Дело № 2-131 (1)/2016
Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации19 января 2016 года г.Вольск
Вольский районный суд Саратовской области, в составе:
председательствующего судьи Маштаковой М.Н.,
при секретаре Засыпкине И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вольске дело по исковому заявлению Черняевой В. А. к администрации Вольского муниципального района <адрес> о признании незаконным постановления администрации Вольского муниципального района <адрес> об отказе в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, обязании поставить на учет нуждающихся в жилых помещениях,
установил:
Черняева В.А. обратилась в Вольский районный суд <адрес> с иском к администрации Вольского муниципального района <адрес> с выше назваными требованиями, указав, что ДД.ММ.ГГГГ ею в Управление муниципального хозяйства администрации Вольского муниципального района <адрес> было подано заявление о постановке её и членов её семьи (супруга Черняева Ю.В. и дочери Черняевой А.Ю.) на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Основанием для обращения с данным заявлением явилось отсутствие в собственности жилых помещений. Все необходимые документы к заявлению были приложены. Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ было ей отказано в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях со ссылкой на обеспеченность жилой площадью.
Полагает указанное постановление незаконным, нарушающим права её и членов её семьи. Просит признать названное постановление незаконным, обязать ответчика поставить её и членов её семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях.
В судебное заседание истец не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствие, в предварительном судебном заседании исковые требования поддержала, дала суду объяснения, аналогичные обстоятельствам указанным выше, дополнила указанием на то, что жилое помещение, в котором она и её несовершеннолетняя дочь в настоящее время проживают и зарегистрированы, принадлежит на праве собственности отцу её бывшего мужа, брак с Черновым Ю.В. расторгнут, бывший муж с ними не проживает, проживает по другому адресу с новой супругой, они с дочерью занимают одну комнату в квартире, кроме них никто в квартире не проживает, собственник жилого помещения не намерен выселять их из жилого помещения. Оплату за проживание в квартире собственнику жилого помещения они не производят, она оплачивает лишь коммунальные расходы. Других жилых помещений в собственности или по договору социального найма у них не имеется.
Представитель ответчика администрации Вольского муниципального района <адрес> Помякушина Т.Е. в судебное заседание не явилась, в предварительном судебном заседании исковые требования не признала, суду поясняла, что учетная норма для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в Вольском муниципальном районе 10 кв. метров на одного человека, истцом были представлены сведения о регистрации её и членов её семьи в жилом помещении общей площадью 43,5 кв. метров, в связи с чем оснований для постановки на учет истца не имелось в виду обеспеченности жилой площади больше учетной нормы.
Третье лицо Чернов Ю.В. в судебное заседание не явился, возражений или отзыва на иск суду не представил.
Суд, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Статья 40 Конституции Российской Федерации предусматривает, что каждый имеет право на жилище, никто не может быть лишён жилища.
В соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:
1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя;
1.1) ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие таких запрашиваемых документа или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.
Из материалов дела следует, что Черняева В.А. в 2014 году обратилась в администрацию Вольского муниципального района <адрес> с заявлением о постановке её на учет нуждающихся в жилых помещениях, с составом семьи 3 человека (она, её супруг и ребенок).
Постановлением администрации Вольского муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях на основании п.2 ч.1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с обеспеченностью жилой площадью.
Из материалов дела следует, что Черняева В.А., её дочь Черняева А.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и бывший супруг Чернов Ю.В. (брак прекращен ДД.ММ.ГГГГ- свидетельство о расторжении брак, л.д.11) зарегистрированы по адресу: <адрес> (справка о составе семьи-л.д.9).
Собственником указанного жилого помещения является Чернов В.Н. ( бывший свекор истца). Из объяснений истца следует, что в указанное жилое помещение она была вселена в качестве члена семьи собственника жилого помещения.
<адрес> данного жилого помещения составляет 43,5 кв. метров.
Стороной ответчика утверждалось, что общая площадь жилого помещения, занимаемая истцом, превышает учетную норму жилой площади для постановки на учет, в Вольском муниципальном районе <адрес> она составляет 10 кв. метров.
В силу ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Решением Совета муниципального образования <адрес> муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ установлена учетная норма площади жилого помещения в муниципальном жилищном фонде муниципального образования <адрес> для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма- 10 кв. метров, аналогичный размер учетной нормы был установлен решением Вольского муниципального собрания № от ДД.ММ.ГГГГ
Учитывая, что в жилом посещении зарегистрировано 3 человека, то для постановки их на учет в качестве нуждающихся жилое помещение должно быть менее 30 кв. метров, для двоих лиц- менее 20 кв. метров, однако, жилое помещение, в котором проживает истец, как было указано выше, имеет общую жилую площадь 43, 5 кв. метров.
В связи с изложенным у администрации Вольского муниципального района <адрес> оснований для постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях истца и членов его семьи не имелось.
Более того, в ходе рассмотрения дела судом было установлено, что Черняева В.А. имеет в собственности 1/2 долю в праве общей долевой собственности на <адрес> в <адрес> (выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним). Указанные сведения истцом не были предоставлены администрации Вольского муниципального района <адрес> при обращении с вопросом постановки на учет в качестве нуждающихся.
В соответствии с ч. 2 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Поскольку на дату обращения истца с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях указанное жилое помещение ( 1/2 доля) находилось в собственности истца, то определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения должно было осуществляться исходя из суммарной общей площади всех жилых помещений, принадлежащих истцу на праве собственности и занимаемых в качестве члена семьи собственника жилого помещения: (61,25:2+ 43,5):3=24,7 кв.м, что превышает учетную норму постановки на учет для предоставления жилого помещения.
В связи с чем оснований для признания постановления администрации Вольского муниципального района <адрес> незаконным у суда не имеется.
В настоящее время обжалование постановлений органов государственной власти, местного самоуправления регулируется главой 22 Кодекса административного судопроизводства РФ, согласно ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
До ДД.ММ.ГГГГ названные вопросы регулировались главой 25 Гражданского процессуального кодекса РФ, ст. 256 Гражданского процессуального кодекса РФ был установлен трехмесячный срок для обжалования решений органов местного самоуправления, он исчислялся с даты, когда гражданину стало известно о нарушении его прав и свобод.
Из материалов дела следует, что ответ на обращение истца, из которого ей стало известно об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилых помещений, был дан ей ДД.ММ.ГГГГ (л.д.20). Потому срок на обжалование истцом не пропущен.
С учетом изложенного выше суд приходит к выводу, что в удовлетворении исковых требований истцу следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░