Дело №а-380/2023 (63RS0№-31) категория 3.198
Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
« 1 8 » а в г у с т а 2 0 2 3 г о д а с. К р а с н о а р м е й с к о е
Красноармейский районный суд Самарской области
в составе председательствующего судьи Богатырёва О.Н.,
рассмотрев в порядке упрощённого (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> (далее Межрайонной ИФНС России № по <адрес>) к Буйлову А.В. о взыскании обязательных платежей и санкций,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец обратился в Красноармейский районный суд <адрес> с настоящим административным исковым заявлением. В обоснование заявленных требований указано на то, что административный ответчик является плательщиком налога на имущество и земельного налога с физических лиц и у него возникла обязанность по их уплате. В адрес налогоплательщика своевременно направлялись налоговые уведомления, содержащие сведения об объектах налогообложения, налоговой базе, доли собственности, налоговых ставках, количестве месяцев в году в течение которых у налогоплательщика сохранялось право собственности на объект, сумме налоговых льгот и результате полученной сумме налога, подлежащей уплате за соответствующий налоговых период. В установленный статьёй 70 Налогового кодекса Российской Федерации срок налоговый орган направил в адрес налогоплательщика требования об уплате налога от ДД.ММ.ГГГГг. №, от ДД.ММ.ГГГГг. №, от ДД.ММ.ГГГГг. №, от ДД.ММ.ГГГГг № с предложением добровольно погасить недоимку, однако данные требования добровольно исполнены не были. Административный ответчик имеет задолженность по налогам и пени в общем размере <данные изъяты>, в том числе: налог на имущество с физических лиц, взимаемый по ставам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений: налог за 2018г. в размере <данные изъяты>, пеня в размере <данные изъяты>; земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений: за 2016г. в размере <данные изъяты>, налог за 2017г. в размере <данные изъяты>, налог за 2018г. в размере <данные изъяты>, налог за 2019г. в размере <данные изъяты>, пеня в размере <данные изъяты> Налоговый орган обращался к мировому судье судебного участка с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании указанных сумм налогов. Вместе с тем, ДД.ММ.ГГГГг. мировым судьёй судебного участка № Красноармейского судебного района <адрес> в принятии заявления о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности отказано. Налоговый орган указывает, что срок подачи заявления о взыскании задолженности с административного ответчика пропущен по уважительной причине в связи с большой загруженностью сотрудников. С учётом изложенного в административном иске содержались просьбы восстановить пропущенный срока, установленный частью 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации и изыскать с административного ответчика указанную выше задолженность по обязательным платежам и санкциям, а также расходы по оплате государственной пошлины.
Суд принял решение рассматривать данное административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства на основании п.3 ст.291 КАС РФ, согласно которой административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей.
Суд, исследовав доказательства в письменной форме, приходит к следующему выводу.
Частью 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Судом установлено, что с рассматриваемым административным иском обратился уполномоченный государственный орган, действующий в пределах своей компетенции.
В соответствии со статьёй 57 Конституции Российской Федерации, подпунктом 3 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Пунктом 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 6 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом.
Как следует из пунктов 1, 2 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации, требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Согласно пункту 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В силу пункта 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В судебном заседании установлено, что административный ответчик Буйлов А.В. является плательщиком налога на имущество и земельного налога с физических лиц и у него возникла обязанность по их уплате.
В адрес налогоплательщика своевременно направлялись налоговые уведомления, содержащие сведения об объектах налогообложения, налоговой базе, доли собственности, налоговых ставках, количестве месяцев в году в течение которых у налогоплательщика сохранялось право собственности на объект, сумме налоговых льгот и результате полученной сумме налога, подлежащей уплате за соответствующий налоговых период.
В установленный статьёй 70 Налогового кодекса Российской Федерации срок налоговый орган направил в адрес налогоплательщика требования об уплате налога от ДД.ММ.ГГГГг. №, от ДД.ММ.ГГГГг. №, от ДД.ММ.ГГГГг. №, от ДД.ММ.ГГГГг № с предложением добровольно погасить недоимку, однако данные требования добровольно исполнены не были.
Административный ответчик имеет задолженность по налогам и пени в общем размере <данные изъяты>, в том числе: налог на имущество с физических лиц, взимаемый по ставам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений: налог за 2018г. в размере <данные изъяты>, пеня в размере <данные изъяты>; земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений: за 2016г. в размере <данные изъяты>, налог за 2017г. в размере <данные изъяты>, налог за 2018г. в размере <данные изъяты>, налог за 2019г. в размере <данные изъяты>, пеня в размере <данные изъяты>
Вступившим в законную силу определением мирового судьи судебного участка № Красноармейского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. в принятии заявления Межрайонной ИФНС России № по <адрес>) о выдаче судебного приказа на взыскание с Буйлова А.В. задолженности по налогам и пеням отказано в связи с тем, что требование не является бесспорным (пропущен срок подачи заявления, установленный пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с рассматриваемым административным исковым заявлением.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. (подпункт 2 пункта 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает <данные изъяты>, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 НК РФ.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила <данные изъяты>, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила <данные изъяты>.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила <данные изъяты>, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Как следует из пункта 3 статьи 48 НК РФ, требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа
В силу части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Таким образом, законодателем определены сроки, в течение которых, налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что на дату обращения с настоящим административным иском в суд, налоговый орган уже утратил право на принудительное взыскание вышеуказанной задолженности по налогу, в связи с пропуском установленного шестимесячного срока, доказательств уважительности пропуска срока административным истцом не представлено, учитывая также, что результатом обращения налогового органа к мировому судье судебного участка № Красноармейского судебного района <адрес> с заявлением о вынесении судебного приказа стало определение об отказе в его принятии, в связи с чем, такое обращение не изменяет порядка исчисления шестимесячного срока для обращения в суд с административным иском о взыскании налога.
Из материалов дела следует, что указанный выше срок обращения в суд (в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога) истек уже на момент обращения Межрайонной ИФНС России № по <адрес> к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа.
Судебный приказ на взыскание налога и пеней не выдавался, соответственно не отменялся.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 48 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. № «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке.
В суд с рассматриваемым административным исковым заявлением административный истец обратился по истечении срока, установленного статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации, частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 95 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицам, пропустившим установленный настоящим кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
Бремя доказывания уважительности причин пропуска срока возложено на административного истца в силу общего правила распределения обязанности по доказыванию, установленного статье 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд.
Как указано в данном ходатайстве, административному истцу не представилось возможным своевременно, в установленный статьёй 48 Налогового кодекса Российской Федерации, обратиться в суд с заявлением о взыскании с административного ответчика задолженности по налогу в связи с большим объемом документооборота и загруженностью специалистов Инспекции.
По мнению суда, у административного истца имелась реальная возможность обратиться в суд с административным исковым заявлением в установленные законом сроки.
К уважительным причинам пропуска срока относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от заявителя, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях соблюдения установленного порядка.
Никаких уважительных причин, наличие которых объективно препятствовало административному истцу своевременно обратиться в суд с заявлением о взыскании налоговой задолженности. Ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также столь существенное несоблюдение срока, установленного для обращения в суд, не может быть мотивировано высокой загруженностью и проведением работы по взысканию налогов, поскольку налоговый орган представляет интересы государства в процессе налогообложения и должен принимать все меры к соблюдению установленного порядка взыскания налогов, в том числе своевременному обращению за взысканием недоимки в судебном порядке (статьи 32, 33 Налогового кодекса Российской Федерации).
Доказательств наличия иных обстоятельств, объективно препятствовавших своевременному обращению в суд, административным истцом не представлено.
Несоблюдение административным истцом установленных законодательством сроков обращения в суд с заявлением о взыскании налога является основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления.
Согласно части 5 статьи 138 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в предварительном судебном заседании суд может выяснять причины пропуска административным истцом установленного настоящим Кодексом срока обращения в суд. В случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.
Частью 5 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
При установленных обстоятельствах ходатайство административного истца о восстановлении срока обращения в суд удовлетворению не подлежит.
В связи с изложенным, в удовлетворении административного искового заявления следует отказать.
Руководствуясь статьями 175-180, 290-294.1, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной ИФНС России № по <адрес>) к Буйлову А.В. (<данные изъяты>) о взыскании обязательных платежей и санкций в сумме <данные изъяты>, в том числе: налог на имущество с физических лиц, взимаемый по ставам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений: налог за 2018г. в размере <данные изъяты>, пеня в размере <данные изъяты>; земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений: за 2016г. в размере <данные изъяты>, налог за 2017г. в размере <данные изъяты>, налог за 2018г. в размере <данные изъяты>, налог за 2019г. в размере <данные изъяты>, пеня в размере <данные изъяты>, – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Красноармейский районный суд <адрес> в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Председательствующий О.Н. Богатырев