Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 ноября 2015 года г. Минусинск
Минусинский городской суд Красноярского края в составе
председательствующего судьи Сергеева Ю.С.,
при секретаре Чернюговой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Шушенского района в интересах Сажиной Л.С. к Государственному учреждению Красноярскому региональному отделению ФСС РФ в лице Филиала № 12 ГУ КРО Фонда социального страхования РФ о признании действия незаконным, о понуждении к действию,
УСТАНОВИЛ:
прокурор в интересах Сажиной Л.С. обратился в суд с иском, в котором просит признать действия ответчика по не обеспечению путевкой на санаторно-курортное лечение истца незаконным и нарушающими права последней на её реабилитацию. Обязать ответчика обеспечить Сажину Л.С. путевкой на санаторно-курортное лечение согласно медицинским показаниям.
Свои требования мотивирует тем, что Сажина Л.С. является инвалидом <данные изъяты> группы по общему заболеванию.
11 июня 2014 года Сажина Л.С. обратилась с заявлением к ответчику о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение.
Однако до настоящего времени путевка Сажиной Л.С. не предоставлена. Бездействие ответчика по не предоставлению истцу путевки на санаторно-курортное лечение является незаконным.
Кроме того, указанное бездействие не позволяет Сажиной Л.С. пройти необходимую комплексную реабилитацию, тем самым нарушаются нормативы обслуживания инвалида (л.д. 3-4 оборот).
Определением Минусинского городского суда от 11 ноября 2015 года прокурору было отказано в прекращении производства по делу (л.д. 21), поскольку в материалах дела отсутствует документ, подтверждающий согласование позиции прокурора с материальным истцом.
В судебном заседании представитель ответчика Нарожных Н.И. (доверенность л.д. 34 с заявленными требованиями не согласилась, поддержала доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление. Согласно которого периодом предоставления социальных услуг Федеральным законом установлен календарный год. На этот период времени по желанию гражданина выдается набор социальных услуг, в состав которых входит санаторно-курортное лечение. При этом действующее законодательство о государственной социальной помощи не содержит гарантий ежегодного предоставления путёвок на санаторно-курортное лечение. Более того, отделение Фонда осуществляет предоставление путёвок в пределах средств, выделяемых на эти цели из федерального бюджета и передаваемых ФСС РФ на основании федерального закона на соответствующий календарный год. Кроме того, ни одна из категорий граждан, получающих государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, не имеет приоритетного права на обеспечение санаторно-курортным лечением. Поэтому, с учётом равных прав граждан-получателей набора социальных услуг, санаторно-курортное лечение предоставляется в порядке очередности, устанавливаемой от даты подачи заявления о выделении путёвки. Истец обратился с заявление на выделение санаторно-курортной путевки 11 июня 2014 года, по состоянию на 22 октября 2015 года регистрационный номер очереди - 5856, по профилю заболевания «системы кровообращения». Тем самым, путёвка на санаторно-курортное лечение будет предоставлена истцу в порядке очередности. В случае если судом требования будут удовлетворены, это приведет к нарушению прав других граждан, вставших на учет на получение санаторно-курортное лечение, ранее истца (л.д. 22-29).
Прокурор в судебное заседание не явился, причины неявки суду не сообщил.
С учётом надлежащего извещения участников процесса (л.д. 31-33), суд, совместно с позицией представителя ответчика, приходит к выводу о рассмотрении дела в отсутствие прокурора и материального истца.
Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, доказательства в их совокупности, применяя к спору нормы действующего законодательства, суд считает, что исковые требования прокурора в интересах Сажиной Л.С. подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ).
В соответствии со ст. 61 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют указанные в ней категории граждан, в том числе инвалиды.
В состав набора социальных услуг включается, согласно п. 1.1 ч. 1 ст. 6 названного Федерального закона, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год (ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ).
В силу ч. 5 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
В случае если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг в соответствии с настоящей главой, периодом предоставления ему социальных услуг является период от даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 328 (с последующими изменениями) утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует в том числе предоставление гражданам при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение (далее - Порядок).
Пунктом 3.1 Порядка предусмотрено, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) (п. 3.3 Порядка).
Согласно п. 3.6 Порядка граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме № 070/у-04, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации России от 22 ноября 2004 г. № 256.
Из материалов дела следует, что Сажина Л.С. по общему заболеванию является инвалидом <данные изъяты> группы (л.д. 7).
04 августа 2015 года Сажина Л.С. обратилась с заявлением к прокурору Шушенского района, с целью обращения в её интересах в суд с иском о выдаче путевки на санаторно-курортное лечение (л.д. 5).
Согласно справке УПФР в Шушенском районе Сажина Л.С. имеет право, в том числе на предоставление при наличии медицинский показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (л.д. 12).
11 июня 2014 года Сажина Л.С. обратилась с заявлением в филиал № 12 ГУ – КРО ФСС РФ, с целью выделения путевки (л.д. 8-9).
Однако как было установлено судом и не оспорено участниками процесса, по настоящее время путевка на санаторно-курортное лечение Сажиной Л.С. предоставлена не была.
Материалы дела не содержат доказательств того, что в 2014-2015 годах Сажиной Л.С. была предоставлена путевка на санаторно-курортное лечение.
Учитывая установленное обстоятельство, суд не может согласиться с доводом ответчика о том, что санаторно-курортное лечение будет предоставлено Сажиной Л.С. в порядке очередности, поскольку с момента подачи заявления инвалида в фонд социального страхования (11 июня 2014 года) до обращения в суд (07 сентября 2015 года), прошло более года.
Таким образом, довод ответчика о том, что при удовлетворении требований будут нарушены права иных лиц, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку с момента обращения инвалида в ФСС на момент обращения с иском прокурора в суд, календарный год истек. Кроме того, идет к завершению второй календарный год, а Сажина Л.С. лечение по профилю своего заболевания не получает.
Таким образом, суд не видит оснований для отказа, поскольку настоящие требования предъявлены в рамках ФЗ от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ, Порядка предоставления набора социальных услуг, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29 декабря 2004 г. № 328.
Права иных лиц, которые относятся к категории граждан, нуждающиеся в помощи в виде набора социальных услуг, в данном случае не нарушаются.
Оценивая требования прокурора о признании действия ответчика по не обеспечению инвалида техническими средствами реабилитации незаконными, суд приходит к выводу, что признание незаконным указанного действия является основанием для удовлетворения требований прокурора о возложении на ответчика обязанности по выдаче истцу путевки, следовательно, самостоятельным исковым требованием в рамках заявленного иска данное требование не является, так как самостоятельных последствий не порождает.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ
Р Е Ш И Л:
исковые требования прокурора Шушенского района в интересах Сажиной Л.С. к Государственному учреждению Красноярскому региональному отделению ФСС РФ в лице Филиала № 12 ГУ КРО Фонда социального страхования РФ о признании действия незаконным, о понуждении к действию удовлетворить.
Обязать ГУ Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ филиал № 12 Минусинский выдать Сажиной Л.С. , ДД.ММ.ГГГГ рождения, путёвку на санаторно-курортное лечение в соответствии с медицинскими показаниями.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного текса решения суда.
Председательствующий:
Мотивированный текст решения суда изготовлен 23 ноября 2015 года.