Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-878/2017 ~ М-942/2017 от 05.09.2017

дело № 2-878/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Зея                                  19 октября 2017 года

Зейский районный суд Амурской области в составе

председательствующего судьи Охотской Е.В.,

с участием представителя ответчика Карпенко Е.А.,

при секретаре Легкой М.Д.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петрова А.А. к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Зея и Зейском районе Амурской области о взыскании компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно,

установил:

Петров А.А., являясь неработающим пенсионером по старости и проживая в районе, приравненном к Крайнему Северу, использовал льготный проезд к месту отдыха - из <адрес> до <адрес> по маршруту: <адрес> и обратно. Ответчик отказал в возмещении стоимости проезда в связи с отдыхом за пределами Российской Федерации.

Истец обратился в суд с иском о взыскании компенсации понесенных им расходов по проезду по указанному маршруту с применением значений ортодромических расстояний от международного аэропорта Российской Федерации до зарубежного аэропорта и процентного отношения ортодромии по Российской Федерации к общей ортодромии в размере 37421,6 рубля.

Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещен, просит рассмотреть дело в свое отсутствие.

Представитель ответчика Карпенко Е.А. в судебном заседании против удовлетворения требований возражала, указала, что оплата стоимости проезда пенсионерам предусмотрена к месту отдыха на территории Российской Федерации, в то время, как истец осуществлял отдых за пределами Российской Федерации, в связи с чем законные основания для решения вопроса о компенсации расходов на оплату его проезда отсутствуют, также указала, что представленная маршрутная квитанция содержит сведения о тарифе и таксах, которые (таксы) компенсации не подлежат, в то время как справка, выданная ООО «Моисей» и содержащая сведения о стоимости перелета по указанному маршруту, сведений о тарифе и таксах не содержит, в связи с чем по ней установить размер фактически понесенных расходов на приобретение билетов не представляется возможным, просит в удовлетворении требований отказать.

Выслушав представителя ответчика, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

    На основании ст. 34 Закона РФ от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (далее - Закон) компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховой пенсии по старости (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) или страховой пенсии по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года осуществляется в порядке, размере и на условиях, определяемых Правительством РФ.

    В силу ст. 4 Закона гарантии и компенсации, установленные настоящим законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации, в том числе в части неработающих граждан, получающих страховую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации и федерального бюджета.

    Согласно п. 3 Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2005 года № 176 (далее - Правила), компенсация может производиться в виде представления документов, обеспечивающих проезд пенсионера к месту отдыха и обратно, или в виде возмещения фактически произведенных пенсионером расходов.

Согласно п. 10 Правил компенсация в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда производится в размере, не превышающим стоимость проезда воздушным транспортом - в салоне экономического (низшего) класса.

    В стоимость проезда, подлежащую возмещению, не включаются расходы на оплату установленных на транспорте сборов за услуги, оказываемые населению при оформлении, переоформлении и возврате проездных документов (за исключением страхового сбора на обязательное личное страхование пассажиров), сборов и платежей за другие дополнительные услуги, в том числе направленные на повышение комфортности проезда (предоставление постельных принадлежностей, дополнительного питания и др.), а также расходы, связанные с получением пенсионером в транспортной организации документов о стоимости проезда, в пределах, установленных в пункте 10 Правил, в случаях приобретения проездных документов на проезд транспортными средствами более высокой категории стоимости (п.9 Разъяснений о применении Правил, утвержденных приказом Минтруда России от 18 марта 2016 года № 118н).

В судебном заседании из представленных истцом доказательств установлено, что Петров А.А. является неработающим пенсионером, проживает в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, имеет право на льготный проезд в 2017 году по Закону РФ от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». Данные обстоятельства ответчиком не оспариваются.

Понесенные истцом расходы по проезду к месту проведения отдыха и обратно ответчиком не возмещены.

Отсутствие в Правилах прямого указания на то, в каком порядке осуществляются выплаты пенсионерам, место отдыха которых находится за пределами территории Российской Федерации, не может рассматриваться как запрет на получение гражданами такой компенсации.

С учетом целевой направленности правовых норм предусматривается оплата транспортных расходов пенсионера, связанных не с любой желаемой поездкой, а лишь с проездом к месту отдыха и обратно. При этом законодатель не ограничивает право пенсионера на проведение отдыха за пределами территории России.

Стоимость проезда по маршруту <адрес> в размере 17000 рублей, <адрес> в размере 5400 рублей, <адрес> в размере 5975 рублей, <адрес> в размере 17000 рублей, а всего в размере 45375 рублей подтверждена маршрутной квитанцией S7, приобретенной на имя истца, и справкой, выданной ООО «Моисей».

Из данных квитанции, справки и посадочных талонов от 14 и 28 августа 2017 года видно, что Петров А.А. следовал воздушным транспортом от <адрес> до <адрес> и далее до <адрес> и обратно в салоне экономического класса.

Согласно ст.1 Федерального закона от 1 апреля 1993 года № 4730-1 «О государственной границе Российской Федерации» государственная граница Российской Федерации - есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российский Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации.

Пунктом 85 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 марта 2010 года № 138 установлено, что пересечение государственной границы Российской Федерации воздушными судами при выполнении международных полетов осуществляется по воздушным коридорам пролета государственной границы Российской Федерации. При выполнении международных полетов по маршрутам обслуживания воздушного движения, открытым для международных полетов, воздушным коридором пролета государственной границы Российской Федерации является часть воздушного пространства в месте пересечения маршрута обслуживания воздушного движения с линией государственной границы Российской Федерации.

Исходя из приведенных положений закона, следует, что применительно к авиаперелету государственная территория заканчивается при пересечении воздушным судном государственной границы.

Расстояние до ближайшего к месту пересечения государственной границы Российской Федерации аэропорту в случае поездки за пределы Российской Федерации воздушным транспортом без посадки определяется как отношение ортодромии между аэропортами вылета из Российской Федерации и точкой выхода из воздушного пространства Российской Федерации к ортодромии между аэропортом вылета из Российской Федерации и аэропортом первой посадки вне Российской Федерации (в процентах).

В связи с изложенным при определении размера фактических расходов проезда истца воздушным транспортом по маршруту Новосибирск-Бишкек и Бишкек-Новосибирск суд считает необходимым применить значения ортодромических расстояний от международного аэропорта Российской Федерации до зарубежного аэропорта и процентного отношения ортодромии по Российской Федерации к общей ортодромии.

Согласно представленным данным отношение ортодромии по Российской Федерации к общей ортодромии от аэропорта <адрес> до аэропорта <адрес> составляет 30,08%, от аэропорта <адрес> до аэропорта <адрес> - 30,08%.

Таким образом, размер фактических расходов на проезд истца воздушным транспортом по маршруту <адрес> в пределах территории Российской Федерации с учетом значения ортодромических расстояний составляет 1624,32 рубля (5400х30,08%), по маршруту <адрес> - 1797,28 рублей (5975х30,08).

Рассматривая доводы представителя ответчика о необходимости исключения из стоимости проезда истца стоимость уплаченных им сборов, суд учитывает следующее.

    В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 64 Воздушного кодекса Российской Федерации оказание услуг в области гражданской авиации осуществляется на платной основе (тарифы, сборы), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

    Перечень тарифов на услуги в области гражданской авиации и сборов за данные услуги, правила формирования указанных тарифов и сборов, правила взимания рассчитанной на основе указанных тарифов и сборов платы за услуги в области гражданской авиации, а также правила продажи билетов, выдачи грузовых накладных и других перевозочных документов устанавливаются уполномоченным органом в области гражданской авиации.

    При этом согласно ст. 786 и 790 ГК РФ, ст. 64 и 103 ВК РФ расходы перевозчика, связанные с воздушной перевозкой пассажиров возмещаются за счет провозной платы, формируемой на основании тарифов и сборов.

    Согласно п. 30 Федеральных авиационных правил, утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от 28 июня 2007 года № 82, провозная плата определяется на основе установленной перевозчиком денежной суммы за перевозку пассажира и/или багажа, груза между двумя пунктами маршрута перевозки (далее - тарифы) или комбинаций тарифов от аэропорта (пункта), из которого начинается перевозка пассажира, багажа, груза согласно договору воздушной перевозки пассажира, договору воздушной перевозки груза (далее - аэропорт (пункт) отправления) до аэропорта (пункта) назначения, сборов, предусмотренных Правилами формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденными приказом Министерства транспорта РФ от 25 сентября 2008 года № 155, и в случае заказа пассажиром дополнительных услуг повышенной комфортности - стоимости дополнительных услуг повышенной комфортности, установленной перевозчиком.

    Пунктом 5 Правил формирования и применения тарифов, утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от 25 сентября 2008 года № 155, установлено, что тарифом является денежная сумма за перевозку пассажира и/или багажа между двумя пунктами, которая, как и условия применения тарифов, устанавливаются перевозчиком.

    К фактическим расходам перевозчика, понесенным им в связи с исполнением обязательств по договору воздушной перевозки пассажира, предусмотренных данными Правилами, относятся, помимо прочего, сбор за оформление билета, сбор за оформление ордера разных сборов, сбор за оформление электронного многоцелевого документа, сбор за оформление квитанции оплаты сверхнормативного багажа, сбор за предоставление услуг автоматизированных систем бронирования (п.10.1 Правил, утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от 25 сентября 2008 года № 155).

    В силу п. 31 Федеральных авиационных правил провозная плата указывается в перевозочном документе.

    Как видно из представленной истцом маршрутной квитанции, в ней указаны тариф проездного документа без учета сборов, сумма сбора, установленные перевозчиком, и выведен пассажирский тариф с учетом сборов, то есть, указана провозная плата по билету, что составляет его стоимость.

    Данные о заказе и оплате пассажиром Петровым А.А. дополнительных услуг повышенной комфортности в представленном им проездном документе отсутствуют, доказательств обратного ответчиком не представлено.

С учетом изложенного суд удовлетворяет требования истца о взыскании с ответчика в его пользу компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в сумме 37421,6 рубля (17000+1624,32+1797,28+17000).

На основании ч. 1 ст. 333.19, п. 8 ч. 1 ст. 333.20 п. 5 ч. 2 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 1322,65 рублей, от уплаты которой истец освобожден.

    Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

                    решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░. ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 2017 ░░░░ ░ ░░░░░ 37421 ░░░░░ 60 ░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░. ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1322 ░░░░░░ 65 ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

    

░░░░░                          ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 20 ░░░░░░░ 2017 ░░░░

░░░░░                          ░.░. ░░░░░░░░

2-878/2017 ~ М-942/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Петров Александр Анатольевич
Ответчики
ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в г. Зея и Зейском районе
Суд
Зейский районный суд Амурской области
Судья
Охотская Елена Владимировна
Дело на сайте суда
zeiskiy--amr.sudrf.ru
05.09.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.09.2017Передача материалов судье
05.09.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.09.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.10.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.10.2017Судебное заседание
20.10.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.02.2018Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее