и Шевеленковой С. А. об установлении кадастровой стоимости принадлежавших им объектов недвижимости равной их рыночной стоимости в размере, определенном в указанном экспертном заключении, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 175 – 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление Тарасова М. С. и Шевеленковой С. А. об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость здания: торгово-бытовой корпус, назначение: нежилое, 2- этажный, общая площадь 1918,3 кв.м., адрес: <данные изъяты>, д. Чупряково, стр. 7, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на <данные изъяты> в размере 64921912 (шестьдесят четыре миллиона девятьсот двадцать одна тысяча девятьсот двенадцать) рублей.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:20:0100509:282, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для обслуживания здания (торгово-бытовой корпус), площадь 3681 кв.м., адрес: <данные изъяты>, р-н Одинцовский, городское поселение Кубинка, д. Чупряково, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на <данные изъяты> в размере 8291605 (восемь миллионов двести девяносто одна тысяча шестьсот пять) рублей.

Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости данных объектов недвижимости, включая дату подачи Шевеленковой С.А. и Тарасовым М.С заявления о пересмотре их кадастровой стоимости в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по <данные изъяты><данные изъяты>.

    Сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с <данные изъяты>.

    На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Власова М.Г.

3а-89/2018 (3а-849/2017;) ~ М-728/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Шевеленкова С.А.
Тарасов М.С.
Ответчики
Министерство экологии и природопользования по МО
Министерство имущественных отношений МО
Управление Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии по МО
Суд
Московский областной суд
Судья
Власова М.Г.
Дело на странице суда
oblsud--mo.sudrf.ru
04.09.2017Регистрация административного искового заявления
04.09.2017Передача материалов судье
06.09.2017Решение вопроса о принятии к производству
05.10.2017Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
05.10.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.10.2017Подготовка дела (собеседование)
27.10.2017Рассмотрение дела начато с начала
27.10.2017Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
14.11.2017Предварительное судебное заседание
07.02.2018Производство по делу возобновлено
07.02.2018Рассмотрение дела начато с начала
15.03.2018Судебное заседание
20.03.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.03.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее