Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-365/2020 ~ М-388/2020 от 19.08.2020

                                                   Дело № 2-365/2020

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М      Р О С С И Й С К О Й      Ф Е Д Е Р А Ц И И

г. Льгов                                                                                                 13 октября 2020 года

Льговский районный суд Курской области в составе председательствующего судьи Денисовой Н.А., при секретаре Волобуевой Т.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мироненко Валентины Федоровны к Администрации МО г. Льгова Курской области о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации жилья,

У С Т А Н О В И Л :

Мироненко В.Ф. обратилась в суд с иском к Администрации МО г. Льгова Курской области о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации жилья.

В обоснование своих требований истица ссылается на то, что она является нанимателем жилого помещения - <адрес>, кадастровый , общей площадью 46,6 кв.м, расположенной в <адрес>. Первоначальным нанимателем данной квартиры являлся её муж ФИО2, умерший ДД.ММ.ГГГГ, которому на основании постановления главы администрации <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на право занятия жилого помещения размером 27,3 кв.м жилой площадью был выдан ордер от ДД.ММ.ГГГГ на семью из двух человек, в составе ФИО2 - наниматель, Мироненко В.Ф. - жена. После смерти мужа она обратилась в администрацию города Льгова с заявлением о заключении с ней договора социального найма спорного жилого помещения и его приватизации. В чем ей было отказано со ссылкой на то, что занимаемое ею жилое помещение является служебным и не подлежит приватизации. Считает, что данное жилое помещение принадлежит ей на условиях договора социального найма, которое она вправе приватизировать. Ордер на жилое помещение - квартиру был выдан по форме соответствующей приложению , являющийся в соответствии со ст. 51 ЖК РСФСР основанием для заключения договора найма жилого помещения, а не договора найма служебного жилого помещения. Письменный договор найма жилого помещения или служебного жилого помещения ни с ФИО2, ни с ней как администрацией Льговского района и города Льгова Курской области, так и администрацией г. Льгова не заключался. Вместе с тем, ФИО2 был выдан паспорт жилого помещения, являющийся приложением к договору найма жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда в РСФСР, в котором отражены характеристики спорной квартиры. Спорное жилое помещение не относится к числу служебных, так как Ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих соблюдение порядка постановки на государственный жилищный учет в качестве служебного и его технической инвентаризации в качестве такового. В ЕГРН данные сведения также отсутствуют. Просит признать за ней право собственности на указанную квартиру в порядке приватизации жилья.

Истица Мироненко В.Ф. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежаще.

В судебном заседании представитель истицы по доверенности - Чичкарев М.А. исковые требования Мироненко В.Ф. поддержал в полном объеме по указанным в иске основаниям и просил их удовлетворить. Суду пояснил, что наличие выданного на спорную квартиру ордера подтверждает предоставление жилого помещения по договору социального найма и право истицы на заключение договора приватизации на данную квартиру с Администрацией г. Льгова. Считает ссылки Ответчика на Постановление Правительства РФ от 13.10.1997 г. по государственному учету жилищного фонда несостоятельными, так как оно не имеет обратного действия. Ранее истица в приватизации не участвовала. Стороной Ответчика не представлено суду доказательств, подтверждающих отнесение спорной квартиры к специализированному жилому помещению.

Представитель ответчика - Администрации МО г. Льгова Курской области - Гладилина О.И. в судебном заседании исковые требования Мироненко В.Ф. не признала, просила отказать в их удовлетворении по основаниям, содержащимся в письменном отзыве.

Представитель третьего лица - филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Курской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен надлежаще.

Представитель третьего лица - Курского отделения филиала АО «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по ЦФО в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен надлежаще.

Представитель третьего лица - Управления Росреестра по Курской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще.

Представитель третьего лица - межмуниципального отдела по Курчатовскому, Конышевскому и Льговскому районам Управления Росреестра по Курской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще.

Учитывая требования ст. 167 ГПК РФ, положения ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца и представителей третьих лиц.

Выслушав представителей истца и ответчика, исследовав и оценив представленные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 1 Закона РФ от 04.07.91 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.

В соответствии со ст. 2 вышеуказанного Закона РФ граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Статья 6 данного Закона РФ предусматривает, что передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Согласно ст. 8 Закона решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов.

