Р Е Ш Е Н И Е № 2-557/2017
Именем Российской Федерации
с. Омутинское «25» октября 2017 года
Омутинский районный суд Тюменской области в составе:
председательствующего судьи Корлюк Н.И.,
при секретаре судебного заседания Соловьевой Е.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-557/2017 по исковому заявлению акционерного общества «Фармация» к Куликовой Д.В. о взыскании ущерба,
У С Т А Н О В И Л:
Акционерное общество «Фармация» обратилось в Омутинский районный суд Тюменской области с иском к Куликовой Д.В. о взыскании ущерба в размере 225 991 рубль 22 копейки, мотивируя свои требования тем, что 12 февраля 2014 года между АО «Фармация» и Куликовой Д.В. был заключен агентский договор №, согласно которому Куликова Д.В. обязалась по поручению АО «Фармация» от его имени и за его счет, за вознаграждение доставлять и передавать частным лицам (по их заказу) лекарственные средства.
В соответствии с п. 2.4 агентского договора Куликова Д.В. несет полною ответственность за сохранность переданного ей товара, в размере стоимости товара, а также за полученные от частных лиц за товар денежные средства.
Проведенной 13 декабря 2016 года проверкой выявлена недостача товарно-материальных ценностей на сумму 232 991 рубль 22 копейки, что подтверждается актом инвентаризации и инвентаризационной описью от 13.12.2016 года.
Вина по возникшей недостаче товарно-материальных ценностей признается Куликовой Д.В. в полном объеме, сумма причиненного ущерба ей не оспаривается.
14.02.2017 года между АО «Фармация» и Куликовой Д.В. заключено соглашение о возмещении ущерба, согласно которому Куликова Д.В. обязалась в добровольном порядке выплатить сумму 232 991 рубль 22 копейки в срок до 12.02.2020 года.
17.04.2017 года Куликовой Д.В. была внесена в кассу сумма в размере 5 000 рублей и 29.05.2017 года 2 000 рублей, что подтверждено приходными кассовыми ордерами № и №.
Сумма задолженности составляет 225 991 рубль 22 копейки.
Просит суд взыскать с Куликовой Д.В. в пользу АО «Фармация» сумму причиненного ущерба в размере 225 991 рубль 22 копейки и судебные издержки.
В судебном заседании представитель АО «Фармация» Шкамлотова Н.А., действующая на основании прав по доверенности, уменьшила исковые требования к Куликовой Д.В., просит суд взыскать с ответчика 214 691 рубль 66 копеек с учетом 5% суммы (11 299 рублей 56 копеек), причитающаяся Куликовой Д.В. по агентскому договору комиссионного вознаграждения агента, и расходы по уплате государственной пошлины при подаче иска в суд, сославшись на доводы изложенные в исковом заявлении.
Ответчик Куликова Д.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, предоставила суду письменное заявление о рассмотрении дела без ее участия, иск не признает, в письменных возражениях ссылается на то, что к данным правоотношениям применимо трудовое законодательство, трудовой договор с ней не заключался, не согласна с выводами ревизии, соглашения о возмещении ущерба не писала, доказательств ее виновности, нет.
Заслушав представителя истца АО «Фармация» Шкамлотову Н.А., исследовав материалы дела, и доказательства предоставленные сторонами, в их совокупности, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования АО «Фармация», по следующим основаниям:
В соответствии с п. 1 ст. 1005 ГК РФ, по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.
По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.
В соответствии со ст. 1006 ГК РФ, принципал обязан уплатить агенту вознаграждение в размере и в порядке, установленных в агентском договоре.
В соответствии с п. 1 ст. 1008 ГК РФ, в ходе исполнения агентского договора агент обязан представлять принципалу отчеты в порядке и в сроки, которые предусмотрены договором. При отсутствии в договоре соответствующих условий отчеты представляются агентом по мере исполнения им договора либо по окончании действия договора.
В соответствии со ст. 1011 ГК РФ, к отношениям, вытекающим из агентского договора, соответственно применяются правила, предусмотренные главой 49 или главой 51 настоящего Кодекса, в зависимости от того, действует агент по условиям этого договора от имени принципала или от своего имени, если эти правила не противоречат положениям настоящей главы или существу агентского договора.
Судом установлено, 12 февраля 2014 года между Открытым акционерным обществом «Фармация» в лице Шкамлотовой Н.А. и Куликовой Д.В. был заключен агентский договор №, предметом которого являлось оказание агентом от имени и за счет Принципала услуг принципалу по доставке и передаче частным лицам (по заказу) лекарственных средств (п. 1.1. договора) (л.д.20).
По условиям договора, (п.3.1) истец в целях обеспечения возможности исполнения ответчиком обязанностей по договору должен был передавать ответчику для доставки Товар со всеми сопроводительными документами в месте нахождения своего обособленного подразделения – аптеки по адресу указанному в п.2.3 настоящего договора.
Агент должен был доставлять и передавать товар частным лицам по их заказам по ценам, установленным Принципалом и указанным в накладных, забирать денежные средства, причитающиеся Принципалу за Товар и сдавать их последнему.
Агент обязуется вести учет, предоставлять Принципалу или его представителю (аптеку №) отчет о ходе исполнения настоящего Агентского договора не реже одного раза в месяц.
Также в соответствии с условиями Агентского договора, Агент обязуется сдавать Принципалу или его представителю (аптеку №), расположенную по адресу: <адрес>, денежные средства, полученные за Товар от частных лиц.
Размер ежемесячного вознаграждения Агента 5-10% от общей суммы доставленного частным лицам товара за месяц, не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, но после сдачи денежных средств полученных от частных лиц в аптеку.
В соответствии с п. 2.4 агентского договора Куликова Д.В. несет полною ответственность за сохранность переданного ей товара, в размере стоимости товара, а также за полученные от частных лиц за товар денежные средства.
Агентский договор был заключен сроком до 31 декабря 2014 года. Если за один месяц до истечения срока действия договора ни одна из сторон не заявит о его расторжении, договор считается продленным на каждый последующий календарный год.
Удовлетворяя исковые требования, суд исходит из того, что договор на прекратил сове действие, так как ни одна из сторон не заявила и не предоставила суду доказательств о его расторжении.
По данному агентскому договору Куликова Д.И. не отчиталась перед истцом о полученных товарно-материальных ценностях, что подтверждено результатами инвентаризации, проведенной 13 декабря 2016 года, при которой присутствовала Куликова Д.В., и в ходе которой выявлена недостача товарно-материальных ценностей на сумму 232 991 рубль 22 копейки, данными акта инвентаризации и инвентаризационной описью от 13.12.2016 года (л.д.9,11-18).
Инвентаризация товарно-материальных ценностей произведена на основании приказа №а от 13.12.2016 года (л.д.8), с которым ознакомлена Куликова Д.И. по расписку (л.д.10).
14.02.2017 года между АО «Фармация» и Куликовой Д.В. заключено соглашение о возмещении ущерба, согласно которому Куликова Д.В. обязалась в добровольном порядке выплатить сумму 232 991 рубль 22 копейки в срок до 12.02.2020 года (л.д.21-22).
17.04.2017 года Куликовой Д.В. была внесена в кассу сумма в размере 5 000 рублей и 29.05.2017 года 2 000 рублей, что подтверждено приходными кассовыми ордерами № и № (л.д.23-24).
Согласно расчету истца, размер задолженности ответчика, составляет 214 691 рубль 66 копеек, что представляет собой разницу между выявленной недостачей товарно-материальных ценностей и суммой причитающегося Куликовой Д.В. по агентскому договору комиссионного вознаграждения агента (5% от суммы недостачи 11 299 рублей 56 копеек).
Доводы Куликовой Д.В. в письменном возражении о том, что она не давала согласие на выплату недостачи, не состоятельны, они не подтверждаются, а опровергаются предоставленным истцом письменным соглашением от имени Куликовой Д.АВ. от 10.02.2017 года (л.д.27).
Доводы ответчика Куликовой Д.В. изложенные в письменном возражении о том, что к данным правоотношениям применимо трудовое законодательство, не состоятельны по следующим основаниям:
Трудовые отношения регулируются нормами Трудового Кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ).
В соответствии со ст. 15 ТК РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Согласно ст. 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом. Трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.
Трудовым договором в силу ст. 56 ТК РФ, является соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Сторонами трудового договора являются работодатель и работник.
Трудовая функция работника, определяется содержанием трудового договора в соответствии с ч. 1 ст. 57 ТК РФ.
Исходя из совокупного толкования вышеназванных норм трудового права, следует, что к характерным признакам трудового правоотношения относятся: личный характер прав и обязанностей работника; обязанность работника выполнять определенную, заранее обусловленную трудовую функцию; подчинение работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда; возмездный характер (оплата производится за труд).
Гражданско-правовые отношения регулируются положениями Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В соответствии со ст. ст. 420, 421 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 422 настоящего Кодекса).
В силу ч. 1 ст. 19.1 ТК РФ признание отношений, возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми отношениями может осуществляться: лицом, использующим личный труд и являющимся заказчиком по указанному договору, на основании письменного заявления физического лица, являющегося исполнителем по указанному договору, и (или) не обжалованного в суд в установленном порядке предписания государственного инспектора труда об устранении нарушения ч. 2 ст. 15 настоящего Кодекса; судом в случае, если физическое лицо, являющееся исполнителем по указанному договору, обратилось непосредственно в суд, или по материалам (документам), направленными государственной инспекцией труда, иными органами и лицами, обладающими необходимыми для этого полномочиями в соответствии с федеральными законами.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абз. 3 п. 8 и в п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, если между сторонами заключен договор гражданско-правового характера, однако в ходе судебного разбирательства будет установлено, что этим договором фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям в силу ч. 4 ст. 11 ТК РФ должны применяться положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права. Если трудовой договор не был оформлен надлежащим образом, однако работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного представителя, то трудовой договор считается заключенным и работодатель (или его уполномоченный представитель) обязан не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения к работе оформить трудовой договор в письменной форме (ч. 2 ст. 67 ТК РФ).
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Ответчик является юридическим лицом, субъектом гражданских правоотношений, в силу ст. 9 ГК РФ вправе по своему усмотрению осуществлять принадлежащие ему гражданские права.
В соответствии со ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Заключение гражданско-правовых договоров между юридическим лицом и гражданином законом не запрещено. Предметом таких договоров может являться выполнение гражданином для юридического лица определенного задания (заказа, поручения), то есть конкретного, конечного объема работ или услуг. Такие отношения регулируются соответствующими нормами гражданского законодательства.
Судом установлено, что ответчик оказывала за вознаграждение по поручению истца услуги на основании агентского договора №, в соответствии с которым Куликова Д.В. (Агент) обязалась за вознаграждение совершать по поручению АО «Фармация» доставку и передачу частным лицам (по заказу) лекарственных средств, предоставлять Принципалу или его представителю отчет о ходе исполнения настоящего Агентского договора не реже одного раза в месяц, сдавать Принципалу или его представителю денежные средства, полученные за Товар от частных лиц, нести полною ответственность за сохранность переданного ей товара, в размере стоимости товара, а также за полученные от частных лиц за товар денежные средства.
Агентским договором № от 12.02.2014 года определены его существенные условия, которые ответчик ни в момент подписания договора, ни в последующем в установленном законом порядке не оспаривал. Предмет данного договора совпадает с понятием договора агентирования, приведенном в ст. 1005 ГК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 1005 ГК РФ по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.
В силу ст. 1006 ГК РФ принципал обязан уплатить агенту вознаграждение в размере и в порядке, установленных в агентском договоре.
Согласно пунктам 1. 2 ст. 1008 ГК РФ в ходе исполнения агентского договора агент обязан представлять принципалу отчеты, в порядке и в сроки которые предусмотрены договором (п.2.2. Договора).
Разделом 4 Агентского договора установлены условия оплаты вознаграждения Агента, которое рассчитывается в срок до 10 числа календарного месяца предшествующего отчетному периоду, но после сдачи денежных средств полученных от частных лиц в аптеку.
Разрешая спор по существу, суд пришел к выводу о том, что заключенный между сторонами агентский договор не обладает признаками трудового договора и не позволяет прийти к выводу о возникновении между сторонами трудовых отношений, в связи с чем, указанные ответчиком Куликовой Д.В. доводы в возражении, нельзя признать обоснованными.
Суд, проанализировав условия заключенного между сторонами агентского договора, оценив представленные по делу письменные доказательства и объяснения сторон, установил, что кадровых решений в отношении ответчика Куликовой Д.В. истцом АО «Фармация» не принималось, заявлений о приеме на работу и об увольнении ответчик истцу не писал, приказ о приеме истца на работу и об увольнении истцом не издавался, трудовая книжка не оформлялась, трудовой договор не заключался, с правилами внутреннего трудового распорядка, должностной инструкцией и локальными актами, регулирующими оплату труд а, истец ответчика не знакомил, оплачиваемые отпуска и иные социальные гарантии ответчику не предоставлялись, вознаграждение выплачивалось ответчику один раз в месяц в порядке, предусмотренном агентским договором.
При указанных обстоятельствах суд пришел выводу о том, что отношения между сторонами носят гражданско-правовой характер, оснований признавать отношения, возникшие между сторонами на основании агентского договора, трудовыми судом не установлено, следовательно, оснований для удовлетворения требований ответчика не имеется.
Доводы ответчика Куликовой Д.В. о наличии в агентском договоре признаков трудовых отношений суд считает необоснованными, полагая, что в нем не содержится условий о личном выполнении ей за плату конкретной трудовой функции и иных существенных условий трудового договора, установленных ст. 57 ТК РФ.
Суд приходит к выводу о зачете АО «Фармация» 2730 рублей 00 копеек, расходов за подачу заявления о выдаче судебного приказа, что подтверждено данными определения мирового судьи об отмене судебного приказа и данными платежного поручения об уплате государственной пошлины (л.д.6,25). Кроме того, согласного платежного поручения АО «Фармация» оплатило государственную пошлину в размере 2730 рублей 00 копеек (л.д.7).
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, к которым относятся и расходы по уплате госпошлины, с учетом пропорционально удовлетворенной части иска, в сумме 5346 рублей 91 копейка.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 98 ГПК РФ, суд-
Р Е Ш И Л:
Иск Акционерного общества «Фармация» к Куликовой Д.В., удовлетворить.
Взыскать с Куликовой Д.В. в пользу акционерного общества «Фармация» в возмещение причиненного ущерба 214 691 (двести четырнадцать тысяч шестьсот девяносто один) 66 копеек и 5 346 (пять тысяч триста сорок шесть) рублей 91 копейка в возмещение расходов по оплате государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Тюменский областной суд через Омутинский районный суд в течение одного месяца со дня его вынесения.
Председательствующий судья Н.И. Корлюк