Дело № 2-2338/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 июля 2016 года г.Пермь
Пермский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Бабаниной О.М.,
при секретаре Шиховой Н.Н.,
с участием помощника прокурора Швалевой К.И.
представителя ответчика ФИО6 по доверенности
представителя третьего лица ФИО7. по доверенности
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пермского транспортного прокурора к Акционерному обществу «<данные изъяты>» о возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Пермский транспортный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к акционерному обществу «<данные изъяты>» о возложении обязанности по тем основаниям, что пермской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о защите прав инвалидов в части доступности объектов транспортной инфраструктуры в АО «<данные изъяты>», в ходе которой установлено, что согласно требованиям ФЗ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также Свода Правил доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения СНиП 35-01-2001, утвержденных Приказом Министерства социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ регистрация билетов и оформление багажа в здании аэропорта для маломобильных групп населения без сопровождения должна осуществляться при необходимости за специальной стойкой высотой от уровня пола не более 0,85 м. Однако в нарушение указанных требований уровень стоек регистрации билетов и багажа в здании международного аэропорта «Пермь» составляет 1,3 м. от уровня пола, окно справочного бюро 1,2 м. Данное обстоятельство существенно нарушает права маломобильных групп населения, поскольку отсутствие стоек регистрации соответствующей высоты ограничивает возможность покупки ими билетов и оформления багажа без сопровождения. Бездействие АО «<данные изъяты>» влечет за собой нарушение социальных прав инвалидов, гарантированных Законом о социальной защите инвалидов.
Просит обязать АО «<данные изъяты>» оборудовать в здании аэровокзала стойку регистрации билетов и багажа высотой от уровня пола не более 0,85 м. в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Истец помощник прокурора Швалева К.И. на доводах искового заявления настаивала, просила его удовлетворить, поскольку отсутствие в здании аэровокзала специальной стойки для маломобильных групп населения, существенно нарушает права инвалидов, гарантированных им Законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Представитель ответчика ФИО8 с исковыми требованиями не согласна по тем основаниям, что истец ссылается на необходимость оборудования в аэропорту специальной стойки регистрации для обслуживания маломобильных групп населения в связи с наличием данного требованиями в Своде правил доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения «СНиП 35-01-2001» СП 59.13330.2012. Однако Свод Правил не распространяет свое действие на действующие здания объектов транспортной инфраструктуры. Пункты 1.1, 1.21 Свода Правил говорят о том, что указанный документ предназначен для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий. Его требования учитываются при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений. В связи с тем, что здание аэровокзала является действующим объектом, учитывая, что Ответчиком не планируется проведение реконструкции либо капитального ремонта здания аэровокзала, возложение на него обязанности по оборудованию дополнительной стойки регистрации является незаконным. Кроме этого ответчиком соблюдены все действующие нормы в области защиты прав инвалидов. Ответчиком разработана комплексная технология обслуживания пассажиров и багажа при внутренних и международных воздушных перевозках, которая содержит в себе раздел 11 «Особенности обслуживания пассажиров, с ограниченными физическими возможностями и больных пассажиров, неспособных передвигаться самостоятельно». По данной технологии, работники аэропорта сопровождают маломобильного пассажира с въезда на привокзальную площадь и до посадки на борт воздушного судна, в том числе при регистрации пассажира и оформления багажа. В силу того, что ответчик не располагает площадями и технической возможностью для размещения дополнительного оборудования, ответчиком разработана процедура по обслуживанию маломобильных пассажиров. Кроме этого, ч. 5 ст. 15 ФЗ-181 устанавливает, что в случаях когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Свод Правил также содержит в себе диспозитивную норму. Из толкования данных норм следует, что в условиях отсутствия технической возможности для оборудования здания специальными приспособлениями, субъект транспортной инфраструктуры вправе осуществлять обслуживание инвалидов иным альтернативным способом. У ответчика отсутствует техническая возможность для размещения дополнительной специальной стойки регистрации билетов и багажа, в связи с чем ответчик предоставляет пассажиру-инвалиду сопровождающее лицо. На сегодняшних день АО «<данные изъяты>» осуществляется деятельность по строительству нового аэровокзального комплекса аэропорта «<данные изъяты>», проект которого предусматривает в себе оборудование специальной стойки для регистрации пассажиров и багажа высотой не более 0,85 м. Также просит учесть, что ст. 26 Федерального закона № 419-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» устанавливает, что положения ч. 1 ст. 15 ФЗ № 181-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ в части обеспечения доступности инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с ДД.ММ.ГГГГ исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам. В 2011 г. был подготовлен Генеральный план развития международного аэропорта «Большое Савино», в соответствие с которым консультантами компании дано заключение, что в действующих планировочных решениях терминала отсутствует возможность установки дополнительных стоек регистрации, весоизмерительного оборудования с последующим подключением его к существующим системам транспортировки багаж, досмотра и контроля. Просит в иске отказать.
