Дело №*** 03 апреля 2019 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Дзержинский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Матусяк Т.П.,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа»
У С Т А Н О В И Л:
Истец ФИО1 обратился в суд с иском к ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа».
В обоснование своих требований истец указал, что в период с сентября 1964 года по 1991 год истец проходил службу в Вооруженных силах СССР.
С **.**.**** ему была назначена пенсия по выслуге лет. С **.**.**** по **.**.**** ФИО1 был командирован приказом командира части для выполнения обязанностей по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, в связи с чем, он находился в составе оперативной группы железнодорожных войск в 30-ти километровой зоне.
Кроме того нахождение административного истца в 30-ти километровой зоне подтверждается пропусками в <адрес> и в закрытую зону, а также и карточкой учета доз радиоактивного облучения.
**.**.**** истцу было выдано удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС А №***, действующего бессрочно и на всей территории СССР.
Позднее, **.**.**** истцу было выдано на Украине удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС А №***.
Протоколом №*** от **.**.**** комиссии по подготовке и проверке документов, необходимых для получения удостоверения подвергшегося радиационному воздействию вследствие аварии на ЧАЭС военного комиссариата <адрес> Западного военного округа было зафиксировано заключение о ходатайстве о выдаче удостоверения участника ликвидации катастрофы на ЧАЭС российского образца.
**.**.**** третьим лицом ответчику были направлены следующие документы на получения спорного удостоверения: заявление истца о выдаче удостоверения нового образца к Военному комиссару <адрес> от **.**.****; копия паспорта истца; заявка на выдачу бланков удостоверения от **.**.****; выписки из протокола; копия справки войсковой части; копии пропусков в закрытую зону; копии удостоверений.
**.**.**** ответчиком в выдаче удостоверения истцу было отказано в связи с отсутствием подтверждения непосредственного участия в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в пределах 30-километровой зоны.
Истец считает данный отказ не законным.
Истец просит суд признать незаконным отказ ответчика в выдаче удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; признать истца участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; обязать ответчика выдать удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС нового образца.
Истец изменил предмет исковых требований, просит суд признать истца участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; обязать ответчика направить документы в уполномоченный орган для получения удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС нового образца.
Представитель истца по доверенности ФИО4 в судебное заседание явился, заявленные требования поддерживает, по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа» по доверенности ФИО5 в судебное заседание явилась, иск не признает, представила суду возражения, из которых следует, что ответчик считает заявленные исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Письмом Организационно-мобилизационного управления Западного военного округа от **.**.**** №***/ВК/8103 Военному комиссару <адрес> документы в отношении ФИО1 возвращены без реализации в связи с отсутствием подтверждения непосредственного участия в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 30-километровой зоне.
Согласно пункту 6 Приказа МЧС России №***, Минздравсоцразвития России №***, Минфина России №***н от **.**.**** «Об утверждении Порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС», документами, подтверждающими участие граждан в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения, являются, в том числе, справка об участии в работах в зоне отчуждения, выданная в 1986-1990 годах предприятием, организацией, учреждением, воинскими частями, выполнявшими работы непосредственно в зоне отчуждения, военный билет с записью о работе по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
ФИО1 вышеуказанные документы не представлены, а представленная справка командира войсковой части 33138 №*** датирована **.**.****, что противоречит Порядку, который определяет, что рассмотрению подлежат справки, выданные в период с 1986 по 1990 года.
Кроме того, стоит отметить, что военный билет заявителем в военный комиссариат <адрес> представлен не был, что подтверждается письмом начальника Организационно-мобилизационного управления Западного военного округа от **.**.****.
На основании изложенного, просит суд отказать ФИО1 в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Представитель третьего лица ФКУ «Военный комиссариат <адрес>» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Ранее представитель третьего лица поддержал доводы истца, считая, что им были представлены все необходимые документы.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, суд полагает иск подлежащим удовлетворению в части по следующим основаниям.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от **.**.**** N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986 - 1987 годах службу в зоне отчуждения; граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988 - 1990 годах в работах по объекту "Укрытие"; младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по **.**.**** лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений.
Согласно ч. 4 ст. 15 названного Закона гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются специальные удостоверения инвалидов, а гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки. Эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, с момента их предъявления.
Порядок и условия оформления и выдачи удостоверений определяются органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "а" п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от **.**.**** N 818 "О федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных определять порядок и условия, оформления и выдачи удостоверений отдельным категориям граждан из числа лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и гражданам из подразделений/особого риска" такими органами являются Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации.
Приказом МЧС России N 727, Минздравсоцразвития России N 831, Министерства финансов России N 165н от **.**.**** утверждены Порядок и условия оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, которым установлены единые обязательные на всей территории Российской Федерации правила оформления и выдачи удостоверения гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (пункт 1).
