Дело № 2а-49/2022
УИД 13RS0003-01-2022-000005-84
<данные изъяты>
Решение
Именем Российской Федерации
п.Чамзинка,
Республика Мордовия 03 февраля 2022 г.
Чамзинский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Бондаревой Н.В., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению прокурора Чамзинского района Республики Мордовия в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информационного материала, размещенного на сайте в сети «Интернет» с сетевым адресом https://rostov-na-donu.mydiplomistores.com/ запрещенным к распространению на территории Российской Федерации,
установил:
прокурор Чамзинского района Республики Мордовия Письмаркин Н.Ф., действующий в интересах Российской Федерации и в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц, обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, в котором указал, что прокуратурой Чамзинского района в ходе мониторинга интернет-сайтов, выявлен сайт с URL-адресом https://rostov-na-donu.mydiplomistores.com/, на котором размещена запрещенная информация, а именно информация о незаконном приобретении дипломов о высшем образовании и аттестатов о среднем образовании. Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанной страницы и скопировать информацию в электронном варианте может любой Интернет-пользователь. Информация на этом сайте распространяется бесплатно, срок пользования неограничен. Ограничение на передачу, копирование и распространение – отсутствует.
Со ссылкой на нормы Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" прокурор просит суд признать информационный материал, размещенный в сети «Интернет» по вышеуказанному адресу, запрещенным к распространению на территории Российской Федерации.
Административный истец, заинтересованное лицо, будучи извещенными, в судебное заседание не явились, прокурор Чамзинского района Республики Мордовия в поданном административном исковом заявлении ходатайствовал о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства, представитель заинтересованного лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Мордовия, представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Мордовия Пискунова О.В. в отзыве на заявление прокурора, просила рассмотреть дело в отсутствии представителя Управления, не возражает против рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства.
Согласно пункту 4 статьи 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ) административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 292 КАС РФ в порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства.
На основании указанных норм дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) судопроизводства без ведения аудиопротоколирования и протокола судебного заседания.
Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Решения, являющиеся основаниями для ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, принимаются судами общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства в рамках осуществления обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (часть 3 статьи 1 КАС РФ).
Административное дело по настоящему административному исковому заявлению рассматривается по правилам главы 33 КАС РФ в порядке упрощенного (письменного) производства без проведения устного разбирательства.
В соответствии со статьёй 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу части 4 статьи 29 и части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную <данные изъяты> определяется федеральным законом. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно пунктам 1, 6 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее по тексту Федеральный закон №149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Передача информации посредством использования информационнотелекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, (часть 5 статьи 15 Федерального закона №149-ФЗ).
В соответствии со статьей 9 Федерального закона №149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Статьёй 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрена выдача документа лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и (или) о квалификации, образцы которых самостоятельно устанавливаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
Документ об образовании, выдаваемый лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, подтверждает получение общего образования следующего уровня: 1) основное общее образование (подтверждается аттестатом об основном общем образовании); 2) среднее общее образование (подтверждается аттестатом о среднем общем образовании).
Документ об образовании и о квалификации, выдаваемый лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, подтверждает получение профессионального образования следующих уровня и квалификации по профессии, специальности или направлению подготовки, относящимся к соответствующему уровню профессионального образования: 1) среднее профессиональное образование (подтверждается дипломом о среднем профессиональном образовании); 2) высшее образование - бакалавриат (подтверждается дипломом бакалавра); 3) высшее образование - специалитет (подтверждается дипломом специалиста); 4) высшее образование - магистратура (подтверждается дипломом магистра); 5) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации, осуществляемая по результатам освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры, ассистентуры-стажировки (подтверждается дипломом об окончании соответственно аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры, ассистентуры-стажировки).
За выдачу документов об образовании и (или) о квалификации, документов об обучении и дубликатов указанных документов плата не взимается (часть 16 статьи 60 указанного Федерального закона).
В соответствии с законодательством Российской Федерации документ об образовании и (или) квалификации является необходимым условием для продолжения обучения в образовательных учреждениях либо научной организации по программам последующего уровня образования, а также необходимым условием для осуществления отдельных видов деятельности.
В соответствии со статьёй 4 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. №2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний.
В соответствии с пунктом 6 статьи 10 Федерального закона №149-ФЗ запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Статьей 324 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее УК РФ) установлена уголовная ответственность за незаконное приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей.
Частью 1 статьи 327 УК РФ установлена уголовная ответственность за подделку удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа.
Использование заведомо подложного документа влечет уголовную ответственностью в соответствии с частью 3 статьи 327 УК РФ.
Из смысла приведенных норм следует запрет на распространение информации о незаконной реализации дипломов о высшем образовании и аттестатов о среднем образовании.
Из материалов дела следует, при проведении прокуратурой Чамзинского района Республики Мордовия проверки исполнения законодательства об информации, информационных технологиях, защите информации, образовании обнаружен Интернет-сайт с сетевым адресом https://rostov-na-donu.mydiplomistores.com/, содержащий информацию о незаконной продаже дипломов о высшем образовании и аттестатов о среднем образовании. Вход на сайт свободный, регистрация не требуется, текст индексируется поисковыми машинами.
Информация на сайтах очевидно и бесспорно носит незаконный характер, имеет противоправные цели, поскольку приобретение за плату документа об образовании противоречит законодательству Российской Федерации.
Статьей 15.1 Федерального закона №149-ФЗ установлено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено". Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона №149-ФЗ основаниями для включения в реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Создание Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Формирование и ведение единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра - организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации, которая может привлекаться к формированию и ведению единого реестра в соответствии с критериями, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 1, 2, 3 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 г. №1101).
Судом установлено, что в соответствующем Едином реестре сайт с доменным именем с сетевым адресом https://rostov-na-donu.mydiplomistores.com/ как содержащий информацию, запрещённую к распространению в Российской Федерации, не значится.
По делам о признании информации, пропагандирующей противоправную деятельность и размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению в Российской Федерации юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети «Интернет» запрещенной информации. Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания данной информации, распространенной в сети «Интернет», запрещенной.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что указанная информация, размещённая на сайте в сети Интернет по электронному адресу https://rostov-na-donu.mydiplomistores.com/ является информацией, запрещённой к распространению на территории Российской Федерации, в связи с чем, настоящее административное исковое заявление прокурора является обоснованным и подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьёй 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 265.5 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление прокурора Чамзинского района Республики Мордовия в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информационного материала, размещенного на сайте в сети «Интернет» с URL-адресом https://rostov-na-donu.mydiplomistores.com/ запрещенным к распространению на территории Российской Федерации, удовлетворить.
Признать информационный материал – информацию о дистанционной продаже дипломов о высшем образовании и аттестатов о среднем образовании, размещенный в сети «Интернет» по электронному адресу: https://rostov-na-donu.mydiplomistores.com/ информацией запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Копию решения направить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Мордовия <данные изъяты> для включения указанного выше интернет – адреса в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано через Чамзинский районный суд Республики Мордовия в Верховный Суд Республики Мордовия в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья Н.В. Бондарева