Представитель третьего лица Пермской краевой организации общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» исковые требования прокурора поддержала в полном объеме, просила его удовлетворить. Суду пояснила, что требования законодательства в области защиты прав инвалидов являются императивными. То обстоятельство, что ответчиком разработана программа сопровождения инвалидов при посадке на воздушное судно, не освобождает его от обязанности выполнять требования закона. Кроме этого ответчиком не представлено доказательств того, что у него отсутствует техническая возможность переоборудовать имеющиеся стойки регистрации. Законодательство в области защиты прав инвалидов предусматривает для них такую социальную среду, чтобы люди с ограниченными физическими возможностями в социальной среде могли самостоятельно реализовать свои потребности.
Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, пришел к следующему выводу.
Как установлено в судебном заседании в ходе проверки проведенной Пермской транспортной прокуратурой в области соблюдения законодательства о защите прав инвалидов в части доступности объектов транспортной инфраструктуры в АО «<данные изъяты>», в ходе которой установлено, что в здании АО «<данные изъяты>» уровень стоек регистрации билетов и багажа составляет 1,3 м от уровня пола, что не соответствует требованиям, установленным Сводом правил доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения «СНиП 35-01-2001», утвержденных приказом Министерства регионального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, что нарушает права маломобильных групп населения, поскольку отсутствие стоек регистрации соответствующей высоты ограничивает возможность покупки ими билетов и оформления багажа без сопровождения. (л.д. 6).
В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 181-Фз от 24.11.1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно ст. 9 вышеуказанного закона реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает, в том числе, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации.
Согласно ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации",...организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурнозрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
В силу статьи 9 "Конвенции о правах инвалидов" меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться "на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места".
В соответствии со ст. 3 Закона Пермского края от 04.04.2016 N 627-ПК "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур Пермского края" к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и беспрепятственного доступа к ним инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся:
железнодорожные вокзалы, автовокзалы, аэропорты, другие объекты автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта, предназначенные для обслуживания населения;
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 4 названного Закона Пермского края органы государственной власти Пермского края, органы местного самоуправления муниципальных образований Пермского края (далее - органы местного самоуправления), организации независимо от их организационно-правовых форм в пределах установленных полномочий обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) и другим маломобильным группам населения: условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации);
В силу ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
В соответствии с п. ДД.ММ.ГГГГ Свода правил доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения «СНиП 35-012001», утвержденных Приказом регионального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № регистрация билетов и оформление багажа в здании вокзала для маломобильных групп населения без сопровождения должна осуществляться при необходимости за специальной стойкой высотой от уровня пола не более 0,85 м.
Как следует из материалов дела, помещение общей площадью 2961,1 кв.м., расположенное по адресу <адрес>, аэропорт «<данные изъяты>» корпус 11 принадлежит на праве собственности АО «<данные изъяты>», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ,
Объекты транспортной инфраструктуры должны быть оборудованы специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам и другим группам населения с ограниченными возможностями передвижения беспрепятственно пользоваться услугами, предоставляемыми на объектах транспортной инфраструктуры (часть 2 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений").
Согласно акту проверки в здании аэропорта стойка регистрация билетов и оформление багажа, которой должны пользоваться посетители на инвалидных колясках, находятся на высоте более 0,85 м.
Принимая во внимание установленные в судебном заседании обстоятельства, суд считает, что исковые требования прокурора заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению, поскольку отсутствие специальной стойки, нарушает права маломобильных групп населения, требования ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Кроме этого АО «<данные изъяты>» является собственников помещения, расположенном по адресу: <адрес>, аэропорт «<данные изъяты>» кор.11 и использует его под здание аэропорта, относящееся к объектам социальной инфраструктуры и как собственник здания АО «<данные изъяты>» обязано создать условия для беспрепятственного пользования инвалидами и маломобильными группами населения услугами воздушных перевозок.
Суд также учитывает, что возложение обязанности на ответчика оборудовать в здание аэровокзала стойку регистрации в соответствии с СНиП 35-01-2001 не относится к конструктивным особенностям здания или капитальной реконструкции объекта недвижимости, но отсутствие специальной стойки для регистрации билетов и багажа для маломобильных групп населения, препятствуют в полной мере лицам, с ограниченными физическими возможностями, а также иным маломобильным группам населения пользоваться предоставляемыми перевозчиками услугами, что нарушает права и интересы названной категории граждан на равное с другими участие в жизни общества.
Доводы ответчика о том, что прокурором незаконно применены СНиП 35-01-2001, которые должны исполняться при проектировании и строительстве вновь создаваемого здания, а не при его эксплуатации, суд считает необоснованными, поскольку вышеуказанные правила применяются в совокупности с нормами Федерального закона "О социальной защите инвалидов", "О техническом регулировании", Технического регламента "О безопасности зданий и сооружений" и предполагают "разумное приспособление" объекта для нужд маломобильных граждан. При этом добровольность применения стандартов не исключает обязанности пользователя транспортной инфраструктуры обеспечить исполнение требований федерального законодательства о доступности названной категории граждан к инфраструктуре аэропорта.
Доводы ответчика на доступность маломобильным гражданам услуг, оказываемых ответчиком, в частности предоставление инвалидам сопровождающего лица из числа сотрудников аэропорта не свидетельствуют о создании объективных условий для беспрепятственного доступа инвалидам к объекту социальной инфраструктуры.
Из представленного ответчиком генерального плана для международного аэропорта Большое Савино следует, что в действующих планировочных решениях терминала отсутствует возможность установки дополнительных стоек регистрации, весоизмерительного оборудования с последующим подключением его к существующим системам транспортировки багажа, досмотра и контроля (л.д. 85 Плана).
Однако доказательств отсутствия технической возможности переоборудования в соответствии с СНиП 35-01-2001 одной из шести стоек регистрации для реализации установленных требований с целью обеспечения беспрепятственного пользования инвалидами и других маломобильных групп населения услугами в здании аэропорта, суду со стороны ответчика не представлено.
То обстоятельство, что в настоящее время осуществляется строительство нового здания аэропорта, где предусмотрена специальная стойка для регистрации билетов и багажа для маломобильных групп населения не свидетельствует о создании объективных условий и беспрепятственного доступа для маломобильных групп населения в действующем здании аэропорта по адресу: <адрес>, аэропорт <данные изъяты>.
На основании вышеизложенного, суд считает исковые требования Пермского транспортного прокурора подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Пермского транспортного прокурора к Акционерному обществу «<данные изъяты>» о возложении обязанности – удовлетворить.
Обязать Акционерное общество «<данные изъяты>» оборудовать в здании аэровокзала стойку регистрации билетов и багажа высотой от уровня пола не более 0,85 м. в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу
На решение в течение месяца может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края после составления решения в окончательной форме.
Копия верна:
Судья О.М.Бабанина
Мотивированное решение составлено 19 июля 2016 г.