Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-9649/2020 ~ М-6001/2020 от 09.07.2020

копия

Дело № 2- 9649/2020

24RS0048-01-2020-007830-10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 сентября 2020 года     г.    Красноярск

Советский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Черновой Т.Л.,

при секретаре Погорельченко В.Д.,

с участием:

процессуального истца помощника прокурора Советского района г.Красноярска Батуриной Е.Н.,

материального истца Ерофеевой Т.А.,

представителя ответчика Министерства здравоохранения Красноярского края – Пахомовой Т.Ю., действующей на основании доверенности от 27.12.2019,

представителя третьего лица КГБУЗ КМБ №2 – Любаневич О.Ю., действующей на основании доверенности от 24.07.2020,

представителя третьего лица АО «Губернские аптеки» - Логуновой А.М., действующей на основании доверенности от 16.02.2018,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского района г. Красноярска в интересах Ерофеевой ФИО11 к Министерству здравоохранения Красноярского края о взыскании денежных средств, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Советского района г. Красноярска в интересах Ерофеевой Т.А. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Красноярского края, в котором просит взыскать с ответчика в пользу Ерофеевой Т.А. денежные средства в счет возмещения расходов на приобретение лекарственного средства «Кетостерил» в сумме 2 804 руб., компенсацию морального вреда 1 000 руб.

Требования мотивированы тем, что в результате проведенной прокуратурой Советского района г. Красноярска по обращению Ерофеевой Т.А. проверки соблюдения законодательства об охране здоровья граждан в части обеспечения лекарственными препаратами было установлено, что Ерофеева Т.А. является <данные изъяты>, состоит на диспансерном учете в КГБУЗ КМБ . Лечащим врачом-нефрологом КГБУЗ ККБ после проведенного диагностического исследования Ерофеевой Т.А. рекомендован прием <данные изъяты>. На основании вышеуказанных рекомендаций, а также решения врачебной комиссии КГБУЗ КМБ от ДД.ММ.ГГГГ, участковым врачом-терапевтом КГБУЗ КМБ Ерофеевой Т.А. ДД.ММ.ГГГГ был выписан рецепт на лекарственный препарат «<данные изъяты>», однако аптечным учреждением в связи с отсутствием лекарственного препарата «<данные изъяты>» в аптеке и на уполномоченном складе, данный рецепт ДД.ММ.ГГГГ был поставлен на отсроченное обслуживание. При этом до ДД.ММ.ГГГГ Ерофеева Т.А. так и не была обеспечена необходимым лекарственным средством «<данные изъяты>», в связи с чем вынуждена была его приобрести за счет собственных средств, на покупку препарата в аптеке Ерофеева Т.А. потратила 2 804 руб. Ерофеева Т.А. была обеспечена лекарством спустя 28 дней, т.е. ДД.ММ.ГГГГ. Полагает, что неполучение Ерофеевой Т.А. необходимого лечения могло привести в прогрессированию заболевания почек, нарастанию белковой недостаточности и дистрофии внутренних органов.

Процессуальный истец помощник прокурора Советского района Батурина Е.Н., Материальный истец Ерофеева Т.А. в судебном заседании исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения Красноярского края – Пахомова Т.Ю. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, ссылаясь на то, что действующим законодательством не предусмотрен порядок и возможность возмещения в денежной форме расходов граждан на лекарственные препараты. При этом не отрицала право истца на льготное лекарственное обеспечение, указывала на то, что министерством предпринимались все меры в целях своевременного обеспечения льготных категорий граждан лекарственными препаратами. Полагала, что истцом доказательств наличия причинно-следственной связи между незаконными действиями ответчика и имеющимися у истца имущественным и моральным вредом, не представлено. По изложенным основаниям просила, в иске отказать в полном объеме.

Представитель третьего лица КГБУЗ КМБ №2 – Любаневич О.Ю. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований истца к Министерству здравоохранения Красноярского края.

Представитель третьего лица АО «Губернские аптеки» - Логунова А.М. в судебном заседании указывала на то, что АО «Губернские аптеки» предприняло все зависящие от него меры по организации отсроченного обслуживания льготополучателей в порядке, установленном действующим законодательством.

Представитель третьего лица КГБУЗ ККБ, надлежащим образом извещенный о дате времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, причины неявки суду не сообщил, об отложении дела слушанием не просил, в связи с чем и учетом положений ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в его отсутствие.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, регулирует Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

В силу ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

В соответствии со ст. 8 названного Федерального закона №323-ФЗ Социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.

Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Федеральная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи).

Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в частности, установлены: перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, средние нормативы объема медицинской помощи, средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты, а также требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка и условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.

Пунктом 8 статьи 6.1 Федерального закона №178-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной социальной помощи» определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены инвалиды.

В силу части 1 статьи 6.2 названного федерального закона №178-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ в состав набора социальных услуг включаются социальные услуги, в том числе, обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -р утвержден Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2020 год, а также Перечень лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи, в который в частности включен лекарственный препарат Кетоаналоги аминокислот (таблетки).

В ходе судебного разбирательства установлено и сторонами не оспаривалось, что Ерофеева Т.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является <данные изъяты>, имеет право на льготы в части лекарственного обеспечения.

Также судом установлено, что Ерофеева Т.А. состоит на диспансерном учете в поликлинике КГБУЗ КМБ с диагнозом: <данные изъяты>. <данные изъяты>. Данный диагноз ей был выставлен в 2006 году. С 2014 года наблюдается в КГБУЗ ККБ.

ДД.ММ.ГГГГ врачом-нефрологом КГБУЗ ККБ по результатам диагностического исследования был рекомендован прием лекарственного препарата <данные изъяты>.

Решением врачебной комиссии КГБУЗ КМБ от ДД.ММ.ГГГГ Ерофеевой Т.А. по жизненным показаниям для ежемесячного постоянного приема Кетоаналогов аминокислот разрешена выписка лекарственного препарата.

ДД.ММ.ГГГГ на основании вышеуказанных рекомендаций, решения врачебной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ , участковым врачом-терапевтом КГБУЗ КМБ ФИО8 Ерофеевой Т.А. был выписан рецепт на лекарственный препарат «<данные изъяты>.

В соответствии с п. 2.5, 2.7 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , отпуск аптечными учреждениями изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов (за исключением синонимической и аналоговой замены) осуществляется в порядке, установленном для отпуска лекарственных препаратов. В случае временного отсутствия лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, необходимых гражданину, аптечное учреждение организует в течение 10 рабочих дней с даты обращения его отсроченное обслуживание или осуществляет отпуск аналогичного лекарственного препарата, предусмотренного Перечнем лекарственных препаратов, взамен выписанного или иного лекарственного препарата по вновь выписанному рецепту.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Ерофеева Т.А. обратилась с указанным выше рецептом от ДД.ММ.ГГГГ в ЦРА . При этом рецепт не был обеспечен по причине отсутствия лекарственного препарата в аптеке и на уполномоченном складе, рецепт был поставлен на отсроченное обслуживание.

ДД.ММ.ГГГГ АО «Губернские аптеки» направило в адрес Министерства <адрес> письмо с просьбой решить вопрос по обеспечению пациентов, рецепты которых находятся на отложенном спросе, в том числе на лекарственный препарат <данные изъяты>.

Поскольку в установленный срок 10 рабочих дней истец не была обеспечена необходимым лекарственным препаратом, она была вынуждена приобрести Кетостерил самостоятельно на сумму 2 804 руб., что подтверждается товарным чеком от ДД.ММ.ГГГГ.

Также судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Министерство здравоохранения <адрес> заключило государственный контракт на поставку лекарственных препаратов для медицинского применении (<данные изъяты>) с ООО «ЕСКО», в рамках которого ООО «ЕСКО» обязалось осуществить поставку товара заказчику Министерство здравоохранения <адрес> через уполномоченный медицинский склад, УМС – АО «Губернские аптеки».

Таким образом, АО «Губернские аптеки» оказывает Министерству здравоохранения <адрес> услуги уполномоченного склада по приемке, входному контролю, отпуску товара гражданам через аптечную сеть.

Согласно п. 3.25, 3.27, 3.29, 3.29.1, 3.60 Положения о министерстве здравоохранения <адрес>, утвержденного постановлением <адрес> -п от ДД.ММ.ГГГГ, к компетенции Министерства относится, в том числе: организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, в том числе на льготных условиях или бесплатно, в порядке, предусмотренном действующим законодательством; организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или инвалидности, за исключением гемофилии, муковисцидоза, гипофизарного нанизма, болезни Гоше, злокачественных новообразований лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянного склероза, гемолитико-уремического синдрома, юношеского артрита с системным началом, мукополисахаридоза I, II и VI типов, состояний после трансплантации органов и (или) тканей; организация обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, в том числе: осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам; осуществление бюджетных полномочий главного распорядителя бюджетных средств и бюджетных полномочий главного администратора доходов краевого бюджета в случаях, установленных законом края о краевом бюджете.

ДД.ММ.ГГГГ лекарственный препарат международное наименование <данные изъяты>) по заключенному ДД.ММ.ГГГГ государственному контракту поступил на уполномоченный медицинский склад АО «Губернские аптеки».

ДД.ММ.ГГГГ рецепт от ДД.ММ.ГГГГ на лекарственный препарат <данные изъяты> был обеспечен, льготополучатель Ерофеева Т.А. данный препарат получила.

Разрешая при данных обстоятельствах спор, оценив по правилам ст. 67 ГПК РФ представленные в дело доказательства, доводы и возражения сторон в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу, что действующими нормативными правовыми актами установлен порядок обеспечения граждан-инвалидов лекарственными препаратами за счет средств бюджета, заключающийся в том, что такое обеспечение производится на основании рецепта, выданного лечащим врачом, который определяет нуждаемость и объем необходимого больному лекарственного препарата; лекарственный препарат «<данные изъяты>» был рекомендован Ефремовой Т.А. врачебной комиссией, по рецепту лечащего врача, однако своевременно она им обеспечена не была, вынуждена была приобрести указанный препарат за счет собственных средств, а потому имеет право на компенсацию понесенных ею расходов за самостоятельное приобретение ДД.ММ.ГГГГ лекарственного препарата «<данные изъяты>», и, принимая во внимание компетенцию Министерства здравоохранения в сфере организации обеспечения граждан лекарственными препаратами, полагает необходимым взыскать с Министерства здравоохранения <адрес> в пользу Ефремовой Т.А. в счет возмещения расходов на приобретение лекарственного средства «<данные изъяты> сумму в размере 2 804 руб.

Разрешая требования истца о взыскании компенсации морального вреда суд учитывает следующее.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная <данные изъяты> и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.

Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной <данные изъяты>, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.

В соответствии с действующим законодательством обязательными условиями наступления ответственности за причинение морального вреда являются: вина причинителя вреда; причинная связь между неправомерным решением, действием (бездействием) и моральным вредом; нравственные или физические страдания. Только наличие всех четырех условий в совокупности влечет наступление указанной ответственности (статьи 151, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Аналогичный подход отражен в абзаце втором пункта 1 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, в котором суду рекомендуется выяснить, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим.

Доказательств необходимой совокупности элементов, предусмотренных статьей 1069 ГК РФ, порождающей обязательства по возмещению морального вреда, стороной истца в материалы дела представлено не было, а потому суд отказывает истцу в удовлетворении данной части требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░12 ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░13 ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «<░░░░░░ ░░░░░░>» ░ ░░░░░ 2 804 ░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░>░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░

░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 11.09.2020

░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░

2-9649/2020 ~ М-6001/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Ерофеева Татьяна Алексеевна
Прокурор Советского района г. Красноярска
Ответчики
Министерство здравоохранения Красноярского края
Другие
ГППК Губернские аптеки
КГБУЗ Красноярская межрайонная больница № 2
КГБУЗ Краевая клиническая больница
Суд
Советский районный суд г. Красноярска
Судья
Чернова Татьяна Леонидовна
Дело на сайте суда
sovet--krk.sudrf.ru
09.07.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.07.2020Передача материалов судье
13.07.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.07.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.09.2020Судебное заседание
11.09.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.09.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.10.2020Дело оформлено
25.01.2021Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее