Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-388/2021 от 20.05.2021

                                                                                                                        12-388/2021

РЕШЕНИЕ

19 июля 2021 года                                                                                   г.Ижевск

Судья Индустриального районного суда г. Ижевска Кочетков Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Дашукаева Т.С. на постановление по делу об административном правонарушении,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением начальника МИФНС России № 8 по УР от -Дата- должностное лицо Дашукаев Т.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20.000 руб.

Директором «УДМ-Строй» Дашукаевым Т.С. подана жалоба на вышеуказанное постановление, в которой он просит обжалуемое постановление изменить, поскольку в данном конкретном случае назначение наказание для заявителя в виде административного штрафа является чрезмерно суровым и несоразмерным принципам публично-правовой ответственности, в связи с чем, учитывая характер допущенных нарушений полагает, что назначение наказания в виде предупреждения в полной мере обеспечит достижение целей наказания

В судебное заседание Дашукаев Т.С. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие заявителя

В судебном заседании представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Удмуртской Республике - по доверенности Амеличкина О.В. против доводов жалобы возражала, представила письменные возражения, которые поддержала в полном объеме, просит оспариваемое постановление оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Выслушав пояснения представителя административного органа, изучив и исследовав материалы дела, судья приходит к следующим выводам:

В соответствии со ст.30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Судом установлено, что по результатам анализа представленных ООО «УДМ-Строй» справок по форме 2-НДФЛ за 2019 г., а также документов и информации, представленных обществом письмом от -Дата- в ответ на запрос Инспекции от -Дата-., установлено, что в ООО «УДМ-Строй» трудоустроены следующие граждане - нерезиденты:

- ФИО1 на основании срочного трудового договора от -Дата- на должность слесаря-сантехника;

- ФИО2 на основании срочного трудового договора от -Дата- на должность электрогазосварщика;

- ФИО3 на основании срочного трудового договора от -Дата- принят на должность электрогазосварщика и на основании срочного трудового договора от -Дата- на должность подсобного рабочего;

- ФИО4 на основании срочного трудового договора от -Дата- на должность электрогазосварщика.

Согласно сведениям, представленным -Дата- г. в УВМ МВД по УР установлено, что ФИО1., ФИО2, ФИО3 ФИО4 не имеют вида на жительства в России, в связи с чем, на основании подп. «а» п. 7 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» являлись нерезидентами.

Должностное лицо ООО « УДМ-Строй» - директор Дашукаев Т.С., будучи резидентом, в нарушение требований части 2 статьи 14 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» осуществил валютную операцию по выплате -Дата- по платежной ведомости № 8 от -Дата- заработной платы нерезидентам: ФИО1., ФИО2., ФИО3., ФИО4. без использования банковского счета в уполномоченном банке

По результатам проверки в отношении Дашукаева Т.С. составлен протокол об административном правонарушении от -Дата-

Постановлением начальника МИФНС России № 8 по УР от -Дата- должностное лицо Дашукаев Т.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 руб.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля определены положениями Федерального закона от 10.12.2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Федеральный закон № 173-ФЗ).

Согласно ст. 1 Федерального закона № 173-Ф3 резидентами признаются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации; физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации; постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства; нерезидентами - не являющиеся резидентами в соответствии с подп. «а» и «б» п. 6 ч. 1 настоящей статьи.

В соответствии с подп. «б» п. 9 ч. 1 ст. 1 вышеуказанного Федерального закона валютной операцией является приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.

Если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, в соответствии с ч. 2 ст. 14 Федерального закона № 173-ФЗ, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Банком России.

Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций определены ст. 14 Федерального закона № 173-ФЗ, в соответствии с ч. 2 которой, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, а также переводами электронных денежных средств.

Исчерпывающий перечень случаев, когда юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках, предусмотрен ч. 2 ст. 14 Федерального закона № 173-ФЗ.

В частности, юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации по договорам розничной купли-продажи товаров, а также расчеты при оказании физическим лицам - нерезидентам на территории Российской Федерации транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых населению.

Возможность осуществления такой валютной операции как выплата резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами, минуя счет в уполномоченных банках, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена, в перечень исключений такая выплата не входит.

Таким образом, при выдаче обществом иностранным работникам заработной платы применению подлежала специальная норма Федерального закона № 173-ФЗ, то есть работодатель-резидент обязан выплачивать заработную плату работнику - нерезиденту исключительно в безналичной форме - через банковские счета в уполномоченных банках.

