Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-13338/2021 от 19.04.2021

    Судья: Красильников Т.С.    Дело № 33а-13338/2021

    АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    Судебная коллегия по административным делам                            Московского областного суда

в составе: председательствующего Вороновой М.Н.,

судей Цыцаркиной С.И., Редченко Е.В.,

при секретаре Кехтер А.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 21 апреля 2021 года апелляционную жалобу Управлению Росреестра по Московской области на решение Истринского городского суда Московской области от 21 января 2021 года по делу по административному исковому заявлению Зориной Е. В. к Управлению Росреестра по Московской области о признании незаконным решения,

заслушав доклад судьи Цыцаркиной С.И.,

объяснения представителя Зориной Е.В. – по доверенности Салтыковой И.Л., представителя Управления Росреестра по Московской области – по доверенности Сорокина А.А.,

установила:

Зорина Е.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения № 50-0-1-296/3001/2020-2757-1 Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 30.09.2020 об отказе в государственном кадастровом учете объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>; обязании административного ответчика осуществить кадастровый учет.

В обосновании заявленных требований указала, что решением Истринского городского суда Московской области от 18.12.2019 за Зориной Е.В. были установлены границы земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: Московская область, Истринский район, д.Красновидово, д.71. на основании решения суда Зорина Е.В. обратилась в Управление Росреестра по Московской области с заявлением о государственном кадастровом учете в отношении указанного земельного участка. Однако ей было получено решение от 30.09.2020 №50-0-1-296/3001/2020-2757/1 об отказе во внесении в учет изменений объекта недвижимости. По мнению административного истца, оспариваемое решение Управления Росреестра по Московской области от 30.09.2020 №50-0-1-296/3001/2020-2757/1является незаконным, поскольку в целях осуществления кадастрового учета она представила вступившее в законную силу решение суда.

Решением Истринского городского суда Московской области от                       21 января 2021 года административный иск удовлетворен.

Решение Управления Росреестра по Московской области от 30.09.2020 №50-0-1-296/3001/2020-2757/1 об отказе в учете изменений объекта недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, по адресу: Московская область, Истринский район, д.Красновидово, <данные изъяты>, признано не соответствующим подп.5, подп.7 ст.31 и п.3 ст.58 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и не соответствующим требованиям ч.2 ст.13 ГПК РФ. На Управление Росреестра по Московской области судом возложена обязанность совершить действия по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права в отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, по адресу: Московская область, Истринский район, д.Красновидово, <данные изъяты>, в соответствии с решением Истринского городского суда Московской области от 18.12.2019 №2-3386/19.

В апелляционной жалобе Управление Росреестра по Московской области просит об отмене данного решения, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, ошибочную оценку фактических обстоятельств дела.

Лица, участвующие в деле, кроме представителя Зориной Е.В. – по доверенности Салтыковой И.Л., представителя Управления Росреестра по Московской области – по доверенности Сорокина А.А., в судебное заседание, не явились, о месте и времени апелляционного разбирательства извещены надлежащим образом; учитывая положения ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, выслушав явившихся представителей, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, судебная коллегия пришла к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

    В соответствии с ч. 7 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015                                    N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон № 218-ФЗ) государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

В силу части 1 статьи 16 Закона о кадастре кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего закона сведений об объекте недвижимости.

С заявлением о постановке земельного участка на кадастровый учет вправе обратиться собственник такого объекта недвижимости или любые иные лица (части 1 и 2 статьи 20 Закона о кадастре).

При этом в силу пункта 7 части 2 указанной выше статьи основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.

Межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках (ч. 1 ст. 22 Закона о регистрации).

Согласно ч. 10 ст. 22 указанного Федерального закона (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения) при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Согласно части 1 статьи 14 Закона государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 15 Закона о регистрации при осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав такой государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению собственника объекта недвижимости - при государственном кадастровом учете в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости.

В пункте 13 статьи 27 Закона о кадастре указано, что решение об отказе в осуществлении кадастрового учета может быть обжаловано в судебном порядке заявителем или его представителем, а также кадастровым инженером, подготовившим межевой план, технический план, акт обследования, представленные для осуществления кадастрового учета.

