РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. <адрес>
Дело № 2-2761/2017
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе судьи Давыдовой Т.Н., при секретаре Ушковой Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шалениной Т.В., Данилина А.В., Феоктистовой Н.В. к Платоновой Л.А., Платонову А.В. об устранении нарушений права, переносе строения,
установил:
истцы обратились к Платонову Д.А. с уточненным иском об обязании за свой счет перенести стену кирпичного строения, расположенного на земельном участке по адресу: <адрес> на расстояние не менее 1 метра от межевой границы с земельным участком, расположенным по адресу: <адрес> в сторону земельного участка, принадлежащего ответчику; обязании ответчика перенести деревянный забор в передней части смежных земельных участков, расположенных по адресу: <адрес> и по <адрес> в сторону земельного участка ответчика на 0,66 м, а в дальней части данных земельных участков перенести забор из сетки рабицы на расстояние – 0,20 м в сторону земельного участка, принадлежащего ответчику, установив по межевой границе.
В обоснование иска указывается, что истцы являются собственниками 6/58 долей каждый в праве общей долевой собственности на земельный участок и жилой дом, расположенные по адресу: <адрес>.
Одним из сособственников смежного земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> является Платонов Д.А..
Летом ДД.ММ.ГГГГ ответчик на принадлежащем ему земельном участке, на месте старой бани, которая располагалась на допустимом строительными нормами расстоянии от межевой границы, возвел кирпичное строение с мансардой, увеличив площадь застройки в сторону принадлежащего истцам земельного участка. В результате данного строительства, стена возведенного строения находится на межевой границе, разделяющей земельные участки, а отмостка строения выступает на территорию принадлежащего истцам земельного участка на 20 см.
Таким образом, данное кирпичное строение возведено с грубым нарушением градостроительных, строительных норм и правил, а также правил землепользования с нарушением отступа от смежной границы между земельными участками.
Истцы неоднократно обращались к ответчику относительно допущенных нарушений при строительстве, однако, на требования истцов о соблюдении отступа от границы земельных участков и приведении данной постройки в соответствие со строительными нормами и правилами ответчик не реагирует.
Согласно п. 5.3.4 СП 30-102-99. «Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства» до границы соседнего приквартирного участка расстояния по санитарно-бытовым условиям должны быть не менее: от усадебного, одно-двухквартирного и блокированного дома - 3 м. с учетом требований п. 4.1.5 настоящего Свода правил; от других построек (бани, гаража и др.) - 1 м.
Пункт 5.3.8 вышеуказанных СП предусматривает, что на территориях с застройкой усадебными, одно-двухквартирными домами расстояние от окон жилых комнат до стен соседнего дома и хозяйственных построек (сарая, гаража, бани), расположенных на соседних земельных участках, должно быть не менее 6 м.
Согласно п. 7.1 СП 32.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» в районах усадебной и садово-дачной застройки расстояния от окон жилых помещений (комнат, кухонь и веранд до стен дома и хозяйственных построек (сарая, гаража, бани) расположенных н соседних земельных участках, должны быть не менее 6 м. Расстояние от границы участка до хозяйственных построек должно быть не менее 1 м.
Платонов Д.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является малолетним. К делу в качестве ответчиков привлечены его законные представители Платонова Л.А. и Платонов А.В..
К делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области.
Истцы на рассмотрение дела не явились, доверили представлять свои интересы Шаленину Б.П., Железновой Е.М.
В судебном заседании представитель истцов Шаленин Б.П. отказался от иска в части обязания ответчиков перенести забор в передней части смежных земельных участков, расположенных по адресу: <адрес> в сторону земельного участка ответчиков на 0,66 м., а в дальней части данных земельных участков перенести забор из сетки рабицы на расстояние – 0,20 м в сторону земельного участка, принадлежащего ответчикам, производство по делу в этой части прекращено определением суда. В остальной части представитель истцов уточнил исковые требования и просил обязать ответчиков устранить нарушение строительных норм и правил при возведении строения (бани), расположенного при домовладении № по <адрес> путем частичного демонтажа части строения (бани), обращенную в сторону участка № по <адрес> – на 0,71 м; разбора части крыши строения (бани), обращенную на домовладение № по <адрес> и перекрытия – по длине не менее 0,71 м.; переноса стены строения (бани) и фундамента под нее на расстояние не менее 1,0 м от межевой границы с участком № по <адрес>,
Ответчики Платонова Л.А. и Платонов А.В., не оспаривая выводы судебной экспертизы, иск не признали.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> области просит рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления.
Выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Исходя из разъяснений пункта 45 Постановления Пленума Верховного Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении спорок, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», применяя ст. 304 ГК РФ, в силу которой собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения, и не были связаны с лишением владения, судам необходимо учитывать следующее.
В силу статей 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.
При рассмотрении исков об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, путем возведения ответчиком здания, строения, сооружения суд устанавливает факт соблюдения градостроительных и строительных норм и правил при строительстве соответствующего объекта.
Несоблюдение, в том числе незначительное, градостроительных и строительных норм и правил при строительстве может являться основанием для удовлетворения заявленного иска, если при этом нарушается право собственности или законное владение истца (п. 46).
Удовлетворяя иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, суд вправе как запретить ответчику совершать определенные действия, так и обязать ответчика устранить последствия нарушения права истца (п. 47).
Истцы являются собственниками 6/58 долей каждый в праве общей долевой собственности на земельный участок и жилой дом, расположенные по адресу: <адрес>.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ земельный участок общей площадью 558 +/- 8 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> на праве общей долевой собственности принадлежит Платоновой Л.А., (доля в праве 1 / 4), Платонову Д.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (доля в праве 1 4).
Платоновой Лилии Александровне (доля в праве 1 / 2) и несовершеннолетнему Платонову Д.А. (доля в праве 1 /2) на праве общей долевой собственности принадлежит жилой дом, расположенный на земельному участке по адресу: <адрес>
Для определения соответствия спорного строения, расположенного на земельном участке по адресу: <адрес> строения (бани) требованиям строительных норм и правил по отношению к земельному участку и жилому дому по адресу: <адрес> по делу назначалась судебная строительно-техническая экспертиза, согласно выводам которой, изложенным в заключении № от ДД.ММ.ГГГГ, вновь возведенное на земельном участке при домовладении <адрес>, строение (баня), не соответствует: п.5.3.4 СП 30-102-99, п.7.1 СП 42.13330.2011 в части недостаточного отступа от общей границы спорных участков (фактической и межевой) (менее 1,0 м.); п.4.13 СП 4.13130.2013, в части недостаточного противопожарного разрыва от жилого дома лит. «А» и пристройки лит. «А3» при д/в <адрес> (9,15 м и 8,50м, соответственно, вместо 10,0 м.); расположение тесового сарая лит. «Гб» между домостроением при д/в <адрес> и строением (баней) при д/в <адрес> (на расстоянии 5,16 м. от вновь возведенного строения), в случае возникновения пожара, ускорит распространения огня на домостроение №; учитывая отступ строения от общей границы между спорными участками, конструкцию крыши (наличие карниза у основания фронтона) - осадки, в виде дождя и снега, с карниза будут попадать на участок <адрес>, возможен лавинный сход снега.
Для приведения конструкции крыши строения (бани) в соответствии с требованиями нормативной литературы, по отношению к земельному участку <адрес>, необходимо разобрать карнизные свесы в верхней части фронтона и карниз у основания фронтона.
Приведение расположения строения (бани) на земельном участке при д/в <адрес>, в соответствии с нормативными требованиями (градостроительные нормы) - не возможно без его частичного демонтажа, при котором: необходимо разобрать часть крыши строения, обращенную на д/в <адрес> и перекрытия - по длине не менее 0,71 м; демонтировать часть строения, обращенную в сторону участка <адрес> на 0,71 м.; возвести стену вновь и фундамент под нее на расстояние не менее 1,0 от общей межевой границы с участком <адрес>.
Из исследовательской части заключения следует, что подлежащее исследованию строения (баня) расположено: об общей фактической границы, на расстоянии – 0,30 м (в уровне передней стены) – 0,40 м (в уровне тыльной стены) – при норме 1,0 м.
Поскольку спорное строение возведено ответчиками с нарушением п. 5.3.4 СП 30-102-99, п. 7.1 СП 42.12230.2011 в части недостаточного отступа от общей границы спорных участков (менее 1,0) и п. 4.13 СП 4.13130.2013, в части недостаточного противопожарного разрыва от жилого дома лит. «А» и пристройки лит. «А3» при д/в <адрес>, иск об обязании ответчиков устранить нарушение строительных норм и правил при возведении строения (бани), расположенного при домовладении <адрес>, а именно: разобрать часть крыши строения, обращенную на домовладение <адрес> и перекрытия – по длине не менее 0,71 м.; демонтировать часть строения, обращенную в сторону участка <адрес> на 0,71 м., подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194, 198 ГПК РФ,
решил:
исковые требования Шалениной Т.В., Данилина А.В., Феоктистовой Н.В. к Платоновой Л.А., Платонову А.В. об устранении нарушений права, переносе строения удовлетворить.
Обязать Платонову Л.А., Платонова А.В. устранить нарушение строительных норм и правил при возведении строения (бани), расположенного при домовладении <адрес> путем частичного демонтажа строении бани, а именно: разобрать часть крыши строения, обращенную на домовладение <адрес> и перекрытия – по длине не менее 0,71 м.; демонтировать часть строения, обращенную в сторону участка <адрес> на 0,71 м.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Т.Н. Давыдова