Дело № 2-278/2020 27 мая 2020 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе
председательствующего судьи Сафонова Р. С.
при секретаре Поковба А. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске гражданское дело по иску Фартусовой А. П. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске Архангельской области (межрайонное) о возложении обязанности произвести перерасчёт размера пенсии,
установил:
Фартусова А. П. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области о возложении обязанности произвести перерасчёт размера пенсии.
Требование мотивировала тем, что является получателем пенсии. В связи с прекращением ведения предпринимательской деятельности, а также в связи с выходом из членов крестьянского (фермерского) хозяйства «Коскошина» она направила заявление о перерасчёте размера пенсии. Согласно письмам ответчика пенсионный орган не располагает информацией о её выходе из состава членов крестьянского (фермерского) хозяйства «Коскошина» и об уплаченных за неё страховых взносов за 2017 год и 2018 год. В связи с этими обстоятельствами перерасчёт размера пенсии как неработающему пенсионеру не был произведён. С отказом она не согласна. Считала, что с 01 января 2018 года она является неработающим пенсионером, так как статус индивидуального предпринимателя прекращён 14 декабря 2017 года. Просила возложить на ответчика обязанность произвести перерасчёт размера пенсии с 27 декабря 2017 года.
Определением суда от 20 января 2020 года произведена замена ненадлежащего ответчика Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области на надлежащего – Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске Архангельской области (межрайонное).
В ходе судебного разбирательства истец Фартусова А. П. требование уточнила, просила возложить на ответчика обязанность произвести перерасчёт размера пенсии с 01 декабря 2017 года.
В судебное заседание Фартусова А. П. не явилась, несмотря на надлежащее извещение о времени и месте судебного разбирательства, о причинах неявки суду не сообщила, направила в суд своего представителя.
Представитель истца Ляпушкин В. А. в судебном заседании на удовлетворении иска настаивал.
Представитель ответчика Первушина В. Ю. в судебном заседании иск не признала, просила в удовлетворении иска отказать. Пояснила суду, что перерасчёт размера пенсии истцу не произведён, поскольку крестьянское (фермерское) хозяйство «Коскошина» подаёт за истца сведения о том, что она является работающей.
Представители третьих лиц Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Архангельску, крестьянского (фермерского) хозяйства «Коскошина» в судебном заседании участия не принимали, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом.
По определению суда дело рассмотрено в отсутствие истца, представителей третьих лиц.
Заслушав пояснения представителя истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы настоящего гражданского дела, материалы выплатного пенсионного дела Фартусовой А. П. № <№>, суд приходит к следующему.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ).
Согласно статье 15 Закона № 400-ФЗ размер страховой пенсии по старости определяется по формуле и зависит от индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК).
Пунктами 1 и 2 части 10 статьи 18 Закона № 400-ФЗ определено, что размер страховой пенсии ежегодно корректируется с 01 февраля и с 01 апреля в связи с установлением стоимости пенсионного коэффициента на указанную дату.
На основании частей 21, 22 статьи 15 Закона № 400-ФЗ стоимость одного пенсионного коэффициента ежегодно с 01 февраля увеличивается на индекс роста потребительских цен за прошедший год, размер которого устанавливается Правительством Российской Федерации. Стоимость одного пенсионного коэффициента ежегодно с 01 апреля устанавливается федеральным законом о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на очередной год и плановый период.
Также в силу указанного Закона № 400-ФЗ одновременно с назначением страховой пенсии лицам (за исключением лиц, являющихся получателями пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», а также лиц, указанных в пункте 7 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации») устанавливается фиксированная выплата к страховой пенсии, в том числе повышенная фиксированная выплата для лиц, указанных в статье 17 Закона № 400-ФЗ.
В силу части 6 статьи 16 Закона № 400-ФЗ размер фиксированной выплаты к страховой пенсии подлежит ежегодной индексации с 01 февраля на индекс роста потребительских цен за прошедший год.
В соответствии с частью 1 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ (введена в действие с 01 января 2016 года Федеральным законом от 29 декабря 2015 года № 385-ФЗ) пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчётом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учёта индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Федеральным законом от 28 декабря 2017 года № 420-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений Федерального закона «О страховых пенсиях», внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии» до 01 января 2019 года приостановлено действие частей 20 - 22 статьи 15, частей 6 и 7 статьи 16 и части 10 статьи 18 Закона № 400-ФЗ.
Одновременно с 01 января 2018 года размер фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренной частью 1 статьи 16 Закона № 400-ФЗ, проиндексирован на коэффициент, равный 1,037, стоимость одного пенсионного коэффициента увеличена на коэффициент, равный 1,037 (статьи 4 и 5 Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 420-ФЗ).
Как указано в статье 6 того же Федерального закона, положения статей 4 и 5 настоящего Федерального закона не применяются при выплате страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
В дальнейшем действие частей 20 - 23 статьи 15, частей 6 и 7 статьи 16 и части 10 статьи 18 Закона № 400-ФЗ приостановлено до 01 января 2025 года на основании Федерального закона от 03 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий». При этом в силу части 6 статьи 10 Федерального закона от 03 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» размер страховой пенсии в 2019 - 2024 годах должен корректироваться с 01 января каждого года.
Согласно части 3 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчётом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учётом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, за период начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности.
Частью 4 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ определено, что уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в целях реализации положений частей 1 - 3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта.
Как указано в части 9 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ, при выявлении обстоятельств, влекущих увеличение сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный срок либо представлением им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования», решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пересматривается органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в том числе за прошлое время, с учётом положения части 7 настоящей статьи.
Согласно статье 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» застрахованные лица – лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, в том числе самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся частной практикой и не являющиеся индивидуальными предпринимателями), а также являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств.
Как усматривается из материалов дела, истец Фартусова А. П. является получателем пенсии по старости с <Дата>.
Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 17 февраля 2020 года Фартусова А. П. с 20 февраля 2006 года являлась индивидуальным предпринимателем, а значит на неё распространялось обязательное пенсионное страхование и она обязана была уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации.
14 декабря 2017 года Фартусова А. П. прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием соответствующего решения, о чём имеется запись в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.
Также истец являлась членом крестьянского (фермерского) хозяйства «Коскошина», и в соответствии с протоколом собрания членов крестьянского (фермерского) хозяйства от 28 ноября 2017 года на основании заявления Фартусовой А. П. о выходе из состава крестьянского (фермерского) хозяйства «Коскошина» она была выведена из состава указанного крестьянского (фермерского) хозяйства. 15 января 2018 года соответствующие изменения в отношении крестьянского (фермерского) хозяйства «Коскошина» внесены в Единый государственный реестр юридических лиц.
О прекращении участия Фартусовой А. П. в крестьянском (фермерском) хозяйстве «Коскошина» сообщено в налоговый орган, что подтверждается корректировкой расчётов по страховым взносам за 2017 год (в приложении 1 раздела 2 расчёта по страховым взносам за 2017 год указан период членства Фартусовой А. П. в крестьянском (фермерском) хозяйстве «Коскошина» – с 01 января 2017 года по 28 ноября 2017 года).
Поскольку Фартусова А. П. осуществляла деятельность, в период которой она подлежала обязательному пенсионному страхованию, страховая пенсия с 01 января 2016 года выплачивалась ей без учёта индексации размера установленной ей повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии с 01 февраля 2016 года (коэффициент индексации 1,04), с 01 февраля 2017 года (коэффициент индексации 1,054), с 01 января 2018 года (коэффициент индексации 1,037), без увеличения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с 01 января 2019 года и с 01 января 2020 года в размере, предусмотренном частью 8 статьи 10 Федерального закона от 03 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», без корректировки размера страховой пенсии с учётом увеличения стоимости одного пенсионного коэффициента на индекс роста потребительских цен в размере 1,04 с 01 февраля 2016 года, в размере 1,054 с 01 февраля 2017 года, без увеличения стоимости одного пенсионного коэффициента до 78 рублей 58 копеек с 01 апреля 2017 года, до 81 рубля 49 копеек с 01 января 2018 года, до 87 рублей 24 копеек с 01 января 2019 года, до 93 рублей с 01 января 2020 года.
Принимая во внимание, что в ноябре 2017 года Фартусова А. П. вышла из состава членов крестьянского (фермерского) хозяйства «Коскошина», а в декабре 2017 года она прекратила осуществлять деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, выплата страховой пенсии ей должна производиться с учётом имевших место с 01 января 2016 года указанных выше индексаций (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии, при этом такая выплата ей должна производиться с 01 января 2018 года, то есть с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором она прекратила соответствующую деятельность.
Доказательств, опровергающих факт того, что истец больше не осуществляет деятельность, в период которой она подлежит обязательному пенсионному страхованию, стороной ответчика суду не представлено.
В целях восстановления нарушенного ответчиком имущественного права истца на получение пенсии в определённом законом размере суд считает необходимым удовлетворить заявленное истцом требование частично, возложив на пенсионный орган обязанность произвести перерасчёт размера страховой пенсии истца с 01 января 2018 года в связи с прекращением осуществления ею работы и (или) иной деятельности, в период которой она подлежала обязательному пенсионному страхованию.
Правовых оснований для понуждения ответчика произвести такой перерасчёт с более раннего срока (с 01 декабря 2017 года) у суда не имеется.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Фартусовой А. П. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске Архангельской области (межрайонное) о возложении обязанности произвести перерасчёт размера пенсии удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске Архангельской области (межрайонное) произвести перерасчёт размера страховой пенсии по старости Фартусовой А. П. с 01 января 2018 года в связи с прекращением осуществления ею работы и (или) иной деятельности, в период которой Фартусова А. П. подлежала обязательному пенсионному страхованию.
В удовлетворении исковых требований Фартусовой А. П. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске Архангельской области (межрайонное) о возложении обязанности произвести перерасчёт размера пенсии с 01 декабря 2017 года отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд города Архангельска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Р. С. Сафонов