На основании статьи 11 Закона каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Согласно ст. 4 указанного Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения. Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.

В силу абз. 3 ст. 8 указанного Закона в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

Судом установлено, что ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ состоял в трудовых отношениях с администрацией <адрес> и <адрес> в должности заместителя главы администрации, что подтверждается копией трудовой книжки. /л.д. 120-131/

На основании постановления главы администрации Льговского района и города Льгова Курской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 была предоставлена служебная <адрес>, на которую был выдан ордер от ДД.ММ.ГГГГ на семью в составе: ФИО2 - наниматель, Мироненко В.Ф. - жена. На момент предоставления жилого помещения ФИО2 и Мироненко Валентина Федоровна состояли в законном браке, что подтверждается копией свидетельства о заключении брака серии II-ЖТ . /л.д. 18, 117, 119/

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умер, что подтверждается копией свидетельства о смерти серии III-ЖТ ./л.д. 46/

Из представленных материалов дела следует, что Мироненко В.Ф. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрирована в спорной квартире, несет бремя её содержания в виде оплаты коммунальных услуг. Иных лиц в квартире не зарегистрировано. /л.д. 15-16, 25-29, 115/

ДД.ММ.ГГГГ Мироненко В.Ф. обратилась с письменным заявлением к Главе <адрес> с просьбой заключить договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. /л.д. 133/

Однако Администрацией города Льгова было принято решение об отказе в заключении с Мироненко В.Ф. договора социального найма жилого помещения (квартиры), так как оно имеет статус служебного жилого помещения, что следует из письма от ДД.ММ.ГГГГ за . Данный отказ послужил поводом для обращения истицы в суд с иском о признании права собственности на спорную квартиру в порядке приватизации жилья. /л.д. 134-135/

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Однако, истицей Мироненко В.Ф. не представлены суду доказательства, обосновывающие заявленные ею исковые требования.

В соответствии со ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

Согласно положениям статьи 101 ЖК РСФСР, действовавшим на момент представления жилого помещения, служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.

С гражданином, на имя которого был выдан ордер на служебное жилое помещение, заключался письменный договор найма помещения на все время работы нанимателя, в связи с которой ему было предоставлено это помещение (ст. 106 ЖК РСФСР).

Так, из представленных материалов дела судом установлено, что ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ состоял в трудовых отношениях с администрацией <адрес> и <адрес> в должности заместителя главы администрации.

Из постановления главы администрации Льговского района и города Льгова Курской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в целях сохранения в муниципальной собственности жилья и временного обеспечения им нуждающихся работников администрации Льговского района и города Льгова Курской области, с учетом рекомендаций жилищно-бытовой комиссии и руководствуясь ст. 101 ЖК РСФСР, было постановлено:

1. Двухкомнатную <адрес> признать служебной.

2. В связи с приглашением на работу в администрацию <адрес> и <адрес> ФИО2 и отсутствием у него жилья в соответствии со ст. 105 ЖК РСФСР предоставить ему служебную <адрес>.

3. На основании ст. 106 ЖК РСФСР заключить с ФИО2 письменный договор найма служебного жилого помещения и выдать ему ордер соответствующего образца.

Во исполнение указанного постановления ФИО2 был выдан ордер от ДД.ММ.ГГГГ на семью в составе: ФИО2 - наниматель, Мироненко В.Ф. - жена.

Согласно информации Администрации <адрес> является служебным жилым помещением и согласно Перечню относится к специализированному жилищному фонду МО «<адрес>» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ /л.д. 173/ Из ведомости имущества казны Администрации <адрес> следует, что под значится <адрес>. /л.д. 174-183/

Из пояснений представителя ответчика Гладилиной О.И. и письменного отзыва Главы города Льгова ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что жилое помещение (квартира), расположенное по адресу: <адрес>, постановлением главы администрации <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , отнесено к специализированному фонду, вид - служебные помещения и было выделено сотруднику администрации ФИО2 как служебное. При расторжении трудового договора с администрацией <адрес> ФИО2 жилое помещение не сдал. С ДД.ММ.ГГГГ статус жилого помещения не изменялся. По состоянию на сентябрь 2020 г. указанная квартира является служебным помещением. В данном жилом помещении ФИО2 проживал совместно с Мироненко Валентиной Федоровной по день своей смерти ДД.ММ.ГГГГ Мироненко Валентина Федоровна в списках граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях и состоящих на очереди в Администрации <адрес> не числится. Согласно справки Управления Росреестра за Мироненко В.Ф. зарегистрировано на праве собственности жилое помещение (пятикомнатная квартира), расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 68,30 кв.м. /л.д. 103-107/

Таким образом, суд приходит к выводу, что оснований считать спорное жилое помещение, предоставленное ФИО2 по договору социального найма жилого помещения, не имеется, поскольку было предназначено для проживания ФИО2 и его супруги на период его трудовых правоотношений с администрацией <адрес> и <адрес> в связи с назначением на должность заместителя главы администрации.

Вместе с тем, не соответствие формы ордера Приложению Постановления Совета министров РСФСР от 31.07.1984 г. № 335 «О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в РСФСР» и отсутствие в ЕГРП сведений, что спорное жилое помещение, являющееся муниципальной собственностью Администрации города Льгова Курской области, относится к специализированному жилому помещению, не является доказательством как предоставления данного жилого помещения по договору социального найма, так и исключения указанного жилого помещения из состава специализированного жилищного фонда.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения.

В соответствии с ч. 2 ст. 92 ЖК РФ в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

В соответствии с ч. 3 ст. 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности РФ, государственной должности субъекта РФ или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности РФ, государственной должности субъекта РФ или на выборной должности, а также увольнение со службы являются основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

В силу положений ч. 1 ст. 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 02 июля 2009 года № 1 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» дал разъяснение, согласно которому использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, допускается только после отнесения его к специализированному жилищному фонду в соответствии с установленным порядком и требованиями (часть 2 статьи 92 ЖК РФ), которые в настоящее время определены Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года № 42.

В соответствии с абзацем 3 пункта 14 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. № 42 решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения.

Отсутствие государственной регистрации статуса жилого помещения, отнесенного к специализированному фонду по действующему до 01.03.2005 года законодательству, не может свидетельствовать о недействительности его нахождения в составе специализированного жилого фонда Муниципального образования «Город Льгов» Курской области.

Согласно ст. 4 Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» приватизация служебных жилых помещений запрещена.

При этом, понуждение собственника жилищного фонда к исключению служебных жилых помещений из состава специализированного жилищного фонда и включению их в состав социального жилищного фонда, который по своему усмотрению осуществляет принадлежащие ему гражданские права, действующим законодательством не предусмотрено. Закон не возлагает на какой-либо исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации обязанность изменить по требованию нанимателя цель использования жилого помещения специализированного жилищного фонда, исключить его из состава указанных жилых помещений и отнести к фонду социального использования. (ст. 13 ЖК РФ)

В силу чего, вопрос изменения статуса помещения относится к исключительной компетенции собственника и является его правом, а не обязанностью.

При таких установленных в судебном заседании обстоятельствах, суд приходит к мнению о том, что исковые требования Мироненко В.Ф. не подлежат удовлетворению в полном объеме и полагает необходимым отказать в их удовлетворении.     

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Мироненко Валентины Федоровны к Администрации МО г. Льгова Курской области о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации жилья, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Льговский районный суд Курской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий                                                          Н.А. Денисова

2-365/2020 ~ М-388/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Мироненко Валентина Федоровна
Ответчики
Администрация г.Льгова Курской области Гладилина Ольга Ивановна
Другие
Межмуниципальный отдел по Курчатовскому, Конышевскому и Льговскому районам Курской области "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государствноой регистрации, кадастра и картографии" по Курской области
Гладилина Ольга Ивановна
Чичкарев Михаил Александрович
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Курской области
ФГУП "Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ"
Управление Росреестра по урской области
Суд
Льговский районный суд Курской области
Судья
Денисова Наталья Александровна
Дело на странице суда
lgovsky--krs.sudrf.ru
19.08.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.08.2020Передача материалов судье
24.08.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.09.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.09.2020Судебное заседание
13.10.2020Судебное заседание
19.10.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.02.2021Дело оформлено
12.02.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее