Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-108/2012 ~ М-119/2012 от 02.07.2012

Дело № 2-108/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 июля 2012 года город Казань

Казанский гарнизонный военный суд в составе судьи Сердитого Э.А.,

при секретаре Антоновой А.В.,

с участием представителя военного прокурора Казанского гарнизона - помощника военного прокурора Казанского гарнизона лейтенанта юстиции Звездилина И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда гражданское дело по исковому заявлению военного прокурора Казанского гарнизона в защиту интересов военнослужащего <данные изъяты> Мирошникова Р.А. к Федеральному казенному учреждению «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Республике Марий Эл, Удмуртской Республике и Кировской области» (далее - ФКУ «ОФО МО РФ по РМЭ, УР и КО») о взыскании суммы налога, удержанного при выплатах денежной компенсации за санаторно-курортное лечение и стоимости путевки на ребёнка школьного возраста в организации отдыха и оздоровления детей,

У С Т А Н О В И Л:

Военный прокурор Казанского гарнизона обратился в суд с иском в интересах Мирошникова Р.А. к ФКУ «ОФО МО РФ по РМЭ, УР и КО» о взыскании суммы налога, удержанного при выплатах денежной компенсации за санаторно-курортное лечение и стоимости путевки на ребёнка школьного возраста в организации отдыха и оздоровления детей за <Дата обезличена> в сумме <данные изъяты>.

Из искового заявления военного прокурора следует, что Мирошников Р.А. проходит военную службу по контракту в <данные изъяты> и зачислен в распоряжение командира указанной воинской части. <Дата обезличена> командиром <данные изъяты> издан приказ <Номер обезличен> о выплате Мирошникову Р.А. денежной компенсации за санаторно-курортное лечение и стоимости путевки на ребёнка школьного возраста в организации отдыха и оздоровления детей за <Дата обезличена>. При выплате вышеназванных денежных средств, предусмотренных статьёй 16 ФЗ «О статусе военнослужащих», ФКУ «ОФО МО РФ по РМЭ, УР и КО», с данных выплат, удержан НДФЛ в размере 13%, что составило в сумме <данные изъяты>.

Считая свои права нарушенными, Мирошников Р.А. обратился к военному прокурору Казанского гарнизона с заявлением в котором просил его обратиться в суд для защиты его законных прав и взыскать с ФКУ «ОФО МО РФ по РМЭ, УР и КО» удержанную сумму налога. В связи с этим, военный прокурор Казанского гарнизона в защиту Мирошникова Р.А. просит суд взыскать с ФКУ «ОФО МО РФ по РМЭ, УР и КО» в пользу Мирошникова Р.А., удержанную при выплатах денежной компенсации за санаторно-курортное лечение и стоимости путёвки на ребёнка школьного возраста в организации отдыха и оздоровления детей сумму налога в размере <данные изъяты>.

В судебном заседании представитель военного прокурора Казанского гарнизона – Звездилин И.В. поддержал требования, изложенные в иске и просил суд их удовлетворить.

Мирошников Р.А., будучи надлежащим образом уведомленным о времени и месте судебного заседания, в суд не явился и просил рассмотреть дело без его участия.

Руководитель ФКУ «ОФО МО РФ по РМЭ, УР и КО» - Михайлов П.В., будучи надлежащим образом уведомленным о месте и времени судебного заседания, в суд не явился и просил рассмотреть дело без его участия. При этом в своём отзыве, оглашённом в судебном заседании, указал, что на основании письма Министерства финансов Российской Федерации от 21 октября 2011 года № ЕД-3-3/3457@ положения п. 9 ст. 217 НК РФ, в котором установлены основания для освобождения от налогообложения доходов физических лиц, в связи с приобретением ими путевок в санаторно-курортные и оздоровительные организации, применяются только в случае, когда компенсируются (оплачиваются) расходы по приобретению данных путевок. Производимые военнослужащим выплаты для оплаты стоимости путевок их детей освобождаются от налогообложения по НДФЛ на основании п. 9 ст. 217 НК РФ в случае их документального подтверждения целевого использования. Ответчик не согласился с исковыми требованиями и просил суд в их удовлетворении отказать, полагая, что оспариваемые денежные выплаты подлежат обложению налогом на доходы физических лиц, а требование заявителя о взыскании удержанных с компенсационных выплат НДФЛ незаконны, так как данная выплата должна быть не взыскана, а возвращена из федерального бюджета налоговым органом.

В судебном заседании были представлены сторонами и исследованы следующие доказательства.

Копией рапорта Мирошникова Р.А. от <Дата обезличена> подтверждается, что заявитель обращался к командиру <данные изъяты> о предоставлении ему основного отпуска за <Дата обезличена> и выплате ему денежной компенсации за санаторно-курортное лечение и выплаты для оплаты стоимости путевки на ребёнка школьного возраста в организации отдыха и оздоровления детей.

По выписке из приказа командира ФБУ - войсковая часть 31353 от <Дата обезличена> <Номер обезличен> усматривается, что Мирошникову Р.А. подлежит произвести выплату денежной компенсации за санаторно-курортное лечение и выплату стоимости путёвок на ребенка школьного возраста в организации отдыха и оздоровления детей за <Дата обезличена>. Ребенок – ФИО1, 1998 года рождения.

Из справки <Номер обезличен> от <Дата обезличена> выданной руководителем ФКУ «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Республике Марий Эл, Удмуртской Республике» усматривается, что с Мирошникова Р.А. удержан НДФЛ с выплаты стоимости путёвок на ребенка школьного возраста в организации отдыха и оздоровления за <Дата обезличена> в размере <данные изъяты> и с денежной компенсации за санаторно-курортное лечение за <Дата обезличена> в размере <данные изъяты>, в сумме <данные изъяты>.

Заслушав военного прокурора, огласив заявление ответчика, исследовав представленные доказательства, суд полагает, что требования истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Правовыми основами статуса военнослужащих являются Конституция Российской Федерации, Федеральные конституционные законы, Федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

Статья 10 Федерального закона № 76-ФЗ от 27 мая 1998 года «О статусе военнослужащих» определяет реализацию военнослужащими права на труд посредством прохождения ими военной службы.

Согласно части 3 статьи 32 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» условия контракта о прохождении военной службы включают в себя наряду с обязанностью военнослужащего добросовестно исполнять свои общие, должностные и специальные обязанности в течение установленного контрактом срока службы также и право гражданина на соблюдение его прав и прав членов его семьи, гарантий и компенсаций, установленных действующим законодательством о статусе военнослужащих и порядке прохождения военной службы.

В соответствие с пунктом 4 статьи 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих», военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (за исключением военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности на должностях, подлежащих комплектованию солдатами, матросами, сержантами и старшинами, и поступивших на военную службу по контракту после 1 января 2004 года, а также курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и члены семей военнослужащих - граждан во время отпуска, но не более одного раза в год, обеспечиваются санаторно-курортным лечением и организованным отдыхом в санаториях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах Министерства обороны Российской Федерации. При этом, указанным военнослужащим ежегодно независимо от приобретения путёвки выплачивается денежная компенсация в размере 600 рублей на самого военнослужащего и в размере 300 рублей на супруга военнослужащего - гражданина и каждого его несовершеннолетнего ребенка.

Согласно пункту 4.1 статьи 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих», военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, один раз в год производится выплата для оплаты стоимости путёвок их детей в возрасте от шести лет шести месяцев (либо не достигших указанного возраста, но зачисленных в общеобразовательные учреждения для обучения по общеобразовательным программам начального общего образования) до 15 лет включительно в организации отдыха и оздоровления детей, открытые в установленном порядке на территории Российской Федерации, в размере до 10800 рублей на каждого ребёнка.

Во исполнение вышеуказанного положения Федерального закона «О статусе военнослужащих» Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 года № 911 «О порядке оказания медицинской помощи, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членам их семей» установлено, что выплата для оплаты стоимости путевки производится в размере до 10800 рублей, а выплата на проведение отдыха детей - в размере 15840 рублей, с 2011 года - в размере 16870 рублей. Указанные выплаты осуществляются независимо от предоставления путевок в организации отдыха и оздоровления детей, открытых в установленном порядке на территории Российской Федерации.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 марта 2011 года № 355 «О выплате военнослужащим и отдельным категориям лиц, уволенным с военной службы, денежных средств для оплаты стоимости путевок их детей школьного возраста в организации отдыха и оздоровления детей в 2011 году в Вооруженных Силах Российской Федерации» выплата денежных средств для оплаты стоимости путёвок на детей указанных военнослужащих установлена в размере 10 800 рублей на одного ребёнка.

Кроме того, в соответствии с пунктом 9 статьи 217 НК РФ не подлежат налогообложению стоимости приобретаемых путёвок, за исключением туристических, на основании которых указанным лицам оказываются услуги санаторно-курортными и оздоровительными организациями, находящимися на территории Российской Федерации, а также суммы полной или частичной компенсации (оплаты) стоимости путёвок для не достигших возраста 16 лет детей, на основании которых указанным лицам оказываются услуги санаторно-курортными и оздоровительными организациями, находящимися на территории Российской Федерации.

Таким образом, суд считает установленным, что Мирошникову Р.А. за <Дата обезличена> в полном объёме не выплачены денежная компенсация за санаторно-курортное лечение и денежные средства предоставляемые военнослужащим для оплаты стоимости путёвок на ребенка школьного возраста в организации отдыха и оздоровления детей, а именно с данных выплат удержан НДФЛ в размере 13%, что в сумме составило – <данные изъяты>.

Ссылку ответчика на письмо Министерства финансов Российской Федерации от 21 октября 2011 года № ЕД-3-3/3457@ как основание для удержания с заявителя НДФЛ при выплате оспариваемых денежных средств, суд признаёт несостоятельной, а выводы должностных лиц о взыскании с указанных выплат НДФЛ, не соответствующими требованиям закона.

Указывая на необходимость удержания с начисленной Мирошникову Р.А. денежной компенсации за санаторно-курортное лечение и выплаты для оплаты стоимости путевки на ребёнка школьного возраста в организации отдыха и оздоровления детей, руководитель ФКУ «ОФО МО РФ по РМЭ, УР и КО», сослался на положения п. 9 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации, что, по мнению суда, является ошибочным.

В соответствии со статьей 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации. При этом налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Исходя из пункта 1 статьи 209 НК РФ, объектом налогообложения признаётся доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации.

По подпункту 7 пункта 1 статьи 208 НК РФ к доходам от источников в Российской Федерации относятся пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные налогоплательщиком в соответствии с действующим российским законодательством.

Вместе с тем, статьей 217 Налогового кодекса Российской Федерации, установлены доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), а именно, на основании пункта 1 указанной статьи не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, производимые в соответствии с действующим законодательством.

Учитывая, что перечень выплат, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), пунктом 1 статьи 217 НК РФ не установлен, с учётом положений пункта 3 статьи 217 НК РФ, суд приходит к выводу о том, что спорная выплата для оплаты стоимости путёвок отвечает всем признакам, установленным пунктом 1 статьи 217 НК РФ, а именно, является компенсацией установленной федеральным законодательством, выплачивается в твердой законодательно установленной сумме, а не рассчитывается, исходя из установленных норм, в связи с чем, основания для удержания с вышеуказанной выплаты для оплаты стоимости путёвок налога на доходы физических лиц отсутствуют.

Поэтому, ссылку ответчика на письмо Министерства финансов Российской Федерации, суд признаёт несостоятельной, поскольку письма и указания не являются нормативными актами, и не могут изменять или дополнять положения Федеральных законов.

Довод ответчика о том, что Мирошниковым Р.А. пропущен срок на обращение с заявлением в суд, является надуманным, поскольку согласно п. 7 приказа Министра обороны РФ от 30 июня 2006 года № 200, действующего на момент удержания НДФЛ, дополнительные выплаты, причитающиеся военнослужащему и выплаченные в меньшем размере, выплачиваются за три года, предшествовавшие обращению за их получением. Кроме этого, данное гражданское дело рассматривается в порядке искового производства.

Заявление ответчика о незаконности требований истца о взыскании удержанного с компенсационных выплат НДФЛ, так как данные выплаты должны быть возвращены из федерального бюджета налоговым органом, также является необоснованным, поскольку согласно ст. 24 НК РФ налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета, при этом агент имеет право на своевременный возврат с налогового органа сумм излишне взысканных налогов.

На основании изложенного, принимая во внимание то обстоятельство, что оспариваемые выплаты носят компенсационный характер и установлены федеральным законодательством, а взыскание с них НДФЛ противоречит вышеуказанным требованиям законодательства и нарушает права военнослужащего, суд полагает требования истца обоснованными и считает необходимым взыскать с ФКУ «ОФО МО РФ по РМЭ, УР и КО» в пользу Мирошникова Р.А. налог, удержанный при выплатах денежной компенсации за санаторно-курортное лечение и стоимости путевки на ребёнка школьного возраста в организации отдыха и оздоровления детей за <Дата обезличена> в сумме <данные изъяты>.

Согласно требованиям ст.ст. 98 и 103 ГПК РФ с ФКУ «ОФО МО РФ по РМЭ, УР и КО» также надлежит взыскать в доход федерального бюджета судебные расходы по делу – стоимость государственной пошлины в размере <данные изъяты>.

Руководствуясь статьями 194 – 199 и 320-321 ГПК РФ, военный суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление военного прокурора Казанского гарнизона в защиту интересов военнослужащего <данные изъяты> Мирошникова Р.А. к Федеральному казенному учреждению «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Республике Марий Эл, Удмуртской Республике» о взыскании суммы налога, удержанного при выплатах денежной компенсации за санаторно-курортное лечение и стоимости путевки на ребёнка школьного возраста в организации отдыха и оздоровления детей, удовлетворить.

Взыскать с Федерального казенного учреждения «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Республике Марий Эл, Удмуртской Республике» в пользу Мирошникова Р.А. денежные средства в размере <данные изъяты>.

Взыскать с Федерального казенного учреждения «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Республике Марий Эл, Удмуртской Республике» в доход федерального бюджета судебные расходы по делу в размере <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приволжский окружной военный суд через Казанский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья               Э.А. Сердитый

2-108/2012 ~ М-119/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Мирошников
Военная прокуратура Казанского гарнизона
Ответчики
Руководитель ФКУ "ОФО МО РФ по РМЭ, УР и КО"
Суд
Казанский гарнизонный военный суд (Республика Татарстан)
Судья
Сердитый Э. А.
Дело на странице суда
kazanskygvs--tat.sudrf.ru
02.07.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.07.2012Передача материалов судье
05.07.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.07.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.07.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.07.2012Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее