именем Российской Федерации
24 июля 2019 г. г. Жигулевск
Жигулевский городской суд Самарской области в составе:
председательствующего - судьи Неугодникова В.Н.,
с участием представителя административного истца Межрайонной ИФНС России № 15 по Самарской области – Потехина С.А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
административного ответчика – Богдановой С.А.,
при секретаре Логиновой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1031/2019 по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> к Богдановой С. А. о взыскании страховых взносов на обязательное медицинское страхование,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № по <адрес> обратилась в суд с административным иском к Богдановой С.А. с требованием о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за период до ДД.ММ.ГГГГ – пеня в размере 1497,19 рубля.
Одновременно при подачи административного искового заявления подано ходатайство о восстановлении срока подачи административного искового заявления.
В обоснование требований истец указал, что административный ответчик Богданова С.А. не оплатила своевременно и в полном объеме страховое взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование. Размер пени за период до ДД.ММ.ГГГГ по страховым взносам на ОМС в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС составляет 1497,19 рублей.
В целях соблюдения досудебного порядка урегулирования спора должнику было направлено требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате недоимки по страховым взносам и пени в добровольном порядке.
В установленный законом срок должник указанное требование не выполнила.
Определением мирового судьи судебного участка № судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению Богдановой С.А. был отменен судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с Богдановой С.А. недоимки и пени по налогам.
Также в ходатайстве о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу административного искового заявления указано, что установленный законом срок Межрайонная ИФНС России № по <адрес> не могла своевременно обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей по причине отсутствия определения об отмене судебного приказа, в связи с чем, просит восстановить пропущенный процессуальный срок на подачу административного искового заявления.
В судебном заседании представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № по <адрес> Потехин С.А. на административных исковых требованиях, ходатайстве о восстановлении процессуального срока настаивал. Указал, что срок пропущен в связи с тем, что определение об отмене судебного приказа поздно было передано в юридический отдел.
Административный ответчик Богданова С.А. в судебном заседании возражала против восстановления пропущенного срока ввиду отсутствия уважительных причин пропуска. Заявленные требования не признала. Указала, что в соответствии с ФЗ № требование о взыскании налога должно было быть направлено до ДД.ММ.ГГГГ, административным истцом пропущен срок на обращение в суд. Подпункт 5.5. ст. 19 ФЗ № говорит о том, что в суд возможно обратиться с иском в течение 6 месяцев после истечения срока для исполнения указанных требований.
Выслушав представителя административного истца, административного ответчика, исследовав материалы дела, суд, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (ч. 2 ст. 286 КАС РФ).
В связи с вступлением в силу с 01.01.2017 года Федерального закона «О внесение изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ в связи с принятием Федерального закона «О внесении в части 1 и 2 Налогового кодекса РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» от 03.07.2016 года № 250-ФЗ и Федерального закона «О внесении изменений в части 1 и 2 Налогового кодекса РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» от 03.07.2016 года ФЗ-243, полномочия по администрированию страховых взносов с 01.01.2017 года перешли к налоговым органам.
В соответствии с ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Налоговым Кодексом Российской Федерации устанавливаются страховые взносы, которые являются федеральными и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации (ст. 18.1 НК РФ).
Статьей 8 НК РФ предусмотрено, что под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.
Налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы (ст. 19 НК РФ).
Из ст. 419 НК РФ следует, что плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе, индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Статьей 420 НК РФ предусмотрено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, признается минимальный размер оплаты труда, установленный на начало соответствующего расчетного периода, в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 настоящего Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 настоящего Кодекса.
Из статьи 432 НК РФ следует, что исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 401-ФЗ)
Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
При превышении суммы страховых взносов, определенной налоговым органом в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, над суммой страховых взносов, фактически уплаченных плательщиком за расчетный период, налоговый орган выявляет в порядке, установленном настоящим Кодексом, недоимку по страховым взносам.
В суде установлено, что в адрес Богдановой С.А. было направлено требование № об необходимости уплаты, в том числе, страховые взносы на ОМС в фиксированном размере в фед. фонд ОМС за периоды до ДД.ММ.ГГГГ в размере 1497,19 рублей (пени). При этом сроки их уплаты указаны до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № судебного района <адрес> был вынесен судебный приказ о взыскании с Богдановой С.А недоимки по страховым взносам.
По заявлению Богдановой С.А. определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ отменен, копия определения направлена в адрес Межрайонной ИФНС РФ № по <адрес>.
Из Выписки из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Богданова С.А. прекратила деятельность индивидуального предпринимателя в связи с принятием соответствующего решения ДД.ММ.ГГГГ, о чем сделана запись в ЕГРЮЛ.
В соответствии со ст. 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
В силу абз. 2 ч. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Настоящее административное исковое заявление подано в суд 26.06.2019, то есть с нарушением установленного законом шестимесячного срока с момента отмены судебного приказа.
Административным истцом не представлено в суд доказательств, подтверждающих уважительность причин пропуска процессуального срока на подачу административного искового заявления.
Таким образом, на момент обращения истца в суд с настоящим административным иском 26.06.2019, по указанному в приложенных к административному исковому заявлению налоговому периоду (до 06.04.2017), сроки, предусмотренные законом для обращения в суд с иском (ст. 48 НК РФ), пропущены.
Ходатайство Инспекции о восстановлении пропущенного срока суд считает необоснованным, так как каких-либо доказательств уважительности причин пропуска срока административным истцом представлено не было.
Суд, основываясь на принципе всеобщности и равенства налогообложения (пункт 1 статьи 3 НК РФ), исходя из универсальности воли законодателя, выраженной в ч. 3 ст. 46, ч. 1 ст. 47, ч. 2 ст. 48 НК РФ в отношении давности взыскания в судебном порядке суммы налога, считает, что такие причины, которые указаны административным истцом, как несвоевременная передача в юридической отдел определения об отмене судебного приказа, не могут являться уважительными причинами восстановления срока для подачи заявления в суд о взыскании налога.
Поскольку оснований для восстановления пропущенного срока для обращения в суд с заявлением о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекающие до 01.01.2017 (пени) в размере 1497,19 рублей, не имеется, в удовлетворении административных исковых требований суд полагает необходимым отказать в связи с утратой возможности взыскания недоимки по причине пропуска срока, установленного законом для судебного взыскания.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 175-180, 290, 293 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по <адрес> в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока на подачу административного искового заявления, административных исковых требований к Богдановой С. А. о взыскании недоимки по пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за периоды ДД.ММ.ГГГГ (пени) в размере 1497,19 рубль.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Самарский областной суд через Жигулевский городской суд Самарской области
Решение в окончательной форме изготовлено 29 июля 2019 г.
Судья Жигулевского городского суда
Самарской области В.Н. Неугодников