2-3725/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 октября 2016 года город Красноярск
Кировский районный суд г.Красноярска
в составе председательствующего судьи Мугако М.Д.
при секретаре Грецких М.С.
с участием помощника военного прокурора Красноярского гарнизона Петрухина Г.С.
представителя МИФНС № 24 по Красноярскому краю Ильиных С.Ю.
ответчика Василенко Л.Н., ее представителя по устному ходатайству Воронова А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению военного прокурора Красноярского гарнизона в интересах Российской Федерации к Василенко Л.Н. о взыскании неосновательного обогащения,
УСТАНОВИЛ
Военный прокурор Красноярского гарнизона обратился в суд к ответчику в интересах Российской Федерации с вышеназванным требованием. В исковом заявлении указано, что Василенко Л.Н. необоснованно получила имущественный налоговый вычет за 2011-2013 годы в связи с приобретением квартиры за счет средств федерального бюджета, выделенных в рамках накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.
В судебном заседании помощник прокурора и представитель ИФНС требования поддержали, ссылаясь на доводы искового заявления.
Ответчик и ее представитель возражали против удовлетворения искового заявления, полагая, что имущественный налоговый вычет был предоставлен на законных основаниях.
Представители третьих лиц ОАО Б. ФГУ У. , уведомленные надлежащим образом и своевременно, не явились, о причинах неявки суду не сообщили.
Руководствуясь ст.167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Оценив доводы, изложенные в исковом заявлении, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав приложенные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 ст. 220 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что имущественный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику в сумме фактически произведенных налогоплательщиком расходов на приобретение на территории Российской Федерации, в том числе, квартиры, а также на погашение процентов по целевым займам (кредитам), фактически израсходованным на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации квартиры.
В силу п. 5 ст. 220 НК РФ имущественные налоговые вычеты не предоставляются в части расходов налогоплательщика на приобретение на территории Российской Федерации квартиры, в том числе, за счет выплат, предоставленных из средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 4 ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» реализация права на жилище участниками накопительно-ипотечной системы осуществляется, в частности, посредством формирования накоплений для жилищного обеспечения на именных накопительных счетах участников и последующего использования этих накоплений для приобретения жилья; предоставления целевого жилищного займа.
Пунктом 4 ст. 3 указанного закона определено, что накопительным взносом являются денежные средства, выделяемые из федерального бюджета и учитываемые на именном накопительном счете участника накопительно-ипотечной системы.
Пункт 7 ст. 3 предусматривает, что именной накопительный счет участника - это форма аналитического учета, включающая в себя совокупность сведений о накопительных взносах, поступающих из федерального бюджета, о доходе от инвестирования этих средств, о задолженности и об обеспеченных залогом обязательствах участника накопительно-ипотечной системы перед уполномоченным федеральным органом, а также сведения об участнике.
Статьей 14 закона установлено, что каждый участник накопительно-ипотечной системы не менее чем через три года его участия в системе имеет право на заключение с уполномоченным федеральным органом договора целевого жилищного займа в целях приобретения жилого помещения.
Согласно п. 1 и 3 ст. 15 закона погашение целевого жилищного займа осуществляется уполномоченным федеральным органом.
Воспользовавшись правом, предоставленным ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих», Василенко Л.Н. 29.04.2011 заключила с Минобороны РФ в лице ФГУ У. договор целевого жилищного займа на погашение первоначального взноса при получении ипотечного кредита в размере 640 205,84 руб., на приобретение квартиры, а также на погашение обязательств по ипотечному кредиту.
29.04.2011 между Василенко Л.Н. и ЗАО Б. был заключен кредитный договор на сумму 1 847 396,16 руб. на приобретение квартиры, согласно п. 1.3 которого возврат кредита и уплата процентов по кредиту осуществляется за счет средств целевого жилищного займа.
25.05.2011 на основании договора купли-продажи Василенко Л.Н. приобретена квартира по адресу <адрес> Согласно п. 2 договора источником оплаты квартиры являются средства целевого жилищного займа. Стоимость квартиры составила 2 487 602 руб.
На основании предоставленных Василенко Л.Н. налоговых деклараций по налогу на доходы физических лиц за 2011-2013 годы, по решениям налогового органа Василенко Л.Н. были предоставлены имущественные налоговые вычеты, в том числе за 2011 год – 42 882 руб., за 2012 год – 10 003 руб., за 2013 год – 36 005 руб., а всего 88 890 руб.
Из указанных сумм 88 885,47 руб. были налоговым органом перечислены на счет Василенко Л.Н., 4,53 руб. зачтено в счет уплаты задолженности по налогу.
Таким образом, денежные средства, затраченные Василенко Л.Н. на первоначальный взнос на приобретение квартиры и на уплату процентов по кредиту, были получены из федерального бюджета в рамках накопительно-ипотечной системы обеспечения жильем военнослужащих.
Поскольку собственных денежных средств на приобретение жилого помещения и на погашение кредита Василенко Л.Н. не использовалось, право на получение имущественного налогового вычета по расходам на приобретение квартиры было заявлено Василенко Л.Н. необоснованно, и в результате таких действий ответчиком неправомерно получен из бюджета налоговый вычет в сумме 88 890 руб. В силу вышеприведенных положений федерального законодательства в доход федерального бюджета подлежит взысканию неосновательное обогащение.
Ссылка ответчика на наличие неотмененных решений налогового органа о предоставлении имущественного налогового вычета не опровергает необходимость взыскания неосновательного обогащения, поскольку объективно установлено, что предусмотренных законом оснований для предоставления налогового вычета у налогового органа не имелось.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ
Исковые требования удовлетворить.
Взыскать с Василенко Л.Н. в пользу МИФНС № 24 по Красноярскому краю в доход бюджета Российской Федерации необоснованно возвращенную сумму налогового вычета в размере 88 890 руб.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Кировский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Председательствующий М.Д. Мугако