Дело № 2-156/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 февраля 2018 года г. Выкса
Выксунский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Власовой И.Н., при секретаре Бушуевой О.В., с участием истца Баикиной Е.А., ее представителя адвоката Ларионовой О.В., действующей на основании ордера, представителя ответчика Управления Пенсионного фонда РФ по городскому округу городу Выкса Нижегородской области Тиуновой С.В., действующей на основании доверенности от ….., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Баикиной Е.А. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городскому округу городу Выкса Нижегородской области о назначении пенсии
у с т а н о в и л:
Истец Баикина Е.А. обратилась к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ по городскому округу городу Выкса Нижегородской области с исковым заявлением о назначении пенсии, просит включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью период работы с …. по …. в качестве старшей пионервожатой средней школы № …. г.Выкса, и обязать ГУ УПФ РФ по г.о.г.Выкса назначить ей пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с …....
Требования мотивированы тем, что ….. она обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ по г.о.г.Выкса с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, поскольку выработала 25-летний педагогический стаж. Однако, в назначении пенсии досрочно ей было отказано, так как в некоторые периоды ее деятельности не включены в стаж, в период работы с …. по …. в качестве старшей пионервожатой средней школы № …г.Выкса.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление образования администрации городского округа город Выкса НО.
В судебном заседании истец Баикина Е.А. и ее представитель адвокат Ларионова О.В. требования поддержали и просили их удовлетворить.
Представитель ответчика – ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ по городскому округу городу Выкса на основании доверенности– Тиунова С.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска.
Представитель третьего лица МБОУ СОШ № … г.Выкса в судебное заседание не явился, согласно представленному отзыву, против удовлетворения исковых требований не возражает, просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица Управления образования администрации городского округа город Выкса НО в судебное заседание не явился, представив заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Выслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с ч.3 ст.196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Статьей 39 Конституции Российской Федерации установлено, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).
Как указал Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 03.06.2004 г. №11-П, определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). Такая дифференциация, однако, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции РФ, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19 части 1 и 2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованы, преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. В сфере пенсионного обеспечения соблюдения принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).
В соответствии с п.п.19 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях в РФ» право на досрочное назначение трудовой пенсии предоставлено лицам, не менее 25 лет осуществлявшие педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста (далее Закон № 400-ФЗ).
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ (ч.2 ст. 30 Закона № 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признании указанных периодов в соответствии с законодательство, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч.3 ст. 30 Закона № 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч.4 ст. 30 Закона № 400-ФЗ).
Как следует из материалов дела, …. года была принята на работу ….. в среднюю школу № …, ….. переведена на должность …. средней школы № ….
Данные обстоятельства подтверждаются записями в трудовой книжке истца.
….. Баикина Е.А. обратилась в ГУ УПФ РФ по г.о.г. Выкса с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости, по основанию, предусмотренному пп.19 ч.1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», однако решением ответчика ей было отказано ввиду отсутствия требуемого стажа педагогической деятельности.
Согласно Решению ГУ УПФ РФ по г.о.г.Выкса НО № … от ….г., специальный стаж педагогической деятельности Баикиной Е.А., дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, составил …...
В льготный стаж не был включен период нахождения Баикиной Е.А. в должности …. средней школы № … с …. по …....
Между тем в период поступления истца на работу на штатную должность …. средней школы № …. действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397, пунктом 2 которого предусматривалось, что в стаж работы по специальности учителей и других работников просвещения, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (по педагогическим специальностям), засчитывается также работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых.
При этом в силу п. 4 названного Положения период работы в должности пионервожатых засчитывается в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа (в соответствии с пунктом 1.2 Инструктивного письма Минсоцобеспечения РСФСР от 30.06.1986г. № 1-63-И «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» указанный стаж должен составлять 16 лет 8 месяцев), требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.
Названное постановление утратило силу с 01.10.1993 в связи с изданием постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 953 "О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой".
Впоследствии нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с Законом РФ от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в РФ", а также действующим в настоящее время законодательством в сфере пенсионного обеспечения возможность включения в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, периода работы в качестве пионервожатых не предусмотрена.
Однако Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.01.2004 N 2-П изложил правовую позицию, согласно которой ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции Российской Федерации, по своему смыслу, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Аналогичная позиция содержится в абз. 7 п. 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", согласно которой при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14.07.1956 "О государственных пенсиях", Закон СССР от 15.05.1990 "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закон РФ от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в РФ" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
В обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 2 квартал 2007 г. (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 01.08.2007, в редакции от 05.02.2014) обращено внимание на то, что законодатель не принял мер для создания правовой определенности, в результате чего педагогические работники не могли предвидеть в дальнейшем исключение из педагогического стажа работы в должности пионервожатая.
С учетом этого обстоятельства и исходя из выше приведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации спорный период подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, при условии соблюдения механизма его зачета, то есть работником должно быть выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Поскольку на момент обращения к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости истцом было выработано более 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, суд считает, что спорный период работы истца в качестве …. средней школы № … с …. по ….. подлежит включению в специальный (педагогический) стаж.
Кроме того, специальный стаж Баикиной Е.А. по состоянию на момент обращения к ответчику за назначением досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, с учетом спорного периода, составит более 25 лет, следовательно, требование истца о назначении досрочной страховой пенсии по старости с ….. также подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Баикиной Е.А. удовлетворить.
Признать за Баикиной Е.А. право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью в соответствии с п.п. 19 п.1 ст. 30 ФЗ РФ «О страховых пенсиях».
Включить в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости Баикиной Е.А. период работы с ….. по ….. в должности …. средней школы № …..
Обязать Государственное учреждение - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по городскому округу городу Выкса Нижегородской области назначить Баикиной Е.А. досрочную трудовую пенсию по старости с …. года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Выксунский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья - И.Н. Власова