Из материалов дела усматривается, что решением Истринского городского суда Московской области от 18.12.2019 №2-3386/19 были установлены границы земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, по адресу: Московская область, Истринский район, д.Красновидово, <данные изъяты>, принадлежащего Зориной Е.В., данное решение вступило в законную силу.

18.02.2020 Зорина Е.В., в лице своего представителя Салтыковой И.Л., обратилась в Управление Росреестра по Московской области с заявлением о государственном кадастровом учете на объект недвижимости с кадастровымномером<данные изъяты>, расположенного по адресу: Московская область, Истринский район, д.Красновидово, <данные изъяты>; к заявлению прилагалось решение Истринского городского суда Московской области от 18.12.2019 года по гражданскому делу 2-3386/19, заявление и копия доверенности на представителя.

Уведомлением № 50-0-1-296/3001/2020-2757 от 21.02.2020государственный кадастровый учет был приостановлен по мотиву того, что с заявлением об осуществлении кадастрового учета обратилось ненадлежащие лицо; в приложенных документах отсутствует межевой план, оформленный в соответствии с требованиями Приказа Минэкономразвития России от 08.12.2015 года за № 921 (л.д. 11-14).

Уведомлением № 50-0-1-296/3001/2020-2757 от 30.09.2020 в осуществлении кадастрового учета отказано со ссылкой на те же основания что указаны были при приостановлении кадастрового учета (л.д. 16).

Согласно ч.2 ст.13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

    В силу требований п.5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество, не вправе давать правовую оценку вступившему в законную силу судебному акту, в резолютивной части которого содержится вывод о принадлежности имущества определенному лицу на вещном праве, о наличии обременения или ограничения права (абз.1 ч.5 ст.8.1 ГК РФ, ст.13 ГПК РФ, ст.16 АПК РФ). При рассмотрении спора о праве на имущество, зарегистрированном в государственном реестре, к участию в деле в качестве ответчика должно быть привлечено лицо, за которым зарегистрировано право на это имущество. В резолютивной части решения суда, являющегося основанием для внесения записи в государственный реестр, указывается на отсутствие или прекращение права ответчика, сведения о котором были внесены в государственный реестр.

    Между тем, регистрационный орган не принял во внимание указанные положения, а также п.5 ст.31 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» что в случае, если государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются по требованию судебного пристава-исполнителя на основании судебного акта, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав прекращаются только на основании судебного акта.

Разрешая возникший спор и удовлетворяя заявленные Зориной Е.В. требования, признавая оспариваемое истцом решение незаконным, суд первой инстанции исходил из того, что судебный акт является обязательным к исполнению для всех без исключения органов государственной власти и должностных лиц; межевой план с изменением границ земельного участка заявителем представлен быть не может поскольку последняя не является правообладателем указанного земельного участка, а собственник Илюхин В.С. в добровольном порядке этого не делает.

Судебная коллегия находит, что выводы суда сделаны с учетом положений действующего законодательства и разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам.

        При таких данных суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование Зориной Е.В. о признании незаконным решения административного ответчика от 30.09.2020 об отказе в учете изменений объекта недвижимости.

В качестве способа восстановления нарушенного права административного истца (п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ) суд первой инстанции в 3 абзаце резолютивной части решения суда возложил на административного ответчика обязанность повторно в установленном порядке совершить действия по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права в отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, по адресу: Московская область, Истринский район, д.Красновидово, <данные изъяты> в соответствии с решением Истринского городского суда Московской области от 18.12.2019 №2-3386/19.

Судебная коллегия считает возможным в этой части решение суда изменить, и исключить из абзаца 3 резолютивной части решения слова: «и государственной регистрации права», поскольку истец обращалась только с заявлением о государственном кадастровом учете.

            Доводы апелляционной жалобы Управления Росреестра по Московской области не опровергают правомерность обжалуемого судебного акта, поскольку направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, представленных доказательств, подлежащих применению к возникшим правоотношениям норм материального права и выводов суда.

Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Истринского городского суда Московской области от 21 января 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Росреестра по Московской области – без удовлетворения.

Исключить из абзаца 3 резолютивной части решения слова: «и государственной регистрации права».

Кассационная жалоба может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи

33а-13338/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Зорина Е.В.
Ответчики
Управление Росреестра по МО
Суд
Московский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--mo.sudrf.ru
21.04.2021Судебное заседание
01.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.06.2021Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее