№2- 4777/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 июля 2017 г. г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Н.Л.Чернобай, при секретаре Климчук Ю.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карельского межрайонного природоохранного прокурора к администрации Петрозаводского городского округа, Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки,
установил:
Карельский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском по тем основаниям, что на территории общего пользования Петрозаводского городского округа находится несанкционированная свалка отходов с координатами <данные изъяты> на противоположной стороне дороги от <адрес>. Размещение данной свалки осуществлено без учета требований в области охраны окружающей среды, предъявляемых к эксплуатации объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, как проживающих на территории муниципального образования, так и неопределенного круга лиц. Поскольку наличие несанкционированной свалки влечет за собой загрязнение природной среды и создает угрозу возникновения иных тяжких последствий, что нарушает конституционное право населения на благоприятную окружающую среду истец просит суд обязать ответчиков в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на территории общего пользования Петрозаводского городского округа на противоположной стороне дороги от <адрес> с координатами <данные изъяты>.
В судебном заседании старший помощник Карельского межрайонного природоохранного прокурора Шумилова Н.В. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в иске. Указала, что на момент рассмотрения дела свалка не ликвидирована.
Представитель администрации Петрозаводского городского округа в судебное заседание не явился, в представленном отзыве полагали себя ненадлежащим ответчиком по делу, в удовлетворении иска просили отказать.
Представитель Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия в судебное заседание не явился, в представленном суду отзыве на иск пояснил, что требования не признает, полагает Министерство ненадлежащим ответчиком.
Третье лицо в судебное заседание своего представителя не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещены.
Суд, заслушав сторону истца, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что Карельской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, в ходе которой было выявлено, что на территории общего пользования Петрозаводского городского округа находится несанкционированная свалка отходов с координатами <данные изъяты> на противоположной стороне дороги от <адрес>.
Лица, разместившие отходы, не установлены. Территория размещения свалки не является арендуемой территорией.
На момент рассмотрения дела судом несанкционированная свалка на вышеуказанной территории не ликвидирована, доказательств обратного ответчиками не представлено.
В соответствии со ст.42 Конституции РФ, ст.11 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон №7-ФЗ) и ст.8 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии со ст.3 Федерального закона №7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Принцип охраны здоровья человека, поддержания или восстановления благоприятного состояния окружающей среды и сохранения биологического разнообразия установлен ст.3 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон №89-ФЗ).
В силу ст.4 Федерального закона №89-ФЗ право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством. В соответствии со ст.12 Федерального закона №89-ФЗ запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.
Согласно ч.1 ст.13 Федерального закона №89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу ст.6 Федерального закона №89-ФЗ к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся: организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
Согласно п.15 ст.5 Закона Республики Карелия от 04.04.2016 №2007-ЗРК «О разграничении полномочий органов государственной власти Республики Карелия в области обращения с отходами производства и потребления» организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов относится к полномочиям органов исполнительной власти Республики Карелия, уполномоченных Правительством Республики Карелия в области обращения с отходами.
Исходя из пп.107 п.10 Положения о Министерстве строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства РК от 09.07.2013 №216-П, на Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия возложены функции по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
Вместе с тем ч.3 ст.8 ФЗ Федерального закона №89-ФЗ установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов.
Кроме того, полномочия администрации городского округа по участию в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, закреплены п.24 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Наличие несанкционированной свалки влечет за собой загрязнение природной среды и создает угрозу возникновения иных тяжких последствий, что нарушает конституционное право населения на благоприятную окружающую среду, предусмотренное ст.42 Конституции Российской Федерации.
Как следует из приведенных выше требований законодательства в области отходов производства и потребления, на органы местного самоуправления муниципального района возложена обязанность участвовать в организации деятельности, связанной с ликвидацией коммунальных отходов на территории муниципального района, на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации возложена обязанность организовать такую деятельность.
При этом законодательство не предусматривает основания освобождения органов местного самоуправления муниципального района, равно как и органов исполнительной власти от исполнения предусмотренных законом обязанностей.
При таких обстоятельствах обозначенная несанкционированная свалка должна быть ликвидирована администрацией Петрозаводского городского округа и Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению, срок для исполнения решения суд полагает разумным и обоснованным.
Руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск удовлетворить.
Обязать администрацию Петрозаводского городского округа и Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на территории общего пользования Петрозаводского городского округа на противоположной стороне дороги от дома <адрес> с координатами <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, с подачей жалобы через Петрозаводский городской суд Республики Карелия.
Судья Н.Л. Чернобай
Мотивированное решение изготовлено 17.07.2017.