Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-81/2017 от 03.08.2017

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

УР, п. Игра, ул. Советская, 39                       2 октября 2017 года

Судья Игринского районного суда Удмуртской Республики Емельянова С.Н.,

с участием представителей лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении – директора ООО «Экологический сервис» ЩВАОНС, ГВМ, действующих на основании доверенностей, выданных ООО «Экологический сервис»,

должностного лица, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении - старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Удмуртской Республике БВВ, представителя Росприроднадзора по УР МВБ, действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора ООО «Экологический сервис» ЩВА на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Удмуртской Республике от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Удмуртской Республике от ДД.ММ.ГГГГ директор ООО «Экологический сервис» ЩВА признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3000 рублей. Существо правонарушения выразилось в том, что директор ООО «Экологочиеский сервис» не обеспечил проведение обучения руководителя и специалистов по программе «Обеспечение экологической безопасности руководителями и специалистами общехозяйственных систем управления».

ЩВА обратился в суд с жалобой на указанное постановление, ссылаясь на то, что по результатам проверки Управлением Росприроднадзора по УР составлен Акт от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым каких-либо нарушений природоохранного законодательства, условий лицензии на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание отходов в указанном заявителем месте, являющемся площадкой микробиологической ремедиации промышленных отходов Общества, в деятельности ООО «Экологический сервис» не выявлено. Тем не менее, в разделе Акта «Выявленные нарушения в ходе проверки соблюдения требований законодательства РФ» указано:

- руководитель и специалисты ООО «Экологический сервис» обучения по программе «Обеспечение экологической безопасности руководителями и специалистами общехозяйственных систем управления» не имеют. Таким образом, ООО «Экологический сервис» допустило нарушение требований ст. 73 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ Ф3 «Об охране окружающей среды», согласно которым руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Государственным инспектором в области охраны окружающей среды по УР БВВ составлен Протокол /Пр от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым в действиях должностного лица — директора 000 «Экологический сервис» ЩВА содержатся признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.1. КоАП РФ. Постановлением /Пс от ДД.ММ.ГГГГ 17 ЩВА признан виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, за которое предусмотрена ответственность по ст. 8.1. КоАП РФ, и назначен штраф в размере 3 000 рублей. Жалоба мотивирована тем, что основанием для проведения внеплановой выездной проверки ООО «Экологический Сервис» явилось вышеуказанное обращение атамана Воткинского городского казачьего общества, что соответствует с пп. «а» п.2 ч. 2 ст. 10 ФЗ - 294, в соответствии с которым основанием для проведения внеплановой проверки является рассмотрение или предварительная проверка поступивших в органы государственного контроля (надзора) обращений и заявлений граждан о фактах возникновения угрозы причинения вреда животным, растениям, окружающей среде. В обращении сообщается о проведенных заявителем наблюдениях, по результатам которых он делает вывод о том, что на площадке промышленных отходов, находящейся в Игринском районе у населенного пункта Лынга, ООО «Экологический сервис» вместо обезвреживания промышленных отходов в соответствии с полученной лицензией, занимается их захоронением (закапыванием), что, по его мнению, приводит к загрязнению малых рек. О каких-либо иных нарушениях законодательства, тем более об отсутствии профессиональной подготовки руководителя и специалистов предприятия ООО «ЭкоСервис», в обращении не сообщается. В связи с этим, при проведении внеплановой выездной проверки ООО «Экологический сервис» отсутствовали основания для проведения проверки соблюдения ООО «Экологический сервис» законодательства профессиональной подготовки руководителя и специалистов предприятия в сфере охраны окружающей среды. В соответствии с пп.2 п.2 ст.20 ФЗ - 294 проведение внеплановой проверки с нарушением в части оснований ее проведения, относится к грубым нарушениям ФЗ - 294 и в соответствии с пунктом 1 чт. 20 ФЗ-294, результаты проверки, проведенной органом государственного контроля с грубым нарушением требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательством нарушения юридическим лицом обязательных требований и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом. Согласно части 1 статьи 73 ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды», руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказывать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности. В соответствии с частью 2 статьи 73 Ф3-7, подготовка руководителей и специалистов с области охраны окружающей среды и экологической безопасности, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказывать негативное воздействие на окружающую среду осуществляется в соответствии с законодательством.

В иных законодательных актах Российской Федерации об охране окружающей среды специальных требований о профессиональном обучении и дополнительном профессиональном образовании не установлено.

Таким образом, требование государственного инспектора о профессиональной подготовке работников и специалистов ООО «Экологический сервис» в соответствии со статьей 73 Ф3-7, при том, что указанные лица имеют необходимую профессиональную подготовку по обращению с опасными отходами, полученную в соответствии со статьей 15 Ф3-89 «Об отходах производства и потребления» - является незаконным. Вместе с тем в Федеральном законе от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", имеющим специальное значение по отношению к нормами Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в сфере обращения с отходами, также установлены обязанности по организации производственного контроля и обучения сотрудников в сфере обращения с отходами.

Согласно статье 15 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-Ф3 "Об отходах производства и потребления" лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV" класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности. Из контекста следует, что ст. 73 закона об охране окружающей среды корреспондирует к специальной норме - статье 15 закона об отходах производства и потребления.

На основании вышеизложенного, заявитель считает, что постановление /Пс от ДД.ММ.ГГГГ не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает интересы Заявителя, в связи с чем просит постановление /Пс о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ЩВА к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.1. КоАП РФ в виде штрафа в размере 3 000 рублей признать незаконным и отменить.

В судебном заседании ОНС, ГВМ жалобу должностного лица – директора ООО «Экосервис» ЩВА поддержали по указанным в ней доводам.

Должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, БВВ суду пояснил, что доводы жалобы ЩВА несостоятельны. Проверка деятельности ООО «Экологический сервис» была проведена в соответствии с требованиями действующего законодательства, постановление вынесено обоснованно.

Изучив доводы жалобы, выслушав представителей лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, должностное лицо БВВ, представителя Росприроднадзора по УР МВБ, полагавшего жалобу оставить без удовлетворения, постановление без изменения, обсудив доводы жалобы и исследовав письменные материалы дела, судья приходит к следующим выводам.

В силу ч.3 ст.30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела 2 настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии со ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии со ст.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

В силу положений ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

В соответствии со ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

В свою очередь, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны представлять сведения о лицах, ответственных за проведение производственного экологического контроля, об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного экологического контроля в соответствующий орган государственного надзора.

При этом ч. 1 ст. 73 Закона № 7-ФЗ установлено требование, согласно которому руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Руководителем ООО «Экологический сервис» является ЩВА, что следует из протокола внеочередного общего собрания участников ООО «Экологический сервис» от ДД.ММ.ГГГГ.

Специалистами являются лица, на которые возложены нормативно-правовым актом или индивидуально правоприменительным актом (распоряжением) функции по принятию и реализации экологозначимых решений, соблюдению экологических требований, нормативов, стандартов и т.п., проведению организационных и иных мероприятий по охране окружающей среды, предотвращению ее загрязнения, обеспечению экологической безопасности работников данной организации/предприятия, населения и территории.

Между тем, в постановлении старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Удмуртской Республике /Пс от ДД.ММ.ГГГГ не указано, какие конкретно сотрудники, на которых возложены функции по принятию и реализации экологозначимых решений, соблюдению экологических требований, нормативов, стандартов и т.п., проведению организационных и иных мероприятий по охране окружающей среды, предотвращению ее загрязнения, обеспечению экологической безопасности работников данной организации/предприятия, населения и территории, обязаны были пройти обучение.

Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела какой-либо информации о данных обстоятельствах также не содержат.

Таким образом, описанное как в протоколе об административном правонарушении, так и в постановлении по делу об административном правонарушении событие административного правонарушения не позволяет квалифицировать бездействие директора ООО «Экологический сервис» по ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При рассмотрении административного дела старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды по Удмуртской Республике также не было установлено, какие конкретно сотрудники, на которых возложены функции по принятию и реализации экологозначимых решений, соблюдению экологических требований, нормативов, стандартов и т.п., проведению организационных и иных мероприятий по охране окружающей среды, предотвращению ее загрязнения, обеспечению экологической безопасности работников данной организации/предприятия, населения и территории, обязаны были пройти обучение.

Учитывая изложенное, постановление старшего государственного инспектора природных ресурсов и охраны окружающей среды по Удмуртской Республике /Пс от ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене, а производство по делу прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Отменяя постановление должностного лица в связи с отсутствием события административного правонарушения, суд считает возможным не оценивать доводы жалобы.

Руководствуясь ст. 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Удмуртской Республике Пс от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении директора ООО «Экологический сервис» ЩВА к административной ответственности по ст.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить, производство по делу прекратить по п.1 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд УР в течение 10 суток со дня получения или вручения путем подачи жалобы через Игринский районный суд УР.

<данные изъяты>

12-81/2017

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
Щербаков Виталий Анатольевич
Суд
Игринский районный суд Удмуртской Республики
Судья
Емельянова Светлана Николаевна
Статьи

КоАП: ст. 8.1

Дело на странице суда
igrinskiy--udm.sudrf.ru
04.08.2017Материалы переданы в производство судье
02.10.2017Судебное заседание
04.10.2017Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
06.10.2017Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
11.10.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее