УИД 63RS0039-01-2023-001002-62
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
22 мая 2023 г. Самара
Ленинский районный суд г. Самара в составе
председательствующего судьи Т.А.Турбиной,
при секретаре судебного заседания Шкатовой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №а-2273/2023 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № по <адрес> к Костину А. В. о взыскании задолженности по налогам,
установил:
МИФНС России № по <адрес> обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании с административного ответчика недоимки по обязательным платежам, указав, что ответчик является плательщиком налогов за 2020, в связи с наличием объектов налогообложения, обязанность по уплате налога не исполнил, ранее выданный судебный приказ о взыскании недоимки отменен по заявлению должника. Ссылаясь на указанные обстоятельства, просит суд взыскать с административного ответчика недоимку по налогам в сумме № рублей, в том числе налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов с внутригородским делением ОКТМО № налог за 2020 в размере № рублей, земельный налог с физических лиц налог за 2020 в размере № рублей, пеня за 2020 в размере № рублей, транспортный налог с физических лиц за 2020 в размере № рублей, пеня за 2020 в размере № рублей, налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения ОКТМО № налог за 2020 в размере № рублей, пеня за 2020 в размере № рублей, налог на имущество физических лиц ОКТМО № налог за 2020 в размере № рублей, пеня за 2020 в размере № рублей, возложив уплату государственной пошлины на ответчика.
В судебное заседание представитель МИФНС России № по <адрес> не явился, извещался надлежащим образом, согласно представленному заявлению ходатайствовал о рассмотрении дела без участия их представителя по имеющимся в деле доказательствам.
Административный ответчик в судебном заседании исковые требования не признал, по основаниям, изложенным в представленном письменном отзыве, дополнив, что во исполнение ранее вынесенного судебного приказа с его расчетного счета в адрес взыскателя перечислена сумма в размере № рублей.
В связи, с чем на основании ст. 150 КАС РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Изучив материалы дела, выслушав административного ответчика, суд приходит к следующему.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации и пункту 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
По смыслу статьи 57 Конституции Российской Федерации, закрепленной в ней обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы корреспондирует право каждого не быть принужденным к уплате налогов и сборов, не отвечающих указанному критерию. Это право, как следует из данной статьи во взаимосвязи со статьей 18 Конституции Российской Федерации, определяет смысл, содержание и применение налогового законодательства.
Пунктом 1 статьи 38 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
В силу статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения.
В соответствии со статьей 401 указанного Кодекса объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Таким образом, законом установлены два основания для взимания налога на имущество физических лиц - наличие имущества, признаваемого объектом налогообложения, а также владение им налогоплательщиком на праве собственности.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации, сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 настоящего кодекса, если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи.
В силу пункта 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
В пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № разъяснено, что при уяснении для целей налогообложения значения института, понятия или термина гражданского, семейного или другой отрасли законодательства суд при рассмотрении спора не применяет положения соответствующей отрасли законодательства только в том случае, когда в законодательстве о налогах и сборах содержится специальное определение данного института, понятия или термина для целей налогообложения.
Согласно ч. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации, сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 настоящего кодекса, если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи.
В силу пункта 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в указанном кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено названным кодексом.
В пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № разъяснено, что при уяснении для целей налогообложения значения института, понятия или термина гражданского, семейного или другой отрасли законодательства суд при рассмотрении спора не применяет положения соответствующей отрасли законодательства только в том случае, когда в законодательстве о налогах и сборах содержится специальное определение данного института, понятия или термина для целей налогообложения.
Согласно статье 128 Гражданского кодекса Российской Федерации к объектам гражданских прав относятся, в частности, вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права.
В абзаце 1 пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) отнесено земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, если иное не предусмотрено статьей 356.1 настоящего Кодекса (ст. 356 НК РФ).
В силу ч.1 ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В соответствии со ст. 75 НК РФ в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежат начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством дня уплаты налога.
Из материалов дела и представленных истцом документов следует, что административный ответчик является плательщиком транспортного, земельного налогов, налога на имущество физических лиц за 2020 в связи с наличием объектов налогообложения.
На основании сведений о зарегистрированных объектах налогообложения административному ответчику направлены налоговые уведомления об уплате суммы налога и пени за 2020.
В связи с неуплатой налога на основании п. 2 ст. 69, п. 1 ст. 70 НК РФ налогоплательщику выставлено требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога на имущество физических лиц, сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ.
Срок направления требований, установленный ст. 70 НК РФ, исчисляемый с момента истечения срока уплаты налога, соблюдён.
Требование налогового органа оставлено без исполнения.
Положениями ст. 48 НК РФ определено, что заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № Ленинского судебного района <адрес> вынесен судебный приказ №а-1100/2022 о взыскании с административного ответчика недоимки по налогу и пени.
ДД.ММ.ГГГГ указанный судебный приказ отменен определением мирового судьи в связи с поступившими возражениями ответчика относительно их исполнения, что послужило основанием для обращения административного истца с заявленными выше требованиями.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 НК РФ.
В силу статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. При этом согласно пункту 2 статьи 52 этого Кодекса в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
По данным налогового органа за ответчиком числится задолженность по налогам, в том числе, налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов с внутригородским делением ОКТМО №: налог за 2020 в размере № рублей, земельный налог с физических лиц налог за 2020 в размере № рублей, пеня за 2020 в размере № рублей, транспортный налог с физических лиц за 2020 в размере № рублей, пеня за 2020 в размере № рублей, налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения ОКТМО № налог за 2020 в размере № рублей, пеня за 2020 в размере № рублей, налог на имущество физических лиц ОКТМО № налог за 2020 в размере № рублей, пеня за 2020 в размере №.
Из представленных по запросу суда сведений из МИФНС № по <адрес> следует, что во исполнении ранее вынесенного судебного приказа №а-1100/2022 от ДД.ММ.ГГГГ, в адрес административного истца от ПАО «Сбербанк» в рамках взыскания задолженности по судебному приказу №а-1100/2022 поступили денежные средства в общем размере № рублей зачтенные налоговым органом в хронологическом порядке, в том числе за задолженность, возникшую по более ранним периодам за 2017-2019.
Поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации заполняется в соответствии с правилами, установленными Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации (пункт 7).
Приказом Минфина России от ДД.ММ.ГГГГ №н утверждены Правила указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами.
По делу достоверно установлено, что налоговая задолженность по настоящему делу в рамках исполнения ранее вынесенного судебного приказа №а-1100/2022 от ДД.ММ.ГГГГ частично исполнена ответчиком в размере 5000 рублей, денежные средства поступили административному истцу от ПАО «Сбербанк».
В этой связи, налоговый орган обязан идентифицировать платеж в соответствии с содержащейся в платежном документе информацией, а не произвольно, как сделано в рассматриваемом случае засчитывать взысканные во исполнение вынесенного судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГ №а-1100/2022, в счет ранее образовавшейся суммы задолженности по налогам.
Учитывая изложенное выше, исходя из анализа представленных документов, принимая во внимание, что административный ответчик свою обязанность по уплате взыскиваемых суммы налога и пени частично исполнил на сумму, равную в № рублей, перечисленную ПАО «Сбербанк» в адрес налогового органа, в связи с чем налоговый орган, по мнению суда, не вправе был производить зачет перечисленных и взысканных по вынесенному судебному приказу от ДД.ММ.ГГГГ №а-1100/2022 административным ответчиком денежных средств в счет ранее образовавшейся суммы задолженности по налогам, следовательно, заявленные МИФНС № по <адрес> требования о взыскании с ответчика недоимки по налогам подлежат частичному удовлетворению с учетом ранее взысканной суммы в размере № за вычетом суммы № рублей).
В силу пункта 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, в соответствии ч. 1 ст. 114 КАС РФ государственная пошлина подлежит взысканию в доход государства с ответчика в размере, установленном ч. 1 ст.333.19 НК РФ, что составляет № рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № по <адрес> к Костину А. В. о взыскании задолженности по налогам – удовлетворить частично.
Взыскать с Костина А. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, ИНН № в бюджет городского округа Самара задолженность, в том числе налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов с внутригородским делением ОКТМО № налог за 2020 в размере № рублей, земельный налог с физических лиц налог за 2020 в размере № рублей, пеня за 2020 в размере № рублей, транспортный налог с физических лиц за 2020 в размере № рублей, пеня за 2020 в размере № рублей, налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения ОКТМО № налог за 2020 в размере № рублей, пеня за 2020 в размере № рублей, налог на имущество физических лиц ОКТМО № налог за 2020 в размере № рублей, пеня за 2020 в размере № рублей, за вычетом ранее взысканной во исполнение вынесенного судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГ №а-1100/2022 в размере № рублей, а всего взыскать № рублей.
Взыскать с Костина А. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, ИНН №, в бюджет городского округа Самара государственную пошлину в размере № рублей.
В удовлетворении иска в остальной части – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Т.А.Турбина
Мотивированное решение изготовлено 26 мая 2023