Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-2985/2021 от 19.08.2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 сентября 2021 года                                                                           г. Самара

Советский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Туляковой О.А.,

при секретаре судебного заседания Мышкиной К.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании посредством ВКС-связи административное дело №2а-2985/21 по исковому заявлению Загиева Азата Ильгизовича к ФСИН России, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Самарской области, УФСИН России по Самарской области о присуждении денежной компенсации в связи с ненадлежащими условиями содержания под стражей,

УСТАНОВИЛ:

Загиев А.И. обратился в суд с иском к ФСИН России о присуждении денежной компенсации в связи с ненадлежащими условиями содержания под стражей в размере 1 000 000 рублей.

       Иск мотивирован тем, что в период с 05.02.2019г. по 27.11.2019г. он содержался под стражей в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Самарской области в нечеловеческих условиях, а именно: несоответствие площади камер нормам содержания на одного подозреваемого, слабое освещение в камерах, табачный дым, антисанитарное состояние камеры (сырость, грибок), однообразное питание, на прогулку водили один раз в неделю, отсутствие возможности вести здоровый образ жизни (занятия спортом). Также истец подвергался дискриминации по признаку языка, не мог писать и получать письма от родственников на татарском языке, так как администрация СИЗО-1 запрещала ему это делать. Находясь в указанных условиях, истец терпел физические и нравственные страдания, что, по его мнению, нарушает права и свободы человека, гарантированные ст.ст. 3, 6, 8, 14 Конвенции «О защите прав человека.

        В ходе подготовки дела судом определением от 24.08.2021 к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Самарской области, УФСИН России по Самарской области.

       В судебном заседании истец заявленные исковые требования поддержал, просил иск удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчиков на основании доверенностей Лысенкова Л.В. возражала против удовлетворения заявленных требований, по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление.

Выслушав объяснения участников процесса, изучив материалы дела, суд считает, что административные исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее - Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений") содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.

Согласно статье 17.1 названного выше Закона подозреваемый, обвиняемый в случае нарушения предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий их содержания под стражей имеют право обратиться в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, в суд с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение. Компенсация за нарушение условий содержания под стражей присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.

В соответствии с частью 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

Согласно части 5 указанной статьи при рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 3 Постановления от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47), принудительное содержание лишенных свободы лиц в предназначенных для этого местах, их перемещение в транспортных средствах должно осуществляться в соответствии с принципами законности, справедливости, равенства всех перед законом, гуманизма, защиты от дискриминации, личной безопасности, охраны здоровья граждан, что исключает пытки, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение и, соответственно, не допускает незаконное - как физическое, так и психическое - воздействие на человека (далее - запрещенные виды обращения). Иное является нарушением условий содержания лишенных свободы лиц.

Согласно пункту 4 данного Постановления нарушение условий содержания является основанием для обращения лишенных свободы лиц за судебной защитой, если они полагают, что действиями (бездействием), решениями или иными актами органов государственной власти, их территориальных органов или учреждений, должностных лиц и государственных служащих нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы (статья 46 Конституции Российской Федерации).

В силу части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Из содержания указанной нормы следует, что обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика - соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения.

В пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 разъяснено, что административному истцу, прокурору, а также иным лицам, обратившимся в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, надлежит в административном исковом заявлении, а также при рассмотрении дела представлять (сообщать) суду сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или лица, в интересах которого подано административное исковое заявление, нарушены, либо о причинах, которые могут повлечь их нарушение, излагать доводы, обосновывающие заявленные требования, прилагать имеющиеся соответствующие документы (в частности, описания условий содержания, медицинские заключения, обращения в органы государственной власти и учреждения, ответы на такие обращения, документы, содержащие сведения о лицах, осуществлявших общественный контроль, а также о лишенных свободы лицах, которые могут быть допрошены в качестве свидетелей, если таковые имеются).

В названном пункте Пленум Верховного Суда Российской Федерации обращает внимание, что, учитывая объективные трудности собирания доказательств нарушения условий содержания лишенных свободы лиц, суд оказывает административному истцу содействие в реализации его прав и принимает предусмотренные Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации меры, в том числе для выявления и истребования доказательств по собственной инициативе (например, истребует имеющиеся материалы по итогам осуществления общественными наблюдательными комиссиями общественного контроля, а также материалы проверок, проведенных в рамках осуществления прокурорского надзора или ведомственного контроля).

В целях реализации задач административного судопроизводства суд вправе, в частности, возложить на административного ответчика обязанность произвести видео-, фотосъемку и (или) представить в суд видеозаписи, фотографии помещений мест принудительного содержания (с указанием того, когда, кем и в каких условиях осуществлялась соответствующая съемка), сведения о точных размерах помещений, данных о температуре воздуха и освещенности в них, иные письменные и вещественные доказательства, которые приобщаются к материалам административного дела.

Кроме того, суд вправе назначить санитарно-эпидемиологическую или иную экспертизу условий содержания в месте принудительного содержания. Определение суда о назначении экспертизы является обязательным для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц и подлежит неукоснительному исполнению.

Из содержания пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 следует, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.

В частности, судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации.

В то же время при разрешении административных дел суды могут принимать во внимание обстоятельства, соразмерно восполняющие допущенные нарушения и улучшающие положение лишенных свобод лиц (например, незначительное отклонение от установленной законом площади помещения в расчете на одного человека может быть восполнено созданием условий для полезной деятельности вне помещений, в частности для образования, спорта и досуга, труда, профессиональной деятельности).

Судом установлено и следует из материалов дела, что Загиев Азат Ильгизович, ДД.ММ.ГГГГ г.р., следственно-арестованный по ст.ст. 205.5 ч.2, 205.5 ч.1 УК РФ прибыл в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Самарской области 05.02.2019. За время содержания в ФКУ СИЗО-1 содержался в следующих камерах: камера (3 спальных места); камера (3 спальных места); камера (3 спальных места), 27.11.2019 убыл в распоряжение УФСИН России по Нижегородской области.

      Согласно представленной в материалы дела справке начальника отдела режима и надзора учреждения, за время содержания истца количество лиц, содержащихся со следственно-арестованным Загиевым А.И. в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Самарской области не превышало 3 человека. Нарушение ст.23 ФЗ от 15.07.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» допущено не было, на одного заключенного приходилось не менее 4 кв.м. площади камеры и были обеспечены спальными местами.

      Обстоятельств, свидетельствующих о совместном содержании Загиева А.И. в период с 05.02.2019 по 27.11.2019 с ранее содержавшимися в местах лишения свободы, судом не установлено.

       Из материалов дела усматривается, что площадь камеры №117 составляет 14,9 кв.м.; камеры №184 - 14,2 кв.м.; камеры №198 - 13,3 кв.м. Вышеуказанные камеры оборудованы тремя кроватями (что соответствует норме положенности из расчета 4 кв.м. на одного подозреваемого), столом (40x30 см на одного содержащегося) и скамейкой (37x37 см на одного содержащегося), согласно Приказа ФСИН России №407 от 27.07.2007г. «Об утверждении Каталога «Специальные (режимные) изделия для оборудования следственных изоляторов, тюрем, исправительных и специализированных учреждений ФСИН России» по количеству лиц, содержащихся в камере.

       Освещение камеры, смешанное: естественное - через окна, искусственное - лампа дневного освещения ЛБ - 40-2шт. (по 40-Вт.), также имеется ночное освещение с лампой ЛОН - 25-1шт. (25-Вт), которое включается после отбоя спецконтингента.

Размер окон составляет 1,2x0,9 м. Окна установлены не менее 1,5 м. над уровнем пола (приказ Минюста России от 28.05.2001 №161 - ДСП «Об утверждении норм проектирования следственных изоляторов и тюрем Минюста России»).

Оконный проем камер оборудован оконной рамой с двойным остеклением, которые находились в технически исправном состоянии.

Фактов проведения строительных работ в период содержания истца в вышеуказанных камерах, судом не установлено. Переоборудование оконных проемов и замена оконных рам с мая по сентябрь 2019 в учреждении не производилось.

Согласно справки о материально-бытовом обеспечении камер ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Самарской области, помещение камеры №117 оборудовано системой подачи холодного водоснабжения. Горячая вода для стирки и гигиенических целей и кипяченая вода для питья выдаются ежедневно в установленное время с учетом потребности во время раздачи пищи по просьбе содержащихся в камерах режимных корпусов, (п.43 Правил). Отказа в предоставлении горячей воды, а также кипяченой воды не допускалось. Помещение камер №№184, 198 оборудовано системой подачи как холодного, так и горячего водоснабжения. Жалоб и заявлений от осужденного Загиева А.И. за период его содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Самарской области по необеспечению водой, с учетом потребности, не поступало.

За все время содержания Загиева А.И. в камерах №117, 184, 198 присутствовал бочок с питьевой водой.

Сведений, свидетельствующих об обратном, судом не установлено.

Ежедневно дежурным по камере осуществляется влажная уборка помещения камер. Регулярно производится обработка камер и помещений дезинсекционными и дератизационными веществами, в подтверждение чего представлены акты проведения дератизации и дезинфекции от 29.03.2019, от 31.05.2019, 30.08.2019.

В соответствии с п. 134 Правил, подозреваемые и обвиняемые, пользуются ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа. Продолжительность прогулки устанавливается администрацией СИЗО с учетом распорядка дня, погоды, наполнения учреждения и других обстоятельств. Загиев А.И. пользовался правом на ежедневную прогулку, выводился на прогулку согласно графику, утвержденным начальником учреждения. В материалы дела представлены графики прогулок с февраля-ноябрь 2019г.

        Прогулочные дворики ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Самарской области расположены на крыше режимных корпусов, что соответствует Нормам проектирования следственных изоляторов и тюрем Минюста России, утвержденными приказом Минюста России от 28.05.2001г. №161 - ДСП. Площадь прогулочных двориков составляла не менее 3 кв.м. на 1 человека, но не менее 12 кв.м., что подтверждается копией технического плана режимного корпуса №3 ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Самарской области, где площадь всех прогулочных двориков более установленных 12 кв.м., а также представленными фотографиями прогулочных двориков.

        Доводы истца о том, что свет в прогулочных двориках не поступал, крыша была перекрыта, не могут быть приняты во внимание, поскольку согласно вышеуказанному приказу при размещении прогулочных двориков на крышах режимных корпусов над помещениями должна устраиваться крыша.

       Согласно справке по результатам проверки санитарно-гигиенического и санитарно-технического обследования ФКУ СИЗО-1 УФСИН России Самарской области от 05.02.2019 начальника ООСЭН филиала ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ-63 ФСИН России, в камерах оборудован санитарный узел и раковина для умывания с подводкой холодной воды. Санитарный узел отделен от остальной части камеры кирпичной перегородкой с закрывающейся дверью. Фактов наличия в камерах паразитов не выявлено.

       Помывка подозреваемых, обвиняемых и осужденных в душе, осуществляется не реже одного раза в неделю продолжительностью не менее 15 минут (п.45 Правил).

Доводы истца о нарушении его прав в связи с его совместном содержании с курящими лицами, не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.

Из материалов дела также усматривается, что с 05.02.2019 по 27.11.2019г. Загиев А.И. обеспечивался трехразовым горячим питанием по нормам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11.04.2005г.№205 (ред. от 07.05.2006) «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время» и Приказом Минюста России от 17.09.2018г.№189 (ред. от 24.09.2020) «Об установлении повышенных норм питания, рационов питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время» (зарегистрировано в Минюсте России 19.09.2018г.№52188), что подтверждается соответствующей справкой.

Продукты питания в СИЗО-1 поступают с ФКУ ЦБ МТ и ВС УФСИН России по Самарской области, что подтверждается товарными накладными. За качеством приготовления пищи осуществляется контроль медицинскими работниками. Закладка продуктов питания в котел осуществляется согласно ежедневной раскладке продуктов по норме питания. Раздача готовой пищи разрешается только после проведения медицинскими работниками контроля качества пищи. Данные за недоброкачественное приготовление пищи отсутствуют.

Разнообразие питания в спорный период подтверждается представленными суду котловыми ордерами.

Обеспечение надлежащих условий содержания истца в учреждении в рассматриваемый период также подтверждается отсутствием каких-либо устных либо письменных обращений в адрес администрации по поводу ненадлежащих условий содержания и ухудшения в связи с этим состояния здоровья.

Согласно разделу VIII Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденные приказом Минюста России от 14.10.2005г.№189 порядок осуществления переписки, получения и отправления денежных переводов содержащимся подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными в СИЗО-1 разрешается отправлять и получать телеграммы и письма без ограничения их количества.

Вся корреспонденция подозреваемых и обвиняемых подлежит регистрации в специальном журнале с указанием даты ее поступления и отправления. Переписка подозреваемых и обвиняемых подвергается цензуре (п.81 Правил).

Так, согласно журналам учета входящей и исходящей корреспонденции ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Самарской области за 2019г., от истца за период его содержания с 05.02.2019 по 27.11.2019г. отправлено 29 писем и им же получено 24 письма.

Администрацией СИЗО-1 фактов отказа в принятии, отправлении и вручении писем не допускалось.

При таком положении, доводы о нарушении прав истца на переписку, не могут быть во внимание.

Доводы истца о том, что прогулочные дворики учреждения не оборудованы спортивным инвентарем, несостоятельны в виду того, что согласно п. 136 Правил прогулочные дворики должны быть оборудованы скамейками для сидения, навесом от дождя, урной для мусора. При проведении прогулки возможность занятия физическими упражнениями и спортивными играми предоставляется только несовершеннолетним.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации применение к лицу, совершившему преступление, наказания в виде лишения свободы предполагает изменение привычного уклада жизни осужденного, его отношений с окружающими и оказание на него определенного морально-психологического воздействия, чем затрагиваются его права и свободы как гражданина и изменяется его статус как личности. Лицо, совершающее умышленное преступление, должно предполагать, что в результате оно может быть лишено свободы и ограничено в правах и свободах, то есть такое лицо сознательно обрекает себя и своих близких на ограничения, в том числе в правах на общение с членами семьи, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 16 февраля 2006 г. N63-0, от 20.03.2008 г. N 162-0-0, от 23.03.2010 г. N369-0-0).

В соответствии со справкой врио начальника филиала МЧ-12 ФКУЗ МСЧ-63 ФСИН России С.А. Селина от 15.09.2021, за период содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Самарской области с 05.02.2019 по 27.11.2019 Загиев А.И. неоднократно обращался за медицинской помощью, согласно журнала амбулаторного приема 111 режимного корпуса за 2019 год.

Фактов отказа в предоставлении медицинской помощи, согласно данного журнала, не установлено.

Что касается ходатайства ответчиков о пропуске истцом срока на обращение в суд с настоящим иском, то, учитывая факт обращения истца ранее с данным иском в другой районный суд г.Самары, в принятии которого 25.03.2020 было отказано (судья Османова Н.С., М-1431/2020, 9а-1301/2020), суд полагает, что срок на обращение в суд не пропущен Загиевым А.И.

Исходя из положений части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) возлагается на органы и лиц, которые их приняли или совершили, а обязанность по доказыванию того, какие права и свободы нарушены этими решениями, действиями (бездействием), соответственно возлагается на лицо, которое их оспаривает.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 названного Кодекса решение об удовлетворении требования о признании оспариваемого решения, действия (бездействия) незаконным принимается при установлении двух условий одновременно: решение, действие (бездействие) не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.

Следовательно, признание незаконными действий (бездействия) и решений органов и должностных лиц возможно только при несоответствии их нормам действующего законодательства одновременно с нарушением прав и законных интересов гражданина. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

По настоящему административному делу совокупности таких правовых условий, позволяющих принять решение об удовлетворении заявленных требований, не установлено, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Самарской области не нарушены условия содержания Загиева А.И., в связи с чем, оснований для присуждения административному истцу компенсации не имеется.

       При таких обстоятельствах суд полагает, что в удовлетворении заявленных Загиевым А.И. исковых требований следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Загиева Азата Ильгизовича к ФСИН России, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Самарской области, УФСИН России по Самарской области о присуждении денежной компенсации в связи с ненадлежащими условиями содержания под стражей- отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Советский районный суд г. Самары в течение месяца с даты изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 27 сентября 2021г.

    Судья                                        подпись                       О.А. Тулякова

Копия верна

                               Судья:

Секретарь:

2а-2985/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Загиев А.И.
Ответчики
ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Самарской области
УФСИН России по Самарской области
Федеральная служба исполнения наказания России
Суд
Советский районный суд г. Самары
Судья
Тулякова О. А.
Дело на странице суда
sovetsky--sam.sudrf.ru
19.08.2021Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
19.08.2021Передача материалов судье
24.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.08.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.09.2021Судебное заседание
20.09.2021Судебное заседание
27.09.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.04.2022Дело оформлено
29.04.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее