Судья: Жмёткин Р.Г. Дело № 33- 23184\20 (2-2337\20)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
09 сентября 2020 года г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Неказакова В.Я.
судей: Ждановой Т.В.,Олькова А.В.
при помощнике судьи Жихаревой М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика АО «Согаз» Ивановой Н.Ю. на решение Ленинского районного суда г.Краснодара Краснодарского края от 09 июня 2020 года.
Заслушав доклад судьи Неказакова В.Я. об обстоятельствах дела, содержании решения суда и апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Щвец Д.В. обратился в суд с иском к АО «Согаз» о взыскании суммы страхового возмещения.
Истец Щвец Д.В. в судебное заседание не явился.
В судебном заседании представитель истца поддержал уточненные исковые требования.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился.
Решением Ленинского районного суда г.Краснодара Краснодарского края от 09 июня 2020 года исковые требования Щвец Д.В. удовлетворены частично. Суд взыскал с АО «Согаз» в пользу истца страховое возмещение <...> рублей, штраф <...> рублей, неустойку <...> рублей, компенсацию морального вреда <...> рублей, расходы на независимую оценку <...> рублей.
В апелляционной жалобе представитель ответчика АО «Согаз» Ивановой Н.Ю. просит назначить повторную экспертизу, решение отменить, оставить иск без рассмотрения.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда явились: представитель ответчика Лим А.Р., представитель истца Булышкин Д.Н.
Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия не находит основания к отмене или изменению решения суда.
На основании ч.1 ст.327-1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
В соответствии с ч.1 ст.929 ГК РФ по договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).
Согласно ст. ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом, отказ в выплате страхового возмещения является отказом исполнять обязательства по договору страхования, что недопустимо и ущемляет права застрахованного лица.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что 10 февраля 2019 года произошло дорожно-транспортное происшествие, в результате которого был поврежден автомобиль «Фольксваген», гос.рег.знак К464АТ 161, принадлежащий истцу на праве собственности. Гражданская ответственность виновника ДТП была застрахована в АО «Согаз» по полису ОСАГО.
Истец обратился в страховую компанию АО «Согаз» с заявлением о выплате страхового возмещения.
Страховая компания осмотрела автомобиль и не произвела выплату страхового возмещения.
Истец не согласился с действиями страховой компании и обратился к независимому эксперту ИП Кочура В.С. для проведения независимой оценки, по результатам которой, стоимость восстановительного ремонта поврежденного автомобиля с учетом износа ТС, согласно экспертному заключению №964В от 11.04.2019г. составляет <...> рублей.
Истец Щвец Д.В. направил ответчику досудебную претензию и указанное заключение независимой оценки.
Страховая компания не произвела выплату страхового возмещения, в связи с чем, истец обратился в суд.
С целью правильного разрешения спора, судом по делу назначена и проведена судебная экспертиза, производство которой поручено ООО «Орион».
Согласно заключению эксперта № 1451\16 от 16.03.2020г., стоимость восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства с учетом износа составила <...> рублей, рыночная стоимость <...> рублей.
Оценивая доказательства в силу положений статьи 67 ГПК РФ, суд первой инстанции при определении фактического размера материального ущерба обоснованно принял за основу заключение судебного эксперта, которое является допустимым доказательством по делу, его объективность и достоверность сомнений не вызывает.
Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.04.2002 года установлена обязанность страховщика при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить потерпевшему причиненный вследствие этого события вред его имуществу (осуществить страховую выплату).
Удовлетворяя исковые требования в части, суд первой инстанции установил, что страховой случай наступил в период действия договора страхования, у ответчика возникла обязанность по выплате страхового возмещения. При определении размера ущерба судом в основу положено заключение эксперта. С учетом невыплаченной суммы истцу, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о взыскании с ответчика суммы страховой выплаты <...> рублей и независимой оценки <...> рублей.
Оснований для отказа в выплате страхового возмещения судом первой и апелляционной инстанций не установлено.
В пункте 3 статьи 16.1 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» предусмотрено, что при удовлетворении судом требований потерпевшего - физического лица об осуществлении страховой выплаты суд взыскивает со страховщика за неисполнение в добровольном порядке требований потерпевшего штраф в размере пятидесяти процентов от разницы между совокупным размером страховой выплаты, определенной судом, и размером страховой выплаты, осуществленной страховщиком в добровольном порядке.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о взыскании с ответчика в пользу истца штрафа в размере <...> рублей, с учетом ст.333 ГК РФ.
Материалы дела свидетельствуют о том, что страховая компания допустила просрочку исполнения денежного обязательства.
При таких обстоятельствах, вывод суда о взыскании неустойки является законным и обоснованным. Размер неустойки в сумме <...> рублей, с учетом ст.333 ГК РФ, судом первой инстанции определен правильно.
К спорным правоотношениям подлежат применению положения Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", предусматривающие взыскание компенсации морального вреда, причиненного потребителю вследствие нарушения его прав (статья 15).
При решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя (пункт 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 17 от 28 июня 2012 года "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей"). Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Ввиду того, что ответчиком нарушены права истца как потребителя, а именно нарушено право истца на получение страхового возмещения в полном размере, вина ответчика в этом нарушении установлена, истцу причинены нравственные страдания, требование о компенсации морального вреда является законным и обоснованным.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о взыскании с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда в размере <...> рублей. При этом, судом обоснованно определен его размер, исходя из фактических обстоятельств дела, принципа разумности и справедливости.
В силу положений статей 98, 100, 103 ГПК РФ суд первой инстанции правомерно взыскал судебные расходы, исходя из удовлетворенной части исковых требований, которые подтверждены материалами дела.
Доводы апелляционной жалобы также правовых оснований к отмене решения суда не содержат, основаны на неверном толковании действующего законодательства, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции. Ответчик не представил доказательств, опровергающих выводы суда и заключение судебной экспертизы. Оснований для снижения размера взысканных неустойки и штрафа, судебной коллегией не установлено, суд правильно взыскал суммы штрафных санкций с применением ст. 333 ГК РФ.
Вопреки доводам жалобы, судебной коллегией не установлено ни одного объективного факта, предусмотренного ч. 2 ст. 87 ГПК РФ, на основании которого можно усомниться в правильности или обоснованности заключения эксперта. Неясности или неполноты заключение эксперта не содержит. Заключение эксперта по поставленным судом вопросам мотивировано, изложено в понятных формулировках и в полном соответствии с требованиями закона. Компетентность, беспристрастность и выводы эксперта у судебной коллегии сомнения не вызывают. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения.
Как видно из заключения эксперта, экспертом установлено, что повреждения на транспортном средства соответствуют заявленному страховому случаю, стоимость восстановительного ремонта транспортного средства истца рассчитана согласно Единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, утвержденной Положением Центрального Банка РФ от 19 сентября 2014 года № 432-П.
Таким образом, судом первой инстанции данное заключение правомерно положено в основу принятого судом решения, поскольку оно составлено специализированной организацией, оснований сомневаться в компетентности эксперта, предупрежденного об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, не имеется.
Оснований для назначения повторной экспертизы, а также для снижения взысканных судом первой инстанции штрафных санкций, при том, что судом первой инстанции уже была применена ст. 333 ГК РФ и судебных расходов, судебной коллегией не установлено.
Доводы апеллянта о несогласии с заключением судебной экспертизы, проведенной в рамках настоящего дела, направлены на оспаривание ее результатов. Однако каких-либо бесспорных доказательств проведения судебной экспертизы с нарушением соответствующих методик и норм процессуального права, способных поставить под сомнение достоверность ее результатов, заявитель жалобы не представил.
Повреждение принадлежащего истцу автомобиля в результате дорожно-транспортного происшествия является объективно наступившим событием, соответствующим как общему определению страхового случая, данному в Законе Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации», так и определению этого события в Законе « Об ОСАГО», в силу чего у истца возникло право требования страхового возмещения.
Каких-либо иных обстоятельств, свидетельствующих об инсценировке дорожно-транспортного происшествия, имевшего место 10.02.2019 г. либо о получении выявленных у транспортного средства истца повреждений при иных обстоятельствах, судом не установлено, а ответчиком таких доказательств не представлено. Напротив, факт указанного дорожно-транспортного происшествия надлежащим образом зафиксирован сотрудниками компетентных органов в административном материале, достоверность которого сомнений не вызывает.
В деле отсутствуют доказательства наличия в действиях страхователя злоупотребления правом: он в установленные сроки сообщил о наступлении страхового случая, предоставил необходимые документы и автомобиль для осмотра страховой компании, которая в свою очередь свои обязательства должным образом не исполнила.
Страховой компанией не представлены суду доказательства, позволяющие исключить из расчета стоимость ремонта и замены каких-либо запасных частей и ремонтных работ, а также доказательства завышения стоимости восстановительного ремонта по заключению эксперта.
Таким образом, суд первой инстанции обосновано пришел к выводу о соответствии повреждений транспортного средства истца обстоятельствам дорожно-транспортного происшествия от 10 февраля 2019 года и наличии оснований для взыскания страхового возмещения.
Также, истцом соблюден досудебный порядок урегулирования спора по обращению к финансовому уполномоченному. Из пояснений представителя истца и представленных им документов следует, что истец обращался к финуполномоченному в декабре 2019г. однако 25 декабря 2019г. финуполномоченный отказ в принятии обращения на основании того, что истец не обращался к финансовой организации после 01.06.2019г. Однако в материалах дела имеется заявление истца в страховую компанию поданное после 01.06.2019г., а именно 17 октября 2019г. (л.д.4-6,8).
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, жалоба не содержит.
С учетом приведенных обстоятельств, постановленное по делу решение суда следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г.Краснодара Краснодарского края от 09 июня 2020 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ответчика АО «Согаз» Ивановой Н.Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: