Р Е Ш Е Н И Е
с.Ермаковское 24 июля 2019 года
Судья Ермаковского районного суда Красноярского края Максиян О.Г., рассмотрев административное дело по жалобе Маар Нины Федоровны на постановление главного специалиста – государственного инспектора отдела государственного экологического надзора министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края Путинцева А.В. от 11 апреля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением главного специалиста – государственного инспектора отдела государственного экологического надзора министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края Путинцева А.В. от 11 апреля 2019 года Индивидуальный предприниматель Маар Н.Ф. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде штрафа в размере 30000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, Маар Н.Ф. обратилась в суд с жалобой, в которой просит отменить данное постановление и производство по делу прекратить в виду того, что срок давности привлечения к административной ответственности истек.
В судебное заседание представитель Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края, ИП Маар Н.Ф. не явились, о дате времени которого уведомлены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.
Помощник прокурора Ермаковского района Красноярского края Морозова М.В. явилась в судебное заседание, просила постановление оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, суд приходит к следующему выводу.
Согласно положениям ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечении исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, соответствующих совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие либо отсутствие событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу, иными документами.
В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Ст. 8.2 КоАП РФ (в редакции действовавшей на момент выявленного нарушения) установлена ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, выразившиеся в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Субъектами данного правонарушения являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели юридические лица.
Субъективная сторона правонарушения – вина в форме умысла или неосторожности.
Пунктом 1 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определяет Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ определены следующие основные понятия:
- отходы производства и потребления под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
- обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;
- хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;
- накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения;
- паспорт отходов – документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ № введены в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления Санпин-2.ДД.ММ.ГГГГ-03».
Согласно п. 2.2 вышеуказанных СанПин – процессы обращения с отходами (жизненный цикл отходов) включают в себя следующие этапы: образование, накопление, временное хранение, первичная обработка (сортировка, дегидрация, нейтрализация, прессование, тарирование и др.), транспортировка, вторичная переработка (обезвреживание, модификация, утилизация, использование в качестве вторичного сырья), складирование, захоронение и сжигание.
В соответствии с п. 3.7 СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-03 при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:
- временные склады и открытые площадки должны располагаться с подтвержденной стороны по отношению к жилой застройке;
- поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.);
- поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);
- по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями;
- поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.
Статьей 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в частности: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден порядок проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности, а также типовая форма паспорта отхода I-IV классов опасности.
Согласно ч.1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ, лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I - IV классов опасности.
Из постановления должностного лица по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ следует, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения ИП Маар Н.Ф. природоохранного законодательства. По результатам проверки установлено, что ИП Маар Н.Ф. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя ОГРНИП №. По адресу: <адрес> находится производственная территория, на которой ИП Маар Н.Ф. осуществляет хозяйственную деятельность по приему, хранению, переработке и отгрузке древесины. На данной территории расположены здания, сооружения, лесопильные станки, храниться пиломатериал, лесоматериал круглый. В результате хозяйственной деятельности пункта приема и отгрузки древесины образуются отходы лесопиления: опилки, горбыль, мелкие обрезки, в том числе отходы 4 класса опасности (отходы коры с примесью земли). При обращении с отходами производства ИП Маар Н.Ф. осуществляет хозяйственную деятельность в отсутствие лица, прошедшего профессиональную подготовку на право работы с опасными отходами. ИП Маар Н.Ф. размещает отходы в несанкционированном месте – на земельном покрове на производственной территории, что приводит к загрязнению земельного участка. В процессе хозяйственной деятельности ИП Маар Н.Ф. образуются отходы производства и потребления: -опилки и стружки натуральной чистой древесины несортированные, относятся к отходам 5 класса опасности; - горбыль из натуральной чистой древесины, относится к отходам 5 класса опасности; - кора с примесью земли, относится к отходам 4 класса опасности.
При рассмотрении дела должностное лицо обоснованно пришло к выводу о том, что ИП Маар Н.Ф. не осуществляет деятельность по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности. В связи с чем, нарушения в деятельности по обращению с отходами ИП Маар Н.Ф. в отсутствии лица, прошедшего профессиональную подготовку на право работы с опасными отходами отсутствуют.
ИП Маар Н.Ф. осуществляет деятельность по обращению с отходами в нарушение требований природоохранного законодательства, а именно накапливает отходы на почве в отсутствии оборудованной площадки для временного накопления, а также ей не проведена паспортизация отходов I-IV класса опасности.
Содержащиеся в обжалуемом постановлении фактические обстоятельства дела и вывод о совершении ИП Маар Н.Ф. административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, подтверждается совокупностью имеющихся в деле доказательств, а именно:
- постановлением заместителя прокурора <адрес> о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, с которым представитель по доверенности Маар Н.Ф. – Маар А.Ф. ознакомлен, каких-либо замечаний Маар А.Ф. не высказал;
- решением о проведении проверки ИП Маар Н.Ф. деревообрабатывающей пилорамы, расположенной по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с которым Маар А.Ф. был ознакомлен, о чем имеется его подпись;
- актом о результатах проверки от ДД.ММ.ГГГГ и фототаблицей, с которым Маар А.Ф. был ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ.
Дело об административном правонарушении в отношении ИП Маар Н.Ф. рассмотрено в его отсутствие. О дате, месте и времени рассмотрения дела Маар Н.Ф. извещена надлежащим образом, о чем в материалах дела имеются сведения о ее извещении.
В соответствии с ч.1 ст. 23.29 КоАП РФ, дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.2 КоАП РФ, рассматривают органы, осуществляющие государственный экологический надзор. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, в пределах своих полномочий вправе - государственные инспектора субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды (ч.2 ст. 23.29 КоАП РФ). Таким образом, дело об административном правонарушении в отношении ИП Маар Н.Ф. рассмотрено государственным инспектором отдела государственного экологического надзора министерства экологии и рационального природопользования <адрес> ФИО2 правомерно.
При рассмотрении дела должностным лицом каждое доказательство получило оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ на предмет его допустимости и достоверности, а все собранные по делу доказательства с точки зрения их достаточности для правильного разрешения дела.
Оценив совокупность указанных доказательств, должностное лицо обоснованно пришло к выводу о доказанности вины ИП Маар Н.Ф. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований ст. 26.1 КоАП РФ об административных правонарушениях установлены: наличие события административного правонарушения, лицо совершившее административное правонарушение, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
При назначении ИП Маар Н.Ф. административного наказания должностным лицом требования ст. ст. 3.1, 4.1 - 4.3 КоАП РФ соблюдены. Наказание назначено минимальное в пределах санкции ст. 8.2 КоАП РФ, с учетом данных о ее личности, тяжести совершенного правонарушения, является обоснованным и справедливым.
Доводы заявителя жалобы о том, что ИП Маар Н.Ф. привлечена к административной ответственности почти через год после составления протокола об административном правонарушении, то есть по истечении срока давности привлечения к административной ответственности суд отвергает, так как срок давности привлечения к административной ответственности по данной категории дел составляет 1 год, а не как указано в жалобе 2 месяца.
Приведенные доводы не опровергают наличие в действиях ИП Маар Н.Ф. состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность вынесенного постановления.
При указанных обстоятельствах, постановление главного специалиста – государственного инспектора отдела государственного экологического надзора министерства экологии и рационального природопользования <адрес> ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ИП Маар Н.Ф. является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Постановление главного специалиста – государственного инспектора отдела государственного экологического надзора министерства экологии и рационального природопользования <адрес> ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ в отношении индивидуального предпринимателя Маар Нины Федоровны оставить без изменения, а жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Судья ФИО5