2-606/18
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
5 апреля 2018 года г.Орёл
Советский районный суд города Орла в составе:
председательствующего судьи Михеевой Т.А.,
при секретаре Ухабиной А.Д.
с участием истца Морозова И.И.,
его представителя Анцупова М.Ю., действующего на основании доверенности,
представителей ответчика Бикусовой А.А. и Андреевой А.С., действующих на основании доверенностей,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Советского районного суда г.Орла гражданское дело № 2-606/18 по иску Морозова И.К. к Главному управлению МЧС России по Орловской области, третьи лица – Морозова Ю.В., Морозова Е.И. о признании права на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л :
Истец Морозов И.К. обратился в Советский районный суд г.Орла с соответствующим иском. В обоснование иска указал следующее.
Он работал в должности <данные изъяты> и был уволен со службы ДД.ММ.ГГ в должности <данные изъяты> ДД.ММ.ГГ он обратился к ответчику с заявлением о постановке его на учёт в качестве имеющего право на получении единовременно социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
ДД.ММ.ГГ <данные изъяты> было принято решение об отказе в постановке истца на соответствующих учёт. Основанием отказа послужило совершение истцом действий, повлекших ухудшение жилищных условий с намерением приобретения права состоять на указанном учёте - в ходе проведённой проверки было установлено, что истец, будучи зарегистрированным по адресу: <...> в ДД.ММ.ГГ отказался от участия в приватизации указанной квартиры, что привело к необеспечению его жилым помещением. В свои объяснениях истец пояснил, что отказался от приватизации в пользу дочери Морозовой Е.И. – чтобы ей досталась большая доля в праве на квартиру, на тот момент у него с его родителями, также зарегистрированными в данной квартире, сложилась конфликтная ситуация, чтобы не обострять которую он и отказался от участия в приватизации.
Истец указал, что на момент увольнения имел необходимую, требуемую Федеральным законом № 283-ФЗ выслугу для принятия на соответствующий учёт, жилым помещением по установленной норме ни на момент приватизации, ни после этого обеспечен не был, его действия не были направлены на намеренное ухудшение жилищных условий.
В судебном заседании истец подержал заявленные требования. Дополнительно пояснил, что на момент приватизации квартиры – в ДД.ММ.ГГ – у него отсутствовала необходимая для принятия на учёт выслуга, он намеревался продолжить службу, поэтому не задумывался о постановке на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, кроме того, ему не было известно о негативных последствиях отказа от участия в приватизации квартиры.
Представитель истца Анцупов М.Ю. поддержал исковые требования по тем же основаниям.
Представители ответчика Бикусова А.А. и Андреева А.С. в судебном заседании возражали относительно удовлетворения иска. Со ссылкой на ч.8 ст.4 Федерального закона № 283-ФЗ от 30.12.2012 года указали, что действия истца по отказу в приватизации квартиры были расценены жилищной комиссией как действия, повлекшие ухудшение его жилищных условий, в связи с чем на пять дет он утратил право на получение единовременной социальной выплаты. При этом отказ истца от участия в приватизации квартиры был оформлен нотариально, в письменном отказе имелась отметка об осведомлённости истца о последствиях такого отказа. Кроме того, негативные последствия ухудшения жилищных условий прямо регламентированы специальным Федеральным законом № 283-ФЗ, регламентирующим службу истца, в связи с чем лоон не вправе ссылаться не незнание норм данного Закона.
Третьи лица Морозова Е.И., Морозова Ю.В. в судебное заседание не явились, личного участия в судебном разбирательстве не принимали.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ) сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты).
Пунктом 2 Правил предоставления единовременной социальной выплаты и ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в п. п. 1 - 3 ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ) (п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Между тем, в силу требований ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные:
1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника);
2) с обменом жилыми помещениями;3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения;
4) с выделением доли собственниками жилых помещений;
5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
Данное нормативное регулирование основано на вытекающем из Конституции Российской Федерации принципе социальной справедливости и направлено на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления сотрудникам (и членам их семей) жилищных гарантий, установленных указанным Федеральным законом (определения Конституционного Суда РФ от 20 ноября 2014 года N 2655-О, от 23 декабря 2014 года N 2893-О, от 29 января 2015 года N 117-О, от 09 июня 2015 г. N 1223-О, от 29 сентября 2016 года N 1977-О и др.).
Перечень намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий сотрудника, по смыслу приведенной нормы, не является исчерпывающим.
Из приведенных нормативных положений следует, что обязательным условием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является не только его нуждаемость в жилом помещении, но и несовершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия сотрудником или членами его семьи были совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.
Аналогичные положения содержатся в статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, из которых следует, что действиями по ухудшению жилищных условий, препятствующими принятию граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в течение пяти лет с момента их совершения, являются намеренные действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
В силу 20 раздела III "Определение размера единовременной социальной выплаты" Правил предоставления единовременной социальной выплаты, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369, в случае наличия у сотрудника и (или) членов его семьи жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности и (или) занимаемых ими по договорам социального найма, при расчете размера единовременной социальной выплаты из общей площади жилого помещения, определяемой с учетом положений пунктов 18 и 19 настоящих Правил, вычитается общая площадь жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, а также принадлежащих на праве собственности сотруднику и совместно проживающим с ним членам его семьи.
Подпунктом "б" пункта 15 указанных Правил предусмотрено, что сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере.
Из системного толкования вышеприведенных правовых норм следует, что совершение сотрудником или членом его семьи намеренных действий, имеющих целью получение единовременной социальной выплаты в большем размере, является основанием для отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Как видно из материалов дела, до отказа Морозова И.К. от участия в приватизации ДД.ММ.ГГ и по настоящее время он зарегистрирован по адресу: <...> квартира имеет общую площадь <данные изъяты> Также в квартире зарегистрированы его ФИО18, ФИО19, жена Морозова Ю.В. и дочь Морозова Е.И., обеспеченность жилым помещением менее <данные изъяты> на <данные изъяты> (л.д.14).
ДД.ММ.ГГ истец оформил нотариально удостоверенное согласие на приватизацию указанной квартиры его ФИО18 ФИО19 и дочерью Морозовой Е.И., без включения его в состав собственников, от доли собственности в данной квартире отказался; оставил за собой право пользования в данной квартире. Также в нотариально оформленном согласии указано, что все его права и возникающие последствия принятого решения его известны (л.д.16).
Указанные обстоятельства обоснованно расценены ответчиком как действия, совершённые истцом с намерением на получение единовременной социальной выплаты без вычета приходящейся на его долю жилплощади в жилом помещении, от приобретения которой в собственность он отказался, также указанные действия обосновано были расценены жилищной колмиссией как совершение истцом действий, повлекших ухудшение жилищных условий сотрудника, с намерением приобретения права на получение единовременной социальной выплаты в большем размере.
Таким образом, указанные действия истца в силу положений части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ и пп. "б" п. 15 Правил дают право комиссии для отказа в постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения ранее чем через пять лет со дня совершения сотрудником указанных намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий.
При таких обстоятельствах, применительно к вышеприведенным нормам права, суд признаёт обоснованным довод ответчика о том, что отказ истца от участия в приватизации квартиры является намеренным действием, повлекшим ухудшение его жилищных условий, в связи с чем приходит к выводу об отказе Морозову И.К. в удовлетворении исковых требований о признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Доводы истца о том, что отказ от приватизации либо участие в ней никак не влияет на его право состоять на учете на получение единовременной социальной выплаты как лица, обеспеченного жильём менее установленной нормы, не могут являться основанием для удовлетворения иска, поскольку при установленном факте намеренного ухудшения истцом жилищных условий основания для постановки истца на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения отсутствовали.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении требований Морозова И.К. к Главному управлению МЧС России по Орловской области, третьи лица – Морозова Ю.В., Морозова Е.И., о признании права на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд в месячный срок с момента вынесения мотивированного решения суда.
Судья Т.А. Михеева