В нарушение ч. 2 ст. 14 Федерального закона № 173-ФЗ, -Дата- ООО «УДМ-Строй» осуществило выплату заработной платы указанным лицам наличным расчетом: ФИО1 в сумме 4 064,83 руб., ФИО2 в сумме 4 064,83 руб., ФИО3 в сумме 5113,45 руб., ФИО4 в сумме 4 064,83 руб., что подтверждается платежной ведомостью от -Дата-., чем нарушен порядок осуществления валютных операций.

Частью 1 ст. 15.25 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.

Из диспозиции приведенной выше нормы следует, что под незаконными валютными операциями следует понимать как валютные операции, запрещенные валютным законодательством Российской Федерации, так и валютные операции, осуществленные с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, в том числе валютные операции, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, непредусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, ООО «УДМ-Строй», которое является резидентом, где руководителем является Дашукаев Т.С., что не оспаривается лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, совершало операции по выдаче (отчуждению) в пользу физического лица - нерезидента валюты Российской Федерации в виде банкнот Банка России, то есть совершило валютную операцию по выдаче денежных средств, минуя счета в банке.

Поскольку возможность осуществления такой валютной операции, как оплата труда резидентом физическим лицам - нерезидентам наличными денежными средствами, минуя счета в уполномоченных банках, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена, в перечень исключений такая выплата не входит, то заработная плата иностранному работнику может выдаваться только путем перечисления денежных средств через банковский счет, открытый в уполномоченном банке, а выплата заработной платы наличными денежными средствами из кассы является незаконной валютной операцией.

Данные ограничения связаны с необходимостью учета проведения валютных сделок, совершенных иностранными гражданами, а также для легального вывоза денежных средств с территории Российской Федерации.

Состав данного правонарушения формальный, то есть основанием для привлечения к административной ответственности, является сам факт совершения незаконной валютной операции вне зависимости от правовых последствий такого правонарушения.

Таким образом, поскольку в рассматриваемом случае работники являются гражданами иностранного государства - нерезидентами, реализация норм трудового права должна осуществляться с соблюдением норм Федерального закона № 173-ФЗ, а локальные нормативные акты общества (приказы, соглашения, договоры) не должны противоречить требованиям указанного Закона.

Понятие валютной операции, содержащееся в ст. 1 Федерального закона № 173-ФЗ, а также права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций, определенные ст. 14 данного Закона, не вызывают таких сомнений, не содержат противоречий и неясностей, которые могли быть квалифицированы как неустранимые.

При выдаче иностранному работнику заработной платы применению подлежали специальные нормы Федерального закона № 173-ФЗ, в связи с чем, осуществление руководителем общества Дашукаевым Т.С. вышеназванной валютной операции не через банковский счет в уполномоченном банке свидетельствует о совершении заявителем незаконной валютной операции и образует событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.

Вместе с тем имеются основания для изменения обжалуемого постановления в части назначенного наказания.

В соответствии с ч. 3 ст. 3.4 КоАП РФ в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со ст. 4.1.1 настоящего Кодекса.

В силу ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Согласно ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Таким образом, вышеприведенными нормами установлены основания смягчения административной ответственности за правонарушения, совершенные лицами, являющимися субъектами малого и среднего предпринимательства.

Согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ООО «УДМ-Строй» включено в указанный реестр.

Материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих, что выявленное административным органом нарушение валютного законодательства причинило вред или создало угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозу чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, причинило имущественный ущерб.

Учитывая приведенные обстоятельства и характер совершенного административного правонарушения, полагаю возможным назначить директору ООО «УДМ-Строй» Дашукаеву Т.С. административное наказание в виде предупреждения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

                                                                              РЕШИЛ:

Постановление от -Дата-, вынесенное в отношении должностного лица – директора ООО «УДМ-Строй» Дашукаева Т.С. изменить в части назначенного административного наказания, назначить должностному лицу – директору ООО «УДМ-Строй» Дашукаеву Т.С. административное наказание в виде предупреждения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР в течение 10 дней с момента получения копии решения.

               Судья                                                              Д.В. Кочетков

12-388/2021

Категория:
Административные
Статус:
Изменено
Ответчики
Дашукаев Тамерлан Сулимович
Другие
пр-ль Дашукаева Т.С. - Русских А.Н.
Суд
Индустриальный районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики
Судья
Кочетков Денис Владимирович
Статьи

ст.15.25 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
industrialnyy--udm.sudrf.ru
20.05.2021Материалы переданы в производство судье
19.07.2021Судебное заседание
22.07.2021Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
22.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.08.2021Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
17.08.2021Вступило в законную силу
15.09.2021Дело оформлено
17.09.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее