Дело N2-941/2017
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
12 апреля 2017 года г. Саранск
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе судьи Чибрикина А.К.,
при секретаре судебного заседания Гурьяновой Ю.Ю.,
с участием истца Абаниной А.А.,
представителя ответчика Администрации городского округа Саранск Клыковой М.Д., действующей на основании доверенности от 13.09.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Абаниной А. А. к Администрации городского округа Саранск о признании постановления в части снятия её с учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях незаконным, возложении обязанности восстановить на учёте граждан, нуждающихся в жилых помещениях
установил:
Абанина А.А. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа Саранск о признании постановления в части снятия её с учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях незаконным, возложении обязанности восстановить на учёте граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
В обоснование своих требований указала, что решением Администрации городского округа Саранск от 15 декабря 1994 г. №389 она включена в очередь на получение жилого помещения за номером 1670 - в общем списке. Письмом Администрации городского округа Саранск от 9 февраля 2017 г. № 150-исх-ОА/ЖУ ей сообщено, что постановлением Администрации городского округа Саранск от 9 февраля 2017 г. № 278 она с составом семьи из одного человека снята с учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях, так как с 18.11.2011 утрачены основания, дающие право на получение жилого помещения по договору социального найма (пункт 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации). Считает указанное постановление незаконным, нарушающим её права на получение государственной поддержки, поскольку с момента постановки на учёт (с 1994 года) она не улучшила свои жилищные условия, не получала какой-либо государственной поддержки и до настоящего времени обеспечена жилым помещением общей площадью 26,2 кв.м.
Просит признать незаконным постановление Администрации городского округа Саранск от 9 февраля 2017 г. № 278 в части снятия Абаниной А.А. с составом семьи из одного человека с учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях; обязать Администрацию городского округа Саранск восстановить её на учёте граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
В судебном заседании истец Абанина А.А. исковые требования поддержала в полном объёме по основаниям, приведенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Клыкова М.Д. исковые требования не признала, поддержала ранее представленный отзыв на иск, полагала оспариваемое решение администрации городского округа Саранск законным и обоснованным.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к нижеследующему.
В соответствии со статьёй 28 Жилищного кодекса Российской Федерации, действующей в период возникновения спорных правоотношений, граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Жилые помещения предоставляются указанным гражданам, постоянно проживающим в данном населённом пункте (если иное не установлено законодательством Союза ССР и РСФСР), как правило, в виде отдельной квартиры на семью.
Согласно части первой статьи 29 Жилищного кодекса РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане:
1) имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов;
2) проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям;
3) проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно;
4) проживающие в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений;
5) проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением;
6) проживающие длительное время на условиях поднайма в домах государственного и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, не имеющие другой жилой площади.
В силу части первой статьи 32 Жилищного кодекса РСФСР право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохранялось за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи.
Частью второй статьи 32 Жилищного кодекса РСФСР предусматривалось, что граждане снимаются с учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях:
1) улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения;
2) выезда на другое постоянное место жительства;
3) выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет;
4) прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если они состоят на учете по месту работы и никто из членов их семей не работает на этом предприятии, в учреждении, организации, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию или переходом на выборную должность. Не могут быть сняты с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий семьи, потерявшие кормильца, состоявшего на учете.
Согласно пункту 20 Порядка учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утверждённому постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 г. № 335 «О порядке учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР» (действовавшего до 1 марта 2005 г.), право состоять на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных в настоящем пункте.
Согласно подпункту «а» пункта 20 указанного Порядка граждане снимаются с учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях улучшения жилищных условий, если жилая площадь на каждого члена семьи составляет не менее размера, установленного для предоставления жилого помещения (пункт 42 настоящих Правил), и отпали другие основания для предоставления жилого помещения.
В соответствии с пунктом 42 Примерных Правил учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в ФИО1, утверждённых Постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 г. №335, предоставляемое, гражданам для проживания жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населённого пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям. Жилое помещение предоставляется гражданам на одного человека в размере, устанавливаемом Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов, и не может быть менее средней обеспеченности жилой площадью в домах государственного и общественного жилищного фонда в населенных пунктах автономной республики, края, области, городах Москве и Ленинграде.
Согласно пункту 42 Правил учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Мордовской АССР, утверждённых постановлением Совета Министров Мордовской АССР и президиума областного совета профсоюзов от 3 декабря 1984 г. № 518, жилое помещение предоставляется на одного человека, как правило в размере 9 кв.м., и не может быть менее средней обеспеченности жилой площадью в домах государственного и общественного жилищного фонда в населенных пунктах Мордовской АССР.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 30 ноября 1994 г. Абанина А.А., проживая в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью 26,2 кв.м., жилой -12,4 кв.м., с составом семьи из двух человек обратилась к Главе администрации Октябрьского района г. Саранска с заявлением о включении её в очередь для получения жилого помещения.
Решением администрации Октябрьского района г. Саранска от 15 декабря 1994 г. № 389 Абанина А.А. с составом семьи из двух человек включена в очередь на получение квартиры.
Согласно выписки из домовой книги от 24.01.2017 с 28.02.1989 Абанина А.А. (<данные изъяты>) зарегистрирована в однокомнатной квартире, расположенной по адресу: <адрес>. Указанная квартира находится в собственности Абаниной А.А. на основании договора передачи, заключенного 22.12.2003 МУ «Городское агентство по приватизации жилищного фонда и обмену жилой площади».
Согласно Выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним № 00-00-4001/5025/2017-4102 от 25.01.2017 Абанина А.А. на основании Свидетельства о праве на наследство по закону, выданному 13.04.2011, являлась собственником доли в праве 1/3 квартиры, общей площадью 30,5 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>. Право собственности на долю в праве общей долевой собственности на данную квартиру (проданную Абаниной А.А. по договору купли-продажи от 23.04.2012) было зарегистрировано за истцом с 18.11.2011 по 14.05.2012.
Постановлением Администрации городского округа Саранск от 9 февраля 2017 г. №278 Абанина А.А. с составом семьи из одного человека снята с учета нуждающихся в жилых помещениях, так как с 18.11.2011 утрачены основания, дающие право на получение ею помещения по договору социального найма (пункт 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Признавая постановление Администрации городского округа Саранск законным, суд пришёл к выводу о том, что Абанина А.А. с 18.11.2011 утратила основание, которое до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, давало ей право на получение жилого помещения по договору социального найма, и была обоснованно снята с учёта нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», граждане, принятые на учёт до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учёте до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учёта по основаниям, предусмотренным пунктами 1,3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Из материалов дела следует, что в собственности Абаниной А.А. находится квартира по адресу: <адрес>, общей площадью 26,2 кв.м., жилой – 12,4 кв.м., а так же по адресу: <адрес>, общей площадью 30,5 кв.м (1/3 доли – 10,16 кв.м).
С учётом этого размер площади жилого помещения, приходящейся на заявителя, стал составлять 36,36 кв.м. общей площади жилья (26,2 + 10,16), что более учётной нормы, установленной Правилами учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Мордовской АССР, утверждённых постановлением Совета Министров Мордовской АССР и президиума областного совета профсоюзов от 3 декабря 1984 г. № 518.
Решением Саранского городского Совета депутатов от 12.10.2005 N 162 "Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма в г. Саранске" норма предоставления площади жилого помещения установлена в размере 33 кв. м общей площади жилого помещения на одиноко проживающего человека.
Вывод, сделанный судом по настоящему делу, что наличие у собственника жилого помещения права пользования всеми имеющимися в его распоряжении жилыми помещениями предопределяет обязанность жилищного органа по их учету при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения, соответствует правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.04.2016) (Определение N 207-КГ15-5).
С учётом изложенного довод Абаниной А.А. о том, что обеспеченность жилой площадью в квартире на момент снятия её с учёта, составляла менее учётной нормы, не имеет правового значения, т.к. истец после распоряжения в апреле 2012 года находящейся у неё в собственности квартирой, с сохранением намерения состоять на жилищном учете для получения жилого помещения, не обращалась с заявлением о постановке на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий после того, как её обеспеченность жилой площадью снизилась до учётной нормы.
Таким образом, основание, которое до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давало Абаниной А.А. право на получение жилья по договору социального найма, ею было утрачено, и в силу части 2 статьи 6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» она подлежала снятию с учёта по причине улучшения жилищных условий, а именно приобретения в собственность жилого помещения, площадь которого (с учетом ранее находящегося в пользовании) превышает учетную норму площади жилого помещения, приходящуюся на одного гражданина.
Основание, указанное в спорном постановлении Администрации городского округа Саранск, а именно "п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ", не предусмотрено нормами законодательства, регулирующими отношения предоставления жилых помещений гражданам, принятым на учет до 1 марта 2005 года, к которым относится истец Абанина А.А. (принята на учет 15.12.1994), что, однако, не может повлечь отмену указанного постановления ввиду его правильности по существу.
При таком положении оснований для признания оспариваемого заявителем постановления Администрации городского округа Саранск от 9 февраля 2017 г. №278 незаконным и возложении обязанности восстановить истца на учёте граждан, нуждающихся в жилых помещениях, у суда не имеется.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям,
руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 09.02.2017 №278 ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 13 ░░░░░░ 2017 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░