В соответствии с п. 3 Порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного Приказом МЧС России N 727, Минздравсоцразвития России N 831, Минфина России N 165н от **.**.**** (ред. от **.**.****) оформление и выдача гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС производится следующими уполномоченными органами (далее - уполномоченные органы): федеральными органами исполнительной власти, в том числе в системе которых законодательством предусмотрена военная (приравненная к ней) служба, - гражданам, работающим или проходящим военную (приравненную к ней службу) в этих федеральных органах исполнительной власти и их территориальных органах, в учреждениях и организациях, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, пенсионерам этих органов, а также членам семьи, в том числе вдовам (вдовцам) умерших участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, указанных в данном абзаце.
Согласно п. 7 Порядка, уполномоченные органы:
осуществляют прием от граждан документов, указанных в пунктах 4, 5 и 6 настоящего Порядка;
снимают и заверяют копии с представленных документов (оригиналы возвращаются заявителю);
проводят проверку представленных документов.
Для подготовки решения о выдаче (отказе в выдаче) удостоверения, проверки документов, представленных гражданами в соответствии с настоящим Порядком, в уполномоченных органах по распоряжению руководителей (заместителей руководителей) этих органов создаются комиссии и утверждается их персональный состав.
Решение о выдаче (отказе в выдаче) удостоверения принимается уполномоченным органом в месячный срок с момента принятия от гражданина заявления (при необходимости подтверждающих документов) при соблюдении заявителем условий, указанных в пункте 4 либо 5 настоящего Порядка, и оформляется распоряжением руководителя (заместителя руководителя) уполномоченного органа.
В соответствии с п. 8 Порядка бланки удостоверения выдаются Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий представителям уполномоченных органов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, на основании заявки, доверенности, оформленных в установленном порядке, и копий документов, послуживших основанием для принятия решений о выдаче гражданам удостоверения.
По смыслу указанных положений бланк удостоверения выдается МЧС России на основании заявки уполномоченного органа, принявшего решение об оформлении и выдаче гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Из материалов дела усматривается, что ФИО1 с **.**.**** является пенсионером Министерства обороны РФ.
**.**.**** комиссией по подготовке и проверке документов, необходимых для получения удостоверения подвергшегося радиационному воздействию вследствие аварии на ЧАЭС военного комиссариата <адрес> Западного военного округа принято решение ходатайствовать о выдаче удостоверения участника ликвидации катастрофы на ЧАЭС российского образца.
**.**.**** Военным комиссаром <адрес> оформлена заявка на выдачу бланков удостоверения участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, в том числе и ФИО1 в порядке замены удостоверения, выданного на Украине.
Таким образом, уполномоченным лицом в установленном законом порядке было принято решение об оформлении и выдаче ФИО1 удостоверения участника ликвидации катастрофы на ЧАЭС установленного образца.
В материалы дела представлены копии удостоверений, выданных ФИО1 как участнику ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС в 1987 года – серии А №***, выданного <адрес> администрацией и серии А №***, выданного начальником железнодорожных войск в ноябре 1990 года.
В силу пункта 1 Порядка удостоверения российского образца, оформленные и выданные гражданам до принятия настоящего Порядка, действительны для предоставления им мер социальной поддержки. Удостоверения союзного образца действительны для предоставления гражданам мер социальной поддержки до **.**.****.
Действующий Порядок не устанавливает обязанность по доказыванию ранее возникшего и признанного права, допуская возможность замены ранее выданных удостоверений.
Вместе с тем, **.**.**** секретарем комиссии по выдаче удостоверений участников ликвидации и инвалидов Чернобыльской АЭС документы на выдачу бланка удостоверения были возвращены ФИО1 были возвращены Военному комиссару <адрес> без реализации, в связи с отсутствием подтверждения непосредственного участия в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 30-километровой зоне.
Суд полагает, что ответчиком принято необоснованное, не предусмотренное законом решение.
Так, действующий порядок предполагает принятие уполномоченным лицом решения об оформлении и выдаче удостоверения либо об отказе в удовлетворении заявления. При удовлетворении заявления и принятии решения об оформлении и выдаче удостоверения уполномоченным органом направляется заявка на выдачу бланка, к которой прикладываются предусмотренные законом документы, соответственно полномочиями по отказу в выдаче бланка наделено то лицо, которое уполномочено действующим законодательством на выдачу указанных бланков, в настоящем случае Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Таким образом, на ответчика возложена обязанность направить заявку и представленные с заявкой документы в указанное Министерство.
Однако требования истца о признания его участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС суд находит не подлежащими удовлетворению, поскольку как следует из вышеуказанного, такое признание осуществляется уполномоченными органами в установленном законом порядке. ФИО1 не было отказано в выдаче удостоверения, напротив, уполномоченным органом принято решение ходатайствовать о выдаче удостоверения участника ликвидации катастрофы на ЧАЭС установленного образца.
Учитывая вышеизложенное и, руководствуясь ст. 167, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░1 ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ 300 ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░1 ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░