Дело № 2а-2030/2020
УИД: 63RS0040-01-2017-001760-64
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 августа 2020 года г. Самара
Судья Железнодорожного районного суда г. Самара Дудова Е.И.,
при помощнике судьи Апудиной Т.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2030/20 по административному иску Сергеевой <данные изъяты>, Сергеева <данные изъяты> к Министерству здравоохранения Самарской области, Территориальному органу Росздравнадзора по Самарской области, Прокуратуре Самарской области о признании лицензий незаконными, аннулировании лицензий, обязании вынести предписание, произвести прокурорское реагирование,
УСТАНОВИЛ:
Сергеева Н.Н. и Сергеев В.К. обратились в Октябрьский районный суд г. Самара с исковым заявлением к Министерству здравоохранения Самарской области, Территориальному органу Росздравнадзора по Самарской области, Прокуратуре Самарской области о признании лицензий незаконными, аннулировании лицензий, обязании вынести предписание, произвести прокурорское реагирование. Заявленные требования истцы мотивировали тем, что они являлись потребителями медицинских услуг, Сергеева Н.Н. в качестве пациента, а Сергеев В.К. в качестве заказчика платных услуг в интересах супруги Сергеевой Н.Н. Истцы обратились в многопрофильную клинику медицинского университета «Реавиз» по адресу: г.Самара, Октябрьский район, ул.Советской Армии, д.243А. Договор от 04.04.2017 с МУ «Реавиз» на оказание платных медицинских услуг и все финансовые и медицинские документы осуществлялись по адресу: г.Самара, ул.Советской Армии, 243. Вместе с тем, адрес МУ «Реавиз»: г.Самара, ул.Советской Армии, 243, указанный в лицензиях Минздрава по Самарской области №ЛО-63-01-003609 от 25.03.2016 и №ЛО-63-01-005358 от 05.12.2019 не соответствует почтовому адресу МУ «Реавиз»: г.Самара, ул.Советской Армии, д.243А. В связи с чем, истцы считают, что МУ «Реавиз» ведет коммерческую медицинскую деятельность по адресу, не разрешенному указанными лицензиями. По факту нарушения МУ «Реавиз» лицензируемой медицинской деятельности истцы неоднократно обращались в Минздрав Самарской области, ТО Росздравнадзор по Самарской области.
На основании изложенного, Сергеева Н.Н. и Сергеев В.К. просили суд признать лицензии №ЛО-63-01-003609 от 25.03.2016 и №ЛО-63-01-005358 от 05.12.2019, выданные Министерством здравоохранения Самарской области МУ «Реавиз» незаконными, не соответствующими медицинской деятельности МУ «Реавиз» по адресу: г.Самара, ул.Советской Армии, д.243А. Обязать Минздрав Самарской области аннулировать лицензии №ЛО-63-01-003609 от 25.03.2016 и №ЛО-63-01-005358 от 05.12.2019, оформленные МУ «Реавиз» в нарушение требований ч.ч.1,2 ст.18 ФЗ №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» на ведение медицинской деятельности не по адресу действительного местонахождения МУ «Реавиз». Обязать ТО Росздравнадзор по Самарской области выписать предписание МУ «Реавиз» на запрещение ведения медицинской деятельности по адресу, не указанному в лицензии и на переоформление лицензии на ведение медицинской деятельности в соответствии с требованиями ч.ч.1,2 ст.18 ФЗ №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» на ведение медицинской деятельности не по адресу действительного местонахождения МУ «Реавиз». Обязать прокуратуру Самарской области на прокурорское реагирование с проведением необходимых оперативно-следственных мероприятий по допущению ведения незаконной коммерческой медицинской деятельности МУ «Реавиз» не по адресу действительного расположения.
25.06.2020 года Октябрьским районным судом г.Самары вынесено определение о переходе к рассмотрению гражданского дела №2-2050/20 по иску Сергеевой <данные изъяты>, Сергеева <данные изъяты> к Минздравнадзору Самарской области, ТО Росздравнадзора по Самарской области, Прокуратуре Самарской области по правилам административного судопроизводства и передаче дела для рассмотрения по подсудности в Железнодорожный районный суд г. Самара.
При рассмотрении данного административного дела в Железнодорожном районном суде г.Самара к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен МУ «Реавиз» (полное наименование - Частное учреждение образовательная организация высшего образования «Медицинский университет «Реавиз»).
Административные истцы Сергеева Н.Н. и Сергеев В.К. в судебном заседании административные исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просили удовлетворить.
Представитель административного ответчика Министерства здравоохранения Самарской области по доверенности Будаев А.А. в судебном заседании исковые требования не признал по указанным в письменном отзыве основаниям. Пояснил, что лицензия предоставлена МУ «Реавиз» по адресу: г.Самара, ул.Советской Армии, 243 в рамках переоформления имеющейся лицензии от 2016 года. Лицензия выдана МУ «Реавиз» на основании правоустанавливающих документов.
В судебном заседании представитель административного ответчика ТО Росздравнадзора по Самарской области по доверенности Рамазанова Э.М. исковые требования не признала по указанным в письменных возражениях основаниям, просила в удовлетворении административного иска отказать.
Представитель административного ответчика Прокуратуры Самарской области по доверенности Валюткина С.Ш. в судебном заседании административные исковые требования не признала по указанным в письменных возражениях основаниям, пояснила, что прокуратурой рассматривались обращения истцов, проводилась проверка, на место выходил помощник прокурора по ул. Советской Армии, 243, и им было установлено, что по указанному адресу на основании лицензии МУ «Реавиз» осуществляет свою деятельность. По результатам проверки нарушений не установили, оснований для реагирования не имелось. Просила в иске отказать.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица МУ «Реавиз» по доверенности Фроловский Н.Г. исковые требования истцов не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Пояснил, что лицензия МУ «Реавиз» выдана на основании правоустанавливающих документов, где указано, что объекты недвижимости расположены по адресу: г.Самара, ул.Советской Армия, 243.
Выслушав участников процесса, изучив материалы административного дела, суд полагает, что административное исковое заявление удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Решением Промышленного районного суда г. Самары от 11.10.2018 года по гражданскому делу № 2-896/18 по иску Сергеевой <данные изъяты>, Сергеева <данные изъяты> к ЧУООВО «Медицинский университет «Реавиз» о расторжении договора об оказании медицинских услуг, взыскании денежных средств, компенсации морального вреда, исковые требования истцов оставлены без удовлетворения. Решение вступило в законную силу 10.01.2019 года.
Данным решением установлено, что 04.04.2017 между Сергеевой Н.Н. (заказчик) и ЧУООВО «МУ «Реавиз» (исполнитель) был заключен договор № оказания платных медицинских услуг. В рамках данного договора ФИО1 были оказаны разовые платные медицинские услуги ЧУООВО «МУ «Реавиз».
В силу положений п. 2 ст. 3 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ "О лицензировании" лицензия – это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
В соответствии с п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензированию подлежит медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково").
Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.04.2012 №291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")» вместе с «Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")»).
В силу пп. «а» п. 4 Положения лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности, являются наличие зданий, строений, сооружений и (или) помещений, принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и отвечающих установленным требованиям.
Из материалов дела следует, что МУ «Реавиз» владеет на праве собственности нежилым помещением<данные изъяты> по адресу: г. Самара, ул. Советской Армии, д. 243 <данные изъяты>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 26.11.2015 (повторное, взамен свидетельства от 09.07.2014) (л.д.120 т.3), а также Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (л.д. 159-162 т. 3).
Также, на основании договора <данные изъяты> аренды нежилого помещения от 14.04.2014, Департаментом управления имуществом г.о.Самара (Арендодатель) предоставлено МУ «Реавиз» (Арендатор) во временное пользование нежилое помещение по адресу: г.Самара, Октябрьский район, ул.Советской Армии, дом №243 в целях размещения административных помещений. <данные изъяты>
Согласно договору аренды №з от 12.08.2019, Департаментом управления имуществом г.о.Самара (Арендодатель) предоставлен в аренду МУ «Реавиз» (Арендатор) земельный участок, расположенный по адресу: г.Самара, Октябрьский район, ул.Советской Армии, д.243, кадастровый №. Указанный земельный участок предоставлен МУ «Реавиз» как собственнику расположенного на земельном участке нежилого помещения площадью 140,20 кв.м с кадастровым номером <данные изъяты>; арендатору нежилого помещения, являющегося муниципальной собственностью г.о.Самара, площадью 2246,20 кв.м с кадастровым номером <данные изъяты> (л.д.131-143 т.3).
МУ «Реавиз» осуществляло медицинскую деятельность на основании лицензии № ЛО-63-01-003609, выданной 25.03.2016 года (л.д. 126 т. 2). Согласно приложениям к лицензии (л.д. 131-134 т. 2), местом осуществления МУ «Реавиз» медицинской деятельности является вышеуказанное нежилое помещение по адресу: г. Самара, ул. Советской Армии, д. 243. Указанная лицензия выдана, в том числе, на основании вышеприведенных документов: свидетельства о регистрации права собственности, договора аренды нежилого помещения.
Лицензия № ЛО-63-01-003609 от 25.03.2016 переоформлена в связи с изменением перечня выполняемых работ (услуг). В связи с чем, в настоящее время МУ «Реавиз» имеет лицензию №ЛО-63-01-005358 от 05.12.2019 года (л.д. 139 т. 2). Указанная лицензия является действующей, не отозвана лицензирующим органом. При этом, местом осуществления медицинской деятельности МУ «Реавиз» в приложениях к лицензии №ЛО-63-01-005358 от 05.12.2019 указано нежилое помещение по адресу: г. Самара, ул.Советской Армии, д. 243 (л.д.143-145 т.2).
При таких обстоятельствах, доводы административных истцов о том, что МУ «Реавиз» осуществляет медицинскую деятельность не по адресу, указанному в лицензиях №ЛО-63-01-003609 от 25.03.2016 и №ЛО-63-01-005358 от 05.12.2019, несостоятельны.
В соответствии с п. 12 Положения о лицензировании медицинской деятельности (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 №291) лицензионный контроль осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", с учетом особенностей, установленных Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности", и включает в том числе проведение проверок соблюдения порядков оказания медицинской помощи, утверждаемых Министерством здравоохранения Российской Федерации, и осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
Согласно ч.13 ст. 20 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", действие лицензии прекращается в связи с прекращением вида деятельности лицензиата, на который предоставлена лицензия, в следующих случаях:
1) представление лицензиатом в лицензирующий орган заявления о прекращении лицензируемого вида деятельности;
2) прекращение физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
3) прекращение деятельности юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением реорганизации в форме преобразования или слияния при наличии на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц у каждого участвующего в слиянии юридического лица лицензии на один и тот же вид деятельности);
4) наличие решения суда об аннулировании лицензии.
В силу ч.18 ст. 20 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", действие лицензии прекращается со дня принятия лицензирующим органом решения о прекращении действия лицензии на основании заявления лицензиата о прекращении лицензируемого вида деятельности, либо со дня внесения соответствующих записей в единый государственный реестр юридических лиц или единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, либо со дня вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.
Согласно ч. 12 ст. 20 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензия аннулируется по решению суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа об аннулировании лицензии.
При этом основании и порядок такого заявления предусмотрены частью 11 ст. 20 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
То есть право на обращение в суд с заявлением об аннулировании лицензии при наличии правовых оснований для этого принадлежит лицензирующему органу.
Таким образом, требования административных истцов о возложении обязанности на Министерство здравоохранения Самарской области по аннулированию лицензии №ЛО-63-01-003609 от 25.03.2016 и №ЛО-63-01-005358 от 05.12.2019, выданные МУ «Реавиз», неправомерные.
В силу пп. «а» и «б» п. 2 Положения о лицензировании медицинской деятельности (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 №291) лицензирование медицинской деятельности осуществляют следующие лицензирующие органы:
- Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения в отношении: медицинских и иных организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, а также организаций федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба; медицинских и иных организаций, осуществляющих деятельность по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи; иных организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих медицинскую деятельность, в части лицензионного контроля (за исключением лицензиатов, представивших заявления о переоформлении лицензий), полномочий по приостановлению, возобновлению действия и аннулированию лицензий;
- Уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в части предоставления и переоформления лицензий, предоставления дубликатов лицензий и копий лицензий, осуществления лицензионного контроля в отношении соискателей лицензий и лицензиатов, представивших заявления о переоформлении лицензий, прекращения действия лицензий, формирования и ведения реестров выданных органами государственной власти субъектов Российской Федерации лицензий, утверждения форм заявлений о предоставлении и переоформлении лицензий, утверждения форм уведомлений, выписок из указанных реестров лицензий и других используемых в процессе лицензирования документов, а также предоставления заинтересованным лицам информации по вопросам лицензирования, включая размещение этой информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальных сайтах органов государственной власти субъектов Российской Федерации с указанием адресов электронной почты, по которым пользователями этой информации могут быть направлены запросы и получена запрашиваемая информация) в отношении: медицинских и иных организаций, за исключением подведомственных федеральным органам исполнительной власти, а также организаций федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, и медицинских и иных организаций, осуществляющих деятельность по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи; индивидуальных предпринимателей; иностранных юридических лиц - участников проекта международного медицинского кластера.
Лицензионный контроль в отношении лицензиатов (за исключением лицензиатов, представивших заявления о переоформлении лицензий), полномочия по приостановлению, возобновлению действия и аннулированию лицензий, проведению мониторинга эффективности лицензирования видов деятельности, осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере охраны здоровья, а именно Росздравнадзор (п. 3 ч. 9 ст. 15 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 30.06.2004 № 323 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения" Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения.
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (п. 4 указанного Положения).
По смыслу п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав и юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предписание выносится в случае установления при проведении проверки нарушений требований законодательства, соблюдение которых является обязательным для проверяемого юридического лица.
В силу вышеуказанных норм суд не вправе возлагать на орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере охраны здоровья, а именно в данном случае на ТО Росздравнадзор по Самарской области обязанность по вынесению предписания юридическому лицу - МУ «Реавиз», в связи с чем требования истцов в указанной части также неправомерны.
Рассматривая требование административных истцов об обязании прокуратуры Самарской области на прокурорское реагирование с проведением необходимых оперативно-следственных мероприятий по допущению ведения незаконной коммерческой медицинской деятельности МУ «Реавиз», не разрешенной лицензиями, суд приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 10 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством. Порядок и сроки рассмотрения обращений граждан в системе органов прокуратуры Российской Федерации регламентированы Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приеме граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 30 января 2013 года N 45, Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
В соответствии с положениями пункта 3.1 названной Инструкции обращения, поступившие в органы прокуратуры Российской Федерации, подлежат обязательному рассмотрению.
Установлено, что прокуратурой Самарской области проводилась проверка доводов обращения Сергеева В.К., Сергеевой Н.Н. о нарушении МУ «Реавиз» лицензионных требований, в ходе которой установлено, что адрес фактического осуществления деятельности МУ «Реавиз» соответствует адресу: г.Самара, Октябрьский район, ул.Советской Армии, д.243, указанному в лицензии от 05.12.2019 №ЛО-63-01-005358, что подтверждается представленными суду материалами надзорных производств.
В пункте 62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" разъяснено, что суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
При этом следует иметь в виду, что превышение указанных полномочий либо использование их вопреки законной цели и правам, законным интересам граждан, организаций, государства и общества является основанием для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными (пункт 4 части 9 статьи 226 КАС РФ, часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения административного иска в данной части также не имеется.
В силу части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, законодатель предусмотрел, что удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 КАС РФ, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав заявителя.
Судом не установлено незаконности действий (бездействия) административных ответчиков, а также не установлено нарушений прав, свобод и законных интересов административных истцов.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что основания для удовлетворения требований административных истцов отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Сергеевой <данные изъяты>, Сергеева <данные изъяты> к Министерству здравоохранения Самарской области, Территориальному органу Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Самарской области, Прокуратуре Самарской области о признании лицензий незаконными, аннулировании лицензий, обязании вынести предписание, произвести прокурорское реагирование - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Железнодорожный районный суд г.Самара в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
<данные изъяты>
Судья Дудова Е.И.