Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
28 января 2016 года <адрес>
Ворошиловский районный суд <адрес>
в составе: председательствующего судьи Гориной Л.М.,
при секретаре судебного заседания ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Акционерного общества «Страховая группа «МСК» к ФИО2 о признании договора страхования незаключенным,
У С Т А Н О В И Л:
АО «СК «МСК» обратилось в суд с иском к ФИО2 о признании договора страхования незаключенным, в обоснование заявленных требований указав, что ФИО2 обратился в АО «СГ МСК» с заявлением о наступлении страхового случая, из которого следовало, что между АО «СГ МСК» и ФИО2 был заключен договор страхования транспортного средства А№ от ДД.ММ.ГГГГ Для подтверждения договорных отношений ФИО2 представлены документы по форме схожие с бланками полисов, использовавшихся АО «СГ МСК». Документы имеют наименование «договор страхования транспортного средства (ТС)», «квитанция на получение страховой премии (взноса)». Поскольку в АО «СГ МСК» отсутствовали сведения о заключении договора страхования транспортного средства А№ от ДД.ММ.ГГГГ, АО «СГ МСК» воспользовалось своим правом на проведение проверки. Как следует из заключения ООО «ЭКЦ Независимость» № от ДД.ММ.ГГГГ подписи от имени ФИО2, изображения которых имеются в копии договора добровольного страхования ТС А№ от ДД.ММ.ГГГГ, в копии квитанции на получение страховой премии серии 06 № от ДД.ММ.ГГГГ, в копии акта осмотра ТС к полису А№ от ДД.ММ.ГГГГ, выполнены не ФИО2, а другим лицом. Таким образом, установлено, что ФИО2 договор страхования транспортного средства А№ от ДД.ММ.ГГГГ не подписывался, страховая премия по данному договору не уплачивалась. Заключенный от имени Ответчика договор страхования транспортного средства А№ от ДД.ММ.ГГГГ является незаключенным и недействительным с даты, указанной в договоре, то есть с ДД.ММ.ГГГГ
Положения о формировании нумерации договора страхования по добровольным видам страхования», с ДД.ММ.ГГГГ было прекращено использование универсальных бланков строгой отчетности серии А№ и электронной нумерации для оформления договоров страхования, а также изготовление бланков строгой отчетности с семизначными порядковыми номерами. В срок до ДД.ММ.ГГГГ предусматривалось списание всех неиспользованных бланков серии А№. На дату заключения представленного ФИО2 договора страхования транспортного средства А№ (ДД.ММ.ГГГГ) действовали Правила комплексного страхования транспортных средств, в редакции, утвержденной Приказом ОАО «СГ МСК» от ДД.ММ.ГГГГ №. Доводы Истца подтверждаются выводами правового заключения №- ПРЭ/2015 от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которыми полис А№ № является недействительным, на основании тех фактов, что выдан на бланке не действующем на момент его выдачи, на основании Правил страхования, признанных утратившими силу, и выдан лицами, не имевшими полномочий действовать от имени АО «Страховая группа МСК». Таким образом, отсутствует юридический факт заключения договора между ФИО2 и АО «СГ МСК». Следовательно договор страхования транспортного средства А№ № нельзя считать заключенным, то есть порождающим права и обязанности сторон. Просит признать договор страхования транспортного средства А№ от ДД.ММ.ГГГГ незаключенным, применить последствия ничтожности недействительной сделки к договору страхования А№ от ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель истца, АО СГ «МСК» - ФИО5, действующая на основании доверенности, в судебном заседании просила суд удовлетворить исковые требования.
Ответчик, ФИО2, в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщил.
Представитель ответчика ФИО2 – Цап Я.О., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, просил в иске отказать.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 940 Гражданского кодекса Российской Федерации договор страхования должен быть заключен в письменной форме.
Договор страхования может быть заключен путем составления одного документа (пункт 2 статьи 434 Кодекса) либо вручения страховщиком страхователю на основании его письменного или устного заявления страхового полиса (свидетельства, сертификата, квитанции), подписанного страховщиком. В последнем случае согласие страхователя заключить договор на предложенных страховщиком условиях подтверждается принятием от страховщика указанных в абзаце первом настоящего пункта документов.
Страховщик при заключении договора страхования вправе применять разработанные им или объединением страховщиков стандартные формы договора (страхового полиса) по отдельным видам страхования.
Статья 957 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что договор страхования, если в нем не предусмотрено иное, вступает в силу в момент уплаты страховой премии или первого ее взноса.
Согласно пунктам 7 и 7.1 статьи 15 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (в прежней редакции), бланк страхового полиса обязательного страхования является документом строгой отчетности. Страховщик обеспечивает контроль за использованием бланков страховых полисов обязательного страхования страховыми брокерами и страховыми агентами и несет ответственность за их несанкционированное использование.
В соответствии с пунктом 7.1 статьи 15 Федерального закона "Об обязательном страховании владельцев транспортных средств" (введенного Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 223-ФЗ) страховщик обеспечивает контроль за использованием бланков страховых полисов обязательного страхования страховыми брокерами и страховыми агентами и несет ответственность за их несанкционированное использование. Для целей настоящего Федерального закона под несанкционированным использованием бланков страховых полисов обязательного страхования понимается возмездная или безвозмездная передача чистого или заполненного бланка страхового полиса владельцу транспортного средства без отражения в установленном порядке факта заключения договора обязательного страхования, а также искажение представляемых страховщику сведений об условиях договора обязательного страхования, отраженных в бланке страхового полиса, переданного страхователю.
В случае причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевшего владельцем транспортного средства, обязательное страхование гражданской ответственности которого удостоверено страховым полисом обязательного страхования, бланк которого несанкционированно использован, страховщик, которому принадлежал данный бланк страхового полиса, обязан выплатить за счет собственных средств компенсацию в счет возмещения причиненного потерпевшему вреда в размере, определенном в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона, за исключением случаев хищения бланков страховых полисов обязательного страхования при условии, что до даты наступления страхового случая страховщик, страховой брокер или страховой агент обратился в уполномоченные органы с заявлением о хищении бланков. Выплата указанной компенсации осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для осуществления страховой выплаты. Принадлежность бланка страхового полиса обязательного страхования страховщику подтверждается профессиональным объединением страховщиков в соответствии с правилами профессиональной деятельности, предусмотренными подпунктом "п" пункта 1 статьи 26 настоящего Федерального закона.
Неполное и (или) несвоевременное перечисление страховщику страховой премии, полученной страховым брокером или страховым агентом, не освобождает страховщика от необходимости исполнения обязательств по договору обязательного страхования, в том числе в случаях несанкционированного использования бланков страхового полиса обязательного страхования.
В пределах суммы компенсации, выплаченной страховщиком потерпевшему в соответствии с настоящим пунктом, а также понесенных расходов на рассмотрение требования потерпевшего страховщик имеет право требования к лицу, ответственному за несанкционированное использование бланка страхового полиса обязательного страхования, принадлежавшего страховщику.
Из приведенных норм материального права следует, что бланк страхового полиса является документом, удостоверяющим заключение договора обязательного страхования и возникновение у страховщика обязательств по выплате потерпевшему страхового возмещения при наступлении страхового случая.
Согласно уведомления от ДД.ММ.ГГГГ истцом подтвержден тот факт, что между АО «СГ МСК» и ФИО2 заключен договор страхования транспортного средства № А№. (л.д. 109,110,111).
В соответствии с платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ истцом была произведена выплата страхового возмещения в размере <данные изъяты> рублей 67 копеек. (л.д. 108)
Поскольку бланк полиса ОСАГО является документом строгой отчетности, то страховщик обязан осуществлять надлежащий контроль за его движением и использованием. При этом, взаимоотношения между страховщиком и его уполномоченным агентом по реализации врученных последнему страховых полисов не могут повлечь негативных последствий для страхователя.
В нарушение статьи 12, части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком не представлено надлежащих и допустимых доказательств в подтверждение своих доводов о том, что АО СГ "МСК" не страховало автогражданскую ответственность виновника дорожно-транспортного происшествия.
Сам по себе факт выдачи полиса с одинаковыми реквизитами двум страхователям не свидетельствует о том, что полис ОСАГО, оформленный на имя ФИО2, является поддельным и не подтверждает заключение договора страхования.
В компетентные органы по данному факту истец не обращался и какого-либо процессуального решения в подтверждение доводов о поддельности представленного третьим лицом полиса страхования либо о совершении им недобросовестных действий, связанных с получением полиса, в материалах дела ответчиком не представлено. В рамках рассматриваемого дела истцом не доказано, а судом не установлено наличие противоправных действий третьего лица.
Истцом также не было представлено доказательств недействительности страхового полиса, оформленного на имя ФИО2, а также доказательств тому, что предъявленный при совершении ДТП бланк страхового полиса не принадлежит АО СГ «МСК».
Суд принимает во внимание, что в нарушение статьи 12, части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истцом не представлено надлежащих и допустимых доказательств в подтверждение своих доводов о том, что АО «СГ «МСК» не страховало автогражданскую ответственность виновника ДТП, доказательств, подтверждающих факт хищения его полиса страхования, вины ответчика в утрате истцом названного бланка. Кроме того, ответчиком не представлены доказательства принятия правоохранительными органами решения о признании данного полиса поддельным и установлении факта мошеннических действий со стороны ФИО2 при его оформлении, не приведены и факты, бесспорно указывающие, что полис ФИО2 является недействительным.
Какого-либо процессуального решения компетентных органов по факту поддельности представленного полиса страхования либо о совершении мошеннических действий также не имеется.
Суд находит несостоятельными и доводы о необходимости назначения по делу экспертизы полиса, поскольку назначение экспертизы является правом, а не обязанностью суда. Вопрос о назначении экспертизы либо об отказе в ее назначении разрешается судом в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств дела и имеющейся совокупности доказательств. Поскольку в деле имелись достаточные доказательства для разрешения возникшего спора, суд не нашел оснований для проведения судебной экспертизы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Акционерного общества «Страховая группа «МСК» к ФИО2 о признании договора страхования незаключенным - отказать.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Волгоградский областной суд через Ворошиловский районный суд <адрес>.
Председательствующий:
Справка: мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: