Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-73/2022 (2-440/2021;) ~ М-521/2021 от 27.12.2021

Дело № 2-73/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Шатровский районный суд Курганской области

в составе: председательствующего судьи Храмовой М.С.,

при секретаре Бурковой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда с. Шатрово «16» февраля 2022 г. гражданское дело по исковому заявлению Шарыпова Владимира Анатольевича к Администрации Шатровского муниципального округа об отмене распоряжения о расторжении трудового договора, восстановлении на работе, компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

в Шатровский районный суд Курганской области с исковым заявлением к Администрации Шатровского муниципального округа Курганской области об отмене распоряжения председателя ликвидационной комиссии от 6 декабря 2021 г. № 81-рл о расторжении трудового договора, восстановлении на работе в должности водителя Мехонской ПЧ, внесении соответствующих записей в трудовую книжку, компенсации морального вреда в размере 50 000 рублей, взыскании расходов на представителя в размере 5 000 рублей, а также взыскании транспортных и почтовых расходов, обратился Шарыпов В.А. (л.д. 1-2 т. 1).

В обоснование заявленных требований указал, что с 23.12.1987 по 06.12.2021 работает водителем пожарного автомобиля Мехонской пожарной части. Вышеуказанным распоряжением трудовой договор с ним расторгнут в связи с ликвидацией Администрации Мехонского сельсовета по п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Увольнение считает незаконным, так как исходя из Закона Курганской области от 12.05.2021 № 50 «О преобразовании муниципальных образований» речь идет о преобразовании, при котором увольнение работников преобразованного юридического лица не происходит, то есть в силу ч. 5 ст. 75 ТК РФ трудовые отношения с работником продолжаются, в трудовую книжку работника вносится запись об изменении наименования работодателя и наименовании новообразованной организации. В результате действий ответчика он лишился работы и не был принят вновь на работу, поскольку отказался писать заявление, полагая себя действующим работником преобразованной организации. При увольнении ему выплачено выходное пособие без оплаты отпускных. Незаконными действиями Администрации, с учетом того, что он является предпенсионером, и другой работы не имеется, ему нанесен моральный вред.

Определениями суда от 24 января и 2 февраля 2022 г. к участию в деле привлечены в качестве ответчика – Администрация Мехонского сельсовета Шатровского района Курганской области, в качестве третьего лица – МКУ «Южный территориальный отдел» Шатровского муниципального округа Курганской области (л.д. 88, 101 т. 1).

В отзывах ответчика – Администрации Шатровского муниципального округа Курганской области указано, что Администрация округа является правопреемником Администрации Мехонского сельсовета в части вопросов, входившим в компетенцию органов местного самоуправления, а также в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Курганской области, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.

Пожарные посты переданы в ведение территориальных структурных подразделений Администрации округа с наделением статуса юридического лица, в частности пожарный пост с. Мехонское входит в состав МКУ «Южный территориальный отдел» Шатровского муниципального округа Курганской области.

В соответствии с Законом Курганской области от 12.05.2021 № 50 путем объединения преобразованы поселения, входящие в состав Шатровского района Курганской области. Вновь образованное муниципальное образование наделено статусом муниципального округа. Таким образом, фактически прекратили действовать органы местного самоуправления муниципального образования «Шатровский район», и созданы новые органы местного самоуправления нового муниципального образования «Шатровский муниципальный округ». Соответственно, приняты решения о ликвидации Администраций сельских советов (исполнительные органы) муниципального образования «Шатровский район».

Администрация Шатровского муниципального округа является вновь созданным юридическим лицом (реорганизация и преобразование администраций сельских поселений не осуществлялось, так как законодательство предусматривает иной порядок создания исполнительно-распорядительного органа муниципального образования).

Решением Думы Шатровского муниципального округа от 26.10.2021 определен порядок передачи имущества, находящегося в собственности и включенного в реестры муниципальной собственности муниципальных образований, в том числе МО «Мехонский сельсовет».

Процедура увольнения истца Администрацией Мехонского сельсовета осуществлена в соответствии с требованиями трудового законодательства, в Администрацию округа истец с заявлением о приеме на работу не обращался.

Истец предупрежден о предстоящей ликвидации Администрации Мехонского сельсовета, а после истечения двухмесячного срока был уволен, расчет с ним осуществлен в соответствии со ст. 178 ТК РФ с учетом неиспользованного отпуска.

Администрация Мехонского сельсовета в полном объеме исполнила требования действующего законодательства об уведомлении профсоюза и органа службы занятости (л.д. 26-27, 77-79,128-130, 218 т. 1).

В отзыве Администрации Мехонского сельсовета от 01.02.2022 указано, что муниципальное образование «Мехонский сельсовет» преобразовано путем объединения в новое муниципальное образование Шатровский муниципальный округ Курганской области. То есть речь идет о преобразовании муниципальных образований, а не Администраций сельских советов, которые входят в структуру местного самоуправления и являются исполнительно-распорядительными органами муниципальных образований. Администрация Шатровского муниципального округа в соответствии со своей компетенцией является правопреемником местным администраций в части решения вопросов местного значения. Шарыпову В.А. выплачена компенсация за неиспользованный отпуск. Просят отказать в удовлетворении заявленных требований (л.д. 107-108 т. 1).

В отзыве МКУ «Южный территориальный отдел» указано, что МКУ «Южный территориальный отдел» является вновь созданным юридическим лицом, не является правопреемником иных юридических лиц, в том числе Администрации сельских советов. Для выполнения задач в части организации деятельности муниципальных пожарных постов населенных пунктов Шатровского муниципального округа Курганской области в населенных пунктах, в том числе с. Мехонское, утверждено 27 единиц водителей муниципальных пожарных постов. Организация приема граждан на работу осуществляется в соответствии со ст.ст. 63-71 Трудового кодекса Российской Федерации оформлением трудового договора. Шарыпов В.А. в МКУ с письменным и устным заявлением о приеме на работу не обращался. просят отказать в удовлетворении заявленных требований (л.д. 118-119 т. 1).

Представитель третьего лица МКУ «Южный территориальный отдел» Шатровского муниципального округа Курганской области, а также представитель Государственной инспекции труда в Курганской области в судебное заседание не явились. О времени и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия (л.д. 237, 238 т. 1).

Суд, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), определил рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя Государственной инспекции труда в Курганской области.

В судебном заседании истец Шарыпов В.А. заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, увеличив сумму компенсации морального вреда до 100 000 рублей в связи с тем, что продолжительный период является безработным, а также просит взыскать дополнительно понесенные расходы на представителя в размере 5 000 рублей. Дополнительно указал, что имело место быть массовое увольнение, о котором должны были предупредить за три месяца; полномочий на его увольнение у Дьячкова не имелось, поскольку последний сам был уже уволен; полагает, что уволен по распоряжению главы округа Рассохина, что имелся список угодных руководству работников, которые продолжают работать в пожарной части.

Представитель истца Кошутин В.В. исковые требования Шарыпова В.А. поддержал в полном объеме. Дополнительно пояснил, что фактически произошла реорганизация, а не ликвидация.

Представитель ответчика Администрации Шатровского муниципального округа Курганской области ФИО5 исковые требования не признала по указанным в отзывах основаниям.

Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение помощника прокурора Томиловой Н.А., полагавшей исковые требования Шарыпова В.А. не подлежащими удовлетворению с учетом установленных обстоятельств, суд пришел к следующему выводу.

Согласно положениям ст. 13 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) одним из видов преобразования муниципальных образований является их объединение. Преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом.

На основании ст. 1 Закона Курганской области от 12.05.2021 № 50 «О преобразовании муниципальных образований путем объединения всех поселений, входящих в состав Шатровского района Курганской области, во вновь образованное муниципальное образование - Шатровский муниципальный округ Курганской области и внесении изменений в некоторые законы Курганской области» поселения, входящие в состав Шатровского района Курганской области, преобразованы путем их объединения во вновь образованное муниципальное образование – Шатровский муниципальный округ Курганской области.

Исполнительно-распорядительным органом муниципального образования Шатровский муниципальный округ является Администрация муниципального образования Шатровский муниципальный округ.

Судом установлено, что Шарыпов В.А. в порядке перевода на основании трудового договора от 20.10.2009 работал в Администрации Мехонского сельсовета Шатровского района Курганской области в должности водителя пожарного автомобиля с 01.04.2005 по 06.12.2021 (л.д. 74, 113 т. 1).

Из Положения, утвержденного решением Мехонской сельской Думы от 25.12.2019 № 21, следует, что муниципальная пожарная часть Мехонского сельсовета создана Администрацией Мехонского сельсовета, входит в его состав и находится в непосредственном подчинении Главы Мехонского сельсовета (л.д. 109-111 т. 1).

04.10.2021 представительным органом вновь созданного муниципального образования – Думой Шатровского муниципального округа Курганской области принято решение № 30 о ликвидации Администрации Мехонского сельсовета Шатровского района Курганской области, формировании ликвидационной комиссии, утверждении Положения о ликвидационной комиссии и перечня мероприятий по ликвидации (л.д. 29, 30-35 т. 1).

06.10.2021 председателем ликвидационной комиссии ФИО7 Шарыпову В.А. вручено уведомление о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации на основании решения Думы Шатровского муниципального округа от 04.10.2021 № 30 в связи с преобразованием муниципальных образований путем объединения всех сельских поселений, входящих в состав Шатровского района Курганской области, и созданием нового муниципального образования – Шатровский муниципальный округ Курганской области (л.д. 75 т. 1).

Распоряжением председателя ликвидационной комиссии Мехонского сельсовета от 06.12.2021 № 81-рл действие трудового договора с водителем пожарного автомобиля Шарыповым В.А. прекращено на основании п. 1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с ликвидацией Администрации Мехонского сельсовета с выплатой компенсации за неиспользованный отпуск за период с 25.03.2021 по 06.12.2021 в количестве 23 дней в размере 11 675 рублей 03 копеек, выходного пособия в размере 44 132 рублей 40 копеек (л.д. 76 т. 1).

В трудовую книжку Шарыпова В.А. внесена запись об увольнении в связи с ликвидацией Администрации Мехонского сельсовета (л.д. 3-4 т. 1).

06.12.2021 истцу выдана трудовая книжка, что подтверждается копией журнала учета движения трудовых книжек (л.д. 198-200 т. 1).

Из журнала регистрации распоряжений следует, что все работники Администрации Мехонского сельсовета уволены в связи ликвидацией организации (л.д. 56-66 т. 1).

Согласно сведениям инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кургану Администрация Мехонского сельсовета снята с учета в налоговом органе 02.02.2022 (л.д. 117 т. 1).

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае ликвидации организации.

В п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации обстоятельством, имеющим значение для правильного разрешения исков о восстановлении на работе лиц, трудовой договор с которыми расторгнут в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем (пункт 1 части первой статьи 81 ТК РФ), обязанность доказать которое возлагается на ответчика, в частности, является действительное прекращение деятельности организации или индивидуальным предпринимателем.

Основанием для увольнения работников по пункту 1 части первой статьи 81 Кодекса может служить решение о ликвидации юридического лица, т.е. решение о прекращении его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, принятое в установленном законом порядке (статья 61 ГК РФ).

Таким образом, факт проведения мероприятий по ликвидации Администрации Мехонского сельсовета подтверждается решением Думы Шатровского муниципального округа Курганской области от 04.10.2021 № 30, утвердившим перечень мероприятий по ликвидации юридического лица (л.д. 29, 30-35), уведомлением налогового органа о ликвидации Администрации (л.д. 40-45), предупреждением работников о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией (л.д. 75), принятием решения о порядке приема и передачи муниципального имущества в собственность округа (л.д. 145, 146-165), уведомлением службы занятости о принятии решения о ликвидации (л.д. 233, 234-236), уведомлением первичной профсоюзной организацией о принятии решения о ликвидации (л.д. 1, 5-7 т. 2),внесением в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации данного юридического лица (л.д. 117 т. 1), размещением в сети «Интернет» на сайтах «Федресурс» и «Вестник государственной регистрации» сведений о ликвидации юридического лица (л.д. 147, 147 обор.).

В соответствии с ч. 2 ст. 180 Трудового кодекса Российской Федерации о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.

Согласно положениям ст. 178 Трудового кодекса Российской Федерации при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка.

В случае, если длительность периода трудоустройства работника, уволенного в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса), превышает один месяц, работодатель обязан выплатить ему средний месячный заработок за второй месяц со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на этот месяц.

Работодатель взамен выплат среднего месячного заработка за период трудоустройства (части вторая и третья настоящей статьи) вправе выплатить работнику единовременную компенсацию в размере двукратного среднего месячного заработка. Если работнику уже была произведена выплата среднего месячного заработка за второй месяц со дня увольнения, единовременная компенсация выплачивается ему с зачетом указанной выплаты.

При ликвидации организации выплаты среднего месячного заработка за период трудоустройства (части вторая и третья настоящей статьи) и (или) выплата единовременной компенсации (часть пятая настоящей статьи) в любом случае должны быть произведены до завершения ликвидации организации в соответствии с гражданским законодательством.

Данные требования законодательства Администрацией Мехонского сельсовета выполнены. Истец уволен в связи с ликвидацией организации 06.12.2021, о предстоящем увольнении предупрежден 06.10.2021, то есть за два месяца до увольнения.

При увольнении истцу выплачены заработная плата за декабрь в размере <..............> рублей <..............> копеек, компенсация за неиспользованный отпуск за период с 25.03.2021 по 06.12.2021 за 23 дня в размере <..............> рублей <..............> копеек, выходное пособие в размере среднего месячного заработка в размере <..............> рублей <..............> копеек, единовременная компенсация в размере двукратного среднего месячного заработка в размере <..............> рубля <..............> копеек (л.д. 116 т. 1).

Суд соглашается с данным расчетом, поскольку расчет истцом не оспорен, иной расчет суду не представлен.

В заключении Государственной инспекции труда в Курганской области указано, что процедура расторжения трудового договора с Шарыповым В.А. работодателем не нарушена (л.д. 217 т. 1).

Доводы истца о том, что имело место быть массовое увольнение, о котором должны были предупредить за три месяца, не состоятельны, поскольку ст. 82 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает обязанность работодателя при принятии решения о сокращении численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и возможном расторжении трудовых договоров с работниками в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации в письменной форме сообщить об этом выборному органу первичной профсоюзной организации не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников может привести к массовому увольнению работников - не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий.

То есть, данная обязанность работодателя перед работником не предусмотрена.

В силу п. 4 ст. 62 Гражданского кодекса Российской Федерации с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица.

Таким образом, вопреки доводам истца председатель ликвидационной комиссии Администрации Мехонского сельсовета уполномочен принимать решение об увольнении работников Администрации Мехонского сельсовета.

30.11.2021 Думой Шатровского муниципального округа Курганской области приняты решения об утверждении структуры Администрации Шатровского муниципального округа, о создании МКУ «Южный территориальный отдел» Шатровского муниципального округа Курганской области, из которых следует, что МКУ «Южный территориальный отдел» Шатровского муниципального округа Курганской области является территориальным органом Администрации Шатровского муниципального округа Курганской области, обеспечивающим реализацию полномочий органов местного самоуправления Шатровского муниципального округа Курганской области по решению вопросов местного значения, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в сферах благоустройства территории, хозяйственного обеспечения, организации деятельности муниципальных пожарных постов населенных пунктов Шатровского муниципального округа Курганской области, в том числе с. Мехонское. Также принято решение о прекращении полномочий Главы Мехонского сельсовета ФИО7 (л.д. 38-39, 67, 68-73, 220 т. 1).

Директором МКУ «Южный территориальный отдел» принят ФИО8, в полномочия которого входит заключение с работниками трудовых договоров (л.д. 176, 188-192 т. 1).

Вопреки доводам истца и его представителя, положения ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам, не может быть применена к спорным правоотношениям, регулирование которых определено Федеральным законом Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Из положений абзаца десятого ч. 5 ст. 34 Закона № 131-ФЗ и ч. 4 ст. 3 Закона Курганской области от 12.05.2021 № 50 следует, что органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами. Вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами вновь образованного муниципального образования.

Органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований являются правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, осуществлявших на территориях указанных муниципальных образований полномочия по решению вопросов местного значения на основании законодательных актов Российской Федерации, с даты, начиная с которой указанные органы местного самоуправления приступают к исполнению полномочий в соответствии с положениями части 5 статьи 84 настоящего Федерального закона (ч. 10 ст. 85 Закона № 131-ФЗ).

Решением Думы Шатровского муниципального округа Курганской области от 30.11.2021 № 126 утверждено положение о порядке правопреемства органов местного самоуправления Шатровского муниципального округа Курганской области (л.д. 36-37 т. 1).

Согласно п. 6 данного решения Администрация Шатровского муниципального округа Курганской области является правопреемником, в том числе Администрации Мехонского сельсовета в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Курганской области, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами, в том числе в части вопросов, касающихся: а) владения, пользования и распоряжения имуществом, находившимся в пользовании Администраций преобразованных муниципальных образований; б) отмены муниципальных правовых актов, принятых Администрациями преобразованных муниципальных образований, в случае их противоречия федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, Уставу Курганской области, законам и иным нормативным правовым актам Курганской области, а также муниципальным правовым актам органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования; в) прав и обязанностей, предусмотренных договорами, заключенными уполномоченными должностными лицами Администраций преобразованных муниципальных образований, с физическими и юридическими лицами; г) хранение в установленном порядке личных дел муниципальных служащих преобразованных муниципальных образований; д) обеспечения сохранности архивных документов преобразованных муниципальных образований в соответствии с действующим законодательством.

Вместе с тем, приведенные положения не свидетельствуют о том, что органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования Шатровский муниципальный округ являются правопреемниками Администрации Мехонского сельсовета, поскольку правопреемство органов местного самоуправления связано с реализацией полномочий по вопросам местного значения, к которым вопросы трудовых правоотношений между Администрацией Мехонского сельсовета и ее работниками не отнесено.

Доводы истца об его увольнении по распоряжению главы округа, о наличии списка угодных руководству работников, которые продолжают работать в пожарной части, суд считает необоснованными, поскольку установлено, что Шарыпов В.А. уволен в связи с ликвидацией организации, а прием на работу в МКУ «Южный территориальный отдел», в том числе на пост пожарной охраны с. Мехонское, осуществлял директор учреждения ФИО8

Таким образом, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Шарыпова В.А.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявленных требований Шарыпова Владимира Анатольевича об отмене распоряжения о расторжении трудового договора, восстановлении на работе, компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов, отказать полностью.

С мотивированным решением участники процесса могут ознакомиться «18» февраля 2022 г. в «15» часов «00» минут.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курганский областной суд в течение месяца, начиная со дня изготовления решения суда в окончательной форме, с подачей жалобы через Шатровский районный суд Курганской области.

Председательствующий: судья                 М.С. Храмова

2-73/2022 (2-440/2021;) ~ М-521/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Шарыпов Владимир Анатольевич
Ответчики
Администрация Шатровского муниципального округа Курганской области
Администрация Мехонского сельсовета Шатровского района Курганской области
Другие
Прокуратура Шатровского района
МКУ "Южный территориальный отдел" Шатровского муниципального округа Курганской области
Кошутин Валерий Валентинович
Государственная инспекция труда в Курганской области
Суд
Шатровский районный суд Курганской области
Судья
Храмова М.С.
Дело на странице суда
shatrovsky--krg.sudrf.ru
27.12.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.12.2021Передача материалов судье
27.12.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.01.2022Подготовка дела (собеседование)
13.01.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.01.2022Судебное заседание
09.02.2022Судебное заседание
16.02.2022Судебное заседание
18.02.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее