Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-230/2018 ~ М-115/2018 от 26.02.2018

дело № 2а-230/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 марта 2018 года

г.Медвежьегорск

Медвежьегорский районный суд Республики Карелия

в составе председательствующего судьи Свинкиной М.Л.,

при секретаре Дементьевой Н.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании с участием представителя ответчика административное дело по административному исковому заявлению Алексеева Н.А., Иванова В.И., Михайловой С.А. к Администрации Медвежьегорского городского поселения об оспаривании действий Администрации Медвежьегорского городского поселения по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия,

у с т а н о в и л:

Алексеев Н.А., Иванов В.И., Михайлова С.А. обратились в суд по тем основаниям, что 31.01.2018 Главе Медвежьегорского городского поселения ими было подано уведомление о проведении трех публичных мероприятий, а именно пикетирования в поддержку законодательного запрета дискриминации геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендеров в России, которое должно было состояться 06.02.2018 с 09 час. до 10 час. на площадке возле открытой эстрады на площади Кирова в г.Медвежьегорске с количеством участников до 300 человек, пикетирования с осуждением увольнений людей по признаку сексуальной ориентации и гендерной идентичности, которое должно было состояться 06.02.2018 с 11 час. до 12 час. на асфальтированной площадке в городском Парке культуры и отдыха в г.Медвежьегорске с количеством участников до 300 человек, а также шествия Медвежьегорского гей-парада в поддержку толерантного отношения и соблюдения прав и свобод лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств, которое должно было состояться 14.02.2018 с 09 час. до 11 час. по улице М.Горького от улицы Ленина до улицы Мурманская в г.Медвежьегорске с количеством участников до 300 человек. 31.01.2018 Глава Медвежьегорского городского поселения уведомил административных истцов об отказе в согласовании проведения публичных мероприятий. Указанный отказ Главы Медвежьегорского городского поселения административные истцы полагают нарушающим их права, гарантированные статьей 31 Конституции Российской Федерации, а также Федеральным законом от 19.06.2004 №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

В обоснование своих требований указывают, что должностным лицом Администрации Медвежьегорского городского поселения был нарушен порядок согласования публичных мероприятий, поскольку административным истцам не были представлены конкретные альтернативные места и (или) время проведения шествия и пикетирований. Также полагают не основанным на законе отказ в согласовании шествия со ссылкой на запрет пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, поскольку целью заявленного ими публичного мероприятия являлось привлечение внимания общества и власти к необходимости соблюдения прав лиц гомосексуальной ориентации и борьбы против существующей дискриминации представителей сексуальных меньшинств, что никоим образом, по мнению административных истцов, не может нарушать требования нравственности.

В судебное заседание административные истцы Алексеев Н.А., Иванов В.И. не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом (в материалах дела имеются телефонограммы, согласно которым заявленные требования поддерживают, просят рассмотреть дело без их участия). Судом принимались меры к извещению административного истца Михайловой С.А., о чем в материалах дела также имеется телефонограмма.

Представитель административного ответчика в судебном заседании заявленные требования не признал, полагал их необоснованными, а действия Администрации Медвежьегорского городского поселения соответствующими требованиям Федерального закона от 19.06.2004 №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

На основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц.

Исследовав письменные материалы дела, заслушав представителя административного ответчика, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» уведомление о проведении публичного мероприятия подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения.

Согласно уведомлению о проведении публичного мероприятия в форме пикетирования от 31.01.2018 проведение публичного мероприятия было запланировано на 06.02.2018, время начала – 09 час., время окончания – 10 час., место проведения – площадка возле открытой эстрады на площади Кирова в г.Медвежьегорске (далее – уведомление №1).

Согласно уведомлению о проведении публичного мероприятия в форме пикетирования от 31.01.2018 проведение публичного мероприятия было запланировано на 06.02.2018, время начала – 11 час., время окончания – 12 час., место проведения – асфальтированная площадка в городском Парке культуры и отдыха в г.Медвежьегорске (далее – уведомление №2).

В силу требований части 2 статьи 7 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», статьи 2 Закона Республики Карелия от 10.05.2011 №1486-ЗРК «О реализации отдельных положений Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» указанные уведомления должны быть поданы в Администрацию Медвежьегорского городского поселения.

Сроки подачи уведомлений организаторами публичных мероприятий соблюдены, поданные уведомления соответствуют требованиям части 3 статьи 7 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Площадка возле открытой эстрады на площади Кирова в г.Медвежьегорске и асфальтированная площадка в городском Парке культуры и отдыха в г.Медвежьегорске в соответствии с пунктом 37 приложения к постановлению Правительства Республики Карелия от 21.05.2013 №164-П «Об определении единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера мест на территории Республики Карелия» являются едиными специально отведенными или приспособленными для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера местами на территории г.Медвежьегорска.

В соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» в случае направления организаторами нескольких публичных мероприятий уведомлений о проведении публичных мероприятий в специально отведенных местах в одно и то же время очередность использования специально отведенных мест определяется исходя из времени получения соответствующего уведомления органом местного самоуправления.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела Администрацией Медвежьегорского городского поселения 29.01.2018 за №1 ИП Федорову В.А. для целей проведения культурно-массовых и развлекательных мероприятий для населения согласовано проведение на территории Медвежьегорского городского поселения на площади Кирова и в городском Парке детских аттракционов с 05.02.2018 по 28.02.2018 с 9 час. 00 мин. по 19 час. 00 мин.

О том, что на указанные в уведомлениях №1 и №2 специально отведенные места подано более раннее уведомление организаторам шествия сообщено письмами от 31.01.2018 №219 и №220. В соответствии с требованиями Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и в целях обеспечения мирного и безопасного характера публичного мероприятия организаторам пикетирований предложено изменить место и (или) время проведения публичного мероприятия.

Суд приходит к выводу, что предложения Администрации Медвежьегорского городского поселения об изменении места и (или) времени проведения публичных мероприятий в форме пикетирований, о проведении которых сообщалось в уведомлениях №1 и №2, не являлись произвольными, были вызваны реально существующим обстоятельством, основаны на требованиях Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Администрацией Медвежьегорского городского поселения при направлении писем от 31.01.2018 №219 и №220 требования статьи 12 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» соблюдены, организатору в установленные законом сроки мотивированно предложено изменить место и (или) время проведения заявленных пикетов, что согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в определении от 02.04.2009 №484-О, указывающей на обязанность органа публичной власти предложить организатору публичного мероприятия для обсуждения такой вариант поведения публичного мероприятия, который позволял бы реализовать его цели.

Суд приходит к выводу, что утверждение административных истцов об обязанности Администрации Медвежьегорского городского поселения предложить им альтернативные места или время проведения пикетирования не основано на законе, более того, являлось бы ограничением права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования, поскольку необоснованно сужало бы выбор времени и места для проведения публичного мероприятия, ограничивая его высказанным предложением.

На основании изложенного суд полагает, что решения Администрации Медвежьегорского городского поселения от 31.01.2018 №219 и №220, которыми не были согласованы пикетирования на 06.02.2018 с 9 час. до 10 час. и с 11 час. до 12 час., соответствуют требованиям Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», права, свободы и законные интересы административных истцов не нарушают, поэтому заявленные требования в данной части удовлетворению не подлежат.

Согласно уведомлению о проведении публичного мероприятия в форме шествия от 31.01.2018 проведение публичного мероприятия было запланировано по улице М.Горького от ул.Ленина до ул. Мурманская в г.Медвежьегорске 14.02.2018 с 09 час. до 11 час. (далее – уведомление №3).

В силу требований части 2 статьи 7 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», статьи 2 Закона Республики Карелия от 10.05.2011 №1486-ЗРК «О реализации отдельных положений Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» указанное уведомление должно быть подано в Администрацию Медвежьегорского городского поселения.

Срок подачи уведомления №3 организаторами публичных мероприятий соблюден, поданное уведомление соответствуют требованиям части 3 статьи 7 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Согласно поданному уведомлению №3 целью шествия является привлечение внимания общества и власти к проблемам в области соблюдения прав человека лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств, привлечение внимания общества и власти к существующей дискриминации лиц гомосексуальной ориентации, гомофобии (ненависти к сексуальным меньшинствам), трансфобии (ненависти к гендерным меньшинствам), фашизму и ксенофорбии.

Письмом Администрации Медвежьегорского городского поселения от 31.01.2018 №218 организаторам шествия сообщено, что в непосредственной близости к маршруту заявляемого шествия находятся два детских сада (г.Медвежьегорск, ул.Дзержинского, 8, и ул.М.Горького, 7А), в связи с чем данное мероприятие вступает в противоречие с пунктом 2 части 2 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2010 №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», в связи с чем организаторам предложено изменить маршрут проведения публичного мероприятия.В соответствии с требованиями пункта 2 части 1 статьи 12 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» орган местного самоуправления в течение трех дней после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.

Согласно статье 4 Федерального закона от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей являются: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений; формирование правовых основ гарантий прав ребенка; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

Такая государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на принципах законодательного обеспечения прав ребенка, поддержки семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе, ответственности юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.

Для целей реализации поставленных целей на органы государственной власти Российской Федерации возложены обязанности принимать меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, от информации порнографического характера, от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение (статья 14 Федерального закона от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).

В целях защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, пунктом 4 части 2 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, отнесена информация, отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи. Положения части 3 статьи 16 этого же Федерального закона устанавливают, что такая информация не допускается к распространению в предназначенных для детей образовательных организациях, детских медицинских, санаторно-курортных, физкультурно-спортивных организациях, организациях культуры, организациях отдыха и оздоровления детей или на расстоянии менее чем сто метров от границ территорий указанных организаций.

Пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, выразившаяся в распространении информации, направленной на формирование у несовершеннолетних нетрадиционных сексуальных установок, привлекательности нетрадиционных сексуальных отношений, искаженного представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений, либо навязывание информации о нетрадиционных сексуальных отношениях, вызывающей интерес к таким отношениям, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного наказания (часть 1 статьи 6.21. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в постановлении от 23.09.2014 №24-П, установленное ограничение направлено на защиту таких конституционно значимых ценностей, как семья и детство, а также на предотвращение причинения вреда здоровью несовершеннолетних, их нравственному и духовному развитию и не предполагает вмешательства в сферу индивидуальной автономии, включая сексуальное самоопределение личности, не имеет целью запрещение или официальное порицание нетрадиционных сексуальных отношений, не препятствует беспристрастному публичному обсуждению вопросов правового статуса сексуальных меньшинств, а также использованию их представителями всех не запрещенных законом способов выражения своей позиции по этим вопросам и защиты своих прав и законных интересов, включая организацию и проведение публичных мероприятий.

Конституционный Суд Российской Федерации в названном Постановлении указал, что цель, которую преследовал федеральный законодатель при установлении данной нормы, - оградить ребенка от воздействия информации, способной подтолкнуть его к нетрадиционным сексуальным отношениям, приверженность которым препятствует выстраиванию семейных отношений, как они традиционно понимаются в России и выражены в Конституции Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации признает, что возможность влияния соответствующей информации, даже поданной в навязчивой форме, на будущую жизнь ребенка не является безусловно доказанной. Тем не менее, исходя из специфики общественных отношений, связанных с оказанием информационного воздействия на лиц, не достигших совершеннолетия и потому находящихся в уязвимом положении, федеральный законодатель в рамках правового регулирования распространения среди несовершеннолетних информации о нетрадиционных сексуальных отношениях вправе использовать для оценки необходимости введения тех или иных ограничений критерии, основанные на презумпции наличия угрозы интересам ребенка, тем более что вводимые им ограничения касаются только адресной направленности соответствующей информации лицам определенной возрастной категории и потому не могут рассматриваться как исключающие возможность реализации конституционного права на свободу информации в этой сфере.

Положения Федерального закона от 19.06.2004 №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» устанавливают, что целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.

Согласно части 2 статьи 12 Федерального закона от 19.06.2004 №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» в случае, если информация, содержащаяся в тексте уведомления о проведении публичного мероприятия, и иные данные дают основания предположить, что цели запланированного публичного мероприятия и формы его проведения не соответствуют положениям Конституции Российской Федерации и (или) нарушают запреты, предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовным законодательством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления незамедлительно доводит до сведения организатора публичного мероприятия письменное мотивированное предупреждение о том, что организатор, а также иные участники публичного мероприятия в случае указанных несоответствия и (или) нарушения при проведении такого мероприятия могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке.

Данные нормы материального права с учетом их конституционного толкования обязывают органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органы местного самоуправления в пределах их компетенции не согласовывать проведение публичного мероприятия до устранения организатором несоответствия указанных в уведомлении противоправных целей публичного мероприятия действующим законодательным предписаниям.

В соответствии с пунктом 2 статьи 29 Всеобщей декларации прав человека при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.

Осуществление права на свободу мирных собраний не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц (пункт 2 статьи 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод). Аналогичное предписание содержится и в статье 21 Международного пакта о гражданских и политических правах.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что оспариваемый отказ Администрации Медвежьегорского городского поселения от 31.01.2018 №218 в проведении шествия соответствует требованиям законодательства и не может быть признан нарушающим права, свободы и законные интересы административных истцов.

Как указывают административные истцы истинным основанием для отказа Администрации Медвежьегорского городского поселения в проведении заявленных публичных мероприятий явилось неприятие должностным лицом Администрации целей публичных мероприятий, связанных с выступлением в поддержку прав и против дискриминации представителей сообщества геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендеров в России, полагают указанные решения дискриминационными по признаку сексуальной ориентации участников публичных мероприятий и лиц, в поддержку которых планировалось их проведение.

Однако своего подтверждения в ходе судебного разбирательства указанное утверждение не нашло, каких-либо доказательств суду не представлено.

Руководствуясь статьей 227, статьями 177-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Медвежьегорский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                        М.Л. Свинкина

Полный текст решения изготовлен 07 марта 2018 года

2а-230/2018 ~ М-115/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Михайлова Софья Андреевна
Иванов Владимир Иванович
Алексеев Николай Александрович
Ответчики
Администрация Медвежьегорского городского поселения
Суд
Медвежьегорский районный суд Республики Карелия
Судья
Свинкина Марина Львовна
Дело на странице суда
medvezhegorsky--kar.sudrf.ru
26.02.2018Регистрация административного искового заявления
26.02.2018Передача материалов судье
26.02.2018Решение вопроса о принятии к производству
26.02.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.02.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.03.2018Судебное заседание
07.03.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.04.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.05.2018Дело оформлено
13.06.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее