№ 2-2236/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 октября 2015 года
Ступинский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Романенко Л.Л.,
при секретаре Шишкиной И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рыжова ФИО14 к Управлению Роспотребнадзора по Московской областио признании ответа недействительным, обязании выдать заключение, принять меры по пресечению выявленных нарушений, взыскании компенсации морального вреда в сумме 500000руб.,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к ответчику, в котором просил:
- признать незаконным ответ исх 1-703, исх 1-1589 недействительным, нарушающим права и законные интересы на правосудное решение по делу № 2-301/13,
- обязать ответчика выдать заключение о соответствии документов установки модели «Лидер 06н» требованиям законодательства,
- обязать ответчика принять меры по пресечению выявленных нарушений санитарных норм и технических регламентов,
- взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме 500000 руб.
В обоснование иска истец сообщил, что 03.06.2012 года владелец смежного земельного участка №76 в СК «Романтик» Каширского района Буш О.В. с разрешения председателя товарищества разместил и ввел в эксплуатацию локальное очистное сооружение ( далее - ЛОС) в 1 метре от его земельного участка №65, с землей сельскохозяйственного назначения и выводом стоков на общую территорию товарищества, а также отводом образующегося газа вдоль его участка на рядом расположенные плодово-ягодные кусты, овощные культуры и деревянный дом. Решением Каширского суда ему в иске о переносе ЛОС было отказано. Он обратился в Управление Роспотребнадзора с заявлением о выдаче заключения о соответствии сооружения требованиям Федерального закона № 52-ФЗ, в чем ему было отказано 01.07.2015 года ответ № 1-1589. Считает, что бездействие ответчика по проведению проверки, в том числе соблюдения требований к размещению ЛОС и к санитарно-защитной зоне сооружения, привело к принятию Каширским судом незаконного решения, нарушающего его права. Ответчиком не выявлено нарушение санитарных норм: САНПИН 2.2.1/2.1.1.1200-03, САНПИН 2.15.980-00, Постановления Правительства РФ №753, от 15.09.2009 года, Закона о защите прав потребителей. Бездействие ответчика привело к тому, что на него была незаконно возложена обязанность по доказыванию нарушений, допущенных владельцем соседнего участка, ему были причинены нравственные и физические страдания, что подтверждается медицинской картой истца.
В судебном заседании истец и его представитель по доверенности иск поддержали, просили удовлетворить.
Представитель ответчика Управления Роспотребнадзора по Московской областиГромова С.М. в судебном заседании иск не признала, пояснила, что ЛОС не включены в перечень товаров, подлежащих государственной регистрации, получение каких - либо разрешительных документов в органах Роспотребнадзора не требуется. Действие Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 САНИТАРНО-ЗАЩИТНЫЕ ЗОНЫ И САНИТАРНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ, СООРУЖЕНИЙ И ИНЫХ ОБЪЕКТОВ не применимо к ЛОС для очистки бытовых сточных вод, устанавливаемых для личного (индивидуального) пользования., т.к. устанавливают класс опасности промышленных объектов и производств, требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных. объектов и производств и/или их комплексов. ЛОС установленный на территории домовладения в границах СК «Романтика» не может быть отнесён к ЛОС промышленного предприятия, в связи с установкой для удовлетворения бытовых нужд частных лиц. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.5.980-00 "Гигиенические требования к охране поверхностных вод» также не применимы, так как устанавливают гигиенические требования в целях сохранности поверхностных водоемов, в СК «Романтика» отсутствуют такие водоемы. Контроль за исполнением СП 55.13330.2011 Роспотребнадзором не осуществляется в связи с тем, что указанный нормативный акт относится к строительным нормам и правилам. Планировка и застройка территории СНТ (партнёрств, кооперативов и т.д.), в том числе и организация водоснабжения и водоотведения, определяется проектом планировки, утверждённым в установленном Законом порядке, который в ТОУ Роспотребнадзора отсутствует. До 2007 года проектная документация проходила согласование в органах санитарно-эпидемиологического надзора, но после проведённой реорганизации и внесении изменений в Законодательные акты Российской Федерации проекты планировки и застройки СНТ ( партнёрств, кооперативов и т.д.) не является предметом согласования в Роспотребнадзоре.согласование места сброса сточных вод с территорий домовладений, участков и т.д. с органами Роспотребнадзора не предусмотрено.
В соответствии со статьёй 20 Федерального закона № 184-ФЗ от 27.12.2003 г. « О техническом регулировании» подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации.
Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах:принятия декларации о соответствии (далее - декларирование соответствия);обязательной сертификации. Порядок применения форм обязательного подтверждения соответствия устанавливается настоящим Федеральным законом.
Обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента ( ст.23 Закона).
Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 N 982 установлен единый перечень продукции подлежащей обязательной сертификации, в указанном перечне ЛОС отсутствует.
Технический регламент Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" (далее - Технический регламент) вступивший в силу с 15 февраля 2013 года утвердил перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" (TP ТС 010/2011)
До 15 ноября 2013 года допускалось производство и выпуск в обращение на таможенной территории Таможенного союза продукции, не подлежавшей до дня вступления в силу Технического регламента обязательной оценке (подтверждению) соответствия обязательным требованиям, установленным нормативными правовыми актами Таможенного союза или законодательством государства - члена Таможенного союза, без документов об обязательной оценке (подтверждении) соответствия и без маркировки национальным знаком соответствия (знаком обращения на рынке). Следовательно, обязательное подтверждение соответствия продукции требованиям Технического регламента до 15.11.2013 года не требовалось.
Пояснила также, что из текста решения суда, следует, что проверке подлежала правильность размещения ЛОС на территории земельного участка ответчика, что можно было установить экспертным путем.
Суд, выслушав стороны, проверив материалы дела, считает иск не подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст. 304 ГК РФ«Собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения».
В соответствии со ст. 42 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения",
Санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и иные виды оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований могут проводиться должностными лицами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, и экспертами, аттестованными в установленном Правительством Российской Федерации порядке, в целях: (в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 160-ФЗ)
1) установления и предотвращения вредного воздействия факторов среды обитания на человека;
2) установления причин и условий возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и оценки последствий возникновения и распространения таких заболеваний (отравлений);
3) установления соответствия (несоответствия) требованиям настоящего Федерального закона документов, зданий, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств и других объектов, используемых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями для осуществления своей деятельности, и результатов указанной деятельности.
В соответствии со ст. 44 указанного федерального закона, 1. Федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор включает в себя:
1) организацию и проведение проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований санитарного законодательства, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
2) организацию и проведение проверок соответствия продукции, реализуемой юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, требованиям технических регламентов, государственный надзор за соблюдением которых возложен на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
Как следует из представленных документов, истец является собственником земельного участка площадью 0,10 га в СК «Романтика» в районе д.Козьяково, Каширского района Московской области.
Решением Каширского суда от 25.03.2013 года по делу № 2-301/13 Рыжову М.И. в иске к Бушу О.В., СК «Романтика» о переносе локального очистного сооружения, совершению других действий было отказано. Из текста решения суда следует, что истцом в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представлены доказательства нарушения его прав, так как истец отказался от проведения судебной экспертизы по проверке расположения ЛОС на земельном участке ответчика Буш О.В. Решение суда вступило в законную силу.
Письмом от 01.07.2015 года № 1-1589 Управлением Роспотребнадзора Московской области гр. Сосновой Н.А. ( представителю истца) было разъяснено, что выдача санитарно-эпидемиологических заключений о результатах экспертизы нормативными документами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека не предусмотрена. Экспертное заключение выдается Федеральными учреждениями здравоохранения - центрами гигиены и эпидемиологии,
другими аккредитованными в установленном порядке организациями,
экспертами,иподтверждает проведение санитарно-
эпидемиологической экспертизы, обследования, исследования, испытания и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок в соответствии с техническими регламентами, государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, с использованием методов и методик, утвержденных в установленном порядке, и содержит обоснованные заключения о соответствии (несоответствии) предмета санитарно-эпидемиологической экспертизы,обследования,исследования,испытания и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, техническим регламентам.
Экспертное заключение № 6359 от 25.10.2011г выдано ФБУЗ«Центр гигиены и эпидемиологии в Смоленской области» на установку для очистки бытовых сточных вод серии «Лидер» различных моделей, а не на размещение указанных установок, вопрос размещения локальных очистных сооружений на территории садоводческого товарищества регламентируется строительными нормами и правилами. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.5.980-00 "Гигиенические требования к охране поверхностных вод» устанавливают гигиенические требования к качеству воды водных объектов в пунктах питьевого,хозяйственно-бытового и рекреационного водопользования; к условиям отведения сточных вод в водные объекты; к размещению,проектированию, строительству, реконструкции и эксплуатации хозяйственных и других объектов, способных оказать влияние на состояние поверхностных вод, а также требования к организации контроля за качеством воды водных объектов. СанПиН 2.1.5.980-00 не регламентирует вопросы размещения локальных сооружений на территории садоводческих товариществ.
Письмом № 1-703 от 21.03.2014 года Управлением Роспотребнадзора Московской области разъяснено Рыжову М.И., что вопросы размещения локальных очистных сооружений не входят в компетенцию Управления Роспотребнадзора Московской области, котороене принимает участия в согласовании проектов организации и застройки, не выдает разрешения на размещение объектов, в том числе локальных очистных сооружений на территории садоводческих товариществ.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74 (ред. от 25.04.2014) введены в действие в новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов",
Требования которых распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека. Указаний о применении Правил к размещению очистных сооружений на земельных участках физических лиц Правила не содержат.
СанПиН 2.1.5.980-00. 2.1.5. Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод. Санитарные правила и нормы", (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 22.06.2000)
В п. 1.1 устанавливают гигиенические требования:
- к качеству воды водных объектов в пунктах питьевого, хозяйственно-бытового и рекреационного водопользования;
- к условиям отведения сточных вод в водные объекты;
- к размещению, проектированию, строительству, реконструкции и эксплуатации хозяйственных и других объектов, способных оказать влияние на состояние поверхностных вод, а также требования к организации контроля за качеством воды водных объектов.
1.2. Требования настоящих санитарных правил распространяются на все поверхностные водные объекты на территории Российской Федерации, используемые или намечаемые к использованию для нужд населения, за исключением прибрежных вод морей.
Упоминаемое в иске истцом Постановление Правительства РФ от 15.09.2009 N 753 (ред. от 24.03.2011) "Об утверждении технического регламента о безопасности машин и оборудования" утратило силу в связи с принятием Решения Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 823, которым утвержден технический регламент Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" (ТР ТС 010/2011), вступающий в силу с 15 февраля 2013 года. В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Соглашения от 18.11.2010 со дня вступления в силу технического регламента Таможенного союза на территориях стран - участников Таможенного союза не применяются соответствующие обязательные требования, установленные законодательствами сторон.
В соответствии с техническим регламентом Таможенного союза, 1. Машины и (или) оборудование выпускаются в обращение на рынке при их соответствии настоящему техническому регламенту, а также другим техническим регламентам Таможенного союза, ЕврАзЭС, действие которых на них распространяется, и при условии, что они прошли процедуры подтверждения соответствия, установленные настоящим техническим регламентом, а также другими техническим регламентам Таможенного союза, ЕврАзЭС, действие которых на них распространяется. 5. Действие настоящего технического регламента распространяется на машины и (или) оборудование, применяемые на опасных производственных объектах.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона № 184-ФЗ от 27.12.2003 г. « О техническом регулировании» подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер.Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации.Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах:принятия декларации о соответствии (далее - декларирование соответствия);обязательной сертификации.
Порядок применения форм обязательного подтверждения соответствия устанавливается настоящим Федеральным законом.
Обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента ( ст.23 Закона).
Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 N 982 установлен единый перечень продукции подлежащей обязательной сертификации, в указанном перечне ЛОС отсутствует.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что оснований к возложению на ответчика обязанности выдать заключение о соответствии документов установки «Лидер 06н» требованиям закона не установлено, поскольку данная установка предназначена для удовлетворения бытовых нужд частных лиц и не подлежит обязательной сертификации.
Кроме того, к компетенции ответчика не относятся вопросы размещения очистных сооружений на территории земельных участков граждан в составе садоводческих товариществ и кооперативов. В связи с чем ответы должностных лиц истцу соответствуют законодательству, права истца не нарушают.
Оснований для взыскания компенсации морального вреда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Рыжова ФИО15 к Управлению Роспотребнадзора по Московской областио признании ответа недействительным, обязании выдать заключение, принять меры по пресечению выявленных нарушений, взыскании компенсации морального вреда в сумме 500000руб. - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Ступинский суд в течение месяца со дня изготовления решения в мотивированном виде.
Судья: Романенко Л.Л.
В окончательном (мотивированном) виде решение суда изготовлено 12 октября 2015 года.
Судья: Романенко Л.Л.