63RS0039-01-2021-006962-95
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
13 декабря 2021 года г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Ретиной М.Н.,
при секретаре Тимошенко Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному исковому заявлению Крылова А. В. к Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании распоряжения незаконным, обязании устранить нарушения,
установил:
Крылов А.В. обратился в суд с административным иском к Департаменту градостроительства г.о. Самара об оспаривании распоряжения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, указав в обоснование, что является собственником земельного участка площадью <данные изъяты> с кадастровым номером № по адресу: <адрес>. С целью предоставления земельного, государственная собственность на которые не разграничена, площадью <данные изъяты> он обратился к Главе г.о. Самара. Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ № в предварительном согласовании предоставления земельного участка отказано со ссылкой на то, что по топографическим данным Департамента градостроительства г.о. Самара на испрашиваемом земельном участке из земель, государственная собственность на который не разграничена, расположен объект - строение. Полагает, что оспариваемое распоряжение противоречит действующему земельному законодательству и нарушает его права.
Ссылаясь на изложенное, административный истец просит признать не соответствующим закону и нарушающими его законные интересы распоряжение Департамента градостроительства городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ №; обязать Департамент градостроительства городского округа Самара возобновить рассмотрение заявления Крылова А.В. о предварительном согласовании предоставления в аренду без торгов земельного участка площадью <данные изъяты>., расположенного по адресу: <адрес>, государственная собственность на который не разграничена.
В судебном заседании представитель административного истца требования поддержала по изложенным в иске основаниям, пояснил, что по заключению кадастрового инженера какое-либо строение на испрашиваемом земельном участке отсутствует.
Представитель Департамента градостроительства г.о. Самара просила в иске отказать, так как по топографическим данным, имеющимся в распоряжении Департамента на испрашиваемом земельном участке находится строение.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
Согласно ст. 9.1 Закона Самарской области «О земле» гражданин вправе приобрести без проведения торгов в аренду в первоочередном порядке земельный участок из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, размер которого менее минимальных размеров земельных участков, установленных статьей 13 настоящего Закона для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального жилищного строительства, в случае одновременного соблюдения следующих условий:
1) отсутствие споров о границах земельного участка со смежными землепользователями. При этом гражданином представляется акт согласования местоположения границ испрашиваемого земельного участка, оформленный в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
2) наличие общей границы с земельным участком, которым гражданин обладает на праве собственности, или постоянного (бессрочного) пользования, или пожизненного наследуемого владения;
3) ранее заявителю земельный участок по основанию, предусмотренному в настоящей статье, в границах муниципального района (городского округа), в котором испрашивается земельный участок, не предоставлялся.
Согласно п.п. 14 ч. 2 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что административному истцу принадлежит на праве собственности земельный участок площадью <данные изъяты> с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования: садоводство.
ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена без проведения торгов площадью 203 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, согласно схеме расположения земельных участков на кадастровом плане территории, изготовленной кадастровым инженером Худяковой И.В.
Распоряжением Департамента градостроительства г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена отказано на основании подп.4 ст.39.16 Земельного кодекса РФ (подп. 2 п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ) в связи с тем, что по топографическим материалам Департамента градостроительства г.о. Самара, на испрашиваемом земельном участке из земель, государственная собственность на который не разграничена, расположен объект строение.
В соответствии с подп. 2 п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Согласно подп. 4 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства, а также случаев, если подано заявление о предоставлении земельного участка и в отношении расположенных на нем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями и в сроки, установленные указанными решениями, не выполнены обязанности, предусмотренные частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно письменным пояснениям кадастрового инженера Худяковой И.В., подтвержденными в при допросе в ходе судебного заседания, ДД.ММ.ГГГГ кадастровым инженером выполнен выезд на место расположения указанного земельного участка, по результатам которого установлено, что в границах земельного участка площадью 203 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, местоположение которого определено схемой расположения земельного участка на КПТ от ДД.ММ.ГГГГ, выполненной ООО «Земля Поволжья» отсутствуют какие-либо объекты капитального строительства.
Кроме того, административным истцом представлен акт согласования местоположения границ испрашиваемого земельного участка площадью <данные изъяты>. со смежными землепользователями.
Согласно информации Управления Росреестра по Самарской области сведения о ранее возникших правах по состоянию на 1992-1998 г.г. на земельный участок по адресу: <адрес>. отсутствуют.
По сведениям Департамента управления имуществом г.о. Самара сведения о праве собственности муниципального образования г.о. Самара, а также об объектах недвижимости, расположенных в границах земельного участка площадью <данные изъяты>. по адресу: <адрес>, в Департаменте отсутствуют.
Таким образом, доказательства того, что испрашиваемый административным истцом земельный участок когда-либо предоставлялся в собственность или в аренду какому-либо лицу материалы дела не содержат, административным ответчиком не представлено.
При таких обстоятельствах, поскольку административным ответчиком не представлено бесспорных доказательств сложившегося землепользования на испрашиваемом истцом земельном участке, а также наличие на нем строения, суд приходит к выводу, что отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка по указанному основанию не соответствует закону.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что оспариваемое распоряжение административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, по приведенным в нем основаниям не соответствует закону и нарушает права и законные интересы административного истца, в связи с чем требования последнего о признании распоряжения незаконным являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В случае признания решения, действия (бездействия) незаконными на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность в течение определенного судом срока принять решение по конкретному вопросу, совершить определенные действия либо иным способом устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца (статья 227 КАС РФ).
Учитывая, что судебные акты не могут подменять собой решения органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам, отнесенным к их компетенции, когда на эти органы законом прямо возложена обязанность принятия соответствующих решений, надлежащим способом восстановления нарушенных прав административного истца в рассматриваемом случае является возложение на административного ответчика обязанности заново рассмотреть заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов. С учетом установленного п. 7 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ срока рассмотрения заявления возложенная обязанность должна быть исполнена административным ответчиком в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175, 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Крылова А. В. к Департаменту градостроительства г.о. Самара удовлетворить.
Признать незаконным распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена.
Обязать Департамент градостроительства г.о. Самара в течение 30 дней после вступления судебного решения в законную силу заново рассмотреть заявление Крылова А. В. о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самара в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья подпись М.Н. Ретина
Копия верна.
Судья: