РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 июля 2020 года город Москва
Лефортовский районный суд города Москвы в составе:
председательствующего судьи Федюниной С.В.,
при секретаре Тртьяк Г.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2285/2020 по иску Смирновой Е.Л. к ООО «Хорошего отдыха» о взыскании денежных средств, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Смирнова Е.Л. обратилась в суд с иском к ООО «Хорошего отдыха», согласно уточненного искового заявления просит взыскать с ответчика в пользу истца денежные средства, уплаченные по договору на реализацию туристского продукта № *** от 08.01.2020г. в размере 65 400,00 руб., компенсацию морального вреда в размере 100% от суммы туристского продукта, штраф за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя.
В обоснование заявленных требований истец указывает, что 08.01.2020г. между истцом и ответчиком был заключен договор реализации туристского продукта № 006218-01/20/Т, согласно которому турагент берет на себя обязательство по подбору и реализации заказчику туристского продукта, истец свои обязательства по договору исполнила в полном объеме, оплатила стоимость туристского продукта в размере 65 400,00 руб., 20.03.2020г. из СМИ истец узнала что туроператор в одностороннем порядке аннулировал тур, но от ответчика истец соответствующего уведомления не получала, 22.03.2020г. истец приехала в офис к ответчику с целью передать заявление о возращении денежных средств, на следующий день идентичное заявление о возврате денежных средств истец подала туроператору, однако до настоящего времени уплаченные истцом денежные средства не были возвращены ответчиком.
Истец Смирнова Е.Л. в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика ООО «Хорошего отдыха» в судебное заседание не явился, причину неявки суду не сообщил, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовал, своего представителя в суд не направил, письменный отзыв на иск не представил. Суд направлял по месту регистрации ответчика извещения о времени и месте судебного разбирательства по данному делу, однако судебные извещения возвратились в суд без вручения адресату в связи с истечением срока хранения в почтовом отделении. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что ответчик намеренно уклоняются от получения судебной корреспонденции в отделении связи, а также исходит из того, что в этом случае судебные извещения считаются доставленными, а риск их неполучения возлагается на ответчика (п. 1 ст. 165.1 ГК РФ; п. 67 и 68 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).
С учетом изложенного, суд считает возможным рассмотреть дело в данном судебном заседании в отсутствие представителя ответчика.
Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 2 ст. 1 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе; они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Согласно п. 1 и 4 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора; условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 422 ГК РФ).
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивными нормами), действующими в момент его заключения (п. 1 ст. 422 ГК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с ГК РФ, а также правами, предоставленными потребителю Законом Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами (ст. 9 Федерального закона от 26 января 1996 года № 15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации»).
Согласно ст. 783, п. 1 ст. 721 ГК РФ, а также п. 1 и 2 ст. 4 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» исполнитель обязан оказать потребителю услугу, качество которой соответствует договору; при отсутствии в договоре условий о качестве услуги исполнитель обязан оказать потребителю услугу, соответствующую обычно предъявляемым требованиям и пригодную для целей, для которых услуга такого рода обычно используется.
Как предусмотрено п. 1 и 2 ст. 27 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» исполнитель обязан осуществить оказание услуги в срок, установленный правилами оказания отдельных видов услуг или договором об оказании услуг; срок оказания услуги может определяться датой (периодом), к которой должно быть закончено оказание услуги или (и) датой (периодом), к которой исполнитель должен приступить к оказанию услуги.
Отношения, возникающие при реализации права граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также порядок рационального использования туристских ресурсов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».
На основании ст. 1 указанного Федерального закона туристский продукт представляет собой комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта.
Реализация туристского продукта осуществляется на основании договора, заключаемого в письменной форме, в том числе в форме электронного документа, между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», между турагентом и туристом и (или) иным заказчиком (ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»).
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» туристский продукт формируется туроператором по его усмотрению исходя из конъюнктуры туристского рынка или по заданию туриста или иного заказчика туристского продукта (иной заказчик); туроператор обеспечивает оказание туристу всех услуг, входящих в туристский продукт, самостоятельно или с привлечением третьих лиц, на которых туроператором возлагается исполнение части или всех его обязательств перед туристом и (или) иным заказчиком; туроператор и турагент несут предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств как друг перед другом, так и перед туристом и (или) иным заказчиком; туроператор и турагент самостоятельно отвечают перед туристом и (или) иным заказчиком; по договору о реализации туристского продукта, заключенному турагентом, туроператор несет ответственность за неоказание или ненадлежащее оказание туристу и (или) иному заказчику услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги; туроператор отвечает перед туристом или иным заказчиком за действия (бездействие) третьих лиц, оказывающих услуги, входящие в туристский продукт, если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлено, что ответственность перед туристом или иным заказчиком несет третье лицо.
В силу положений ст. 6 Федерального закона от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» турист имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда в случае невыполнения условий договора о реализации туристского продукта туроператором или турагентом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 50 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 года № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» применяя законодательство о защите прав потребителей к отношениям, связанным с оказанием туристских услуг, судам надлежит учитывать, что ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за качество исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта, заключенному турагентом как от имени туроператора, так и от своего имени, несет туроператор (в том числе за неоказание или ненадлежащее оказание туристам услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги), если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлено, что ответственность перед туристами несет третье лицо (ст. 9 Федерального закона от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности»).
На основании п. 1 ст. 782 ГК РФ заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов. Аналогичное положение закреплено в ст. 32 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», согласно которой потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуг в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.
Согласно п. 1 и 2 ст. 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами или договором; по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной и в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором; существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Пунктом 1 и 2 ст. 450.1 ГК РФ предусмотрено, что предоставленное ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (ст. 310 ГК РФ) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора); договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором; в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
В ходе судебного разбирательства установлено и следует из материалов дела, что 08.01.2020г. между истцом Смирновой Е.Л. (клиент) и ООО «Хорошего отдыха» (компания) заключен договор реализации туристского продукта № *** (л.д. 8-11), согласно которому компания берет на себя обязательство по подбору и реализации заказчику туристского продукта туроператора (п.п. 1.1.), при подтверждении бронирования полная оплата стоимости услуг по договору производится клиентом не позднее дня, следующего за днем бронирования (п.п. 4.2.).
Согласно заявке истца № */** (л.д. 12), ответчик обязался организовать туристическую поездку в Анталию на срок с 21.04.2020г. по 30.04.2020г., стоимость тура составляет 65 400,00 руб.
Истец свои обязательства по договору исполнила в полном объеме, оплатила стоимость оказания услуг по договору в размере 65 400,00 руб., что подтверждается кассовыми чекам (л.д. 14).
Как указывает истец в исковом заявлении, 20.03.2020г. из СМИ истец узнала, что туроператор в одностороннем порядке аннулировал тур, но от ответчика истец соответствующего уведомления не получала, 22.03.2020г. истец приехала в офис к ответчику с целью передать заявление о возращении денежных средств, на следующий день идентичное заявление о возврате денежных средств истец подала туроператору, однако до настоящего времени уплаченные истцом денежные средства не были возвращены ответчиком.
Истец направляла в адрес ответчика претензию с требованием о возращении уплаченных денежных средств, однако требования истца оставлены ответчиком без удовлетворения.
Истец также обращалась с претензией к туроператору ООО «ТТ-Трэвел», в ответе на которую юрист ООО «ТТ-Трэвел» указывает, что в связи с распространением коронавирусной инфекции для ООО «ТТ-Трэвел» возникла невозможность исполнения обязательств по туру истца, в связи с обстоятельствами не зависящими от воли сторон, указанный тур был аннулирован с удержанием фактически понесенных расходов, для уточнения суммы фактически понесенных расходов необходимо обратиться в турагентство, где был приобретен тур.
После получения ответа от ООО «ТТ-Трэвел» истец повторно обращалась к ответчику с заявлением о возвращении денежных средств, однако требование истца не было исполнено ответчиком.
На основании вышеизложенного, учитывая, что в судебном заседании нашел свое подтверждение факт заключения между истцом и ответчиком договора на реализацию туристского продукта, факт оплаты истцом стоимости оказания услуг, что в связи с закрытытием границ истец была вынуждена отказать от туристической поездки, однако денежные средства истцу возвращены не были, доказательств обратного ответчиком истцу не представлено и в материалах дела не имеется, суд находит возможным взыскать с ответчика в пользу истца денежные средства, уплаченные по договору реализации туристского продукта № *** от 08.01.2020г. в размере 65 400,00 руб.
Разрешая требования истца о взыскании с ответчика денежной компенсации морального вреда, суд исходит из того, что в этой части на спорные правоотношения распространяются положения Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», в соответствии с которым моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины; размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда; компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков (ст. 15).
При решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя; размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае определяется судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости (п. 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей»).
Принимая во внимание, что судом установлен факт нарушения ответчиком прав истца как потребителя, и учитывая степень вины ответчика, длительность удержания ответчиком уплаченных по договору денежных средств, требования разумности, соразмерности и справедливости, суд приходит к выводу о взыскании с ответчика денежной компенсации морального вреда в размере 5 000,00 руб.
На основании п. 6 ст. 13 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» в связи с несоблюдением в добровольном порядке удовлетворения требований истца как потребителя с ответчика в пользу истца подлежит взысканию штраф в размере 50 % от денежной суммы, присужденной судом, а именно – 35 200,00 руб., исходя из следующего расчета: (65 400,00 руб. + 3 000,00 руб.) / 2.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2 162,00 руб. в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с ООО «Хорошего отдыха» в пользу Смирновой Е.Л. денежные средства, уплаченные по договору реализации туристского продукта № 006218-01/20/Т от 08.01.2020г. в размере 65 400,00 руб., компенсацию морального вреда в размере 3 000,00 руб., штраф – 35 200,00 руб., в остальной части иска отказать.
Взыскать с ООО «Хорошего отдыха» государственную пошлину в доход бюджета субъекта Российской Федерации – города федерального значения Москва в размере 2 162,00 руб.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд через Лефортовский районный суд города Москвы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья С.В.Федюнина
Мотивированное решение изготовлено 20 июля 2020 года
Судья С.В.Федюнина