Дело № 2-99/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес> Смоленской области 26 января 2016 года
Ярцевский городской суд Смоленской области в составе председательствующего судьи Царьковой И.В.,при секретаре Мигалевой М.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Главного управления «Государственная жилищная инспекция Смоленской области» к Бояринцеву А.В. о признании решений, принятых <нет данных> общим собранием собственников помещений многоквартирного <адрес> в <адрес> незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Главное управление «Государственная жилищная инспекция Смоленской области» (далее – Госжилинспекция) обратилось в суд с исковым заявлением к Бояринцеву А.В. о признании решений, принятых общим собранием собственников помещений многоквартирного <адрес> в <адрес>, незаконными.
В обоснование заявленных требований истец указал, что <нет данных> в его адрес поступило обращение собственника муниципальных помещений многоквартирного <адрес> в <адрес> Смоленской области от Администрации муниципального образования «<адрес>» Смоленской области по вопросу проведения проверки законности проведенного общего собрания собственников помещений в многоквартирном <адрес> в <адрес> Смоленской области и выборе управляющей организации ООО «УК Твой Дом». Из обращения следует, что в собственности Администрации МО «<адрес>» Смоленской области находится муниципальное имущество семь квартир общей площадью <данные изъяты> кв.м. (л.д.7). Инициатором проведенного общего собрания в вышеуказанном многоквартирном доме выступил ответчик – собственник квартиры в данном многоквартирном доме. В результате проведенной внеплановой документарной проверки и анализа представленных документов истцом установлены нарушения требований действующего жилищного законодательства Российской Федерации, в частности части 3 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации (отсутствие кворума общего собрания) и части 5.1. статьи 48 Жилищного кодекса Российской Федерации (полнота сведений при заполнении решения собственника, участвовавшего в очном голосовании).
В связи с чем, истец просит суд признать незаконными решения, принятые на общем собрании собственников помещений многоквартирного <адрес> в <адрес> Смоленской области (протокол общего собрания собственников помещений от <нет данных>).
В судебное заседание истец не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом. В письменном ходатайстве просил рассмотреть дело в его отсутствие, требования, изложенные в исковом заявлении поддержал, просил удовлетворить по имеющимся в материалах дела документа, просил учесть, что в голосовании принимали участие не только собственники, голосовали большей площадью (л.д.153).
Ответчик Бояринцев А.В. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д.136,157-158).
Представитель третьего лица - Администрации муниципального образования «Ярцевское городское поселение» <адрес> Смоленской области Пушенков А.В. в судебное заседание не явился. Просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д.159).
Представитель третьего лица ООО «УК Твой Дом» Матюхов Д.П. считает необходимым в требованиях истца отказать. Проверка проводилась не по заявлению собственника. Кроме того, истец, не проверив полномочия собственников в полном объеме, делает выводы об отсутствии кворума. Граждане заключили уже договора управления и желают, чтобы управляющей организацией была ООО «УК Твой Дом».
Суд, с учетом мнения участвующих в деле лиц, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, выслушав представителя третьего лица ООО «УК Твой Дом», оценив относимость, допустимость и достоверность каждого из представленных доказательств, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
На основании статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится выбор способа управления многоквартирным домом.
В силу статьи 44.1 Жилищного кодекса Российской Федерации Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может проводиться посредством очного голосования (совместного присутствия собственников помещений в данном доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование); заочного голосования (опросным путем или с использованием системы в соответствии со статьей 47.1 настоящего Кодекса); очно-заочного голосования.
В соответствии с частями 2, 3, 7 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации проводимые помимо годового общего собрания общие собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются внеочередными. Внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе любого из данных собственников.
Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов. При отсутствии кворума для проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть проведено повторное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме.
Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе управляющей организации, осуществляющей управление данным многоквартирным домом по договору управления.
На основании статьи 47 Жилищного кодекса российской Федерации в случае, если при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме путем совместного присутствия собственников помещений в данном доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование, такое общее собрание не имело указанного в части 3 статьи 45 настоящего Кодекса кворума, в дальнейшем решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме с такой же повесткой могут быть приняты путем проведения заочного голосования (опросным путем) (передачи в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование).
Принявшими участие в общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, проводимом в форме заочного голосования (опросным путем), считаются собственники помещений в данном доме, решения которых получены до даты окончания их приема.
Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть проведено посредством очно-заосного голосования, предусматривающего возможность очного обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование, а также возможность передачи решений собственников в установленный срок в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Из части 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с абзацем 4 пункта 5.7 Положения о Главном управлении «Государственная жилищная инспекция Смоленской области», утвержденного Постановлением Администрации Смоленской области от <нет данных> №, государственные жилищные инспектора Смоленской области при осуществлении полномочий по государственному жилищному надзору имеют право по заявлениям собственников помещений в многоквартирном доме проверять правомерность принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья, соответствие устава товарищества собственников жиль, внесенных в устав изменений требованиям законодательства Российской Федерации, правомерность избрания общим собранием членов товарищества собственников жилья председателя правления товарищества и других членов правления товарищества, правомерность принятия собственниками помещений в многоквартирном доме на общем собрании таких собственников решения о выборе юридического лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом, в целях заключения с управляющей организацией договора управления многоквартирным домом в соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, правомерность утверждения условий этого договора и его заключения.
Как следует из протокола внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес> форме заочного голосования от <нет данных>, на собрании приняты следующие решения: избраны председатель собрания, секретарь собрания, счетная комиссия, утвержден порядок распределения голосов собственников, выбрана управляющая организация ООО «УК Твой Дом» с <нет данных>, заключение договора на управление и содержание общего имущества собственников помещений многоквартирного дома, утвержден экономически обоснованный тариф, порядок уведомления собственников помещений о принятых общим собранием решениях и о проведении последующих собраний путем размещения объявлений на доске объявлений каждого подъезда, утвержден порядок оформления и места хранения протокола общего собрания (л.д.56).
Судом установлено, что <нет данных> администрация МО «<адрес>» Смоленской области, как собственник муниципальных помещений <адрес> Смоленской области, обратилась к истцу с просьбой проверить законность проведения общего собрания собственников помещений многоквартирного <адрес> в <адрес> Смоленской области, в связи с тем, что в данном многоквартирном доме имеется муниципальное имущество семь квартир общей площадью <данные изъяты> кв.м. (л.д.7).
Приказами Госжилинспекции №/ИП от <нет данных> и №/ИП от <нет данных> назначена внеплановая документарная и выездная проверка по обращению собственника муниципальных помещений Администрации муниципального образования «<адрес>» Смоленской области о правомерности принятия собственниками помещений в многоквартирном <адрес> в <адрес> на общем собрании таких собственников решения о выборе новой управляющей организации ООО «УК Твой Дом», а также о заключении с данной организацией договора управления, содержания и ремонта общего имущества в вышеуказанном многоквартирном доме в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации. Уполномоченными лицами на проведение данной проверки назначены начальник отдела по надзору за выбором способа управления и раскрытием информации КДВ и ведущий специалист отдела по надзору за выбором способа управления и раскрытием информации ШАА. (л.д.8,10).
На основании запроса Госжилинспекции № от<нет данных> (л.д.9), Генеральным директором ООО «УК Твой Дом» БСС. были представлены истребованные истцом копии документов, уведомление о проведении общего собрания собственников помещений многоквартирного <адрес> в <адрес> Смоленской области; протокол общего собрания собственников помещений в форме заочного голосования, бюллетени (решения) голосования собственников многоквартирного <адрес> в <адрес> Смоленской области, уведомление об итогах проведения общего собрания собственников помещений вышеуказанного многоквартирного дома; договора управления многоквартирного дома, заявление о внесении изменений в реестр лицензии, уведомление о начале деятельности по управлению многоквартирным домом № по <адрес> в <адрес> Смоленской области (л.д.11-124).
Из акта проверки № от <нет данных> следует, что проведена внеплановая документарная и выездная проверка, в результате которой выявлено, что при проведении общего собрания собственниками помещений в многоквартирном <адрес> в <адрес> Смоленской области нарушены требования действующего жилищного законодательства Российской Федерации, в частности части 3 статьи 45 Жилищного кодека Российской Федерации (отсутствие кворума общего собрания), части 5.1. статьи 48 Жилищного кодекса Российской Федерации (полнота сведений при заполнении решения собственника, участвовавшего в очном голосовании) (л.д.126-127). Акт проверки подписан КДВ и ШАА.
Из материалов дела усматривается, что инициатором общего собрания собственников помещений многоквартирного <адрес> в <адрес> Смоленской области является собственник жилого помещения спорного многоквартирного дома, ответчик Бояринцев А.В. (л.д.55 об.сторона).
Заявляя требование о признании незаконными решений, принятых на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома, истец ссылается на те обстоятельства, что при проведении общего собрания собственников помещений нарушены требования части 3 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации, части 5.1. статьи 48 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, суд не может признать такие обстоятельства основанием для признания решений, принятых на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома, незаконными.
Так, исходя из анализа вышеприведенных правовых норм, следует вывод о том, что проверка правомерности принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решений может проводиться исключительно по заявлениям собственников помещений в многоквартирном доме.
Как указала Госжилинспекция в своем иске, что в ее адрес поступило обращение собственника муниципальных помещений <адрес> в <адрес> Смоленской области (администрации муниципального образования «<адрес>» Смоленской области) по вопросу проведения проверки законности проведенного общего собрания собственников помещений в спорном доме.
Однако, до проведения проверки, а также в ходе проведения проверки истцом не истребованы сведения, подтверждающие право собственности Администрации муниципального образования «<адрес>» Смоленской области на муниципальное имущество.
По запросу суда из Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии поступили сведения о том, что в Едином государственном реестре отсутствует запись о регистрации муниципальной собственности на квартиры, расположенные по адресу: Смоленская область, <адрес> (л.д.152).
Таким образом, проверка Госжилинспекцией проведена не по заявлению собственника, и это обстоятельство ставит под сомнение обоснованность ее выводов о допущенных нарушениях.
Ссылки истца на невозможность истребовать сведения о собственниках помещений в <адрес> в <адрес> Смоленской области, несостоятельны, поскольку в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, абзаца 1 пункта 5.7. Положения о Главном управлении «Государственная жилищная инспекция Смоленской области», утвержденного Постановлением Администрации Смоленской области от <нет данных> № государственные жилищные инспектора Смоленской области при осуществлении полномочий по государственному жилищному надзору имеют право запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения обязательных требований.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что <нет данных> проведено внеочередное общее собрание собственников жилых помещений многоквартирного <адрес> в <адрес> Смоленской области в форме очного голосования. В связи с отсутствием кворума на общем собрании собственников помещений было принято решение о проведении собрания собственников помещений многоквартирного <адрес> в <адрес> Смоленской области в форме заочного голосования с <нет данных> (л.д.55-56), по итогам которого собственниками жилых помещений спорного многоквартирного дома принято решение о выборе в качестве управляющей организации с <нет данных> ООО «УК Твой Дом».
Истцом в ходе проведения внеплановой документарной и выездной проверки, а также из анализа изученных документов выявлено, что при проведении общего собрания собственников помещений многоквартирного <адрес> в <адрес> Смоленской области нарушены требования части 5.1. статьи 48 Жилищного кодекса Российской Федерации (полнота сведений при заполнении решения собственника, участвовавшего в очном голосовании).
Однако, исходя из представленных в материалы дела доказательств следует, что общее собрание собственников помещений проводилось посредством очного и заочного голосования, что истцом не оспаривается.
Суд также приходит к выводу, что доводы истца о нарушениях при заполнении решений (бюллетеней) собственников помещений, проверка которых выявила отсутствие кворума на общем собрании из-за отсутствия надлежащего указания реквизитов необходимых правоустанавливающих документов, подтверждающих право собственности, не могут быть приняты судом во внимание и служить основанием для признания принятых решений незаконными, поскольку указание в решении (бюллетени) подтверждающего правоустанавливающего документа, а именно договора, само по себе не является основанием для признания решения незаконным, так как не опровергает принадлежности право собственности его правообладателю, а также составление названных документов не предусмотрено жилищных законодательством, вследствие чего правового значения они не имеют.
Кроме того, в обоснование своих доводов об отсутствии кворума истец, ссылаясь на сведения из Росреестра о собственниках помещений, не представил их суду, утверждая при этом, что не все голосовавшие на общем собрании являются собственниками помещений, а также на то, что голосовали большими площадями, чем те, на которые имеют право собственности.
Суд не принимает указанных доводов истца, поскольку никаких подтверждающих указанные обстоятельства сведений суду не представлено.
Истец также в обоснование своих доводов ссылается на тот факт, что им, помимо документарной проверки проведена выездная проверка, в результате которой, как указывает истец, собственники квартир № участие в голосовании не принимали.
В подтверждение своего довода истцом представлен письменный опрос собственников в <адрес>. Суд не может считать представленный опрос надлежащим доказательством по делу, поскольку из него не усматривается, когда проводился опрос, какие вопросы были поставлены перед собственниками. Кроме того, в акте проверки нет указаний на приложения, каким мог быть указанный опрос.
Между тем, в деле имеется бюллетени, заполненные собственником № ТНФ. и № ГПП Не доверять сведениям, изложенным в них, у суда оснований не имеется.
Выводы суда в этой части также подтверждаются тем обстоятельством, что собственники указанных квартир <нет данных> заключили договор на управление многоквартирным домом с ООО «УК Твой Дом» (л.д.76,123).
Оспаривая наличие кворума на общем собрании собственников многоквартирного <адрес> в <адрес> Смоленской области – <данные изъяты>%, истец не представил в судебное заседание убедительных и неопровержимых доказательств того, что голосовали на общем собрании не собственники помещений и что принятые решения не были волеизъявлением собственников.
По мнению суда, данные обстоятельства, с учетом того, что за время, прошедшее с момента проведения общего собрания до обращения истца в суд, а также во время судебного разбирательства не поступило ни одного обращения от собственников многоквартирного <адрес> в <адрес> Смоленской области в Госжилинспекцию с жалобами на незаконность избрания управляющей организации ООО «УК Твой Дом», свидетельствует о том, что нарушений прав собственников, которые являлись бы существенными при проведении общего собрания собственников помещений в спорном многоквартирном доме, не установлено.
Из буквального толкования части 6 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что суд вправе оставить в силе обжалуемое решение, если допущенные при голосовании нарушения не являются существенными и принятое решение не повлекло за собой причинение убытков собственнику.
При таком положении, суд не имеет оснований для удовлетворения заявленных истцом исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 194 -198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Главного управления «Государственная жилищная инспекция Смоленской области» к Бояринцеву А. В. о признании решений, принятых <нет данных> общим собранием собственников помещений многоквартирного <адрес> в <адрес> Смоленской области, незаконными – отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Смоленский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ярцевский городской суд Смоленской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья И.В.Царькова
Мотивированное решение изготовлено <нет данных>
(30-<нет данных> выходные дни)