Решение по делу № 2-90/2020 от 24.01.2020

УИД №13MS0020-01-2019-002956-56    

Дело №2-90/2020                    

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

с.Лямбирь                                 05 марта 2020 г.

Лямбирский районный суд Республики Мордовия в составе:

судьи Фроловой Н.В.,

при секретаре Филимоновой Е.С.,

с участием:

истца по первоначальному иску и ответчика по встречному иску –Общества с ограниченной ответственностью «РЕМОНДИС Саранск», его представителей –Борисова Н.А., действующего на основании доверенности №07/02/20-1 от 07.02.2020 года, Напалковой Е.Г., действующей на основании доверенности б/н от 17.06.2020 года;

ответчика по первоначальному иску и истца по встречному иску –Калачина В.В.;

ответчиков по первоначальному иску –Калачиной Е.В., Калачина И.В.;

третьего лица –Администрации сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия, её представителя –Ялышевой Г.Х., действующей на основании доверенности №1 от 09.01.2020 года;

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску общества с ограниченной ответственностью «РЕМОНДИС Саранск» к Калачину В.В., Калачиной Е.В., Калачину И.В. о взыскании задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и по встречному иску Калачина В.В. к обществу с ограниченной ответственностью «РЕМОНДИС Саранск» о признании незаконно начисленной суммы по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и компенсации морального вреда,

установил:

     Общество с ограниченной ответственностью «РЕМОНДИС Саранск» (далее –ООО «РЕМОНДИС Саранск») обратилось с иском к Калачину В.В., Калачину И.В., Калачиной Е.В. о взыскании задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее-ТКО) по тем основаниям, что ответчики проживают и зарегистрированы по адресу: <адрес>. Истец по результатам открытого конкурса, проводимого Министерством жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Республики Мордовия, является региональным оператором по обращению с ТКО и осуществляет свою деятельность на всей территории Республики Мордовия. Истец с 01.03.2018 года является исполнителем коммунальной услуги по обращению с ТКО в отношении индивидуального жилого дома, в котором проживают ответчики. Между истцом и ответчиками сложились договорные отношения по факту предоставления ответчикам услуги по обращению с ТКО. По состоянию на 22.11.2019 года задолженность ответчиков перед истцом составляет 3 854 рубля 07 копеек. Просят взыскать с ответчиков Калачина В.В., Калачина И.В., Калачиной Е.В. в солидарном прядке в пользу истца задолженность по оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО в сумме 3 854 рубля 07 копеек и расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 рублей.

     Калачин В.В. обратился со встречным иском к ООО «РЕМОНДИС Саранск» о признании незаконно начисленной суммы по оплате услуг по обращению с ТКО и компенсации морального вреда. В обоснование иска указал, что Договор между оператором и собственниками дома <адрес> заключен не был, однако ООО «РЕМОНДИС Саранск», в нарушение Правил «О предоставлении коммунальных услуг собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов», взяло на себя обязанность по оказанию услуги по обращению с ТКО. Поскольку договор заключен не был, то и услуга оказываться не должна и не должна начисляться оплата. Ими никаких конклюдентных действий не совершалось, так как с условиями публичной оферты, размещенной в газете «Известия Мордовия» от 19.01.2018 года, они не согласны. На <адрес> региональным оператором не установлено ни одного контейнера, не оборудована ни одна площадка для сбора ТКО, следовательно, условия договора не выполняются, услуга по обращению с ТКО не предоставляется, поэтому и начисление оплаты за предоставление услуги по обращению с ТКО незаконно. Кроме этого, ООО «РЕМОНДИС Саранск», в нарушение ст.9 п.4 Федерального закона «О персональных данных» использовало их персональные данные, не получив на это согласия, а именно: Ф.И.О., полная дата рождения, серия и номер паспорта, дата и место выдачи, индивидуальный номер налогоплательщика. Просит признать незаконным начисление ООО «РЕМОНДИС Саранск» оплаты за услуги за обращение с ТКО в размере 3 854 рубля 07 копеек, взыскать с ООО «РЕМОНДИС Саранск» в свою пользу компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей, а также расходы по оплате госпошлины в сумме 300 рублей.

     В судебном заседании представитель истца ООО «РЕМОНДИС Саранск» -Борисов Н.А. исковые требования поддержал по изложенным в исковом заявлении основаниям, просил удовлетворить, встречные исковые требования просил оставить без удовлетворения, пояснив суду, что в соответствии с пунктом 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 года, обязанность по внесению платы за обращение с ТКО возникает независимо от наличия фактически заключенного Договора. Обязанность собственников вносить плату за коммунальную услугу наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ и Региональным оператором по обращению с ТКО и утвержденного единого тарифа на услугу на территории соответствующего субъекта РФ. В силу Постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 года №1156 договор может быть заключен как на основании заявки потребителя, так и на основании предложения регионального оператора. Потребитель не направил региональному оператору заявку со всеми приложенными документами, однако оператор свою обязанность по направлению проекта договора исполнил. В целях заключения данного публичного договора, в том числе, для обеспечения возможности потребителей заключить договор путем совершения конклюдентных действий, ООО «РЕМОНДИС Саранск» 19.01.2018 года в газете «Известия Мордовия» разместило публичную оферту на оказание услуг по обращению с ТКО для физических лиц. В силу части 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации и части 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления» заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО обязательно не только для регионального оператора, но также и для потребителя. Региональный оператор вправе вывозить ТКО от потребителя только с мест, на которые органы местного самоуправления указали, как на места накопления ТКО. В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, удаленность контейнера для сбора ТКО от конкретного жилого помещения, дата установки контейнера для сбора ТКО в конкретном месте накопления ТКО, момент определения конкретной географической точки в качестве места накопления ТКО, указания об этом в реестре мест накопления ТКО, и тому подобные обстоятельства, не относятся к критериям определения качества предоставленной коммунальной услуги по обращению с ТКО, поэтому у регионального оператора не возникает обязанности по проведению проверки качества коммунальной услуги и осуществлению перерасчета. Также истцом по встречному иску не представлено доказательств самостоятельной утилизации твердых коммунальных отходов, в том числе данных о заключении договоров с иной специализированной организацией. Доказательства, свидетельствующие об отказе от исполнения договора на оказание услуг, о наличии обращений о перерасчете указанных в платежных документах сумм задолженностей в связи с фактической оплатой таких услуг другому исполнителю, а также об ином нарушении экологического законодательства, выразившегося в осуществлении сбора и транспортирования ТКО в обход регионального оператора, в материалах дела отсутствуют. Помимо прочего, истцом при предъявлении встречного иска не соблюден досудебный претензионный порядок. В силу статьи 11 Федерального закона «О персональных данных» допускается обработка персональных данных без согласия субъекта, когда это необходимо для составления договора, стороной которого является этот субъект.

     В судебном заседании представитель истца ООО «РЕМОНДИС Саранск» -Напалкова Е.Г. первоначальные исковые требования также поддержала, встречные исковые требования просила оставить без удовлетворения.

     Ответчик Калачин В.В. в судебном заседании исковые требования не признал, встречные исковые требования поддержал, пояснив суду, что позиция ООО «РЕМОНДИС Саранск» строится на пункте 148.1 Правил «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», однако данные правила регулируют взаимоотношения оператора с собственниками в многоквартирном доме. Условия же предоставления услуги по обращению с ТКО в частных жилых домах регулируются пунктом 148.5 указанных правил, согласно которым условия предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику и пользователю жилого дома (домовладения) по его выбору определяются: а) в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенном собственником жилого дома с соответствующим региональным оператором по обращению с ТКО, б) в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенном собственником жилого дома (домовладения) с организацией, которая от своего имени и в интересах собственника заключает договор на оказание услуг по обращению с ТКО с соответствующим региональным оператором. У них с ООО «РЕМОНДИС Саранск» договор заключен не был, с их стороны никаких конклюдентных действий совершено не было. До настоящего времени сбор мусора с их улицы не обеспечен, тогда как в публичной оферте изложен способ складирования ТКО: в контейнеры/бункеры, расположенные на контейнерных площадках. Кроме того, в нарушение Федерального закона «О персональных данных», ООО «РЕМОНДИС Саранск» совершило обработку его персональных данных без его согласия, в связи с чем, он имеет право на компенсацию морального вреда.

Ответчица Калачина Е.В. первоначальные исковые требования не признала по основаниям, изложенным Калачиным В.В.

     Ответчик Калачин И.В. в судебное заседание не явился, представив заявление о рассмотрении дела без его участия.

     В судебном заседании представитель третьего лица администрации сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия –Ялышева Г.Х. пояснила, что считает исковые требования ООО «РЕМОНДИС Саранск» подлежащими удовлетворению, поскольку администрации сельского поселения были переданы полномочия по организации сбора и вывоза ТКО на территории сельского поселения. В связи с тем, что с марта 2018 года на территории сельского поселения данную услугу оказывает ООО «РЕМОНДИС Саранск» была необходимость в организации площадок по установке контейнеров для мусора. Данные полномочия с их стороны исполнены, и контейнеры на территории сельского поселения установлены там, где это было возможно. Совместно с региональным оператором было принято решение о «поведерном/помешочном» вывозе мусора на тех улицах, где невозможно установить контейнерные площадки, в том числе на <адрес>, на которой проживают ответчики Калачины, так как по данной улице проходит дорога республиканского значения. Кроме того «поведерный» вывоз мусора удобен для людей и существовал на территории Лямбирского сельского поселения еще до прихода Регионального оператора. О данном способе вывоза мусора население неоднократно извещалось путём публикаций статей в районной газете «Призыв». В связи с недостаточностью денежных средств, администрация сельского поселения не может установить контейнерные площадки на всех улицах сельского поселения, но ответчики могут складировать мусор в ближайший к ним мусорный контейнер.

В соответствии с положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося ответчика Калачина И.В.

     Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

     Как установлено в судебном заседании, ответчица Калачина Е.В. является собственницей жилого дома общей площадью 293 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, где зарегистрирована с 22.12.2012 года по настоящее время. Также, в указанном жилом доме зарегистрированы: ответчик Калачин В.В. –с 23.03.2017 года по настоящее время и ответчик Калачин И.В. –в период с 14.09.2018 года по 07.08.2019 года. Данные обстоятельства подтверждаются Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 05.03.2020 года, а также адресными справками.

     В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

     Согласно положениям статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

     Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего кодекса (пункт 5 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 3 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи собственника жилого помещения несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.

     Из части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе, плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.

     В силу части 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом, либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.

        Пунктом 148(27) Правил о предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года №354 (далее –Правила №354) расчетный период для оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами устанавливается равным календарному месяцу.

     В силу пункта148(28) Правил №354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается исходя из цены, определенной в пределах утвержденного единого тарифа на услугу регионального оператора, установленного региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, определенном Федеральным законом «Об отходах производства и потребления».

     Согласно пункту 148(34) Правил №354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении. Потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в этом жилом помещении более 5 дней подряд.

     В силу части 20 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 года №176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает со дня утверждения единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и заключения соглашения между органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, но не позднее 1 января 2019 года.

     Приказами Республиканской службы по тарифам Республики Мордовии №23 от 19.03.2018 года, №218 от 17.12.2018 года, №15 от 14.03.2019 года установлен предельный тариф на услугу регионального оператора в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами ООО «РЕМОНДИС Саранск» на 2018 -2019 г. для населения (с учетом НДС).

     Постановлением Правительства Республики Мордовия от 05.04.2017 года №225 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Мордовия» утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Мордовия. Среднегодовой норматив накопления твердых коммунальных отходов на 1 одного проживающего в индивидуальном жилом доме составляет 2,2 куб.м. или 0,183333 куб.м в месяц.

        В соответствии с пунктом 148(30) Правил №354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(1) приложения №2 к настоящим Правилам.

     Исходя из приведенного норматива и тарифов в зависимости от периода его действия, размер задолженности ответчиков за испрашиваемый истцом период –с марта 2018 года по октябрь 2019 года составит 4 390 рублей 64 копейки, исходя из следующего расчета:

период

норматив

тариф

человек

сумма

мар.18

0,183

305,07

2

111,66р.

апр.18

0,183

305,07

2

111,66р.

май.18

0,183

546,32

2

199,95р.

июн.18

0,183

546,32

2

199,95р.

июл.18

0,183

546,48

2

200,01р.

авг.18

0,183

501,58

2

183,58р.

сен.18

0,183

501,58

2

183,58р.

окт.18

0,183

501,58

3

275,37р.

ноя.18

0,183

501,58

3

275,37р.

дек.18

0,183

501,58

3

275,37р.

янв.19

0,183

492,42

3

270,34р.

фев.19

0,183

492,42

3

270,34р.

мар.19

0,183

492,42

3

270,34р.

апр.19

0,183

474,53

3

260,52р.

май.19

0,183

474,53

3

260,52р.

июн.19

0,183

474,53

3

260,52р.

июл.19

0,183

474,53

3

260,52р.

авг.19

0,183

474,53

2

173,68р.

сен.19

0,183

474,53

2

173,68р.

окт.19

0,183

474,53

2

173,68р.

Всего

4390,64р

     Согласно части 3 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

        В силу части 9 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники жилых домов оплачивают услуги и работы по их содержанию и ремонту, а также вносят плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

        Согласно части 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.

        В соответствии с частью 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

     В соответствии с Уставом ООО «РЕМОНДИС Саранск» является юридическим лицом, к основным видам деятельности которого относится: прием, перевозка, обработка, вторичная переработка и удаление любых видов отходов, а также оказание других связанных с этим услуг; строительство и эксплуатация объектов размещения отходов и мусоросжигательных установок; производство материалов из вторичного сырья, оптовая и розничная торговля оборудованием, сдача его в аренду, установка оборудования и его техническое обслуживание (л.д.13-14).

Выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 05.11.2019 также подтверждается, что основным видом деятельности ООО «РЕМОНДИС Саранск» является сбор отходов, дополнительными видами деятельности являются: обработка и утилизация отходов; обработка и утилизация лома стекла; обработка отходов бумаги и картона; обработка отходов и лома пластмасс; обработка отходов резины; обработка отходов текстильных материалов; обработка прочего вторичного неметаллического сырья (л.д.9-12).

     Из Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Мордовия №72/147 от 11.08.2017 г. следует, что по результатам конкурсного отбора, Министерство жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Республики Мордовия поручает, а Региональный оператор ООО «РЕМОНДИС Саранск» принимает на себя выполнение функций регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации и настоящим соглашением, на территории Республики Мордовия. Статус регионального оператора присвоен на период с момента подписания настоящего соглашения до 31.12.2027 года (л.д.15-18).

     Из пункта 7.2.1 Дополнительного соглашения №1 к Соглашению об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Мордовия №72/147 от 11.08.2017 года следует, что региональный оператор обязан приступить к исполнению обязательств по настоящему соглашению в полном объеме на территории Лямбирского муниципального района Республики Мордовия с 01.01.2018 года (л.д.19).

     Согласно пункту 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 года №1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 года №641» (далее –Правила №1156) обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами на основании договоров, заключенных с потребителями.

Согласно пункту 8 (17) Правил №1156 региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации.

Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.

Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8 (8) - 8 (16) настоящих Правил.

В случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

19.01.2018 года в официальном печатном издании органов государственной власти Республики Мордовия в газете «Известия Мордовии» и на своем официальном сайте (www.remondis-saransk.ru) региональным оператором ООО «РЕМОНДИС Саранск» опубликовано адресованное, в том числе потребителям Лямбирского муниципального района Республики Мордовия, предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора для физических лиц - собственников, арендаторов, пользователей жилых помещений в многоквартирных домах и индивидуальных жилых домах в частном секторе Республики Мордовия, что подтверждается копией публикации объявления от 19.01.2018 года. Также региональным оператором опубликована информация по предмету договора (л.д.22). Опубликованный договор содержит все необходимые для данного вида договора существенные условия.

Газета «Известия Мордовии», в соответствии с пунктом 2 статьи 70 Закона Республики Мордовия от 21.02.2002 года №10-3 «О правовых актах Республики Мордовия», является источником официального опубликования правовых актов Республики Мордовия. Исходя из этого, следует, что информация, опубликованная в газете «Известия Мордовии», считается доведенной до всех лиц, находящихся на территории Республики Мордовия.

Таким образом, ООО «РЕМОНДИС Саранск» выполнило свою обязанность по направлению предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и проекта такого договора.

Поскольку ответчиками не представлено доказательств того, что в адрес регионального оператора они направляли мотивированный отказ от подписания типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, суд считает договор на оказание услуг по обращению с ТКО с Калачиными заключенным на условиях типового договора.

По указанным выше обстоятельствам судом также отклоняются доводы ответчиков о незаключении с истцом договора по оказанию услуг по обращению с ТКО.

Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении требований, заявленных ООО «РЕМОНДИС Саранск», поскольку истец оказывает услуги по обращению с ТКО всем без исключения жителям Лямбирского муниципального района Республики Мордовия. Ответчиками не представлено надлежащих доказательств, свидетельствующих о самостоятельной утилизации ТКО способом, не нарушающим нормы санитарно-эпидемиологического законодательства, в том числе данных о заключении ответчиками договоров утилизации бытовых отходов с иной специализированной организацией, отказа от исполнения договора на оказание услуг, обращения с заявлением к истцу о перерасчете указанных в платежных документах сумм задолженностей в связи с фактической оплатой таких услуг другому исполнителю.

        Определяя сумму задолженности, подлежащую взысканию с ответчиков, суд исходит из следующего.

     Несмотря на то, что размер задолженности за спорный период, рассчитанный судом, составил сумму в большем размере, чем заявлено истцом, суд, в соответствии с частью 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не выходя за пределы заявленных исковых требований, взыскивает с ответчиков сумму, испрошенную истцом, то есть в размере 3 854 рубля 07 копеек. При этом, задолженность за период с марта 2018 года по сентябрь 2018 года и с августа 2019 года по октябрь 2019 года подлежит взысканию в солидарном порядке с Калачиной Е.В. и Калачина В.В., задолженность за период с октября 2018 года по июль 2019 года подлежит взысканию с солидарном порядке с Калачиной Е.В., Калачина В.В. и Калачина И.В.

        Рассматривая встречные исковые требования, суд приходит к следующему.

        Во встречном исковом заявлении, как и в судебном заседании, в подтверждение незаконности начислений Калачиным сумм по оплате услуг по обращению с ТКО, Калачин В.В. ссылается на неисполнение ООО «РЕМОНДИС Саранск» условий договора, поскольку на их улице не установлено ни одного контейнера и не оборудована на одна площадка для сбора ТКО.

     Вместе с тем, в соответствии со статьёй 8 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с отходами относятся: создание и содержание место (площадок) накопления твердых коммунальных отходов,      за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами (пункт 1).

     К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами (пункт 2).

     Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории (пункт 3).

     Согласно пункту 4 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Решением Совета депутатов Лямбирского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия №123 от 19.12.2014 года дано согласие о принятии от органов местного самоуправления Лямбирского муниципального района в органы местного самоуправления Лямбирского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия осуществления части полномочия по решению вопросов местного значения, в том числе по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

     Таким образом, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, осуществление ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с действующим законодательством о местном самоуправлении и Правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации, являются обязанностью администрации Лямбирского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия, а не регионального оператора. Также действующее законодательство, регулирующее сферу обращения с ТКО, не обязывает регионального оператора при оказании услуги по обращению с ТКО осуществлять учет фактического пользования или объема складирования ТКО в установленные контейнеры каждым из потребителей, проживающих постоянно или временно в жилом доме, при отсутствии заключенного с конкретным потребителем договора, отличающего по содержанию от типового договора.

     Постановлением администрации Лямбирского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия от 26.12.2019 года №198 утвержден реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Лямбирского сельского поселения.

     07.11.2019 года главами сельских поселений Лямбирского муниципального района Республики Мордовия, а также руководителем Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия, согласован маршрутный график на механизированную уборку твердых коммунальных отходов ООО «РЕМОНДИС Саранск», из которого следует, что по <адрес> осуществляется, как называемый «поведерный» вывоз ТКО. Как пояснила в судебном заседании представитель администрации Лямбирского сельского поселения, данный способ вывоза ТКО был избран, поскольку по указанной улице проходит дорога республиканского значения, а также в целях удобства граждан, так как до оказания данной услуги ООО «РЕМОНДИС Саранск» вывоз ТКО осуществлялся именно таким способом.

     Кроме того, требования к качеству оказанной услуги по сбору и вывозу ТКО установлены разделом VII Приложения №1 к Правилам №354. При этом, удаленность контейнера для сбора ТКО от конкретного жилого помещения, дата установки контейнера для сбора ТКО в конкретном месте накопления ТКО, и тому подобные обстоятельства, не относятся к критериям определения качества предоставленной коммунальной услуги по обращению с ТКО, а, следовательно, у регионального оператора не возникает обязанности по проведению проверки качества коммунальной услуги и осуществлению перерасчета.

     Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что оснований для признания начисленной ответчикам суммы по оплате услуг по обращению с ТКО незаконной, не имеется, поскольку отсутствие доказательств неиспользования установленных контейнеров и «поведерного» способа сбора отходов, а также отсутствие заключенного между сторонами договора в письменной форме, не исключает обязанность потребителей оплатить услугу, которой они пользуются.

Калачиным В.В. также заявлены встречные исковые требования о взыскании с ООО «РЕМОНДИС Саранск» компенсации морального вреда в связи с обработкой истцом его персональных данных без его согласия.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных» (далее –Федеральный закон №152-ФЗ), персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). Обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

Исходя из положений статьи 6 Федерального закона №152-ФЗ, обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Обработка персональных данных допускается, в том числе, с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных (п. 1 ч. 1 ст.6).

На основании статьи 7 Федерального закона №152-ФЗ операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно статье 17 Федерального закона №152-ФЗ, если субъект персональных данных считает, что оператор осуществляет обработку его персональных данных с нарушением требований настоящего Федерального закона или иным образом нарушает его права и свободы, субъект персональных данных вправе обжаловать действия или бездействие оператора в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных или в судебном порядке.

Субъект персональных данных имеет право на защиту своих прав и законных интересов, в том числе, на возмещение убытков и (или) компенсацию морального вреда в судебном порядке.

В силу положений статьи 24 Федерального закона №152-ФЗ виновные в нарушении требований настоящего Федерального закона, несут предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность.

Моральный вред, причиненный субъекту персональных данных вследствие нарушения его прав, нарушения правил обработки персональных данных, установленных настоящим Федеральным законом, а также требований к защите персональных данных, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом, подлежит возмещению в соответствии с законодательством Российской Федерации. Возмещение морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных субъектом персональных данных убытков.

Согласно разъяснениям, изложенным в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 года №10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», суду следует устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 6 Федерального закона №152-ФЗ обработка персональных данных допускается, в том числе, в случае, когда обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем.

В соответствии с пунктом 148(1) Правил №354 управляющая организация, товарищество или кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, предоставляют региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами, приступающему к предоставлению коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в случаях, предусмотренных подпунктами "д" и "е" пункта 148(11) настоящих Правил, сведения, необходимые для начисления платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, не позднее чем за 5 рабочих дней до дня начала предоставления региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в указанных случаях.

Предоставление указанных сведений не требует согласия потребителя на передачу персональных данных в силу пункта 5 части 1 статьи 6 Федерального закона «О персональных данных».

Таким образом, исходя из совокупности указанных положений закона, суд приходит к выводу о законности действий ООО «РЕМОНДИС Саранск» по обработке персональных данных ответчиков без согласия последних, поскольку данная обработка была необходима для исполнения договора на оказание услуг по обращению с ТКО, одной из сторон которого являлись Калачины.

Также Калачиным В.В. не представлено доказательств того, что ООО «РЕМОНДИС Саранск» был нарушен порядок обработки персональных данных во время исполнения условий договора, и что виновными действиями регионального оператора ему был причинен моральный вред, в связи с нарушением положений Федерального закона «О персональных данных», как и нарушение его личных неимущественных прав.

При таких обстоятельствах встречный иск Калачина В.В. к ООО «РЕМОНДИС Саранск» о признании незаконно начисленной суммы по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и компенсации морального вреда, суд оставляет без удовлетворения.

В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Согласно платежным поручениям №10627 от 28.08.2019 года и №13888 от 05.11.2019 года (л.д.7,8), истцом при подаче искового заявления уплачена государственная пошлина в сумме 400 рублей.

В связи с удовлетворением судом первоначальных исковых требований, указанные денежные средства подлежат взысканию в пользу ООО «РЕМОНДИС Саранск» с ответчиков в солидарном порядке в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования общества с ограниченной ответственностью «РЕМОНДИС Саранск» к Калачину В.В., Калачиной Е.В., Калачину И.В. о взыскании задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами –удовлетворить.

     Взыскать в солидарном порядке с Калачина В.В. и Калачиной Е.В. в пользу общества с ограниченной ответственностью «РЕМОНДИС Саранск» задолженность по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с марта 2018 года по сентябрь 2018 года, с августа 2019 года по октябрь 2019 года в сумме 1 711 (одна тысяча семьсот одиннадцать) рублей 43 копейки.

     Взыскать в солидарном порядке с Калачина В.В., Калачиной Е.В. и Калачина И.В. в пользу общества с ограниченной ответственностью «РЕМОНДИС Саранск» задолженность по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с октября 2018 года по июль 2019 года в сумме 2 142 (две тысячи сто сорок два) рубля 64 копейки и расходы по оплате государственной пошлины в сумме 400 (четыреста) рублей.

     Встречные исковые требования Калачина В.В. к обществу с ограниченной ответственностью «РЕМОНДИС Саранск» о признании незаконно начисленной суммы по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и компенсации морального вреда –оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Лямбирский районный суд Республики Мордовия.

Судья Лямбирского районного суда

Республики Мордовия                      Н.В.Фролова

Справка:

В окончательной форме решение принято -12 марта 2020 года

Судья                                 Н.В.Фролова

2-90/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ООО "РЕМОНДИС"
Ответчики
Калачин Илья Витальевич
Калачина Елизавета Владимировна
Калачин Виталий Викторович
Другие
Администрация Лямбирского сельсокого поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия
Суд
Лямбирский районный суд
Судья
Фролова Наталья Викторовна
24.01.2020[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
24.01.2020[И] Передача материалов судье
24.01.2020[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.02.2020[И] Подготовка дела (собеседование)
07.02.2020[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.02.2020[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.02.2020[И] Судебное заседание
05.03.2020[И] Судебное заседание
12.03.2020[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.03.2020[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее